ПРОРЕКТОР КФУ РАССКАЗАЛ, ПОЧЕМУ СБЕРБАНК СОЗДАЕТ НА БАЗЕ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА СВОЙ - КОРПОРАТИВНЫЙ

Сбербанк России решил «построить» на базе Казанского университета свой Корпоративный университет в Приволжском федеральном округе. Возникает много вопросов: чем войдет в этот проект КФУ? Интеллектом? Квадратными метрами? Проректор по вопросам экономического и стратегического развития Казанского университета Марат Сафиуллин утверждает, что и КФУ, и Сбербанк, входят полноценными инвестициями, по принципу: «Я не халявщик, я — партнер».

СБЕР ХОЧЕТ РАЗВЕРНУТЬ В КФУ НОВЕЙШИЙ ВИРТУАЛЬНЫЙ БАНК

Сама по себе идея корпоративного университета в составе Сбербанка существует года два. Но только теперь вплотную приступили к ее реализации и добрались до регионального уровня... И здесь решили воспользоваться существующей площадкой — университетом классического типа. Как случилось, что в Казани банкиры отошли от идеи своего собственного строительства? Почему выбрана именно Казань? Кто автор идеи и концепции? Это ведь явно не экспромт.

— Герман Оскарович Греф, став главой Сбербанка, задумался о его будущем, начал заниматься IT-технологнями, строить планы создания виртуального банка, введения в оборот общероссийской карты с множеством небанковских приложений — и, соответственно, взялся за главную, кадровую проблему... Ильшат Рафкатович Гафуров, наш ректор, познакомился с Грефом в период создания Особой экономической зоны «Алабуга». Между ними сложились хорошие деловые отношения. Это определенным образом совпало с приходом к руководству татарстанским «Сбером» молодого, энергичного Раушана Сахбиева, который много внимания уделяет кадровому вопросу. Все три субъективных фактора совпали.

Есть и объективные вещи. В Приволжском Сбербанке трудится больше тридцати тысяч человек. Ему постоянно надо решать вопросы повышения квалификации, рекрутинга, подбора персонала. Реально ли ему рассчитывать на возможности тех учебных площадок Корпоративного университета, которые созданы в Москве? Ведь в стране в системе СБ трудятся больше 200 тысяч человек, и все хотели бы пользоваться услугами лучших столичных специалистов! Все нуждаются в повышении квалификации, в актуализации знаний. Волей-неволей Центру приходится делегировать полномочия этого рода и материальные возможности на места.

Вопрос, почему Сбербанк поддержал именно кандидатуру КФУ? Потому что университет не выступал пассивной стороной. Он не собирается почивать на лаврах и ограничиваться сбором ренты с того, что заложено еще Лобачевским. Кроме преподавателей и аудиторий у нашего учебного заведения есть большая инвестиционная программа. В январе правительство утвердило программу развития КГУ - КФУ, план создания большой инфраструктуры современного типа. А Сбербанк, в свою очередь, хочет здесь, в университете, развернуть новейший виртуальный банк, устремленный в будущее, — чтобы учащаяся молодежь с младых ногтей осваивала этот сервис. У Сбербанка есть целый ряд проектов именно на базе высших учебных заведений. И мы очень заинтересованы в таких делах.

И ВЫХОДИТ ЧТО-ТО СРЕДНЕЕ МЕЖДУ ОБРАЗОВАНИЕМ И ОБМЕНОМ ОПЫТОМ.

  К этим очевидным достоинствам необходимо, было приложить и что-то вроде концепции сотрудничества, какой-то конкретный, просчитанный план.

— Да, мы подготовили свои программы. В этом участвовали как специалисты университета, так и специалисты финансово-кредитного факультета КГФЭИ. И сейчас банкиры смотрят наши программы, а мы смотрим их наработки. Готовим симбиоз.

Добавлю, что для Сбербанка сотрудничество с нашим университетом выгодно еще и по экономическим причинам. С учетом наших региональных цен, а, главное, с учетом наших инвестиций проект выходит весьма привлекательным.

С одной стороны, ваш университет утверждает, что решить задачи, поставленные перед Корпоративным университетом в рамках существующих структур, в рамках программ непрерывного образования невозможно. А с другой — КГУ самая что ни на есть традиционная структура классического типа. Нет ли здесь противоречия?

— Диалектика, действительно, такова, что практика постоянно опережает самые лучшие программы и курсы, одобренные образовательной бюрократией. Традиционное образование консервативно и менять его очень непросто. Госстандарты четко прописывают, сколько часов положено на тот или иной курс. В противном случае мы не сможем дать диплом. Не можем мы также загрузить и свободное время преподавателей. Тогда качество образования упадет. Корпоративный университет тем и отличается от традиционного, что там задействованы главным образом не преподаватели, а практикующие специалисты. И выходит что-то среднее между образованием и обменом опытом.

  В словарях и пособиях корпоративный университет трактуют как место, где прививаются корпоративные стандарты, корпоративная этика, лояльность к компании и фирменный патриотизм. Каким образом классическое образовательное учреждение — государственное — может стать местом, где прививается корпоративный дух отдельно взятой компании?

— Банк своими программами старается утвердить дух и атмосферу инноваций, прогрессивные технологии. Для учреждения громадного и порой громоздкого, одного из старейших в стране, где глубоко укоренен дух консерватизма крайне важно повернуться к инновациям лицом. Это крайне важно и для нас — одного из самых старых образовательных учреждений России. Мы тоже хотим сделать свой ребрендинг. Тут мы совпадаем.

ЕЩЕ ОСТРЕЙ НУЖДА В «КОМПЛЕКСНЫХ ЛЮДЯХ»

Как будет выглядеть эта кафедра Сбербанка в структуре университета? Она будет стоять особняком?

— Это совсем не то, что обычно приходит на память. На этой кафедре у нас будут специалисты, которые в дополнение к действующей программе будут предлагать и дисциплины по выбору. Если человек в процессе учебы готов жертвовать свое свободное время на дополнительную подготовку, то он ее получит.

Высшая школа экономики разработала — именно для банков — разные наборы магистерских программ. Сбербанк был доволен.

— Академия народного хозяйства при правительстве, слившаяся с академией государственной службы, и «кузминовская» школа — ГУ ВШЭ плотно занимаются проблемами этого рода. Мы с ними очень активно контактируем. И их опыт нам представляется очень удачным. Хочу сказать и другое: в ходе экскурсий, знакомства с Корпоративным университетом банка мы были поражены: они берут людей с дипломом МВТУ, к примеру, и просят их доучить по части экономики и финансов. То есть просто люди из финансовых институтов, из университетов, чистые экономисты и программисты тоже, конечно, нужны, но еще острей нужда в «комплексных людях». Они нужны им на конкретное рабочее место. Университет, в отличие от классического финансово-экономического института, интересен банку именно тем еще, что здесь в дополнение к экономфаку есть приличные ВМК и физика.

УНИВЕРСИТЕТ НЕ ПРОСТО СОВОКУПНОСТЬ ЧЕГО-ТО — ЭТО СРЕДА

Как, к слову, развивается ситуация с вхождением в состав КФУ КФЭИ? Там ведь среди преподавателей существуют разные мнения, даже опасения по поводу такой ассимиляции.

— Решение об объединении есть, ждем окончательных бумаг на сей счет. Что касается опасений, то они беспочвенны. Ведь, приступая к выработке наших предложений к СБ, мы плотно консультировались именно в институте. Финансово-кредитная школа Казани очень авторитетная, очень мощная. Они нам и людей порекомендовали, и в команду вошли. Здесь, как говорится, лучшее определяет и все остальное.

Там много чего есть: и школа МВА, и система переподготовки, и отлаженные международные связи...

— Но у них есть и недостаток: там нет инженеров, там нет технарей. Университет не просто совокупность чего-то — это среда. Новые знания и новые техноло­гии возникают на приобщении к проблеме разных наук и отраслей. Здесь не просто междисциплинарные вещи, а комплексные. Недаром ряд банков попросил нас, чтобы сотрудникам прочитали курсы по защите информации именно физики.

—Каких приобретений от сотрудничества со Сбербанком ждет университет?

— Вопрос ведь не только в том, чтобы новое оборудование навезти в университет. Мы хотим делать модернизацию по тем направлениям, которые востребованы жизнью. Банк уже очень серьезно инвестировал, у него действительно очень хорошие преподаватели. И для нас это возможность приобщиться к высокому проекту, подготовить людей. Планируем даже базисное образование при помощи этого проекта модернизировать.

ОТСТРОИМ ПРОЕКТ, И ЧЕТКО СКАЖЕМ - ЧТО НУЖНО РЫНКУ

Греф обещает, что к 2018 году банк будет на уровне международных корпораций. Стало быть, в проекте предполагается участие и очень серьезных зарубежных сил. Как вы в этом проекте будете сосуществовать с ними?

— Нельзя ограничиться только обучением менеджмента. Все должно быть на уровне лучших образцов. И лицо, и одежда, и так далее. У нас в Поволжье 32 тысячи сотрудников Сбербанка. И они все должны соответствовать определенному образцу. И это мы берем на себя. В программе университета так и записано, что мы готовы приглашать лучших преподавателей со стороны, из-за рубежа, будем и своих готовить в лучших заведениях. Сбербанк — заказчик. Но и мы готовы инвестировать в этот большой заказ. Скажем, если есть потребность в новых учебных зданиях...

Кого еще кроме СБ вы видите в числе своих партнеров?

— «Ак барс» банк занимается этим очень активно. Он даже ряд программ быстрее запустил.

Сбербанк, АББ — государственные, по сути, банки. А чисто коммерческие проявляют интерес?

— Добьемся успехов — потянутся и они.

Вы назвали цифру — 32 тысячи человек. А сколько людей у вас усядутся за парты — вы сказать сейчас можете?

— Сложно сказать. Но, судя по всему, ежегодно будем пропускать по 4-5 тысяч человек. Это по масштабам сопоставимо с работой финансово-эко­номического института. Но, специфика другая: кто-то будет учиться два дня, кто-то неделю, кто-то месяц. Наша задача — сделать такую большую машину.

Машина, которая создана на базе КФЭИ, не устраивает?

— Она маленькая очень. Групп будет множество. Представляете, сколько небольших помещений потребуется? По помещениям нужно еще один финансовый институт в городе создать. А задача КФЭИ — фундаментальная подготовка. Пока, кстати, нам сложно ставить перед финансовым институтом задачу — как реформировать подготовку финансистов. Вот как отстроим проект, тогда четко скажем, что нужно рынку и как корректировать базисные программы.

СБЕР СТАВИТ ОЧЕНЬ ВЫСОКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

  С одной стороны — классический университет, с другой — корпоративный, заключенный в него. Как будут складываться отношения с министерством?

— Это послевузовское образование, которое не входит в его компетенцию. И это дело поощряется министром. Нас занимает иное: Сбер ставит очень высокие требования и хочет тестировать наших преподавателей. И мы очень переживаем по этому поводу. То есть, они дают программы - мы подбираем готовых, с нашей точки зрения, людей. А их будут проверять на соответствие и помогать: кому-то придется доучиваться, кому-то переучиваться. Но мы вообще не ставим задачу создания традиционного, штатного и большого коллектива. Будут работать лучшие преподаватели отовсюду. А как еще новые знания доставлять? Так во всем мире принято.

А конкурентная среда из вузов, которые готовят финансовых работников — она вас не смущает? В одной Казани их множество, а есть еще и Нижний Новгород, другие областные центры.

— Никто из них не готов к паритетному финансированию. Часто подначивают: чем входите в дело? Интеллектом? Квадратными метрами? Мы, как и Сбербанк, входим полноценными инвестициями. Как известное: «Я не халявщик, я — партнер».

Причем по ходу дела может так получиться, что возникнет необходимость в кредитных средствах. Мы и это учитываем. Есть ведь четкое сознание: развитие предполагает экспансию, расширение. Любая закрытая на чем-то структура рано или поздно кончается. Почему бы не работать на всю банковскую систему России? Может, я чересчур оптимистичен. Но как без хорошего замаха что-то сделаешь?

«Банковская газета»
Автор А. Крючков