Майя Ломидзе Майя Ломидзе Фото: Елена Колебакина-Усманова

РАННЕЕ БРОНИРОВАНИЕ ТУРЦИИ ВЫШЕ В ДВА РАЗА, ЧЕМ ГОД НАЗАД

По акциям раннего бронирования летнего отдыха с большим отрывом лидирует Турция — показатели бронирования уже сейчас превысили цифры прошлого года в два раза. Об этом сегодня на пресс-конференции в МИА «Россия сегодня» заявила исполнительный директор ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе. По ее словам, другие зарубежные направления (Греция, Кипр, Испания и Болгария) тоже демонстрируют рост, но лишь на 20%.

Не останавливает туристов от бронирования Турции и сообщения о проблемах одного из перевозчиков — Azur Air. Ломидзе уверена, что на этот раз ситуация, подобная той, что случилась год назад с «ВИМ-Авиа», не повторится: «Azur Air продолжает устранять ошибки, на которые указала Росавиация, поэтому будем рассчитывать на благоприятный исход событий... Повторение ситуации с „ВИМ-Авиа“? Неправильно проводить аналогию. „ВИМ-Авиа“ получила все допуски и начинала летать, не имея никаких возможностей. В случае с Azur Air были предприняты превентивные меры на всякий случай. Повтора быть не может. „ВИМ-Авиа“ летала, но внезапно приостановила полеты, кинула и партнеров, и туристов». Даже если исход с Azur Air будет неблагоприятным, то, по ее словам, туристы все равно не пострадают и до курортов доедут. «Партнеры Azur Air сейчас пытаются найти на всякий случай альтернативные варианты перевозки», — указала Ломидзе.

При этом российские туристы отнюдь не спешат заранее забронировать тур на курорты Краснодарского края или Крыма. По мнению Ломидзе, это тоже своего рода традиция — российские курорты бронируют в последний момент акций: «Российские курорты по акциям раннего бронирования бронируются в последний момент. Было исключение в 2015–2016 году, когда случился ажиотажный спрос на отдых в Краснодарском крае и Крыму. Сейчас мы такого спроса не наблюдаем. Пока активно бронируется Турция». Впрочем, по ее словам, с каждым днем динамика бронирования будет снижаться, особенно после того, как в конце марта и первых числах апреля закончатся акции раннего бронирования. «Дальше уже будут полноценные летние цены, которые на 25–30 процентов выше, чем предлагается сейчас», — отметила Ломидзе.

Турция Турция

В целом у игроков туротрасли «неплохие» ожидания от летнего сезона, чего не скажешь о майских праздниках, ситуация с которыми до сих пор остается неясной, и пока затруднительно что-то прогнозировать по популярности направлений. Ясность только с лидерством Турции. «Майские — вообще пока непонятно. Турция продается на майские, потому что 17 тысяч на неделю — это очень хорошая цена, а у нас билет в Сочи стоит 22 тысячи», — заявила представитель АТОР корреспонденту «БИЗНЕС Online».

Крым Крым

«ЕСЛИ ОТКРОЮТ ДОРОГУ ПО КРЫМСКОМУ МОСТУ, ТО ЭТО ПРИВЕДЕТ К ВЗРЫВНОМУ РОСТУ СПРОСА»

Что касается Крыма, то он в летнем сезоне, по мнению Ломидзе, будет на третьей строке предпочтений россиян — после курортов Краснодарского края и Санкт-Петербурга. Ситуацию может подкорректировать открытие автомобильного сообщения по Крымскому мосту. «Если откроют дорогу по Крымскому мосту, то это, на наш взгляд, приведет к взрывному росту спроса. Это увеличит долю самостоятельных туристов», — ожидают в АТОР.

Тем не менее к полуострову все еще много вопросов как у туристов, так и у туркомпаний. «Вопросы связаны с неправильным соотношением цена — качество, вопросы связаны с инфраструктурой. Тем не менее российские туристы Крым любят, ему не изменяют и продолжают ездить каждое лето. Думаю, и в этом сезоне спрос будет достаточно высоким», — отметила Ломидзе. Из положительных факторов она отметила то, что в этом году почти не повысились цены, так как практика предыдущих годов показывала, что увеличение цены более чем на 10% неминуемо сокращает спрос.

«Цена повысилась где-то на 5 процентов, но это нормально воспринимается нашими туристами, у которых реальные доходы по-прежнему не увеличились, — констатировала Ломидзе. — На данный момент Крым входит в число наиболее бюджетных вариантов. Если мы берем бюджетный вариант отдыха на море, то Крым может быть сейчас дешевле, чем Турция или сопоставим, потому что она дала беспрецедентно низкие цены. И это может стать тем преимуществом, которое может выравнять спрос в высокий сезон».

«БОЛЕЛЬЩИКИ — ОСОБЫЕ ЛЮДИ, ПОТОМУ ЧТО ПРИЕЗЖАЮТ НА ОДНУ НОЧЬ»

Впрочем, говоря о летнем сезоне, нельзя не учитывать и фактор грядущего чемпионата мира по футболу, который, как считает Ломидзе, определенно повлияет на внутренний и въездной туризм в таких городах, в которые по традиции чаще всего ездят иностранные туристы, а это Москва, Санкт-Петербург и Казань. «Обычно классические туристы стараются избегать посещения мест, где проходят большие международные соревнования. Они понимают, что возможны ограничения, не все хотят сталкиваться с болельщиками. Поэтому не исключаем, что в чистом виде туристов, которые не планируют посещать матчи, может быть, будет меньше в этом году, чем в прошлом. Но за счет болельщиков и членов их семей цифры будут другие», — считает Ломидзе.

Тем не менее она полагает, что для всех принимающих ЧМ городов последует постэффект — чемпионат будет способствовать продвижению до сих пор неизвестных для иностранных туристов городов, таких как, например, Саранск, Волгоград или Ростов-на-Дону. «Чемпионат — это большая инвестиция. Но как сможем этим воспользоваться, это уже большой вопрос», — добавила исполнительный директор АТОР.

Тем временем Госкомитет Татарстана по туризму начал распространять через СМИ памятку для жителей, решивших сдать свою квартиру на время мундиаля. В рекомендациях подробно изложено и то, зачем необходимо заключать договор аренды, и как регистрировать гостей в отделе по миграции и даже как заплатить налоги. Отдельно приводится табличка с максимально возможными ценами на объекты размещения с зависимости от категории. «Обращаем ваше внимание, что необоснованно завышенная цена негативно отражается и на репутации владельца, и на репутации города. Кроме того, завышенная цена — повод не воспользоваться вашим предложением», — увещевают в Госкомитете по туризму.

Между тем, как писали в СМИ, некоторые отели навязывали или дополнительные услуги, или настаивали на бронировании не одной ночи, а то и трех, и пяти. Ломидзе уверена, что в данном случае все отрегулирует рынок: «Болельщики — особые люди, потому что они приезжают на одну ночь, а отели выкручивают руки и заставляют бронировать три-пять ночей. Болельщик вообще может жить в палатке или автобусе, потому что у него задача футбол посмотреть и пиво попить, но никак не остановиться в роскошном отеле. Но чемпионат — это еще и делегации, которые будут жить в отелях. Скорее всего, отели будут заполнены, но не факт, что за счет болельщиков».

«НЕТ УСТАЛОСТИ ОТ ЭКСКУРСИОННЫХ ТУРОВ, ЕСТЬ НЕХВАТКА ДЕНЕГ»

Сегмент экскурсионного туризма продолжает стагнацию: нет резкого падения спроса, но нет и роста. «Это связано с тем, что стоимость экскурсионных туров, как ни странно, растет, — объяснила Ломидзе. — Надо понимать специфику экскурсионного продукта — это не самая большая мотивация, но при этом круглогодичный продукт. Люди, отправляясь на выходные, готовы потратить определенную сумму денег, понимая, что летом все равно надо ехать на море. Как только эта сумма денег на семью составляет больше 35 тысяч рублей за три-четыре дня, то, естественно, семья начинает думать, не лучше ли эти деньги попридержать и поехать летом. Поэтому стагнация в этом сегменте есть».

Чтобы подстегнуть спрос, туркомпании всячески стремятся разнообразить предложения. Например, новшество этого года — автобусные круизы. «Это тот же автобусный тур, но есть свои нюансы. Продукт настолько хорошо упакован, настолько привлекательный по цене, что это может изменить общую картину спроса по экскурсионным маршрутам», — предполагает Ломидзе.

В целом, по ее мнению, стагнация в секторе экскурсионного туризма вызвана отнюдь не усталостью от «Золотого кольца» или Казани. Причина более тривиальна — деньги: «Когда появляется новый продукт, видим, что они востребованы. Нет усталости от экскурсионных туров вообще, есть нехватка денег и по-прежнему нехватка продвижения».

«МНОГИЕ ОДУМАЛИСЬ СЕГОДНЯ И ВЧЕРА»

«БИЗНЕС Online» предложил игрокам туррынка Татарстана рассказать о предпочтениях жителей республики.

Гульнара Фахриева — директор турагентства «Диля-тур»:

— Как обычно, на мартовские праздники выбирались короткие туры — на три-четыре ночи. В основном это Сочи и Объединенные Арабские Эмираты. Если кто-то задумался об отдыхе заранее, брали Чехию, Прагу. Многие, конечно, одумались сегодня и вчера — вспомнили, что 8 марта на носу, но уже ничего не осталось. Ранее бронирование на грядущие праздники совершали за месяц-два-три.

Есть у казанцев интерес к Баку, Азербайджану, и Тбилиси — хороший спрос на весну и лето. Весной берется экскурсионка, а если хотят моря, берутся пригороды Баку — там такое же лечение, как в Чехии или Венгрии.

Уже начинается бронирование на летний отдых. Спроса много, люди интересуются, думают. Цены, конечно, по сравнению с прошлым годом выше. В прошлом году, например, Турция стоила дешевле, потому что направление только-только открылось, и надо было завлекать туристов. В этом году Турция поняла, что турист к ней поедет, и цены стали обычными. Но растут каждый день, поэтому, думаю, с ранним бронированием в этом году будет получше.

Юлия Таланова — директор туристической компании «Трэвэл-Эндвок»:

— На 8 марта туры казанцы выбирали давно. По направлениям в основном с короткими перелетами: Эмираты, Турция (Стамбул), Азербайджан. Однозначно, люди выбирали ранее бронирование, потому что все хотят подешевле. В целом активность на мартовские праздники та же, что и год назад. Могу сказать, что чем больше выходных дней приходится на праздники, тем активнее идет бронь. Чем меньше выходных, как на 23 февраля, тем менее активно.

Идут брони на майские праздники — конечно, это больше Турция. Все хотят солнышка, морского бриза. Море еще холодно, но солнце печет хорошо. Также можно съездить на морские солнечные ванны в Кипре. Это действительно открывает глаза, радует, хочется жить дальше.

На лето уже бронируют Турцию, Грецию. Выбирают также такие дальние поездки, как Куба, Доминикана, Мексика, потому что эти страны достаточно интересны.

Рамиль Мифтахов — президент ассоциации туристских агентств Татарстана, гендиректор агентства «Персона грата»:

— Популярные направлениями на 8 марта — жаркие страны, и в эти даты глубина продаж очень высокая. Многие, учитывая, что будут такие длинные выходные, заранее купили туры во Вьетнам и Таиланд, однако самыми полюбившимися у казанцев оказались Арабские Эмираты: рейсы семь раз в неделю, почти каждый день можно спокойно улететь из Казани и выбрать отель фактически на любой кошелек.

Если говорить о европейских направлениях, то они в мартовские праздники 2018 года не пользуются такой популярностью, как раньше. Возможно, это связано с похолоданием на континенте, которое отпугнуло часть туристов, однако и внешняя политика влияет на этот процесс. Россияне не сильно стремятся ехать в страны с русофобскими взглядами и стараются путешествовать там, где к нашим согражданам относятся хорошо или нейтрально.

Российские курорты находятся в режиме ожидания. Некоторые едут в Питер, в Москву. На Кавказе, в Сочи и на Урале можно покататься на горных лыжах, но нет таких направлений внутри России, где традиционно принято праздновать международный женский день.

Что же касается летнего периода, то тут есть новые направления. К примеру, из Казани можно будет улететь регулярным рейсом в Болонью. Это хорошее направление, оттуда можно легко добраться до любой части Италии. До Рима можно будет доехать за четыре часа, до Милана — за три, а до ближайших курортов — от полутора часов. В текущем году хорошие продажи показало раннее бронирование туров в Турцию. Если в прошлом году люди долго думали, принимали решение об отпуске в последний момент, то в этом году сразу пошло активное бронирование.