ИГОРЬ И НЮША: НЕ ТОЛЬКО СЕМЬЯ, НО И СЕМЕЙНЫЙ БИЗНЕС

Певица Нюша и бывший руководитель аппарата исполкома Казани Игорь Сивов продолжают радовать репортеров светской хроники. После пышной помолвки на острове Вака-Вака в январе и тихой женитьбы в Казани в июле они, наконец, сыграли свадьбу на Мальдивах, которая состоялась в середине августа. Как оказалось, созданию семьи предшествовало создание бизнеса, давно и хорошо знакомого Сивову и совсем не чуждого его избраннице. 

В Казань заходит известный московский билетный оператор «Тикетлэнд». В марте у компании появился партнер в Татарстане ООО «Тикетлэнд-Поволжье», 66% доли в котором контролирует Сивов. Напомним, что сейчас он уже не чиновник, а сотрудник международной организации — главный советник президента федерации студенческого спорта (ФИСУ) Олега Матыцина. Другая доля уставного капитала (34%) принадлежит ООО «Московская дирекция театрально-концертных и зрелищных касс» (именно этой компании принадлежит бренд «Тикетлэнд»).

Как рассказал «БИЗНЕС Online» гендиректор и совладелец московского билетного оператора Виталий Виноградов, выход на рынок в Поволжье — часть планов регионального развития. В прошлом году «Тикетлэнд» получил прописку в Санкт-Петербурге. 

В этом году компания заходит в третью столицу России, а также в Сочи. Виноградов, по его словам, познакомился с Сивовым в конце прошлого или начале этого года. По данным наших источников, контакту способствовала в том числе и Нюша, которая, к слову, в мае засветилась на казанском марафоне в форме с логотипом «Тикетлэнд».

«Мы выбирали партнеров, нам посоветовали сотрудничество с Игорем как с человеком, обладающим большим опытом, хорошим пониманием рынка в регионе, — сообщил Виноградов. — Кроме того, он сейчас живет в Москве, хорошо известен и в культурных кругах. Так вот получилось, что мы познакомились и начали проект. Мы посмотрели на команду „ЗаМной!“ и решили объединить усилия, чтобы развивать бизнес по продаже билетов, организации мероприятий на территории Поволжья. Казань, таким образом, начальная точка выхода на большой рынок».

«ИГОРЬ ИНВЕСТИРУЕТ КОМАНДОЙ»

Сотрудничество будет построено по принципу «бензин ваш, идеи наши». По словам Виноградова, «Тикетлэнд» вкладывается в бизнес живыми деньгами (сумма не раскрывается), а Сивов и команда «ЗаМной!» непосредственно обеспечивают развитие бизнеса в регионе за счет опыта и связей. «Игорь инвестирует командой, — описал Виноградов разделение ролей. — Уже есть понимание, что делать с организаторами, со зрителями, у них есть накопленный опыт».

Заметим, ООО «ЗаМной!», команда из которого вольется в «Тикетлэнд-Поволжье», напрямую с Сивовым не связано. Основной владелец фирмы — некто Лейсан Мингазова. Однако, согласно «Контур.Фокус», Мингазова связана с ООО «Билетный сервис ЗаМной.ру» (доля — 20%), соучредителями в котором выступают также Татьяна Сивова и Давид Тартаковский (доли по 40%).Директор «Тикетлэнд-Поволжье» Елена Сошникова известна также как управляющая «Юркин парка». Кроме того, она упоминается и как сотрудник исполнительной дирекции «Казань-2013» — наряду с другими Сошникова награждена почетной грамотой мэра города за проведение Универсиады, есть также благодарность от президента РТ. Также она куратор проекта «ЗаМной!», а в одноименном ООО Сошникова является соучредителем (доля — 9,1%) и гендиректором.

Сам Сивов — отнюдь не новичок на билетном рынке. В дирекции Универсиады-2013, которая готовила игры в Казани, он отвечал в том числе и за билетную программу. И тогда благодаря гибкости его команды удалось за сутки-двое справиться с масштабной атакой на кассы после феерической церемонии открытия игр. Были развернуты дополнительные пункты продаж. Десятки волонтеров метались в очередях, помогая потенциальным зрителям (которые рвались к кассе зачастую не ради спорта, а ради возможности посмотреть шоу Цирка дю Солей) и рассказывая о свободных кассах поблизости. К ним даже организовали специальные автобусные рейсы — все ради разгрузки очередей.

В дирекции Универсиады-2013 Сивов отвечал и за билетную программу. Тогда благодаря гибкости его команды удалось за сутки-двое справиться с масштабной атакой на кассы В дирекции Универсиады-2013 Сивов отвечал и за билетную программу. Тогда благодаря гибкости его команды удалось за сутки-двое справиться с масштабной атакой на кассы Фото: «БИЗНЕС Online»

Его же команда консультировала организаторов Универсиады-2017 в Казахстане по вопросам билетной программы, транспортной инфраструктуры, волонтерского движения и т. д. Как пояснила «БИЗНЕС Online» гендиректор ООО «Тикетлэнд-Поволжье» Сошникова, именно компания «ЗаМной.ру» успешно реализовала билетную программу зимней Универсиады в Алма-Ате. Причем программа была признана наиболее успешной за всю историю проведения зимних универсиад (билеты на подавляющее большинство мероприятий были распроданы на 100%).

Что интересно, изначально проект «ЗаМной!» был связан с сервисом «Билетон», который Виноградов наряду с сервисом «Кассир.ру» называет среди конкурентов «Тикетлэнда». Ссылка на центр активности «ЗаМной!» вела когда-то на сайт интернет-магазина «Билетон». Участники рынка рассказали «БИЗНЕС Online», что «ЗаМной!» изначально работало на платформе «Билетона». Владельцем ООО «Билетон» является вышеупомянутый Тартаковский.

Теперь, если набрать «За мной.ру» в поисковой строке «Яндекса», первой выходит ссылка на казанскую страницу «Тикетлэнда». Ссылка с центра активности «ЗаМной!» (http://zamnoi.ru) теперь ведет туда же. Очевидно, что сотрудничество с «Билетоном» свернуто. В «Билетоне» попросили направить письменный запрос, однако ответ на него на момент публикации получен не был. А знакомый с ситуацией источник заметил в разговоре с «БИЗНЕС Online», что «Билетон» полностью отдельная компания.

«МЫ БУДЕМ ПРЕДЛАГАТЬ ПЛАТФОРМУ»

По словам Виноградова, рынок электронных продаж билетов еще в процессе развития. В основном их продают непосредственно организаторы мероприятий (театральные кассы, распространители и т. д.). «Мы будем предлагать воспользоваться своей платформой продаж, которая обеспечивает весь функционал и возможности подключения других операторов через открытые шлюзы, — добавил Виноградов. — Для нас это возможность получить хорошие места для наших клиентов».

Как это работает, «БИЗНЕС Online» объяснила начальник отдела реализации билетов театра им. Евгения Вахтангова (Москва) Наталья Дмитриева. «Все наши билеты они видят. Никаких квот мы не даем, они работают с нашим театром напрямую. Более того, других наших партнеров через шлюзы мы подключили туда же. То есть 6 организаций, в числе которых „Онлайн дата центр“, BigBilet и „Кассир“, видят наш экран целиком. У всех одинаковые условия». По словам Дмитриевой, касса театра сейчас продает треть билетов, еще треть уходит через платформу «Тикетлэнда», а остальное расходится через распространителей.

Сайт оператора в Казани уже начал работу, но событий пока немного — на главной странице 18 мероприятий. Но на данный момент, похоже, нет театральной составляющей: среди 8 площадок — государственная филармония, ГБКЗ им. Сайдашева, «Корстон», «Ривьера», рестораны. Наполнение — как раз задача ближайшего времени, говорит Виноградов. Все это — вопрос команды, которая должна подготовить мероприятия для продажи и рекламы. Есть у казанской «дочки» и своя страница в соцсети «ВКонтакте», где уже около 5,5 тыс. подписчиков.

По словам Сошниковой, старт активной работы компании на казанском рынке намечен на осень 2017 года. В течение же лета шел этап вхождения на рынок через построение сотрудничества с ключевыми организаторами ивентов и владельцами площадок.

«Игорь инвестирует командой. Уже есть понимание, что делать с организаторами, со зрителями, у них есть накопленный опыт» «Игорь инвестирует командой. Уже есть понимание, что делать с организаторами, со зрителями, у них есть накопленный опыт» Фото: «БИЗНЕС Online»

 «ТИКЕТЛЭНД»: МОСКОВСКИЙ ОПЕРАТОР С ОБОРОТОМ В 1 МЛРД И QIWI-КОРНЯМИ

Чем известен «Тикетлэнд»? Это одна из старейших компаний, реализующих билеты, рассказал «БИЗНЕС Online» директор компании FoggyLab и редактор портала Proticketing.ru Андрей Юсин (к слову, он и его команда создавали программное обеспечение для билетной системы Универсиады-2013). Серьезные изменения в работе «Тикетлэнда» произошли в 2013 году, когда несколько билетных и смежных компаний были куплены Qiwi (об этом чуть ниже).

«Как такового рейтинга не существует, но можно сказать, что „Тикетлэнд“ входит в Топ-3 билетных операторов, — говорит Юсин. — Традиционно сильная сторона — это театральный сегмент. Компания московская, но уверенно ведет экспансию — в 2016 году они купили „Музбилет“ в Санкт-Петербурге, теперь вот заходят в Казань».

По словам Юсина, Сивов (и его команда) тоже известен на рынке как региональный игрок. И неудивительно, что «Тикетлэнд» делает на него ставку. «Казань —очень непростой рынок», — заключает эксперт.

По данным «Контур.Фокус», соучредитель «Тикетлэнд-Поволжье» — ООО «Московская дирекция театральных и зрелищных касс» — на конец 2015 года имел баланс в 1,3 млрд рублей, выручку в 1 млрд и чистую прибыль свыше 326 млн рублей. Стопроцентный владелец — «Фолдбан Инвестментс Лимитед». Единый холдинг Ticketland — результат слияния в 2013 году ООО «МДТЗК», оператора «Юнайтед Арт Тикетс» (сайт ticketland.ru) и процессинговой компании «Арена». Инвестиции на развитие холдинга в $10 млн дал венчурный фонд iTech Capital — в число пайщиков, как пишет «Коммерсантъ», на момент сделки входили Андрей Романенко и акционеры Qiwi, сооснователи инвесткомпании Digital Sky Technologies Григорий Фингер и Михаил Винчель, бывший вице-президент Mail.Ru Group и венчурный инвестор Игорь Мацанюк. Фонд привлек рост билетного рынка — в 2012 году его емкость превышала $1 млрд с темпом в 20% в год.

«БУДЕМ ЛИ РАБОТАТЬ С «ТИКЕТЛЭНДОМ»? ЗАВИСИТ ОТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ФАКТОРА»

Свою систему продаж, как оказалось, имеет в Казани «Татнефть Арена». Как рассказала «БИЗНЕС Online» ее арт-директор Галина Чубатова, о конкуренции с «Тикетлэндом» речи, пожалуй, не идет. А вообще, чем больше точек продаж, тем лучше, полагает она. «У нас есть своя система — tna-tickets.ru, — рассказала Чубатова. — Это, кстати, не только спортивные мероприятия, но и концерты. „Корстон“ мы продаем, „УНИКС“. Часть билетов мы отдаем на продажу другим сервисам. Сейчас это „Кассир“, „Яндекс“ — в Казани не так много платформ». Есть у рынка билетов свои особенности — люди пока не совсем привыкли к онлайн-билетам, хотя они очень удобны, отмечает Чубатова. «Например, наш хоккейный посетитель, наши болельщики. Они чаще либо абонемент берут, либо билет, но в кассе. Мы им объясняем: „Ребят, не ходите, не надо в очереди стоять“. Тем не менее большее предпочтение пока отдают „живому“ билету», — заключает она.

Чубатова полагает, что, хотя «Тикетлэнд» — довольно известная компания, конкурировать с тем же «Кассиром» любому новичку на рынке будет очень сложно. Напомним, в Казани сервис представляет ООО «Билетти плюс», у истоков которого стоял нынешний замминистра промышленности и торговли РТ Денис Валеев. «Кассир» — это узнаваемый, раскрученный бренд. Это и онлайн-, и офлайн-продажи, подчеркнула она. Именно «Кассир» был, к примеру, оператором билетной программы Универсиады, обойдя в открытом конкурсе «Арену-Маркет» (а эта компания известна как партнер по билетам КХЛ). В самом казанском «Кассире» ситуацию комментировать не стали.

Как рассказала «БИЗНЕС Online» директор ООО «Тат.Концерт.Ру» Ольга Печникова, ее компания давно сотрудничает с Tna-tickets, а также с «Кассир.ру». «Свои билеты мы реализуем через них, — сказала Печникова. — Других нормальных платформ у нас пока нет. Даже „Яндекс“ тоже работает через „Кассир“! Будем ли работать с компанией „Тикетлэнд“, зависит от человеческого фактора. Они пока сотрудничество не предлагали».

В пресс-службе «Яндекса» объяснили, что «Яндекс.Афиша» — это не самостоятельный игрок, а лишь агрегатор билетных сервисов. На одной схеме зала здесь собраны предложения от разных компаний — например, от «Кассир.ру», «Концерт.ру», «Пономиналу» и многих других. «Казань — это первый город, в котором мы стали доступны после Москвы и Санкт-Петербурга. Стоит отметить, что уровень технологической продвинутости пользователей здесь один из самых высоких в стране: люди активно используют мобильное приложение и часто покупают электронные билеты через него. Именно поэтому для нас рынок Казани очень важен», — говорят в компании. При этом «Яндекс.Афиша» не считает себя конкурентом для «Тикетлэнда». «Компания „Тикетлэнд“ не агрегатор, у них другая бизнес-модель. Они договариваются с местными организациями напрямую», — объяснили в «Яндексе».