В Елабуге произошел обвал дороги на Окружном шоссе. Причина — проржавевшая канализационная труба

«ХОРОШО, ЧТО НИКТО НЕ ПРОЕЗЖАЛ ЗДЕСЬ, КОГДА ОБВАЛ ПРОИЗОШЕЛ, А ТО МОГ БЫ БЫТЬ И СМЕРТЕЛЬНЫЙ СЛУЧАЙ»

Не успело забыться эффектное падение под асфальт двух новеньких «КАМАЗов» на парковке завода «Кориб», как в соцсетях вновь забили тревогу. Накануне в три часа дня в Елабуге произошел обвал дороги на Окружном шоссе. К ямам автолюбители уже привыкли, особенно по весне, но этот провал не вписывается ни в какие стандарты: площадь ямы — около 25 кв. м, а глубина — не менее 2 метров. Отметим, что шоссе представляет собой объездную городскую дорогу,  причем довольно оживленную. Так что лишь по счастливой случайности в эту яму никто не угодил.

О случившемся дорожникам сообщил один из водителей. Рабочие сразу выехали на место происшествия и огородили территорию. Сегодня из ямы достали обломки асфальта и стали засыпать ее грунтом. В соцсетях фотографии гигантской ямы вызвали бурную дискуссию. Пользователи терялись в догадках о том, как она могла образоваться. Кто-то вспоминал о Челябинском метеорите, кто-то — о кротах...

Корреспондент «БИЗНЕС Online» накануне оперативно побывал на месте происшествия. Глазам его предстала огромная, метров 6 в диаметре и метров 5 в глубину, яма — после провала асфальта ее углубили, видимо, чтобы докопаться до причин инцидента. Как выяснилось, обслуживанием и восстановлением данного участка дороги занимается ООО «Брус», которое некогда было зарегистрировано в Тукаевском районе, а теперь — в Москве. Дорожники уже успели огородить яму, выставить знаки, насыпать вокруг несколько куч песка, чтобы уже точно никакой лихач не смог угодить в западню. Пока корреспондент выяснял у рабочих, кто «хозяин ямы», к месту происшествия подъехал заместитель директора — начальник елабужского участка ООО «Брус» Ильшат Ахметзянов.

«В том, что дорога обвалилась, нашей вины нет, — сразу заверил он. — Это совершенно точно, это вина коммунальщиков. Видите, на дне труба (Ахметзянов показал фото, на котором отчетливо видно, что на глубине пять метров проходит какая-то коммуникация, — прим. ред.). Она несколько лет подмывала землю, и вот в один прекрасный момент все и обрушилось. Мы откачали воду, забетонировали трубу и сейчас начинаем засыпать яму грунтом. Потом утрамбуем, отсыпем щебнем и заасфальтируем. Хорошо еще, что никто не проезжал здесь в то время, когда обвал произошел, и не провалился в эту яму, а то мог бы быть и смертельный случай. На этом участке все едут со скоростью 70–80 километров в час — если бы провалилась туда легковушка, следующая сзади машина ее просто раздавила бы».

Начальник участка признался, что их компанию попросил оперативно восстановить участок дороги исполком города, при этом он особо подчеркнул, что «Брус» делает это совершенно бесплатно. Что касается сроков устранения ЧП, то, по его словам, задача была поставлена одна — «чем быстрее, тем лучше». «Но сегодня мы точно не успеем всю работу выполнить. Только раскопали, трубу забетонировали, нужно же завезти сюда грунт, засыпать, все укатать, засыпать щебень.... В лучшем случае завтра к вечеру только управимся», — резюмировал замдиректора.

И в соцсетях, и в системе «Народный контроль» периодически появляются записи с жалобами на плохое состояние дорожного покрытия

100 МЛН. РУБЛЕЙ НА ЕЛАБУЖСКИЕ ДОРОГИ — КАПЛЯ В МОРЕ

В марте елабужские СМИ сообщали о том, что в этом году из республиканского бюджета на ремонт дорог города и района планируется потратить 99,8 млн. рублей, в том числе 50 млн. — на асфальтирование, 30 млн. — на щебеночно-песчаную смесь. Также 19,8 млн. рублей из дорожного фонда будет потрачено на прокладку тротуаров и установку искусственных неровностей. Планировалось заасфальтировать дороги по улицам Тази Гиззата, Интернациональной,  Разведчиков, Горького, Тугарова, а также по Танайскому шоссе. Щебеночно-песчаной смесью должны были отсыпать в основном дороги частного сектора — нижнюю часть, микрорайон Танайка-2. В планах также охватить улицы в районе деревень и сел Большая Тарловка, Большое Елово, Гари, Большая Качка, Ядыгар, Альметьево. Также в этом году в смету заложены средства и на прокладку тротуаров на улицах Шишкина, Марджани (у дома №7), Малой Покровской, на проспекте Мира (у домов №5 и 7), на площади Тукая, вдоль детских садов №25 и 26 по улице Молодежной. Окружное шоссе тоже фигурировало в отчете — у дома №43 по этой трассе также должны были проложить тротуар.

Тем не менее 100 млн. рублей для елабужских дорог — капля в море. И в соцсетях, и в системе «Народный контроль» периодически появляются записи с жалобами на плохое состояние дорожного покрытия. В апреле на Спасской улице после весеннего таяния снега размыло грунт под асфальтом, обнажив приличных размеров провал. Так, пользователь Константин К. просил срочно принять меры. Исполком сначала перед ямой поставил штакетник, а спустя 10 дней после появления заявки отчитался о том, что проблема ликвидирована. На дорогу в сторону Дмитровки пожаловался другой житель города, сообщив, что бетон на ней вздыбился, образовав огромные выбоины и горбы. В исполкоме заявку приняли в работу и запланировали до 22 мая выездное совещание на проблемной территории.

Однако первопричина дорожного инцидента кроется, скорее всего, не в качестве дорожного покрытия. Известно, что примерно год назад под Окружным шоссе методом горизонтально направленного бурения была проложена новая труба канализации. А кто хозяин старой трубы, которая и стала причиной провала, выяснить пока не могут даже сами власти. Руководитель исполкома города Рамиль Марданов затруднился ответить на вопрос об ответственном за состояние трубы, которая чуть не стала причиной ЧП, заявив лишь, что «это старая недействующая труба — либо канализация, либо ливневка, которая потихоньку и размывала грунт». Лариса Максимова, руководитель ордерной комиссии исполкома, выдающей разрешения на земельные работы, также заявила, что хозяина трубы еще предстоит выяснить. «Комиссия еще не определила, что это за труба и кому она принадлежит. Сегодня комиссия должна была повторно туда отправиться, но пока не выезжали», — заявила она, отказавшись от дальнейшего общения и предложив отправить официальный запрос. Между тем директор МУП «Елабужский Водоканал» Евгений Иванов в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» уверенно заявил, что под дорогой проходила именно ливневая канализация. Его уверенность, в общем, легко объяснима, если учитывать, что ливневка в Елабуге не закреплена за «Водоканалом».

Из ямы достали обломки асфальта и стали засыпать ее грунтом

КОНЦЕССИОННОЕ СОГЛАШЕНИЕ: ИНВЕНТАРИЗАЦИЯ И БОРЬБА С НЕЛЕГАЛАМИ

Коммунальные проблемы для Елабуги еще более актуальны. На совещаниях в исполкоме не устают повторять, что трубы водоснабжения города изношены на 80%, а периодические порывы сетей стали для елабужан не меньшей бедой, чем для всей страны плохие дороги. «Елабужский Водоканал» кроме Елабуги обслуживает и резидентов ОЭЗ «Алабуга». Но ни население, ни резиденты не были довольны качеством обслуживания. В связи с этим в Елабуге уже несколько лет искали подходящего инвестора, готового вложиться в развитие коммунальной инфраструктуры. И вот с нового года «Елабужский Водоканал» наконец-то поменял хозяина. Из собственности города он перешел в управление ОЭЗ «Алабуга» на основе концессионного соглашения, заключенного между ОЭЗ и Земельно-имущественной палатой ЕМР. Согласно договору, «Водоканал» передали в аренду на 14,5 лет, «Алабуга» взяла на себя обязательства по модернизации сетей в течение двух лет.

Пока в ОЭЗ не решились назвать даже примерную сумму модернизации сетей водоснабжения и оборудования предприятия, хотя в СМИ со ссылкой на департамент по водоснабжению и водоотведению ОЭЗ уже говорилось о 3,5 млрд. рублей, в том числе на неотложные вопросы — 1 миллиард. По словам руководителя пресс-службы ОЭЗ Михаила Миронова, рассматривались варианты привлечения финансирования по федеральной программе, в которой «Алабуга» планировала участвовать, но программа была приостановлена. Поэтому пока рассчитывают только на средства собственные и республиканские.

«„Водоканал“ провел инвентаризацию всех водопроводных и канализационных сетей, выявив при этом большое число сетей неучтенных, — сообщил Миронов. — Мы также провели работу с потребителями — стремимся значительно снизить количество нелегальных подключений к сетям. В Елабуге много домов частного сектора и такая проблема существует. Была даже своего рода амнистия: мы предлагали тем, кто незаконно подключился, легализоваться без штрафных санкций. В ближайшее время сотрудники „Водоканала“ снова начнут поиск незаконных подключений. Выяснилось, что до 30 процентов воды теряется — возможно, это не только из-за врезок нелегалов, но и из-за протечек. Не секрет, что сети очень сильно изношены, и мы не обещаем, что эта проблема будет решена в одночасье. Но мы будем проводить планомерную работу, чтобы улучшить состояние водопроводных сетей и качество предоставляемых услуг. Наши резиденты тоже потребляют значительное количество воды, поэтому как минимум водозабор и водоканал — это то, что нужно нам».

Что же касается ямы и трубы неведомого подчинения, то Миронов заявил однозначно: на баланс департамента ОЭЗ «Алабуга» были переданы только хозяйственно-бытовая канализация и водопровод, а ливневки находятся в ведении исполкома и дорожников. Когда будут окончательно установлены причины и виновники инцидента, тогда ОЭЗ и прокомментирует ситуацию.