Сегодня стартовал судебный процесс над очередной партией предполагаемых лидеров татарстанской ячейки «Хизб ут-Тахрир» Сегодня стартовал судебный процесс над очередной партией предполагаемых лидеров татарстанской ячейки «Хизб ут-Тахрир» Фото: Сергей Елагин

ПОЛИТИК И БЫВШИЙ СОЛИСТ «КАЗАН ЕГЕТЛӘРЕ» В РЯДАХ «РЕЛИГИОЗНЫХ» ПРОПАГАНДИСТОВ

Сегодня в 10:00 многочисленные родственники фигурантов уголовного дела, возбужденного по факту деятельности запрещенной в России организации «Хизб ут-Тахрир», покорно дежурили у дверей Казанского гарнизонного военного суда на улице Дзержинского в ожидании старта судебного процесса. Напомним, фигуранты дела — уроженцы Татарстана Азат Адиев, Асгат Хафизов, Альберт Валиуллин, Рузиль Давлетшин, Ленар Саитов, Тимур Узбеков, Радик Зарипов, Павел Хевронин. Следствие предъявило каждому обвинения по трем статьям УК РФ — 150-й («Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления»), 205-й («Терроризм») и 282-й («Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства»).

Процесс примечателен затянувшейся работой следствия, задержание восьмерых предполагаемых лидеров татарстанской ячейки «Хизб ут-Тахрир аль-Ислами» произошло еще 14 октября 2014 года. В ходе обысков, проведенных сотрудниками полиции совместно с УФСБ по РТ по 20 адресам, было изъято значительное количество пропагандистских материалов на бумажных и магнитных носителях, а также ПЭВМ, среди которых запрещенная в России книга «Сады праведных» Абу Закарии ан-Науауи и сборник «Размышления о партии „Хизб ут-Тахрир“» (издан в Чистополе в 2006 году), а также флаги этого движения. Возбуждены уголовные дела по статье «Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации», которая предусматривает наказание до 10 лет лишения свободы, сообщает пресс-служба федеральной службы безопасности.

Впервые члены данной запрещенной организации публично проявили себя 22 декабря 2012 года, когда колонна из 28 автомобилей проехалась под черными и белыми флагами «Хизб ут-Тахрир» по Горьковскому шоссе вблизи поселка Залесного. Снимки дерзкого автопробега появились в соцсетях. «Торжественная встреча освободившегося из тюрьмы экстремиста», — заявляли тогда авторы фотографий. Впрочем, для участников религиозного автопробега акция закончилась штрафстоянкой и возбуждением уголовного дела по ч. 1, ч. 2 ст. 282.2 УК РФ («Организация и участие в деятельности запрещенного религиозного объединения»). Троим участникам автопробега суд уже вынес приговоры — от 3,5 до 6,5 лет лишения свободы.


Несколько задержанных уже «щеголяли» судимостями за организацию деятельности запрещенной организации, в 2010 году они были осуждены по статье «Насильственный захват власти или насильственное удержание власти». Все задержанные имеют от одного до четырех несовершеннолетних детей. При этом из восьми человек работали лишь двое. 

Любопытно, что один из подсудимых, Адиев, был вокалистом в дуэте «Раян» и солистом популярной группы «Казан егетләре». Он уже не первый раз попал в поле зрения правоохранительных органов. В июле 2012 года, после терактов в Казани — покушения на жизнь муфтия Илдуса Файзова, убийства его заместителя Валиуллы Якупова — певец был задержан, а в его доме произвели обыски.

Ленар Саитов в свое время активно строил политическую карьеруФото: Альбина Полищук

Второй подсудимый, Саитов, активно строил политическую карьеру под крылом у довольно известного в свое время политика Виктора Черепкова, бывшего мэра Владивостока, экс-депутата Госдумы третьего и четвертого созывов, ныне лидера незарегистрированной партии «Свобода и Народовластие». При обыске у Саитова правоохранители нашли удостоверение полномочного представителя партии, подписанное Черепковым. Удостоверение было выдано в 2005 году с формулировкой «...поручить ему всю организацию и координацию партийной деятельности по работе с молодежью в России».

При этом спокойным поведением арестанты не отличались. Так, в ноябре 2014 года стало известно, что еще один член организации, Ленар Галимов, уголовное дело по которому было выделено в отдельное производство, сбежал, сняв датчик слежения. Таким образом, он «заработал» новое уголовное дело и пребывание в СИЗО. До этого мужчина, работавший врачом-наркологом, находился под домашним арестом.

... Асгат Хафизов, Альберт Валиуллин, Ленар Саитов, Рузиль Давлетшин (слева направо) 
Фото: Артем Кузнецов

КАК ПОДСУДИМЫЕ ПЫТАЛИСЬ ОТКАЗАТЬСЯ ОТ ЗАЩИТЫ, НО СУД НЕ РАЗРЕШИЛ

Заседание началось с небольшой задержки. Все же фигурантов громкого уголовного дела достаточно много, а инкриминируемые им статьи тяжкие, поэтому конвой работал строго по правилам. В коридорное помещение, через которое проводили подсудимых, никого не пускали до того момента, пока все 8 обвиняемых не заняли места по ту сторону решеток. Адвокаты, родственники и журналисты столпились в фойе второго этажа здания.

Рассматривать дело предстояло составу из трех судей Приволжского окружного военного суда, прибывших из Самары, — Али Усманова, Виктора Филиппова и председательствующего судьи Игоря Пака.

— Пожалуйста, установление личности подсудимых. Адиев, встаньте, — начал заседание Пак, до того подробно разъяснив участникам процесса их права.

По просьбе судьи встал невысокий молодой человек в светлой футболке и традиционном исламском головном уборе. Адиев по порядку назвал полные инициалы, дату и место рождения, сказал, что владеет русским языком, переводчик ему не нужен, судимостей нет, зарегистрирован и проживал в Казани.

— Государственные награды? — уточнил судья.

— Да, ваша честь. Заслуженный артист Республики Татарстан, — ответил Адиев.

Азат Адиев (справа) был вокалистом в дуэте «Раян» и солистом популярной группы «Казан егетләре»Фото: Альбина Полищук

Интересы Адиева в суде представляет адвокат по назначению Лилия Арханова. Когда судья закончил устанавливать личность подсудимого и поинтересовался, нет ли у него ходатайств, Адиев отказался от услуг адвоката. «В связи с тем, что мы ознакамливались с 50 томами [дела] в течение 14 месяцев, а Арханова работает со мной неделю, я думаю, она не смогла ознакомиться. Не сможет защитник... — аргументировал свое заявление Адиев. — Она не способна предоставлять услуги защитника, потому что не знает уголовного дела». С аналогичными ходатайствами выступили и все остальные подсудимые. Все отказывались, мотивировки же изредка менялись. 

«За три года под стражей я убедился, что адвокат — формальность. Я убедился в несправедливости судебной системы», — отметил в своем ходатайстве последний подсудимый, Хевронин. Суд, поочередно выслушав ходатайства, обратился к стороне гособвинения. Прокуроры Марат Нуриев и Михаил Балтусов попросили в ходатайстве отказать. Судья в итоге оставил всех адвокатов по назначению на местах, акцентировал внимание на том, что подобные уголовные дела (связанные с обвинением в терроризме) обязаны рассматриваться с участием защитника. После этого был объявлен перерыв — несколько подсудимых попросили полчаса на общение с защитниками.


«ТОЛЬКО НА ПОКАЗАНИЯХ СКРЫТЫХ СВИДЕТЕЛЕЙ ДЕРЖИТСЯ ВСЕ!»

«Наши дети — не преступники, не террористы, просто мусульмане», — громко говорила в коридоре во время перерыва родственница, вероятно, мать Валиуллина. Женщина давала интервью одному из республиканских телеканалов на татарском языке, другие родственницы держались обособленно, собрались в круг, внимательно слушали. Кто-то даже достал диктофон. Однако корреспонденту «БИЗНЕС Online» все же удалось выслушать их точку зрения на расследование уголовного дела.

«К нам приходят с обыском, ничего не находят — ни запрещенного, ни оружия. А статья за терроризм», — рассказывает о том, как началось расследование в отношении ее мужа, Диана Валиуллина.  По словам жен, матерей, отцов обвиняемых, якобы никаких предпосылок к задержанию не было. Не было и плохого ощущения.

«Здесь защитник даже ничем не поможет, — говорит Альбина Саитова, супруга Ленара. — Если даже нанять сильного защитника, на него могут надавить».

К тезису Саитовой присоединилась супруга Адиева. По ее словам, несколько дней назад они пытались нанять известного казанского адвоката Руслана Нагиева. Однако он отказался от этого уголовного дела. К коллегам по несчастью присоединилась и супруга Давлетшина Рузиля. «Только на показаниях скрытых свидетелей держится все!» — повторяли в коридоре супруги подсудимых.

«Есть схема: говорят, вот эта группа террористическая, вот эта тоже террористическая. Ага, ты в этой группе, значит, террорист!» — эмоционально рассказывает корреспонденту нашего издания Рафик Валиуллин. Корреспондент «БИЗНЕС Online» уточнил у Валиуллина, не могли же сразу несколько свидетелей просто так указать на его сына и семерых других фигурантов дела, почему, по его мнению, под следствием оказались именно эти люди. Объяснений у Валиуллина на этот счет не оказалось.

«Им пытаются предъявить призыв к исламу. Это обязанность каждого мусульманина — говорить об исламе. Естественно, мы всегда говорим об исламе! — рассказывает Саитова. — Они это так преподносят, как будто преступление, что они так призывают, что влияет на государство. Это так все сложно, мы сами не понимаем».

Павел Хевронин, Азат Адиев, Радик Зарипов, Тимур Узбеков (слева направо) 
Фото: Артем Кузнецов

СУД ДАЛ ЗАЩИТЕ ДВЕ НЕДЕЛИ НА ОЗНАКОМЛЕНИЕ С МАТЕРИАЛАМИ ДЕЛА

Заседание продолжилось выступлением адвокатов. Защитники, словно вняв просьбам доверителей, один за другим обращались к суду с ходатайством о предоставлении дополнительного времени на ознакомление с материалами дела. 

Так, Арханова, представляющая интересы Адиева, попросила на ознакомление полтора месяца, а адвокат Саитова Альберт Гафуров — 45 дней. Суд возразил, что сроки можно определить более четко, ведь от них зависит как оплата работы государством, так и срок нахождения заключенных под стражей.

Гособвинение попросило удовлетворить ходатайство, однако предоставить на ознакомление лишь три рабочих дня, что вызвало ироническое негодование прокуратуры. Однако судейский состав не допустил торгов.

«Предоставить время на ознакомление с материалами дела адвокатам, а в том числе и подсудимым, учитывая производственный календарь рабочей недели, предыдущий график ознакомления, объявить перерыв», — выразил решение суда по данному вопросу председатель состава Пак. Таким образом, в процессе объявлен перерыв до 5 сентября. Ожидается, что в этот день прокуроры огласят обвинительное заключение по данному уголовному делу.

Оглашение обвинительного заключения перенесли на две недели
Фото: Альбина Полищук

«ХИЗБ УТ-ТАХРИР» В ТАТАРСТАНЕ И В МОСКВЕ

Отметим, что участники «Хизб ут-Тахрир», по мнению правоохранителей, активизировались в Татарстане несколько лет назад. И данное уголовное дело далеко не первое, которое по существу рассматривает суд. Так, в декабре 2014 года суд приговорил участников «Хизб ут-Тахрир», проводивших в Казани автопробеги с запрещенной символикой, к срокам заключения от 3,5 до 6,5 лет лишения свободы. Многие казанцы помнят, как в октябре и декабре 2012 года подсудимые проводили автопробеги по улицам города, используя флаги с символикой экстремистской организации, а в сентябре 2013 года организовали в мечетях Казани акцию в поддержку «Хизб ут-Тахрир» с распространением листовок.

Членов «Хизб ут-Тахрир» арестовывали и раньше, к примеру, задержание семерых членов организации произошло в 2010 году, через год они получили обвинительный приговор от Набережночелнинского мирового суда. В августе 2011 года Московский районный суд Казани вынес приговор пятерым членам псевдорелигиозной коммуны. Подсудимые были признаны виновными по ч. 1 ст. 282 УК РФ («Организация деятельности экстремистской организации»). Сторонники строительства «всемирного халифата» получили от года колонии поселения до 2 лет и 6 месяцев колонии строгого режима.


Впоследствии характер уголовного преследования членов религиозной секты изменился, а наказания в отношении них ужесточились. В августе 2013 года УФСБ Башкортостана возбудило серию уголовных дел по ч. 1 ст. 30 и ст. 278 УК РФ («Покушение на насильственный захват власти»). К обвинениям в экстремизме стала добавляться и ст. 205.5 («Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации»). Изменилась и подсудность — представшим сегодня перед судом подсудимым приговор вынесет Казанский гарнизонный военный суд.

Напомним, Верховный суд России признал «Хизб ут-Тахрир» террористической организацией еще в 2003 году. С тех пор не проходит и года, чтобы в разных уголках страны под преследование не попадали ее сторонники. Чаще всего попадаются те сторонники партии, которые занимаются вербовкой, пропагандой радикального ислама и построения на территории России исламского халифата. Случается, что при задержании оперативникам оказывают активное сопротивление. По мере развития боевых действий в Сирии росло и число операций по задержанию членов «Хизб ут-Тахрир». К примеру, 20 вербовщиков организации были задержаны в октябре 2015 года в Московском регионе. Несколько десятков членов религиозной секты были задержаны в начале 2016 года в Татарстане — в Альметьевске, Челнах, Казани.

Вместе с тем росло и число обвинительных приговоров, вынесенных в адрес членов «Хизб ут-Тахрир». В ноябре 2016 года в Екатеринбурге военным судом к 5 годам колонии был приговорен военнослужащий внутренних войск МВД, являвшийся членом «Хизб ут-Тахрир» и занимавшийся вовлечением в организацию военнослужащих внутренних войск МВД России. А 4 февраля 2016 года Московский окружной военный суд признал членов «Хизб ут-Тахрир» Челябинска Салавата Хабирова, Альфреда Шаимова, Рината Шамсутдинова, Орифджана Мирова и Радика Кабирова виновными по ст. 205.5 («Организация деятельности террористической организации и участие в деятельности такой организации»), ст. 30 («Приготовление к преступлению») и ст. 278 («Насильственный захват власти») УК РФ, приговорив их в зависимости от степени участия в совершении преступления к лишению свободы на срок от 5 до 17 лет в колонии строгого режима с ограничением свободы на 1 год.