На фоне грандиозного резонанса увольнение Хуснутдинова выглядит логичным, но вряд ли справедливым Роберт Хуснутдинов был освобожден от занимаемой должности, не дотянув лишь четыре дня до двухлетнего срока на посту начальника УВД Нижнекамска Фото: e-nkama.ru

ОТСТРАНЕНИЕ ЗА ЧЕТЫРЕ ДНЯ ДО ДВУХЛЕТИЯ И НАЗНАЧЕНИЕ ВРИО

Накануне 49-летний Роберт Хуснутдинов был освобожден от занимаемой должности, не дотянув лишь четыре дня до двухлетнего срока на посту начальника УВД Нижнекамска. Сообщение об этом появилось накануне под конец рабочего дня на сайте министерства внутренних дел по РТ. Как следует из пресс-релиза МВД по РТ, увольнение стало следствием служебной проверки, проведенной комиссией республиканского ведомства в отношении сотрудников УМВД России по Нижнекамскому району.

«В результате проверки выявлены нарушения норм уголовно-процессуального законодательства и требований ведомственных нормативно-правовых актов. По результатам служебной проверки за грубое нарушение служебной дисциплины, в частности за отсутствие документального оформления задержания, а также отсутствие необходимости длительного нахождения задержанного в помещении управления, четверо сотрудников полиции уволены из органов внутренних дел. Кроме того, за допущенные нарушения еще 10 сотрудников привлечены к различным дисциплинарным взысканиям», — гласит сообщение.

Кто именно эти уволенные и дисциплинарно наказанные, не уточняется, в сообщении вообще не указывается ни одной фамилии. Однако идентифицировать некоторых наказанных сотрудников полиции все же можно. Помимо самого Хуснутдинова за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей и ослабление ведомственного и процессуального контроля на нижестоящую должность был переведен заместитель начальника следственного управления УВД Нижнекамска. Судя по информации с официального сайта нижнекамского ведомства, речь идет об Олеге Кривошееве. К строгой дисциплинарной ответственности привлечены заместитель начальника управления — начальник полиции Ирек Насиров, двое его заместителей — Айнур Камалов и Дмитрий Красильников, начальник уголовного розыска Марс Яфаров и начальник службы участковых уполномоченных полиции. Получается, что республиканская комиссия не стала миловать никого из высшего руководящего состава нижнекамского подразделения.

...  Республиканская проверка, по итогам которой Хохорин сделал оргвыводы, вопросов превышения должностных полномочий не коснулась
Фото: kzn.ru

Врио начальника управления МВД РФ по Нижнекамскому району пока назначен один из полицейских, схлопотавший взыскание, — Ирек Насиров. О нем известно немного. Насиров закончил Елабужскую специальную среднюю школу милиции МВД России в 2000 году, в 2011 году получил диплом Казанского юридического института МВД России по специальности «юриспруденция». В органах внутренних дел врио служит с 1998 года, начинал службу оперуполномоченным отдела уголовного розыска боровецкого ОВД города Набережные Челны. В 2003–2006 годах работал старшим оперуполномоченным отдела уголовного розыска центрального ОВД Набережных Челнов, затем два года был начальником отделения по раскрытию преступлений против личности отдела уголовного розыска, а с 2007 по 2012 год стал руководителем отдела челнинского УГРО. В 2012 году Насиров работал заместителем начальника отдела полиции №3 «Центральный» управления МВД России по Челнам, а 19 декабря 2016 года был переведен в Нижнекамск.

«ЭТО НЕ ТОЛЬКО ТАТАРСТАН, ЭТО ПРОИСХОДИТ КУДА НИ ТКНИ»

Из описания правонарушений легко предположить, что побудило главу МВД по РТ Артема Хохорина применить такие жесткие санкции в отношении нижнекамских подчиненных. Напомним, 19 октября 22-летний нижнекамец Ильназ Пиркин после длительного допроса в УВД совершил самоубийство, записав предсмертное видео, в котором подробно описал истязания, которым он подвергся от рук сотрудников нижнекамского УВД. По словам Пиркина, правоохранители заставляли его взять на себя вину за серию автомобильных краж, вывозили его в лес, избивали и пытали «слоником». На 20-минутной записи молодой человек максимально подробно рассказал о том, что с ним приключилось. «Я обращаюсь к вышестоящим органам, которые стоят выше вот этих людей, работающих в МВД. Вроде в Конституции написано, что, если ты даже подозреваемый и если ты в натуре виновный, на тебя давления никакого не должно оказываться», — отметил Пиркин. При этом он признал факт кражи стереосистемы из автомобиля, однако добавил, что сам решил вопрос с владельцем и претензий к нему не было.

... По подозрению в превышении полномочий были задержаны сотрудники отдела по имущественным преступлениям нижнекамского УВД Гадель Рахимов, Игорь Филинов и Наиль Миндубаев Фото: «БИЗНЕС Online»

По подозрению в превышении полномочий были задержаны сотрудники отдела по имущественным преступлениям нижнекамского УВД Гадель Рахимов, Игорь Филинов и Наиль Миндубаев, которым суд определил двухмесячный срок содержания под стражей. Сами задержанные своей вины не признают и утверждают, что Пиркина не били и не пытали, а в уголовном деле нет ни одной улики, кроме скандальной видеозаписи.

В отдел полиции после инцидента была направлена комиссия из сотрудников центрального аппарата прокуратуры Татарстана, УСБ, кадрового отдела МВД по РТ, инспекции по личному составу и следственного комитета, взявшего расследование на особый контроль. По словам главы правозащитной группы «Агора» Павла Чикова, речь может идти о многоэпизодном деле с систематическими пытками в течение нескольких лет. По информации  «БИЗНЕС Online», сейчас на рассмотрение вернулось порядка 7 дел о подозрительных самоубийствах. За дело о гибели Пиркина взялась правозащитная организация «Зона права». Главный же интерес на данный момент представляют результаты ревизии, которую проводит главное управление собственной безопасности МВД России, которое после скандала с Пиркиным приняло решение направить в Нижнекамск группу сотрудников главка. Республиканская проверка, по итогам которой Хохорин сделал оргвыводы, вопросов превышения должностных полномочий не коснулась, это компетенция как раз УСБ МВД РФ и следственного комитета, который проводит расследование. 

Павел Чиков По словам Павла Чикова, речь может идти о многоэпизодном деле с систематическими пытками в течение нескольких лет Фото: «БИЗНЕС Online»

Тем временем скандал продолжает жить своей жизнью в федеральном информационном поле. Сегодня тему использовала в своей предвыборной кампании Ксения Собчак, которая записала видеообращение против полицейского произвола и пыток. Уже на первой минуте Собчак называет имя покойного Ильназа Пиркина и напоминает, что случилось самоубийство в Татарстане — «том самом регионе, где в марте 2012 года пятеро сотрудников полиции избили и изнасиловали бутылкой из-под шампанского задержанного Сергея Назарова». Отдельного упоминания удостоился Асгат Сафаров, который тогда ушел в отставку с поста главы МВД, а сейчас возглавляет аппарат президента РТ. «Но это не только Татарстан, это происходит куда ни ткни», — заявляет Собчак и приводит примеры из других регионов страны. 

... Два года назад Хохорин, представляя в Нижнекамске Хуснутдинова, говорил и о проблемах нижнекамского гарнизона
Фото: e-nkama.ru

«6-Е — ЭТО НЕ ВАШЕ МЕСТО»

Два года назад Хохорин, представляя в Нижнекамске Хуснутдинова, говорил о проблемах нижнекамского гарнизона: росте преступности, нераскрытии преступлений прошлых лет, качестве следствия и дознания. Артем Валерьевич напомнил: нижнекамское УВД заняло 6-е место по итогам работы за 10 месяцев. «Это не ваше место, — заверил министр. — 10 месяцев — не определяющий период, это могли быть какие-то временные трудности. Еще есть время до конца года — и я хотел бы видеть вас по итогам года в лидерах, как это было раньше».

Говоря о назначенце, Хохорин напомнил, что с уровня простого оперативника тот дослужился сначала до начальника криминальной милиции елабужского РОВД, а потом — до начальника верхнеуслонского межмуниципального отдела. Затем его перебросили на другой очень непростой участок — Тукаевский район. По словам министра внутренних дел, на фоне непростой криминальной ситуации в Тукаевском районе была масса проблем и с личным составом, однако Хуснутдинову достаточно быстро удалось и этот отдел вывести в передовики. «Мы его последние два года только хвалим, не считая ситуации, в которой, в принципе, я считаю, он лично несильно виноват», — заметил тогда Хохорин.

Речь идет о трагедии, которая произошла 23 февраля 2015 года. Тогда заместитель Хуснутдинова Ринат Гизатуллин в своей квартире в Набережных Челнах застрелил из охотничьего карабина «Сайга» жену — 33-летнюю Наталью Гизатуллину. В ходе следствия после трех проведенных экспертиз Гизатуллина признали невменяемым на момент убийства в силу временного психического расстройства. После инцидента в тукаевском райотделе прошла служебная проверка под руководством замминистра Дамира Динниулова. Гизатуллин, разумеется, был уволен, а его непосредственный руководитель Хуснутдинов приказом Хохорина — привлечен к дисциплинарной ответственности: ему было объявлено неполное служебное соответствие, что, по сути, означает увольнение после следующего серьезного прокола. Казалось, после этого руководитель тукаевского ОМВД должен был попасть в список «неблагонадежных». Вышло же все с точностью до наоборот, поскольку назначение в Нижнекамск из районного отдела — это однозначное повышение.

О каких-либо громких успехах полиции Нижнекамска за последние два года слышно не было. Впрочем, и негатива просачивалось не так много. Один из громких казусов случился в октябре 2016-го, когда из здания городского суда по недосмотру сотрудников ИВС сбежал 20-летний Олег Клещевников, осужденный за умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть. Тогда к поиску сбежавшего осужденного привлекли весь личный состав местной полиции, через несколько часов парень был задержан. Служебной проверке были подвергнуты действия сотрудников конвоя. Выяснилось, что преступник не был пристегнут наручниками к конвоирам. Более того, на нем вообще не было наручников. В отношении сотрудников ИВС, допустивших побег, было возбуждено уголовное дело, которое даже дошло до суда. Однако с момента передачи дела в суд заседание переносили уже 10 раз. На сегодня, 15 ноября, кстати, назначено очередное заседание.

В ноябре 2016 года в газете «Вечерняя Казань» вышел первый материал о «пыточном конвейере» в нижнекамской полиции — со слов пострадавшего от избиений 34-летнего Ильдара Камалеева. Впрочем, возбужденному тогда уголовному делу так и не дали ход, через некоторое время оно было закрыто.

Еще одна любопытная в свете последних событий новость про кадровые тряски в УВД появилась в медиапространстве в октябре. Портал kznlive сообщил, что 100 нижнекамских полицейских якобы в один день подали рапорты об увольнении в связи с большой нагрузкой, с которой невозможно справиться. Гонка за показателями приводила к тому, что планка по раскрываемости преступлений руководством постоянно поднималась. Однако пресс-служба МВД по РТ сразу опровергла эту информацию, заявив, что она не соответствует действительности, но подтвердив при этом, что в уголовном розыске проводится набор сотрудников в рамках стандартных процедур.

Айрат Садыков Бывший начальник УВД Нижнекамска Айрат Садыков сейчас трудится начальником службы безопасности НКНХ Фото: e-nkama.ru

БОРЕЦ С КУРЕНИЕМ, АЛКОГОЛЕМ И ОППОНЕНТ МЭРА

Собственный источник «БИЗНЕС Online», близкий к структуре УВД Нижнекамска, считает, что сермяжная истина в сообщении о массовых увольнениях есть и, вполне вероятно, что увольнения были — только не одномоментно, а в течение последнего года-двух. Собеседник утверждает, что текучка ценных кадров и моральное разложение оставшихся наблюдались еще при бывшем начальнике Айрате Садыкове, который занял пост начальника службы безопасности НКНХ. Тем не менее тот же источник сообщает, что Хуснутдинов всеми силами пытался навести порядок. В частности, он запретил сотрудникам курить в кабинетах на рабочих местах, приказав всем курильщикам выходить на крыльцо здания. Еще одним плюсом в плане наведения дисциплины стало то, что Хуснутдинов ввел жесткий фейс-контроль с целью выявления сотрудников, приходящих на работу подшофе. Кроме того, при нем полицейским стали оплачивать сверхурочную работу в выходные дни и ночное время, чего при Садыкове не было.

Источники сообщают, что после выхода публикации о пытках Пиркина Метшин также вызвал Хуснутдинова на ковер в исполком, где у них состоялся разговор тет-а-тет Как поговаривают местные источники, уход Хуснутдинова со своего поста может порадовать мэра Нижнекамска Айдара Метшина. Якобы между ними были не самые дружественные отношения Фото: «БИЗНЕС Online»

Как поговаривают местные источники, уход Хуснутдинова со своего поста может порадовать мэра Нижнекамска Айдара Метшина. Якобы между ними были не самые дружественные отношения. Как рассказывают источники издания, мэр в ходе одного из совещаний приказным тоном стал давать личные указания Хуснутдинову, что тому очень не понравилось. На это начальник УВД доложил, что сам знает, что и как ему делать. После совещания поздно вечером Метшин лично приехал в УВД и, вызвав во двор здания полиции Хуснутдинова, имел с ним продолжительную беседу на повышенных тонах. Кстати, источники также сообщают, что после выхода публикации о пытках Пиркина Метшин также вызвал Хуснутдинова на ковер в исполком, где у них состоялся разговор тет-а-тет.

«Я НИКОГО НЕ ОПРАВДЫВАЮ. ЕСЛИ ПОЛИЦЕЙСКИЙ БЬЕТ И ПЫТАЕТ, ЕМУ НЕ МЕСТО В ПОЛИЦИИ»

Эксперты «БИЗНЕС Online» выразили свое отношение к кадровому решению, которое принял Хохорин.

Рафил Нугуманов  депутат Госсовета РТ, общественный уполномоченный по реализации экономической амнистии в РТ:

— Кадровое решение принято после масштабной проверки МВД по РТ — она, видимо, выявила ряд недостатков, которые и привели к этому увольнению. Всегда так бывает, другого пути просто нет. Министр сказал: «Я принял дисциплинарные меры, а дальше уже суд будет решать». Если кто-то виноват, суд поставит точку, тогда можно будет говорить о вине или ее отсутствии. Министр в пределах своей компетенции упреждающе решил, что сегодня при таком отношении к работе эти руководители не могут управлять таким крупным коллективом. Да и город в оперативном отношении очень тяжелый, видимо, надо было обновлять состав.

Доведение до самоубийства — это серьезное обвинение, надо разобраться, кто виноват, кто не виноват. Но дыма без огня не бывает. Видимо, какие-то вещи такие есть. С другой стороны, у нас огонь тоже неоправданно сильно раздувают, раз сказали — начинают грязь лить, а того, что у нас раскрываются преступления, день и ночь сотрудники работают, уже никто не видит.

Случай в Нижнекамске и ОП «Дальний» — это абсолютно разные вещи, и еще надо в данном деле разобраться. К большому сожалению, оппоненты полиции всегда будут доказывать — «я белый и пушистый». Так, в нашем случае Ильназ Пиркин не белый и пушистый человек, получается, он совершал преступления. Но я никого не оправдываю. Если полицейский бьет и пытает, ему не место в полиции. Он (Пиркин  — прим. ред.), получается, украл [магнитолу] у кого-то из этих ребят — они же его вычислили, а не полиция. Он их боялся, поэтому в полицию пришел. В магазин опять же ходил с ними. Про пытки я не знаю, не могу сказать, экспертиза даст ответ на это, надо обе стороны выслушать. Я думаю, следствие разберется.

В нашем случае очищение кадрового состава идет, Хохорин же не защищает их с пеной у рта, если виноват — отвечай, он решает вопрос кардинально, и это нормально. Мы же со своей стороны не видим сегодня тысячу преступлений, тысячу вещей, которые полиция делает, мы видим одно и начинаем это дело раздувать. Но если сегодня, допустим, полиция объявит «забастовку», мы же завтра на улицу не выйдем. Всегда же, если что-то случится, мы сразу бежим в полицию, а почесать языки о том, что она такая-сякая, мы все любители. Надо полицию если не любить, так хоть уважать. Если есть там преступник, он должен отвечать по закону, как и остальные, а мазать всех неправильно.

Игорь Шолохов — руководитель Казанского правозащитного центра:

— Отстранение от должности Хуснутдинова связано с тем, что происходило в Нижнекамске. Все проверки МВД, следственного комитета, прокуратуры и привели к этому решению. Другого не могу предположить. Последняя это отставка или нет, нужно спросить у министра МВД по РТ. В свое время его позиция была «если да, то будут жесткие меры, если нет, то нет». Получается, что все-таки «да», если погоны полетели. Самые серьезные последствия, которых можно ждать, — возбуждение уголовного дела, предъявление обвинений, доведение до суда, осуждение, признание виновными. Других, предусмотренных законом, правовых методов нет. Может, кто-то выйдет на демонстрацию или пикет.

Павел Чиков — руководитель международной правозащитной организации «Агора»: 

— Это кадровое решение означает попытку МВД по РТ перехватить инициативу у группы ГУСБ МВД России, работающей уже неделю в Закамье. Артем Хохорин сам ответил утвердительно на свой же вопрос, было там что в Нижнекамске или нет. 

ГУСБ в Татарстан поехало не с пустыми руками, а с оперативными материалами на сотрудников полиции. И одним Нижнекамском дело, думаю, не ограничится.