... Хайдар Халиуллин уже в ближайшие часы может сменить казанский следственный изолятор №2 на стены родной квартиры
Фото: Альбина Полищук

«ХАЙДАР ХАЙРУЛЛОВИЧ НИКУДА НЕ СБЕГАЛ. ОН ОЧЕНЬ ОТВЕТСТВЕННЫЙ, ПОРЯДОЧНЫЙ»

Огромный подарок преподнес сегодня судья Верховного суда Татарстана Андрей Герасимов президенту ассоциации малого и среднего бизнеса республики Хайдару Халиуллину на 63-й день рождения. Возможно, уже в ближайшие часы он сможет сменить казанский следственный изолятор №2 на стены родной квартиры. Такое решение принял суд, рассмотрев апелляцию защиты бизнесмена. Напомним, что Халиуллин был задержан в Казани 12 апреля, а 14-го числа Вахитовский райсуд Казани отправил его под арест до 12 июня.

Рассмотрение апелляционной жалобы было назначено в Верховном суде РТ на 9:00, однако многочисленная группа поддержки главы ассоциации — предприниматели, общественники — подходила к дверям 8-го зала задолго до положенного срока. Поддержать его пришли сын Дамир, новый адвокат Павел Мазуренко и около 15 предпринимателей. Все они легко шли на контакт с журналистами, четко рассказывая о своем главном требовании — освободить главу ассоциации на время предварительного следствия.

Член ассоциации, гендиректор ООО «Юридическое агентство „Мигра“ Роберт Закиров рассказал корреспонденту „БИЗНЕС Online“, что прямых откликов на обращения руководителям татарстанского следкома, прокуратуры и Верховного суда от предпринимательского сообщества, которое прозвучало в открытом письме 14 апреля, не было. Зато открытое письмо, размещенное на сайте нашей газеты, продолжает собирать подписи: на сегодняшний день уже 378 человек выступили за то, чтобы Халиуллина выпустили из СИЗО, а мера пресечения в виде заключения под стражу для подследственных по экономическим статьям стала скорее исключением, чем правилом. «Предпринимательское сообщество полностью за то, чтобы до решения суда люди не находились в местах лишения свободы. Сегодня мы пришли поддержать Хайдара Хайрулловича, надеемся на гуманное решение суда. Сейчас очень много способов для того, чтобы человек, находясь дома, под домашним арестом со специальным браслетом, давал всю информацию, которая от него требуется. Тем более что Хайдар Хайруллович никуда не сбегал. Он очень ответственный, порядочный. К тому же у него много поручителей, поэтому к этому делу надо найти более человечно, более лояльно», — считает Закиров.

Фарида Галеева Фарида Галеева: «Это акция в защиту тех лиц, которые по экономическим делам оказались в изоляторах. Это нелогично, это неправильно. Мы выступаем за то, чтобы такую практику прекратить» Фото: Альбина Полищук

В числе подписавшихся есть примечательные фамилии — руководителей крупных объединений, тех организаций, поддерживающих предпринимателей, общественные организации, добавляет председатель правления ЗАО „Юлдыз“, также член совета ассоциации Фарида Галеева. Например, письмо подписали региональное отделение „Деловой России“, союз рынков, союз торговых предприятий, Торгово-промышленная палата во главе с Шамилем Агеевым, ассоциация предприятий нефтепродуктообеспечения РТ. «Простые служащие, инженеры, пенсионеры, к нашему удивлению, тоже подписали», — заявила Галеева. При этом она подчеркнула, что открытое письмо подписывают не только в защиту самого Халиуллина. «Это акция в защиту тех лиц, которые по экономическим делам оказались в изоляторах, несмотря на постановление Верховного суда РФ. На этапе предварительного следствия они не должны находиться в местах заключения. Это нелогично, это неправильно. Мы выступаем за то, чтобы такую практику прекратить», — рассказывает женщина.

Александр Комиссаров Александр Комисаров: «Хотелось бы подписку о невыезде. Вариант залога, как и любые варианты, несвязанные с СИЗО, рассматривался» Фото: Ирина Ерохина

Праздничного настроения в коридоре суда, конечно, не наблюдалось. Стоял гул, предприниматели обсуждали, как помочь Халиуллину. Беспокоились они, конечно, и о будущем ассоциации. Тем временем депутат Госсовета РТ Александр Комисаров, он же член совета ассоциации, уверил «БИЗНЕС Online», что деятельность организации продолжается, и напомнил, что 19 апреля и. о. предправления ассоциации выбрали Рафика Шайхутдинова. Целую неделю ассоциация пребывала в замешательстве, но менять ее структуру никто не собирается. Комисаров также уповал на изменение меры пресечения и заявил, что он далеко не единственный человек, кто готов взять ответственность за то, что обвиняемый будет являться по любому требованию правоохранительных органов. «Хотелось бы подписку о невыезде. Вариант залога, как и любые варианты, несвязанные с СИЗО, рассматривался», — рассказал депутат.

Вскоре стало понятно, что общественная поддержка дала о себе знать.

... «Содержание такого уже взрослого, пожилого человека, больного человека в условиях следственного изолятора, с моей точки зрения, это попросту не совсем гуманно», — отметил адвокат, попросив суд смягчить меру пресечения
Фото: Артем Кузнецов

«СОДЕРЖАНИЕ ПОЖИЛОГО, БОЛЬНОГО ЧЕЛОВЕКА В УСЛОВИЯХ СЛЕДСТВЕННОГО ИЗОЛЯТОРА ПОПРОСТУ НЕ СОВСЕМ ГУМАННО»

Заседание началось с ходатайства прокурора о приобщении к материалам дела сразу несколько протоколов. В их числе протокол заслушивания фонограммы телефонного разговора Халиуллина с Юлией Аюповой, супругой Тимура Аюпова, бывшего подчиненного Халиуллина в ассоциации, который занимался информационными технологиями, а также протокол допроса свидетеля Султана Абдуллина. «Мы считаем, что какое-то давление [на свидетелей] все-таки оказывается», — отметила прокурор, также приобщая допросы двух обвиняемых — Марины Халиуллиной, супруги главы ассоциации, и Аюпова.

Защита в лице нового (и единственного адвоката) Мазуренко ходатайство о приобщении не поддержала. Во-первых, этих протоколов сторона Халиуллина не видела и знакомиться с материалами пришлось прямо по ходу судебного заседания. Во-вторых, по словам Мазуренко, сам факт приобщения к делу допросов обвиняемых сомнителен, обвиняемые вполне могли лжесвидетельствовать в свою пользу. К слову, арестованному Аюпову после того как он дал показания на Халиуллина, поменяли заключение в СИЗО на домашний арест.

«С моей точки зрения, это ничего не доказывает. Мы возражаем», — ответил на это адвокат Халиуллина. Но документы в итоге приобщили, как и документы защиты.

Мазуренко ходатайствовал о приобщении к делу целого ряда обращений ряда бизнес-ассоциаций и сообществ, а также личную характеристику подзащитного. «Здесь перечень подписей в поддержку открытого письма, опубликованного деловой электронной газетой „БИЗНЕС Online“. У нас есть практически 400 подписей представителей бизнес-сообщества, которые поддерживают, скажем так, наше ходатайство об изменении меры пресечения», — отметил Мазуренко. Он же привел свои аргументы в пользу того, что бизнесмена нужно отпустить: «Мой подзащитный длительное время допрашивался в качестве свидетеля, давал подробные показания следствию, в том числе и по той известной программе „Лизинг-грант“. Ни в одном из этих протоколов нет доказательств, что он участвовал в каких-либо хищениях. Мой подзащитный данные обвинения не признает, хотя и считает себя морально ответственным — доверился недостойным людям, в том числе Аюповым».

Продолжая свой спич, Мазуренко акцентировал внимание на предыдущем заседании, где избиралась мера пресечения. Он отметил, что Вахитовский райсуд во время избрания решения не учитывал аргументацию защиты, не заслушал поручителей, которые готовы были высказаться в защиту Халиуллина и взять на себя обязательства за него, а дал оценку только аргументам следствия.

Поставил под сомнение адвокат и законность задержания и ареста Халиуллина. «Содержание такого уже взрослого, пожилого человека, больного человека в условиях следственного изолятора, с моей точки зрения, это попросту не совсем гуманно», — отметил адвокат, попросив суд смягчить меру пресечения — на домашний арест, залог или поручительство.

В своей реплике следователь ГСУ МВД по РТ Максим Туртыгин, который ведет дело «лизинг-грантоедов» и присутствовал на судебном заседании, аргументировал необходимость заключения Халиулина в СИЗО достаточно сухо: «В материалах, представленных уважаемому суду, имеется достаточно оснований, зафиксированных в уставном порядке. То есть протоколы допросов свидетелей, осмотра аудиозаписей. У следствия таким образом имеется достаточно оснований полагать, что Халиуллин, находясь на свободе, продолжит оказывать давление на лиц, участников процесса. Именно Аюпов дал показания изобличающие Халиуллина в совершении деяния. Поэтому может оказываться давление на его семью».

«НИКАКОГО ВРЕДА Я СЛЕДСТВИЮ НЕ ПРИНЕСУ»

Сам Халиуллин, участвовавший в заседании по видеосвязи, был одет в тот же спортивный костюм, что был на нем в Вахитовском райсуде Казани во время первого избрания меры пресечения. Выглядел он уже куда бодрее. Еще по ходу речи адвоката он обратился к судье из-за решетки: «Ваша честь! Я не виновен. Я об этом заявляю честно. Я никаких взяток, никаких денег ни у кого не получал и никому не давал. Я честно говорю, я не виновен и ничего об этой истории... вот что-то, что обналичивали там деньги... и потом поддельные документы... я об этом не знаю, не в курсе. Я убедительно прошу изменить мне меру пресечения и вообще отменить арест. Спасибо», — сказал он.

Позже ему, оставшемуся на прошлом заседании без права на последнее слово, дали выговориться более развернуто. «Ваша честь, основная моя деятельность — защита и лоббирование интересов предпринимателей республики, поэтому я участвовал в конкурсных комиссиях, и кроме меня участвовали другие члены ассоциации по доверенности. По поводу моего обвинения — я его не признаю, в предварительном сговоре ни с кем не состоял. Те люди, которые указаны в постановлении об обвинении, я никого не знаю, кроме Аюпова Тимура. Очные ставки не проводились с директорами. Я чувствую моральную ответственность за то, что по доверенности на конкурсной комиссии участвовал Аюпов. То, что директора некоторых фирм подделывали документы и обналичивали деньги...» — хотел было продолжить Халиуллин, однако судья Герасимов его прервал на самом интересном месте, четко отметив: на сегодняшнем заседании не рассматривается виновность или невиновность главы ассоциации, речь сегодня идет о необходимости нахождения обвиняемого в СИЗО.

«Убедительно прошу вас изменить меру пресечения. Никакого вреда я следствию не принесу», — добавил Халиуллин.

Судья объявил перерыв, однако уже через три-четыре минуты вернулся с положительным для защиты решением: постановление нижестоящей инстанции отменить, меру пресечения Халиуллину изменить с нахождения под стражей на домашний арест. Оставшуюся часть постановления о том, что Халиуллину можно покидать дом только в медицинских целях, запрещено пользоваться средствами связи, интернетом, общаться с третьими лицами, судья зачитывал уже под аплодисменты десятка предпринимателей.

«С днем рождения, Хайдар Хайруллович! С днем рождения! Спасибо, ваша честь!» — махали в видеокамеру многочисленные предприниматели.

Махал рукой в ответ и сам Халиуллин и, кажется, даже пустил слезу. Как минимум до 12 июня он отправляется домой.

... «С днем рождения, Хайдар Хайруллович! С днем рождения! Спасибо, ваша честь!» — махали в видеокамеру многочисленные предприниматели
Фото: Альбина Полищук

ДЕЛО «ЛИЗИНГ-ГРАНТОЕДОВ»: 23 ЭПИЗОДА И 25 ФИГУРАНТОВ

Уголовное дело «лизинг-грантоедов», напомним, было возбуждено МВД по РТ в октябре 2016 года по двум эпизодам ч. 3 ст. 159 УК РФ («Мошенничество, совершенное в крупном размере»). По версии следствия, мошенническая группа наладила целый конвейер фиктивных заявок на получение господдержки по программе «Лизинг-грант». Предполагаемые аферисты передавали в минэкономики поддельные договоры лизинга с ООО «Восток-лизинг», а на деле полученные деньги банально «распиливались» между организаторами схемы и подставными предпринимателями. Как считает следствие, Халиуллин курировал работу всего этого механизма и проталкивал «нужные» заявки, используя авторитет ассоциации. Хищения, как рассказывал «БИЗНЕС Online» бывший куратор программы «Лизинг-грант» Дилюс Шавалеев, обнаружились во время проверки минэкономики РТ.

8 октября был отправлен под стражу первый фигурант дела — Аюпов, бывший руководитель комитета по информационным технологиям ассоциации. 11 января была задержана супруга президента ассоциации Халиуллина, которую суд сначала отправил в СИЗО, затем мера пресечения была изменена на домашний арест. Самого Халилуллина задержали лишь спустя четыре месяца, а 12 апреля Вахитовский районный суд Казани отправил того в СИЗО. «Я вину не признаю, но морально считаю себя ответственным за сложившуюся ситуацию. Доверился вот этому Аюпову, человеку, который оформлял документы, был в комиссии», — сказал тогда в свое оправдание президент ассоциации МСБ, который обвиняется в совершении 7 преступлений по ч. 3 ст. 159 и одном эпизоде ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество, совершенное в особо крупном размере»).

Арест главы МСБ вызвал широкий общественный резонанс. Предприниматели выступили с открытым письмом в поддержку главы ассоциации и просили не заключать того под стражу до суда. На арест обратил внимание и бизнес-омбудсмен РФ Борис Титов, отметив, что возьмет ситуацию под контроль.

Кроме того, под домашним арестом находится предприниматель Адель Мухаметхазипов, который, по версии следствия, был в числе первых фиктивных получателей гранта, а также помогал создателям схемы находить новых соискателей государственной поддержки. Всего на данный момент в деле 25 фигурантов, 21 из которых — предприниматели. В деле 23 эпизода совершенных преступлений и попыток хищения денежных средств. По данным следствия, общий ущерб составил 21,7 млн. рублей, еще на более чем 19 млн. рублей преступники посягали, подав фиктивные заявки на конкурс нынешнего года. По данным источников «БИЗНЕС Online» в МВД по РТ, 15 допрошенных дали показания против Халиуллина.