Компания Atlas Global ликвидировала свой первый регулярный международный рейс из Бегишево. Без удобного и недорогого перевозчика остались турецкие резиденты ОЭЗ «Алабуга», владельцы турецкой недвижимости, туристы и «челноки». В преддверии всплеска спроса на стамбульское направление аэропорт и турецкие бизнесмены, работающие в Закамье, срочно ищут замену лоукостеру. «БИЗНЕС Online» выяснял, почему Челны и Нижнекамск лишились единственного регулярного рейса за рубеж.
Падение пассажиропотока вызвано объективными причинами — основная часть турок-гастарбайтеров уехали из Закамья, так что последние полгода рейсом Бегишево — Стамбул летали в основном местные пассажиры
«ДАЖЕ ЕСЛИ БЫ САМОЛЕТ ЗАПРАВЛЯЛИ ВОДОЙ, ПОЛЕТ 5 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ СТОИТЬ НЕ МОЖЕТ»
Авиакомпания Atlas Global приняла решение отменить регулярные рейсы из аэропорта Бегишево в Стамбул. В летний сезон пассажиры вылетали ее рейсами в Турцию трижды в неделю, а в зимний сезон — дважды. Однако с января самолеты перевозчика больше не заходят в воздушную гавань Закамья. В Бегишево это был единственный зарубежный рейс в зимнем расписании, да и летом через нижнекамский аэропорт за границу летают только чартеры. Как пояснил «БИЗНЕС Online» турецкий предприниматель, представляющий интересы Atlas Global в Татарстане, Толга Акынджы, на отмененные рейсы было продано 150 билетов, возврат пассажирам был сделан согласно международным правилам. Связана отмена полетов с двумя причинами. Первая — сокращение авиапарка компании на 30%. В целом авиапарк перевозчика включал в себя 28 самолетов Airbus, но у 9 самолетов закончился срок аренды, что заставило компанию пересмотреть приоритеты и оставить лишь те направления в своем расписании, где загрузка больше. Нижнекамский аэропорт из этого списка выпал. Кстати, как и самарский.
Не исключает господин Акынджы и финансовых проблем. «Видимо, они есть, раз Atlas Global не смог заменить одни арендованные самолеты другими. Авиабизнес, на самом деле, не самый прибыльный, вопреки расхожему мнению. Самолеты стоят больших денег, когда они поднимаются в воздух, но еще больших денег они стоят, когда находятся на земле. Конкурентов у компании много, на сегодняшний день можно по смешным ценам летать из Москвы в Анталию — чуть ли не за 5 тысяч рублей туда и обратно. Эту цену ничем не объяснить! Даже если бы самолет заправляли водой вместо топлива, полет 5 тысяч не может стоить! Надо, конечно, хорошую финансовую подушку иметь, но не каждая авиакомпания может себе это позволить. „Аэрофлот“, Turkish airlines — те компании, финансирование которых идет через государство, — там все понятно. А частные авиакомпании имеют проблемы», — поделился наболевшим господин Акынджы.
Сергей Романцов: «Если раньше из Бегишево пассажир мог по одному билету улететь только в Лондон, то сегодня и в эти города. Реально окно в Европу прорублено»
Кроме того, у компании возникли проблемы со спросом. Представитель Atlas Global рассказал, что средняя загрузка бортов составляла 60–65%. Падение пассажиропотока вызвано объективными причинами — основная часть турок-гастарбайтеров уехали из Закамья, так что последние полгода рейсом Бегишево — Стамбул летали в основном местные пассажиры. «В 2015–2016 году 70–75 процентов пассажиров составляли турецкие рабочие, которые приехали на ТАИФ (на возведение КГПТО — прим. ред.), оставшаяся часть — это местное население, у кого есть в Анталии недвижимость, и так называемые челноки, — объяснил Толга Акынджы. — Процентов 10–15 от пассажиропотока составляли те, кто использовал наш рейс как транзитный для дальнейшей пересадки в Стамбуле в путешествиях в Дубаи, Европу. В 17-м году из-за окончания строек пассажирский профиль поменялся — до 80 процентов пассажиров составляли местные. Были даже рейсы, на которых ни одного турка не было. Количество турецких граждан, которые постоянно проживают в Челнах, Елабуге и Нижнекамске, очень маленькое. А во время стройки до 2,5 тысяч одновременно находились на территории Закамья».
Источник в дипломатических кругах Турции подтвердил «БИЗНЕС Online», что сокращение полетной программы связано с финансовыми проблемами самой авиакомпании, однако добавил, что ведутся переговоры с другими авиакомпаниями, которые инициируют турецкие предприниматели ОЭЗ «Алабуга».
В январе перед самым закрытием полетов Бегишево отметило бы 4-летие рейса
В публикации турецкого портала airlinehaber.com от 19 января 2018 года упоминается о том, что председатель правления Atlas Gobal Мурат Эрсой вообще продал компанию. По всей видимости, слухи о продаже стали распространяться после того, как в авиакомпании сократили 30 бортпроводников. Правда, сам Эрсой эти слухи в публикации категорически опроверг, сообщив, что в настоящее время компания просто находится в стадии реформ. О них Эрсой рассказал Reuters: «Atlas Global имеет оборот в 450 миллионов долларов, с 2018 года мы не можем расти более чем на 10 процентов в год. На данный момент наша цель — омолодить флот», — цитирует издание слова председателя правления.
В декабре в авиакомпании поменялся исполнительный директор. Орхана Коскуна, который занимал эту должность с 2008 года, сменил Сермед Темизкан. При этом турецкий перевозчик не дал никаких комментариев по поводу причин кадровых перестановок, сообщив лишь, что предыдущий исполнительный директор останется в Atlas Global в качестве «генерального координатора».
В аэропорту «БИЗНЕС Online» подтвердили, что ситуация с отменой рейсов связана с внутренней политикой авиакомпании, которая сделала ставку на туристические перевозки. Отменив рейсы в Стамбул, Atlas Global тут же заявила гораздо более масштабную программу регулярных, но сезонных рейсов в Анталию: с 29 апреля и по 14 октября турецкая авиакомпания планирует выполнять полеты на Анталийское побережье из Бегишево с частотой четыре рейса в неделю.
Рекорд по пассажиропотоку был поставлен в первый год — были перевезены 26409 человек, и с тех пор каждый год статистика падала на 2 тыс. пассажиров
4-ЗВЕЗДОЧНЫЙ ЛОУКОСТЕР С ОТЛИЧНЫМ СЕРВИСОМ
Atlas Global — авиаперевозчик с головной базой в стамбульском аэропорту «Ататюрк», до 31 марта 2015 года осуществлял регулярные и чартерные перевозки под названием Atlasjet Airlines («Атласджет»). Самолетный парк Atlas Global по состоянию на осень 2017 года насчитывал воздушные суда фирм «Эйрбас» (23 машины) и «Боинг» (1). Совокупное число обслуживаемых в регулярном формате (без учета чартеров) направлений — около 60. Российскими пунктами назначения перевозчика являются Казань, Тюмень, Москва, Калининград, Самара, Челябинск, Краснодар и Нижний Новгород. Полеты из перечисленных городов осуществляются в Анталью, Стамбул и Даламан. Компания позиционирует себя как лоукостер.
«Atlas Global в нашей стране является одной из ведущих авиакомпаний, — отмечает все тот же airlinehaber.com. — Исследовательская компания Skytrax удостоила авиаперевозчика титула „4-звездочной авиакомпании“ и премии „За отличный сервис“ среди 500 предприятий. В 2017 году Atlas Global перевез 4,5 млн пассажиров, а на 2018 году была поставлена цель в 6,5 миллионов». К слову, количество доставленных авиакомпанией в Турцию и обратно россиян перевалило за 1 млн человек.
В ноябре турецкий перевозчик заявил о расширении своего присутствия в России в 2018 году. Новым российским направлением в маршрутной сети компании должен был стать Екатеринбург, Уфа, кроме того, число полетов в Москву планировалось увеличить. Запустить соответствующую полетную программу авиапредприятие планировало и из Нижнекамска, но только чартерами и не в Стамбул, а в Анталию на отпускной период.
С Татарстаном Atlas Global связывают давние партнерские отношения. Отметим, что еще в августе прошлого года президент Татарстана Рустам Минниханов встречался с Эрсоем в рамках 86-й Измирской международной торговой выставки. Стороны обсудили перспективы наращивания сотрудничества в сфере туризма, транспорта и авиасообщения. «Татарстан является наиважнейшим для нас стратегическим партнером, — заявил тогда Эрсой. — Мы намерены развивать сотрудничество с вами и готовы обсуждать наши инвестпроекты».
Перевозчик осуществляет прямые рейсы из Антальи в Казань в летнее время, а рейс из Стамбула в Бегишево вообще стал для авиакомпании первым регулярным международным рейсом. В январе перед самым закрытием полетов Бегишево отметило бы 4-летие рейса. Прямой пассажиропоток в 2017 году составил 18 407 пассажиров, трансферный (с вылетами через Москву) — более 7 098 пассажиров. Рекорд по пассажиропотоку был поставлен в первый год — были перевезены 26409 человек, и с тех пор каждый год статистика падала на 2 тыс. пассажиров.
В августе 2015-го генеральный директор ОАО «Международный аэропорт „Бегишево“» Сергей Романцов рассказывал «БИЗНЕС Online» о том, что аэропорт возлагает немалые надежды на программу турецкой авиакомпании. «В течение июля компания открыла рейсы из Стамбула в Дюссельдорф, Кельн, Париж, Амстердам, — рассказывал Романцов. — Соответственно, турецкий перевозчик сделал стыковки под рейсы из Нижнекамска. То есть если раньше из Бегишево пассажир мог по одному билету улететь только в Лондон, то сегодня и в эти города. Реально окно в Европу прорублено». В целом интерес Atlas Global к Бегишево Романцов объяснял большим количеством турецких предприятий в Закамье, а также тем, что к аэропорту тяготеют порядка 1–1,2 млн человек.
Сейчас пассажиры, желающие отправиться в Стамбул, летают через Казань бортами авиакомпании Turkish airlines или через Москву «Аэрофлотом»
«В ЗАКАМЬЕ 5–6 ТЫСЯЧ ТУРКОВ БУДУТ РАБОТАТЬ — КАЖДЫЙ ДЕНЬ БУДЕТ НУЖЕН ВЫЛЕТ ИЗ БЕГИШЕВО»
Сейчас пассажиры, желающие отправиться в Стамбул, летают через Казань бортами авиакомпании Turkish airlines или через Москву «Аэрофлотом». «Есть, конечно, неудобства: надо теперь ночью выезжать, чтобы 200–250 километров проехать до Казани. Хочется, чтоб поближе было», — рассуждает Акынджы.
Наиболее же пострадавшей стороной выглядят сотрудники турецких предприятий, расположенных в ОЭЗ «Алабуга». На сегодня там действуют 6 заводов, а общий объем турецких инвестиций в промышленные проекты в татарстанской ОЭЗ превышает $1 миллиард. Директор департамента по корпоративным вопросам ОЭЗ «Алабуга» Михаил Миронов считает, что прямой рейс из Бегишево в Стамбул был важным преимуществом, способствовавшим инвестиционной привлекательности, особенно для турецких инвесторов. «Сам я летал этим рейсом несколько раз — и по личным делам, и по работе. Очень удобно. Рейс туда и обратно мог обойтись в 11 тысяч. Правда, я тогда покупал билеты заранее. Но это на самом деле очень хорошая цена. Это дешевле, чем «Аэрофлотом» через Москву добираться, и намного дешевле, чем турецкими авиалиниями из Казани. Резиденты ОЭЗ этим рейсом летали. И честно говоря, не было ощущения, что самолет летит полупустой, то есть загрузка была приличной в обоих направлениях. Сейчас, правда, все заводы построены, пуско-наладка завершена, и иностранные специалисты вернулись на родину. На ОЭЗ сейчас работает меньше 100 турецких граждан, так что поток действительно сократился. Но сервис у авиакомпании был хороший, хоть и позиционировали они себя как лоукостер — полноценное питание, полноценное место для багажа. И по времени было очень удобно — вылет был ночью, но утром ты уже в Стамбуле, и можно было все выходные там провести, а в ночь на понедельник вернуться. Так что жаль, что они прерывают полеты. Но надеюсь, что они еще вернутся. Ведь была же ситуация с Finnair, который уходил и возвращался в Казань. Если будет спрос, предложение появится», — уверен Миронов.
Как подтвердили «БИЗНЕС Online» в Бегишево, сейчас ведутся переговоры с тремя авиаперевозчиками, которые проявили интерес к этому маршруту
В челнинской компании «Санрайз Сити», где на строительстве второй очереди жилого комплекса также задействованы турки, признались, что определенное неудобство из-за отмены вылетов есть, но количество граждан Турции в компании не очень большое, потому каких-то серьезных трудностей они не испытывают. «Раз в полгода обычно летают, — сообщили в компании. — Летаем через Казань. Разница между ценой небольшая. Зависит от времени приобретения — чем раньше купишь, тем дешевле билет. Иногда можно и из Казани дешевле улететь, чем из Челнов».
Акынджы, по всей видимости, считающий делом чести отстоять рейс в Стамбул, лично занимается переговорами с авиакомпаниями, которые могут заполнить пустой воздушный коридор. Тем более что в ближайшей перспективе спрос на этот рейс должен резко повыситься. «Один контракт подписан Нижнекамском на строительство энергетического комплекса — стройка начинается в апреле (речь, вероятно, о строительстве новой ТЭС — контракт на 26 млрд рублей ТАИФ подписал с Siemens — прим. ред.). Есть еще несколько проектов, в том числе строительство на базе „Нижнекамскнефтехима“ комплекса по выпуску этилена. Мы ожидаем в 2018–2019 году, что в Закамье около 5–6 тысяч турков одновременно будут работать в Нижнекамске. Тогда каждый день будет нужен вылет из Бегишево. Мы очень тесно работаем с аэропортом, потому что это наши общие интересы. Надеюсь, с апреля возобновим рейсы в Стамбул».
Как подтвердили «БИЗНЕС Online» в Бегишево, сейчас ведутся переговоры с тремя авиаперевозчиками, которые проявили интерес к этому маршруту. Среди претендентов есть и российская авиакомпания. Аэропорт не исключает и вероятности того, что Atlas Global все же возобновит рейсы, но уже с летнего расписания.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 21
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.