«...Я ТОЛЬКО ВОДУ НАЧАЛ ПОДАВАТЬ... ПОШЛИ ИСКРЫ И ГРОХОТ...»

Допросом старшего пожарного пожарной части №5 Раиля Закирова накануне продолжился судебный процесс по уголовному делу о пожаре в ТЦ «Адмирал». Вчера показания дали 8 человек, а общее число допрошенных — 121 (из 703 потерпевших).

Рассказ огнеборца выслушали с большим вниманием. По его словам, сообщение о пожаре поступило 11 марта 2015 года в районе 13:00 из главного управления ЦПС 01. Из части, расположенной по адресу ул. Челюскина, 51, на место ЧП отправились две автоцистерны и одна автолестница. Доехали не без препятствий. Пожарным не сразу удалось попасть на территорию «Адмирала». «Пожарная машина большая, и проехать было тяжело», — вспоминал Закиров. «Мое отделение начало производить разведку, — продолжил он. — Вошли и во втором пролете остановились. Подали воду. Огонь с маленького здания (очевидно, пожарный говорил про пристрой, где появился очаг возгоранияприм. ред.) перекинулся в большое здание. Я не видел проблем, что не потушим... Когда приказ свыше по рации поступил „Приступить к тушению пожара“,  я только начал воду подавать... Пошли искры и грохот. Я ничего не помню. Помню, пыль поднялась, и мне каску разорвало. Я поднялся. Пошел в сторону выхода и не дошел. Коллеги меня подняли и на скорой увезли в больницу №12». Там выяснилось, что потерей сознания ущерб здоровью не ограничился — помимо синяков, Закиров в тот день получил перелом четырех пальцев на левой ноге. Впоследствии пальцы были частично ампутированы. «У меня нога неполноценна, я бегать уже не могу», — констатировал огнеборец.

Закиров поддержал заявленный ранее иск о возмещении морального вреда в размере 1 млн рублей. Эти слова породили негодование с долей осуждения — по словам потерпевшего, ранее он уже получил выплаты от государства в размере 400 тыс. рублей (за вред здоровью средней тяжести) и 50 тыс. — по страховке от несчастных случаев от МЧС. Для других потерпевших и такая компенсация выглядит роскошной, не говоря уже о миллионе. «Разве работа пожарного или полицейского не предполагает повышенного риска? Как можно требовать моральную компенсацию, если государство и страховая рассчиталась с тобой?» — недоумевал один из адвокатов «Адмирала» в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online». Отметим, допрошенный 10 марта другой сотрудник МЧС РТ — начальник управления организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ Константин Чанышев — иск о материальных требованиях не заявлял. Без него же обошелся и допрошенный 22 июня сотрудник пожарной части МЧС России по РТ Евгений Цыганов.

Отвечая на вопрос Марата Хусаинова, защитника директора ООО «Заря» Гусейна Гахраманова, Закиров объяснил, что указания на месте происшествия пожарные получали от своего командира. Именно начальник отделения доносил информацию до главного штаба и получал оттуда директивы. По словам Закирова, на момент выезда из части сотрудники не знали о статусе пожара на «Адмирале». Затем огнеборец подчеркнул, что его группа прибыла на место не первой, а третьей.

«...Я В ТЕЧЕНИЕ ПОЛУТОРА СУТОК ТАМ НАХОДИЛСЯ...ПОТОМ БЫЛО ОПОЗНАНИЕ...»

Мужа в сгоревшем торговом центре потеряла 41-летняя уроженка Ташкента Анна Стройнова. На момент трагедии женщина была в положении. Выйдя к трибуне правосудия, предпринимательница сделала глубокий глоток воздуха и ответила на вопросы гособвинения. Из 12 подсудимых Стройнова узнала только Гахраманова. «Этот толстый справа», — обронила женщина в сторону подсудимого. Из рассказа потерпевшей стало известно, что на двух торговых местах у нее продавались куртки, инструктаж по технике безопасности не проводился, а в горевшее здание женщина приехала с супругом, чтобы спасти товар. По словам женщины, погибший супруг Ренат Давыдов скончался в «Адмирале» из-за полученных травм во время обрушения здания. Несмотря на произошедшее, женщина сумела выносить ребенка. Как и многие другие потерпевшие, Стройнова посетовала на то, что огнеборцы долгое время бездействовали: «Пожарные не тушили. Однозначно. Мы бегали и просили их. В ответ ничего не говорили и не разговаривали». Материальный ущерб предпринимательница оценила в 1,5 млн рублей. Женщина попросила суд взыскать сумму с виновных. Ранее от имени родной сестры погибшего адвокат Артем Конышев заявил иск о моральном ущербе на сумму 100 млн рублей. Огромная сумма была разделена между всеми 12 подсудимыми. Подробнее об этом заседании можно прочитать здесь.  

У другого потерпевшего, 42-летнего уроженца Киргизии Исанова, «Адмирал» унес жизнь родного брата. Напомним, всего в результате пожара и частичного обрушения кровли здания погибли 19 человек, еще 61 пострадал. Супруга Исанова в торговом центре арендовала два торговых места. В день пожара потерпевший, как и многие ранее допрошенные, поехал в «Адмирал» выносить товар. «Я приехал, а позже брат на грузовой машине, — вспоминал он. — Брат мне отдал ключи со словами „Грузись сам“. Я прогулялся по первому и второму залу и говорю жене: „Дым, может, потушат“. Мы начали таскать вещи. Примерно три-четыре мешка вытащил, затем потолок в третьем зале обрушился... Я товар начал складывать, и с потолка треск послышался. Я выбежал. Брата не видел, он внутрь здания же зашел. Я в течение полутора суток там находился... Потом было опознание». По факту смерти брата ранее Исанов заявлял иск на сумму 70 - 80 млн рублей, точный размер претензий он вспомнить не смог. «Я поддерживаю. Но столько не дадут же?» — проговорил потерпевший.

Зато другой потерпевший, 48-летний уроженец Киргизии Желдушев, на допросе отказался от исковых требований в размере 5 млн рублей. Предприниматель торговал на рынке мужскими спортивными костюмами. «Начался пожар, думали, потушат, — рассказал он. — А потом начали товар таскать на улицу. Отключили свет, и я упал». За сломанную руку предприниматель получил 200 тыс. рублей материальной компенсации от государства, а заявленный ранее иск на 5 млн рублей поддерживать отказался.

44-летняя предпринимательница Фирюза Усманова, торговавшая в «Адмирале» текстилем, иск в 4,4 млн решила поддержать. «Если дадут, то кто не поддержит-то?» — не растерялась она. Свои претензии женщина адресовала гендиректору «АС Менеджмент» Роберту Хайруллину. «Если у него не до конца доделано, то зачем в аренду сдавать?» — негодовала она.

Следующее заседание по делу состоится сегодня.