Сергей Чемезов подставляет плечо казанскому МВЕНу Сергей Чемезов подставляет плечо казанскому МВЕНу Фото: ©Григорий Сысоев, РИА «Новости»

И ОПРЫСКИВАТЬ ПОЛЯ, И СЕЯТЬ РИС

До конца этого года будет выпущено 30 самолетов для авиахимработ Т-500, сообщила сегодня пресс-служба «Ростеха». В релизе указано, что производством займется обнинское АО «ОНПП „Технология“». И почему-то ни слова не сказано о том, что вообще-то эту машину (первоначальное название МВ-500) разработало казанское ООО «Фирма МВЕН» (главный конструктор — Юрий Шипилов).

Что такое Т-500? Это небольшой цельнокомпозитный моноплан, может эксплуатироваться вне аэродромов, оснащен быстродействующей парашютной системой спасения. Первый полет машина совершила осенью 2014 года. А публике Т-500 впервые представили на международном авиационно-космическом салоне МАКС-2017. Т-500 — развитие специализированного сельскохозяйственного самолета «МВЕН-2 „Фермер“», но у него более мощный двигатель, он более обтекаемый и берет почти в два раза больше полезной нагрузки — 500 килограммов. Как сообщает «Ростех», стоимость Т-500 будет в два раза ниже, чем у зарубежных аналогов (например, Thrush и Cessna). Насколько известно, создатели самолета намерены уложиться в рамки $250 тысяч.

По сообщению «Ростеха», Т-500 — универсальный самолет для выполнения мониторинга окружающей среды (особенно в пожароопасный период), обследования промышленных объектов большой протяженности, воздействия на гидрометеорологические явления, обработки лесов от вредителей, ликвидации разливов нефтепродуктов. Возможность применения современной технологии ультрамалообъемного опрыскивания позволяет проводить экономичную и эффективную обработку новейшими типами химических составов.

Последняя функция, пожалуй, самая главная, ведь в России до сих пор нет специализированного сельскохозяйственного самолета. Между тем в сельском хозяйстве Советского Союза трудилось примерно 5 тыс. Ан-2. Да, наземная техника сегодня шагнула далеко вперед, но без сельхозавиации, как видится, все же не обойтись: при помощи нее можно делать химпрополку, бороться с насекомыми и болезнями и так далее. Авиация производительнее и во многом технологически предпочтительнее наземной техники — самолеты ничего не мнут, не ломают, что особенно важно на завершающих этапах созревания колосовых, когда использование наземной техники губит 5–10% урожая. Здесь и противоэпидемиологическая обработка, что в последнее время немаловажно. Кстати, интересно, что с Т-500 можно даже сеять рис.


ДОЛГОЖДАННЫЙ ПРОЕКТ

МВЕН пытался продвинуть свой сельхозсамолет с начала 2000-х, но дело постоянно натыкалось  на всякого рода препоны. Насколько можно понять, главной проблемой стало получение сертификата типа — процедуры чрезвычайно сложной и дорогостоящей. Можно предположить, что при помощи «Ростеха» сертификацию удастся завершить в этом году. «В данный момент судно проходит заключительный этап сертификации», — говорится в сегодняшнем релизе госкорпорации. Генеральный директор МВЕН Виктор Ермоленко в беседе с «БИЗНЕС Online» не стал вдаваться в подробности, лишь подтвердив, что сборка машин будет вестись в Казани, и, действительно, к концу года ожидается старт серии.

Вопрос: зачем МВЕНу потребовалось сотрудничество с «Ростехом»? Во-первых, можно предположить, что дело в ряде особых технологий, которыми обладает ОНПП. Напомним, что это один из российских лидеров в области композитных технологий, прежде всего — для ракетно-космической и авиационной промышленности. Во-вторых, подопечные Чемезова — это, безусловно, мощнейший толкач актуального, но долго буксовавшего проекта.

Зачем это надо «Ростеху»? В сегодняшнем релизе об этом сказано вполне определенно — выполнение предначертаний президента Владимира Путина: «Увеличение доли гражданской продукции — не просто поставленная правительством и госкорпорацией задача, а необходимое условие развития предприятия. В 2017 году доля выручки ОНПП „Технология“ от гражданской продукции составила 19,7 процента. К концу 2018 года планируется довести этот показатель до 25 процентов за счет производства Т-500, а также вывода на рынок конструкционной оптики из монолитного оптического поликарбоната, углепластикового хвостового оперения для авиалайнера МС-21 и изделий из керамических материалов для отечественной металлургии, научной деятельности и даже медицины».


ТАТАРСТАН ЗАИНТЕРЕСОВАН

В «Ростехе» полагают, что у Т-500 большое будущее: «Проект Т-500 обладает большим потенциалом развития. В 2018 году мы планируем выпустить 30 воздушных судов, а с 2019 года готовы выйти на мощность 120 самолетов в год. Уже сейчас у нас намечены первые направления сбыта — в покупке самолетов выразил заинтересованность Рослесхоз, возможность покупки либо аренды обсуждается с министерством сельского хозяйства, подписано соглашение о содействии в продажах с Росагролизингом. В реализации пилотного проекта создания единой системы авиахимработ в России готовы принять участие администрации Татарстана, Пермского края и Свердловской области. Заинтересованность в закупках также выразили зарубежные заказчики из Португалии и Эквадора».

Что касается Татарстана, то вице-премьер РТ — министр промышленности и торговли РТ Альберт Каримов не так давно подчеркивал интерес республики к сельхозавиации: «В республике сегодня развито сельское хозяйство, у нас вносится большое количество удобрений, внимательно относятся к внедрению новых разработок. Мы заинтересованы в применении самых современных и самых экономичных методов обработки сельхозугодий. Мы говорим не только о производстве самолетов. Концепция состоит в том, чтобы предлагать обработку полей как услугу», — пояснил Каримов. Отметим, что некогда в Татарстане было примерно 30 площадок сельхозавиации, сохранились шесть, так что определенная база для апробации Т-500 есть.

Проблема в том, что вряд ли многие хозяйства потянут покупку и содержание сельхозавиации, ведь она работает сезонно — три-четыре месяца, а остальное время стоит. Есть смысл создать летную специализированную авиакомпанию и предоставлять услугу по авиахимработам. В конце концов, сельхозавиация — это целая система: полеты, обслуживание самолетов, подготовка технического и летного состава. Последнее — чрезвычайно важная вещь, ведь пилот сельхозавиации, несмотря на неказистость специализации, должен быть профессионалом очень высокого класса: это экстремальная работа на низких высотах и с просто диким темпом.


«НЕОБХОДИМОСТЬ В КУКУРУЗНИКАХ БЫЛА И ЕСТЬ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» предложили экспертам оценить перспективы сельхозавиации.

Айрат Хайруллин — депутат Госдумы РФ:

— Надо смотреть на характеристики, класс самолетов. Если это судно, которое может брать на борт хотя бы тонну груза — растворы для опрыскивания полей или удобрения для подкормки, то, конечно, это очень ожидаемая машина. Сегодня кроме кукурузников — старых, древних — на опрыскивание пускают легкие самолеты, вносящие микродозы. Мы не очень хорошо к этому относимся и считаем, что все-таки для качественной обработки посевов необходимо использовать большее количество литров на гектар. В зависимости от нормы внесения, каждый взлет рассчитан на определенное количество гектаров. Например, если вы тратите 100 литров на гектар — берите тонну. Значит, каждые 10 гектаров вам надо взлететь, опрыснуть, сесть и заправиться снова. Если хотите в день опрыснуть 500 гектарв — у вас выйдет 50 взлетов и 50 посадок. А если небольшой самолет с маленькой грузоподъемностью, он применяет уже не 100 литров на гектар, а, например, 30, 40, 50 литров. Доза маленькая и не все капельки долетают до растения, а в жаркую погоду часть и вовсе испаряется. То есть эффективность снижается. Поэтому очень важно, чтобы этот самолет имел грузоподъемность хотя бы 1–3 тонны. В таком случае это долгожданный самолет... Вообще, каждую весну в Татарстане только «Красный Восток Агро» привлекает 36 кукурузников на раннюю подкормку озимых — пока в поле не может выехать ни один трактор. За счет ранней подкормки компания всегда получает самый высокий урожай по озимой пшенице. Необходимость в кукурузниках, которые выпускают еще со времен Второй мировой войны, была и есть. Нам приходится собирать эти самолеты по всей России. Прилетают они из Краснодара, Воронежа, Тамбова, Пензы, Волгограда, Ульяновска, Саратова. Из каждого региона по три-четыре машины.

Камияр Байтемиров — председатель ассоциации фермерских хозяйств РТ:

— Подобными воздушными суднами сегодня в Татарстане пользуются крупные агрохолдинги, например «Ак Барс Агро» или «Красный Восток Агро». Они берут эти самолеты в аренду у юридических лиц. Но для фермерских хозяйств подобные самолеты невыгодны. Во-первых, в основном у них небольшие площади полей — около 100 гектаров. Во-вторых, сразу поднимается себестоимость продукции. И если агрохолдинги могут себе это позволить, удешевив другие источники расходов, то для фермеров это, конечно, не по силам. В целом, разумеется, это намного быстрее и удобнее, чем использовать специальную сельскохозяйственную технику несколько раз в год. Если такие самолеты приобретет государство и будет через Росагролизинг предоставлять услуги по невысоким ценам, я думаю, это может заинтересовать фермерские хозяйства.