Доклад Контрольно-счетной палаты, предложенный на сегодняшней итоговой сессии горсовета Челнов, содержит интересные факты, вынесенные аудиторами из проверки МУП и ООО «Электротранспорт». Как утверждается в отчете, эксперимент, проведенный КСП, показал, что больше половины выручки от билетов скрывают, а само требование компенсаций от КАМАЗа является незаконным еще с 2015 года. На эти события уже отреагировала прокуратура.
Согласно договорам, МУП берет с КАМАЗа деньги за доставку рабочих до заводов и обратно, утверждая, что выручка с билетов не покрывает себестоимость маршрутов
СЧЕТНАЯ ПАЛАТА УЛИЧИЛА «ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТ» В НЕЗАКОННОМ ОБОГАЩЕНИИ
Итоговый отчет Контрольно-счетной палаты Набережных Челнов за 2017 год был представлен сегодня на сессии горсовета с участием президента РТ Рустама Минниханова. Депутаты горсовета, заранее изучившие документ, обратили внимание СМИ на некоторые любопытные выдержки, посвященные проверкам деятельности МУПа и ООО «Электротранспорт». ООО, напомним, заведует в городе трамваями, а одноименное МУП — автобусными перевозками.
Так, в документе, подписанном председателем КСП Татьяной Шливе, оценивается правомерность договоров, заключенных в 2016 году между «Электротранспортом» с одной стороны и ПАО «КАМАЗ», а также АО «Ремдизель» — с другой. Согласно договорам, МУП берет с КАМАЗа деньги за доставку рабочих до заводов и обратно, утверждая, что выручка с билетов не покрывает себестоимость маршрутов. При этом плата за проезд для заводчан не отличается от городской — пассажиры отдают по 22 рубля, установленные госкомитетом РТ по тарифам.
«В связи со вступлением в действие отдельных положений федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ „Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ“ данная схема организации перевозок неправомерна, — говорится в отчете КСП. — Осуществление перевозок персонала предприятий к месту работы и обратно возможно по регулярным муниципальным маршрутам, по договорам фрахта и силами собственных автотранспортных хозяйств. Сбор проездной платы в салоне транспортного средства возможен только при перевозках по регулярным муниципальным маршрутам. Таким образом, предмет договоров в части порядка оплаты за проезд противоречит законодательству».
Тут же сказано, что по итогам проверки исполком города может утвердить маршруты в промзоны Челнов на общих основаниях с внутригородскими — в этом случае договоры с заказчиками будут разорваны. Есть и другой вариант — перестать взимать с камазовцев плату за проезд, а брать деньги только с заказчика как за вахту. Однако против второго варианта КАМАЗ всегда принципиально возражал, хотя и платил. Возражает и сейчас.
«Дело в том, что у нас все заводы находятся на территории города Набережные Челны, — отразил позицию КАМАЗа руководитель пресс-службы автогиганта Олег Афанасьев. — Следовательно, речь идет о внутригородских перевозках. Мы всегда ставили вопрос о том, что в городе перевозка должна осуществляться муниципальным транспортом. Почему-то все говорят, что это невозможно, но мы так не считаем. Обязанность администрации — обеспечить доставку жителей города к месту работы. Иногородних работников, например, мы привозим вахтой, но город есть город».
В документе, подписанном Татьяной Шливе, оценивается правомерность договоров, заключенных в 2016 году между «Электротранспортом» и ПАО «КАМАЗ»
ОТЧИТЫВАЛИСЬ О НЕДОСБОРЕ, ПО ФАКТУ — ПОЧТИ ДВОЙНАЯ ВЫРУЧКА
Вопрос о финансовой ответственности за перевозки камазовцев действительно поднимался неоднократно, но до сих пор он был связан в основном с работой трамваев. Интересно, что ситуация с перевозками по рельсам долгое время оставалась аналогичной. В апреле 2017 года ООО перестало возить камазовцев в ночную смену, угрожая полной блокадой, — такова была реакция на остановку субсидирования ООО автогигантом. Дело в том, что до 2013 года трамвайное хозяйство оставалось на балансе завода, а после передачи его городу КАМАЗ обязался помогать трамвайщикам в течение трех лет, выплачивая по 30 млн рублей «подъемных» ежегодно. Адаптационный период закончился, «Электротранспорт» на рентабельность не вышел и снова потребовал денег. В итоге на фоне скандалов КАМАЗ уступил и продолжал платить до конца 2017 года. Любопытно, что КСП в отчете не касается темы трамваев, хотя суть вопроса та же: весь год ООО получало двойную оплату.
Не менее любопытно и то, что отраженные в докладе «автобусные» договоры до сих пор действуют, что подтвердил «БИЗНЕС Online» Афанасьев: МУП «Электротранспорт» обслуживает 7 камазовских маршрутов, и при всей однозначности выводов КСП платить автобусному подразделению продолжают и камазовцы, и КАМАЗ. В этом году договоры были пролонгированы с 1 января до 31 мая, и по ним завод заплатил транспортникам в общей сложности 22,6 млн рублей. Проверка КСП была проведена в прошлом году, закон, оспаривающий нынешнюю схему расчетов, вступил в силу еще до заключения договоров, в 2015 году, но отказываться от двойной оплаты МУП не торопится.
Руководство транспортного предприятия апеллирует к нерентабельности пассажирского транспорта по определению: КАМАЗ большой — пусть помогает
Поясним, что к требованиям «Электротранспорта» и муниципалитет, и горожане, ставшие свидетелями разборок прошлой весной, относились с пониманием. Руководство транспортного предприятия, как правило, апеллирует к нерентабельности пассажирского транспорта по определению — дескать, нет ни одного города в России, где муниципальный транспорт окупался бы. КАМАЗ большой — пусть помогает. Но в этой связи еще более интересными представляются выводы КСП по результатам выездной проверки, проведенной в мае прошлого года. Тогда аудитор Палаты сутки катался по маршруту №2 и зафиксировал фактическую дневную выручку автобуса. Как выяснилось, в присутствии контролера автобус собрал за смену денег на 86% больше плановой нормы, за вторую смену — на 42% больше. Тут же КСП прилагает справку: за декабрь 2016 года средний сбор с билетов этого автобуса недотягивал до плана 28%. Трактовки этого феномена отчет не предлагает, но он очевиден: разница между фактической выручкой и сборами, отраженными в бухгалтерской отчетности «Электротранспорта», уходила не по назначению. При этом компания вечно сетует на убыточность и отказывается возить горожан на работу за один лишь тариф...
Самое же поразительное в этой ситуации — это реакция надзорных органов. КСП заявляет о незаконных договорах, которые, однако, продолжают действовать. Администрация города до сих пор не перевела камазовские маршруты на муниципальные рельсы. Прокуратура на основании материалов проверки КСП провела собственную проверку и привлекла одно должностное лицо исполкома к дисциплинарной ответственности. Будут ли передаваться материалы проверок на возбуждение уголовного дела по факту сокрытия «Электротранспортом» большей части выручки, «БИЗНЕС Online» сегодня выяснить не удалось — в прокуратуре города совещание, специалисты заняты.
Не прокомментировали вопрос и в исполкоме города, что в общем понятно: в Челны приехал президент РТ, сегодня не до СМИ. До приемной «Электротранспорта» дозвониться также не удалось.
Афанасьев же сообщил, что КАМАЗ не планирует требовать возврата средств, уплаченных по незаконным договорам. «Мы настроены на поиск конструктивного решения вопроса перевозки жителей города, работающих на КАМАЗе», — резюмировал начальник пресс-службы.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 24
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.