В середине августа студентка Московской школы кино Линара Багаутдинова начнет в Нижнекамске съемки 25-минутной игровой картины под названием «Урюк и курага». А пока выпускница Казанского университета собирается в Свияжск, где в августе на фестивале «Рудник» покажут один из ее документальных фильмов. Багаутдинова рассказала «БИЗНЕС Online» о том, почему выбор пал на Нижнекамск, как отнесся к идее Айдар Метшин и есть ли жизнь за МКАД.
КИНО О НАЦИОНАЛЬНЫХ КОРНЯХ
«Как бы пафосно ни прозвучало, это кино о взрослении, об осознании своего происхождения», — объясняет суть своего фильма режиссер Линара Багаутдинова. По сюжету 28-летняя Карина прилетает на неделю домой в Нижнекамск погостить у родителей. Как и многие молодые люди, несколько лет назад она перебралась в Москву и теперь ни за что не хочет возвращаться назад и иметь что-то общее с провинциальным городком. «У нее такое ощущение, что город небольшой и очень тесный. А героиня очень эмоциональная и достаточно яркая, экспрессивная. Ей было тесно в плане развития, амбиций. Она рада, что вырвалась», — объясняет психологию своей героини режиссер.
В сценарии много национальных мотивов, если не сказать, что это главный подтекст. В ходе развития сюжета зрителю покажут, что Карина — из строгой татарской патриархальной семьи. Однако Москва выветрила из ее головы детские установки и породила негатив ко всему прежнему. А интрига в том, что в Нижнекамске будет происходить нечто, что заставит ее поменять взгляды на свое прошлое. «Героиня постепенно понимает, что то, что она в себе подавляла, от чего она отказывалась, корни, происхождение — это и есть ее большое сокровище. Она сама соткана из этих татарских традиций, она есть продолжение этого небольшого города, продолжение своих родителей», — раскрывает смысл фильма Линара. К слову, режиссер, родившаяся и выросшая в Ульяновске, а потом переехавшая в Казань, где окончила КГУ и работала на местных телеканалах корреспондентом и продюсером до переезда в Москву в 2011-м, отмечает, что фильм автобиографичен. «История немного обо мне, так и есть, но это только повод», — поясняет она.
Кинолента будет сниматься под рабочим названием «Урюк и курага». «Не все в Москве знают, что такое урюк. Для многих это название сети ресторанов. А чем отличаются урюк и курага? Какая между ними разница? Название не оставляет равнодушным», — уверена Багаутдинова, хотя название еще и может поменяться.
«Метшин (слева) сразу отвечать на письмо не стал, а взял время подумать, ознакомился со сценарием и в итоге идею одобрил»
НИЖНЕКАМСКАЯ МЭРИЯ ПОМОГЛА МОСКОВСКОМУ РЕЖИССЕРУ
Место для съемок нашлось случайно. После неудачных поисков в Подмосковье режиссер, как и героиня ее фильма, обратилась к корням. «Я сразу поняла, что это должен быть небольшой город. Я была в Нижнекамске лишь однажды, четыре года назад. У нас тоже проходили съемки одного проекта. Город мне показался таким уютным и небольшим. Он такой татарский в том плане, что здесь вывески на татарском языке, мечеть. В то же время он очень свежий и молодой. И вот как-то я его запомнила. Сейчас даже уже не помню, но вдруг в какой-то момент мне показалось, что нужно взять, собрать всех и поехать туда», — рассказывает Багаутдинова.
К делу молодой постановщик подошла обстоятельно: «Я написала большое письмо-презентацию — как это будет и что это будет — и отправила прямо вот смело Айдару Раисовичу Метшину, потому что понимала, что есть самый главный человек в городе, без которого точно не удастся проводить съемки». Айдар Метшин ознакомился со сценарием и в итоге идею одобрил, причем даже обещал помочь. «Айдар Раисович очень творческий человек, я об этом слышала неоднократно, еще когда жила в Казани, — отметила Линара. — Сказал, что он сам и его команда постараются помочь мне на месте. Его команда мне очень активно помогает. Я рада бесконечно. Без помощи администрации города мне бы, наверное, никогда не удалось вот так тщательно готовиться. Они мне присылают фотографии, мы дистанционно отбираем точные места — площадки для съемки». За неделю до съемок в Нижнекамске проведут кастинг среди жителей для участия в эпизодических ролях и групповке. За работу нижнекамцам платить не будут, поэтому ищут именно заинтересованных людей, которым было бы просто интересно сняться в кино.
Несложно предположить, что привлекло в сценарии игрового короткометражного фильма мэра Нижнекамска. В фильме режиссер хочет показать узнаваемые места города. А это значит, что в кадр попадут все общественные пространства, которые за последние два года были отремонтированы к юбилею города. Более того, Линара планирует везти фильм на фестивали — как российские, так и зарубежные. «И тем самым я хочу сделать так, чтобы о Нижнекамске узнали и в России, и за рубежом. Когда мы поняли, что будем снимать в Нижнекамске, я начала говорить коллегам. Все смотрят на меня со странными выражениями лица: „Что? Нефтекамск? Нижнеюганск?“ Люди даже не понимают, где это: „Это на севере, это Петропавловск-Камчатский?“ — рассказывает Багаутдинова. — У нас есть в России такое: всего, что за МКАД, не существует. А на самом деле вне Москвы жизнь гораздо ярче и интереснее».
ПОПОГРЕБСКИЙ И ХЛЕБНИКОВ — В УЧИТЕЛЯХ
«Урюк и курага» — это дипломная работа молодого режиссера. В этом году она выпускается из Московской школы кино, где обучалась два года на курсе «режиссура», куратором которого является именитый Алексей Попогребский. Преподают на курсе и другие прекрасно известные люди из мира кино — Борис Хлебников, Ингеборге Дапкунайте, Андрей Прошкин...
А Хлебников, кстати, недавно приезжавший в Свияжск на предпремьерный показ своей «Аритмии», оказался научным руководителем Багаутдиновой. «Сценарий я писала сама. Борис мне очень помогал. На каждом этапе написания мы встречались и подробно все разбирали. Я даже в какой-то степени могу назвать его соавтором», — рассказывает она о сотрудничестве с мэтром режиссуры. «Хлебников не только талантливый человек, он и по человеческим качествам сама любовь. Он настолько цельный человек, что не дает в принципе никаких оценок. Для него нет хорошего и плохого. Он очень любит вообще жизнь как она есть. Поэтому, когда я ему рассказывала о наших татарских традициях, о том, как у нас принято общаться в семьях, как воспитывают детей, как мужчины и женщины общаются, о немного патриархальном характере отношений в семьях, ему это все было дико интересно, потому что сам он родился и вырос в Москве», — рассказывает режиссер фильма «Урюк и курага».
Что касается бюджета фильма, то он нулевой. «Последние два года я училась в Московской школе кино с утра до ночи, с ночи и до утра. Все это время, пока я плотно занималась формированием себя как режиссера, я не имела возможности работать за деньги. У меня не было никаких накоплений», — объясняет Линара. Имени актрисы, которая сыграет главную роль, режиссер пока не раскрывает, известно лишь, что это новое имя в мире кино. При этом нулевой бюджет не помешал ей привлечь к работе известного оператора Алишера Хамидходжаева, на счету которого приз «за лучший технический вклад» Венецианского кинофестиваля 2008 года (фильм «Бумажный солдат» режиссера Алексея Германа-младшего). «Он для меня живая легенда. Он снимал с Анной Меликян фильм „Звезда“. Он снимал с Валерией Гай Германикой „Все умрут, а я останусь“. Снимал с Борисом Хлебниковым фильм „Аритмия“. Я не знаю, как мне это удалось. Я просто созвонилась с Алишером и сказала: „Для меня было бы честью работать с вами, но, так как фильм студенческий, денег у меня нет“. Он сказал: „Давай сделаем это“. А вообще кино очень дорогое удовольствие. Но у меня в кино бюджета нет, я никому зарплату не плачу», — объясняет молодой режиссер.
По задумке фильм будет созвучен мировому кинематографическому тренду, который видит главным героем ленты не людей, а город. «Нью-Йорк, я люблю тебя», «Гавана, я люблю тебя», «Москва, я люблю тебя» — все из этой истории. Это будет не выдуманная реальность, а история, рассказанная языком города. Если героиня чувствует себя скованно, она может находиться в тесном дворе или на фоне темного забора. Когда героиня переживает, внутри нее все меняется — соответственно, мы берем просторный двор, поляну», — рассказывает Багаутдинова. Большинство одногруппников Линары снимают свои дипломные фильмы в Подмосковье или на павильонах. Но режиссер из Татарстана вдруг поняла, что хочет собрать группу, уехать и не отвлекаясь погрузиться в мир своего сценария.
НИЧЕМ НЕ ПРИМЕЧАТЕЛЬНЫЙ «ОЛЕГ ЕВГЕНЬЕВИЧ»
А пока Багаутдиновой, как и меньше месяца назад ее научруку Хлебникову, предстоит поездка в Свияжск. «Урюк и курага» — далеко не первый ее фильм. Короткометражные ленты режиссера успели побывать на российских и международных фестивалях. Один из них будет представлен на фестивале документального кино «Рудник», который впервые проводит Марина Разбежкина и который будет проходить в Свияжске с 16 по 20 августа. Фильм называется «Олег Евгеньевич». К слову, «Олега Евгеньевича» взяли к участию и на известный фестиваль документальных фильмов «Послание человеку», который пройдет в Питере в сентябре.
Олег Евгеньевич — ничем не примечательный герой массовки развлекательных передач на Первом канале. Персонажа для своего будущего фильма режиссер сознательно пошла искать в массовку. Для этого она несколько дней просидела в рядах аплодирующих людей, разглядывая лица, пока не увидела подходящий типаж, находясь в «серой» зоне павильона, который не просматривается камерами. Рядом с собой она и заметила Олега Евгеньевича. «Соответственно, он себя в передаче не увидит. Это открытие для меня было и смешным, и грустным», — вспоминает Багаутдинова. Съемки длились 15 дней. Все это время Линара просто ходила за своим героем и фиксировала его жизнь. «И вот однажды раздался звонок, который и стал кульминацией фильма. Он был неожиданным, никто его не планировал, сам герой не знал, что этот звонок раздастся...» Что последовало за звонком, узнаем на «Руднике».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.