«Татарская музыка в чистом виде будет соседствовать сегодня с шедеврами мировой классики», —  анонсировала, начиная концерт, сама Таминдарова

«У КАЖДОГО ТАТАРИНА ОГРОМНАЯ МИССИЯ»

«За татарский язык бороться не надо, его надо петь!» Под таким лозунгом в переполненном зрительном зале ГБКЗ им. Сайдашева, где пришлось устанавливать дополнительные стулья, и при пустых VIP-ложах в минувшую пятницу увидел свет новый проект камерного хора Татарстана под руководством Миляуши Таминдаровой «Алтын граммофон». «Татарская музыка в чистом виде будет соседствовать сегодня с шедеврами мировой классики», — анонсировала, начиная концерт, сама Таминдарова. Впрочем, во втором отделении те самые ложи были уже не так пусты —  в них появились министр культуры РТ Айрат Сибагатуллин, его заместитель Эльвира Камалова, начальник управления культуры Казани Азат Абзалов и глава архивного госкомитета РТ Ирада Аюпова.

Эльвира Камалова Эльвира Камалова

«У каждого татарина огромная миссия. Это миссия понимания того, что мы на границе Европы и Азии. Мы должны с вами объединить весь европейский и восточный мир. Именно это обстоятельство послужило главным посылом создания этого проекта. Проекта, где мы открыли татарскую музыку —  самую любимую, самую трепетную, самую счастливую для нас. И это обстоятельство, что нам нужно объединить Европу и Азию, обязывает сегодня музыкантов не соревноваться, не выяснять, какая музыка лучше, какая главнее, какая убедительнее, а в мировую великолепную картину мира вплести свой неповторимый орнамент. Именно тогда картина мира станет полной», — сказала Таминдарова, которая много общалась с публикой в этот вечер. «Любовь к татарской культуре, к татарской песне возникает с первых слов человека, если мы здесь родились. Заметили, как дети быстро осваивают язык? И если наши дети научатся любить свой язык и поймут, что через музыку это сделать очень просто и легко, то считайте, что все споры о родном языке исчерпаны», — добавила она.

Ранее в интервью «БИЗНЕС Online» худрук камерного хора в канун его 10-летия говорила: «Наша пентатоника дружит с англиканскими хоралами, шотландскими напевами. Яхин, Шуберт, Рахманинов — интонационно они рядом. Я хочу показать нашему народу, что мы равные с Западом и это очень красиво, что татарская песня „лежала рядом“ с композициями Sting и Beyonce». В подтверждение этому в первом отделении концерта прозвучали миксовая композиция из спиричуэлса Every Time и татарской народной «Шәл бәйләдем», ария Чио-Чио Сан из оперы Пуччини «Мадам Баттерфляй» и татарская народная «Зөлхиҗә», финская полька с татарской плясовой, половецкие пляски из «Князя Игоря» Бородина с «Ак калфак», «Эзләдем бәгърем сине» и «Звать любовь не надо». Песня «В горнице моей светло» соседствовала с татарской народной «Ай, былбылым», которую исполнила заслуженная артистка Татарстана Алина Шарипжанова, «Весеннее» с мелодиями Рустема Яхина, Сергея Рахманинова и Фредерика Шопена, «Казан кичләре» Сары Садыковой со Стингом и Бьонсе. Одним словом, в «Граммофоне» соединились лучшие произведения татарского народа и профессиональных композиторов с известными европейскими и русскими композициями.


 «МОЖЕТ БЫТЬ, ПЕСНЯ ПОЗВОЛИТ НАМ ВОССТАНОВИТЬ ОТНОШЕНИЯ С ДРУЖЕСКИМИ НАМ СТРАНАМИ?»

«Одно дело смешать, а другое — услышать вот эти интонации. Посмотрите, как это все рядом, как это все близко», — отметила Таминдарова труд и талант аранжировщика проекта, в роли которого выступил артист хора Нияз Яруллин. «Спиричуэлс Every Time — тоже пентатоника, как татарская песня. Может быть, песня позволит нам восстановить отношения с дружескими нам странами? Правда?» — эти слова худрука хора зал встретил громкими аплодисментами. «Идея такого концерта-микса от первой ноты до последней родилась в поезде, когда хор возвращался с гастролей в Финляндии. Наша незабываемая встреча с финскими татарами. Они говорят на чистейшем татарском. Вот уж кто бережет и перед кем нам было бесконечно стыдно. Татарская речь просто создана для академического голоса», — рассказал об истории возникновения проекта Таминдарова. По ее словам, задорная финская полька, которую великолепно дополнила песня «Тала тала» и стала началом этого проекта.

«Все эти «татар җыры», «татар моңы», «үзгәреш җиле» прекрасны, но все они поддерживают очень определенный, жесткий формат. А наш концерт вне формата» «Все эти „Татар җыры“, „Татар моңы“, „Yзгәреш җиле“ прекрасны, но все они поддерживают очень определенный, жесткий формат. А наш концерт вне формата»

Позже, отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, в чем принципиальное отличие нового проекта от уже имеющихся татарских песенных фестивалей и конкурсов, Таминдарова ответила: «В том, что все эти „Татар җыры“, „Татар моңы“, „Yзгәреш җиле“ прекрасны, но все они поддерживают очень определенный, жесткий формат. А наш концерт вне формата. Мы переходим из формата в формат. Хотите — классику, хотите — половецкие пляски. Инди-рок! В этом и различие, что мы между жанрами гуляем. Мы — кроссоверный коллектив».

«Мы просто обязаны один такой татарский концерт в год дать, кто-то же должен экспериментировать. Коммерческие проекты не могут себе позволить экспериментировать. Мы — не коммерческий проект. Это все — эксклюзив. Все аранжировки — это наши друзья», — пояснила худрук хора. Все эти песни, по словам Таминдаровой, останутся в репертуаре артистов, принявших участие в проекте.

«Мы просто обязаны один такой татарский концерт в год дать, кто-то же должен экспериментировать» «Мы просто обязаны один такой татарский концерт в год дать, кто-то же должен экспериментировать»

«ҮЗГӘРЕШ ҖИЛЕ» НЕ НАДО РУГАТЬ, ЭТО ДВИЖУХА ВПЕРЕД...»

«„БИЗНЕС Online“, возьмите и организуйте не просто интервью одного человека, вы соберите неравнодушных — поспорить, потому что у всех свои представления, все бьются. Сейчас все кричат: „Ай, „Үзгәреш җиле“!» А „Үзгәреш“ не надо ругать, „Үзгәреш“ — это движуха вперед все равно. Это хотя бы привлечение какого-то европейского движения, импульс. Просто Эйленкриг так хорошо не знает татарские песни, он хорошо знает джаз. А Венера Ганиева не очень хорошо джазовые вещи знает», — обратилась Таминдарова к корреспонденту нашей газеты.

Второе отделение концерта началось не со смешения классики мировой с татарской классикой, а необычным (и для многих наверняка неожиданным) смешением разных жанров — академического хора и альтернативной татарской музыки: рока, инди-рока, фьюжна... «Это новые люди, наверняка вы были заинтригованы этим звучным названием — Yummy Music: инди-рок... Спасибо за то, что у нас есть возможность услышать молодых людей, услышать их свободу, услышать их тягу к прекрасной литературе», — представляя своих новых друзей, отметила Таминдарова.

«Скажите, хоть у кого-нибудь возникла вот эта гордость за татарскую музыку? За то, какая она такая великая?» «Скажите, хоть у кого-нибудь возникла вот эта гордость за татарскую музыку? За то, какая она такая великая?»

По словам основателя лейбла, продюсера Ильяса Гаффарова, сегодня состоялась презентация новой творческой лаборатории AWAZ — совместного проекта государственного камерного хора и лейбла Yummy Music по исследованию новых форм и поиску новых смыслов в области академической, популярной и альтернативной татарской музыки. «В поисках новой музыкальной формы и аранжировки AWAZ стирает границы между музыкальными жанрами, объединяя симфоническую, хоровую, народную, рок, инди и электронную музыку на одной сцене. Все это можно объединить в понятие музыкального жанра кроссовер», — поясняет продюсер. Так, в жанре кроссовер свои песни представили группа Juna, которая исполнила песню «Иртә» на слова Габдуллы Тукая, две народные песни в собственной аранжировке представила Зарина Вильданова, а солист группы Gauga Оскар Юнусов исполнил авторскую песню «Сәфәр».

«Мы сегодня представили только четыре песни, которые хор по-своему аранжировал и исполнил. Но если зрителю понравится, в будущем мы планируем провести большую совместную программу в следующем году.  Мы однажды встретились с Миляушой Амировной и поняли, что нужны друг другу: и они чувствуют необходимость обратиться к современной музыке, и мы нуждаемся в новом мощном, солидном звучании. Поэтому, объединившись, хотя бы в рамках одного концерта решили попробовать, это эксперимент», — рассказал «БИЗНЕС Online» Гафаров и отметил, что в будущем сотрудничество может перерасти в отдельный большой проект.


«Скажите, хоть у кого-нибудь возникла вот эта гордость за татарскую музыку? За то, какая она такая великая?» — эти слова Таминдаровой были заглушены громкими аплодисментами, а из зала послышалось: «Она и так есть».

«Не нужно бороться за язык, надо просто его петь. Хочу написать письмо министру образования. За год на уроках выучить пять песен на татарском языке. Для знания языка нужно 300 слов. Один год — пять песен, второй год... Эльмир Низамов, Лилия Тагирова напишут эти песни, с удовольствием! Во всех школах одни и те же песни», — предложила еще один рецепт сохранения татарского языка руководитель камерного хора и продолжила: «И в один из праздников мы соберем все школы Татарстана! Вот все! И просто споем пять, может быть, десять прекрасных татарских песен». Вопрос, обращенный в зал: «Как вы считаете, имеет шанс такой проект?» — был встречен громкими аплодисментами.