Всего 30 тыс. бизнесменов Татарстана пользуются презентованным в марте госпорталом «Бизнес-навигатор». Между тем, как убедился «БИЗНЕС Online», на этой площадке можно на пробу открыть пару кафе или магазинов в конкретном месте, посчитать их клиентуру и средний чек, подобрать подходящую недвижимость, а на закуску — почитать про типичного потребителя России. Из огрехов — подвисающая система поиска компаний и отсутствие в базе малых городов.
Возможности сайта smbn.ru презентовал предпринимательскому сообществу в ходе визита в Татарстан директор корпорации малого и среднего предпринимательства Александр Браверман (справа)
«НО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ИНИЦИАТИВА ЗА ВАМИ»
165 тыс. малых и средних предприятий работают в Татарстане, и пока всего 30 тыс. из них пользуются государственным порталом для МСП под названием «Бизнес-навигатор». Напомним, возможности сайта smbn.ru презентовал предпринимательскому сообществу в ходе визита в Татарстан директор корпорации малого и среднего предпринимательства Александр Браверман. Тогда послушать его пришли пара-тройка сотен предпринимателей из разных районов республики, которым «дали порулить» — попробовать поработать с сайтом на публике и задать все интересующие вопросы создателям. «БИЗНЕС Online» тоже протестировал возможности портала и составил представление о его пользе.
На этой онлайн-площадке чиновники собрали всевозможную вспомогательную информацию для малого бизнеса, причем не только связанную с госуслугами, но и рыночную. Прежде всего здесь сконцентрированы данные о мерах господдержки в конкретном регионе — для татарстанцев, например, о «Лизинг-гранте», микрозаймах под 5–6% и льготных кредитах с поддержкой гарантийного фонда РТ. Кроме того, в «Бизнес-навигаторе» в режиме обычного поискового запроса можно поискать себе подходящий госконтракт — собраны все аукционы и тендеры с разных госплощадок. Одна из самых полезных функций «Бизнес-навигатора» — возможность рассчитать собственный бизнес-план конкретного проекта в привязке к местности. «Но предпринимательская инициатива за вами. Это не избавляет вас от необходимости все делать», — напутствовал бизнес-сообщество Татарстана Браверман.
Итак, начать можно с регистрации на сайте. Регистрация (кстати, несложная — потребуются только ФИО, контактные данные и ИНН фирмы) дает ряд преимуществ: например, зарегистрированный пользователь сможет составлять бизнес-планы — до 20 штук в сутки, и 10 штук в день можно будет скачать. Ему же будет доступен каталог бизнес-франшиз, базы коммерческой и государственной недвижимости, сервис проверки добросовестности контрагента и возможность создать собственную карточку компании. Физическому лицу зарегистрироваться тоже можно, ИНН также потребуется, но сервисов будет доступно чуть поменьше. Мы же взяли на пробу семидневный демодоступ.
По сути, у создателей «Бизнес-навигатора» получилась сборная солянка из уже существующих баз данных — ТАСС, 2ГИС, «Из рук в руки», сайтов госструктур и других. Так что основная задача портала состояла в удобной интеграции этих данных. С такой задачей, можно сказать, корпорация справилась — интерфейс портала удобен, заголовки понятны, а всплывающие подсказки не дают заблудиться. Больше всего поражает, конечно, сервис сборки бизнес-плана — такого чуда автор текста еще нигде не видел, надо отдать должное — неспроста им так восхищались предприниматели на встрече с Браверманом. Словом, регистрироваться на сайте можно только ради него.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ «БИЗНЕС-НАВИГАТОРА»
Но, как и в любой новой системе, там еще есть огрехи — качество контента разделов портала пока еще не во всех разделах конкурентоспособно. Разберемся почему.
1. Открыть свой бизнес
Портал дает возможность попробовать виртуально открыть бизнес самому. Для этого нужно найти свой город на карте и определиться со сферой работы. Во-первых, надо сказать, что в базе данных пока что есть 169 городов России и в принципе сюда смогут попасть только города с населением до 100 тыс. человек. Так что Елабуги, Бугульмы или Чистополя на сайте сейчас не встретишь — на встрече с Казанью Браверман пообещал этот вопрос проработать. Что касается сфер бизнеса, то в каталоге есть самые распространенные виды — например, торговля, кафе и другой общепит, медицинские услуги и индустрия красоты, «коммуналка», автосервис, туризм и отдых. А свою газету открыть у нас не вышло — такой категории попросту нет.
Но зато со всем перечисленным — простор для фантазии. Выбираем любой район и получаем список — какие магазины и салоны здесь нужны, а какие уже в избытке. Например, система сразу сообщила, что в Авиастроительном районе Казани срочно нужны магазин мужской одежды, магазин матрасов, фитнес-клуб и премиум-ресторан (непонятно, кто в Авиастрое будет в него ходить, но система настойчиво уверяет, что спрос превышает предложение). Можно отсортировать востребованные виды бизнеса по размеру инвестиций. Скажем, есть у вас только 150 тыс. рублей на руках — и того хватит, чтобы открыть мастерскую по ремонту одежды и обуви. Самый дорогой бизнес — АЗС, открыть одну станцию стоит от 9,8 млн. до 23 млн. рублей. Выбрали мастерскую, кликнули — карта оранжевыми кружочками показывает местоположение несетевых, а красными — сетевых (видимо, как наиболее опасных) конкурентов. Значит, открываться лучше подальше от них.
Кликнули на карте, чтобы создать мини-мастерскую по ремонту одежды на Арбатской улице, — и вот тебе полный бизнес-план с графиками и схемами. Вложения — 153 тыс. рублей, рентабельность продаж — 36,5%, бизнес-модель — «высокая наценка на услуги». Бизнес окупится за 16 месяцев. Здесь же — и полный список нужных документов с бланками, и список персонала, интегрированный с базой хедхантеров. Удобно и экономит время.
2. Найти компанию
Создатели «Бизнес-навигатора» попытались догнать далеко ушедшие вперед коммерческие сервисы вроде «Контур.Фокуса» или коммерсантовской «Картотеки». В важном для бизнеса разделе «Проверь контрагента» размещена база данных из аналогичного сервиса «ТАСС-Бизнес». И здесь искушенному пользователю финансовых картотек видны все огрехи системы — результаты поиска грузятся гораздо дольше, чем в вышеупомянутых конкурирующих системах, а поисковик не распознает элементарные опечатки и самые небольшие расхождения названий, отказываясь выдавать хоть какой-то результат.
Впрочем, этому есть и компенсация — денежная. Дело в том, что самая интересная информация — о финансовом состоянии и полученных госконтрактах — как и у всех конкурентов, доступна только платно. И она дешевле — год доступа стоит 12 тыс. рублей, три месяца — 3990 рублей. Обычно возможность наблюдать за внутренней коммерческой жизнью компаний стоит никак не меньше 5–6 тыс. в месяц.
Зато здесь очень неплохая база данных франшиз — можно увидеть практически все известные и продаваемые бренды с условиями их покупки.
3. Госзакупки
Портал собрал и базу данных по госзакупкам — тоже на платформе «ТАСС-Бизнес», где результаты поиска грузятся слабовато. Но тут надо вспомнить, что российские порталы госзакупок в принципе тяжеловесные. А с информацией все понятно — город, компания, срок и сумма поставки прописаны. В некоторых объявлениях указаны и сотовые телефоны, по которым можно узнать подробности закупки.
4. Подборка недвижимости
Подборка недвижимости согласована с той же картой, на которой мы искали подходящий бизнес. В конкретном городе на конкретной улице можно поискать коммерческую или государственную недвижимость или земельный участок. Цветными кружочками система показывает, где есть свободное местечко для офиса, торговли или склада. Она «цепляет» объявления из открытых баз данных по недвижимости вроде avito.ru, cian.ru, irr.ru и многих других, а обновляется, как предупреждает «Бизнес-навигатор», раз в две недели.
5. Аналитика
О мерах господдержки МСП в данном случае говорить нет смысла — «БИЗНЕС Online» подробно рассказывает о всех новшествах, как только они появляются в Татарстане. Поэтому напоследок можно отметить пару любопытных моментов, таких как отдельный сервис для покупателей готового бизнеса (не путать с франшизами!) — если вы, например, хотите купить безымянный коктейль-бар или пилораму. В Казани, например, продается много квест-комнат и кафе, тут же можно найти давно устаревшее объявление о продаже закамского 27-метрового колеса обозрения.
А чем еще зачитался автор статьи, так это подборкой маркетинговых исследований потребительского поведения. Здесь «залиты» исследования РОМИРа — жаль, они не варьируются по отдельным регионам, характеристики общероссийские. Из них можно узнать, что РОМИР разделил всех потребителей страны на 7 категорий — «гедонисты», «мечтатели», «расчетливые», «экономные», «семьянины», «приверженные брендам», «продвинутые» и «занятые». Самым ушлым предпринимателям, видимо, предлагается сосредоточиться на самых больших транжирах — «гедонистах». А точнее, «гедонистках», потому что это «преимущественно женщины среднего возраста с высоким уровнем дохода», которые «любят тратить деньги, не контролируют расходы». Печально, но даже они большую часть своих денег тратят на еду, а вообще, на мясе и рыбе в нашей стране экономит почти четверть населения. Словом, есть над чем задуматься — заинтересовавшиеся могут зайти на «Бизнес-навигатор» и почитать подробности.
«ПОТРАТИТЬ КАКУЮ-ТО СУММУ — ОТ 100 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ — ЛИБО ЗАЙТИ И ПРОСТО ПОКЛИКАТЬСЯ»
«БИЗНЕС Online» поинтересовался у татарстанских предпринимателей впечатлениями от портала.
Ильназ Набиуллин — предприниматель (розничная продажа украшений):
— Мы в месяц открываем примерно 10–15 розничных точек, и именно на оценку эффективности каких-то мест тратим уйму ресурсов — время, люди, деньги. И когда эту штуку мне показали, мы просто всей командой ахнули, одна эта оценка нам очень много времени экономит. Сейчас, когда мы с этим начали работать, а в настоящее время мы в Казани запускаем новое направление, связанное с парикмахерскими, надо было провести большое маркетинговое исследование: у нас стоял выбор — потратить какую-то сумму (от 100 тысяч рублей) либо зайти и просто покликаться. Мы зашли и вручную сами все сделали. Это очень сократило нам время, которое мы тратим на выбор. До этого нам приходилось приходить в будни, предпраздники, праздники, днем, с утра, вечером, считать трафик, смотреть какие-то трафикообразующие магазины и аптеки. Здесь мне еще нравится список конкурентов — раньше отправляли людей, которые пешим ходом обходили все квартала и все это отмечали. Нам вот тут, например, показывают, что спрос на 26 миллионов, из них конкурентами покрыто 22 миллиона. И вот он мне говорит: «Срок окупаемости — больше пяти лет, так что не открывай».
Альбина Газизуллина — директор по развитию и маркетингу фабрики светильников Ledel:
— Портал закупок дает возможность посмотреть план закупок внешних корпораций. Мы работаем на территории всей России, с любыми компаниями. Нам интересно и как производителю участвовать в закупках, и рекомендовать своим дилерам принимать участие. А раньше приходилось мониторить несколько торговых площадок, также смотреть объявления на сайтах компаний. Это был достаточно большой объем работы.
Ринат Насибуллин — представитель компании «Проквест»:
— Я впечатлен, данная программа очень полезная в плане ведения аналитики. Одна из сфер нашей работы — ведение бизнеса по франшизе. Для нас это сэкономило бы огромное количество времени — когда нам оставляет заявку клиент, мы анализируем его город в том плане, стоит ли открывать там бизнес или нет. Сейчас мы тратим порядка двух часов на оценку каждого города. Но — большое «но»! — нашей сферы нет в этой программе. Соответственно, возникает вопрос и предложение — расширить сферу развлечений, к тому же сейчас в ней всего две ниши, хотелось бы увидеть нашу сферу.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 0
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.