«Что такое «выход к Волге»? Это пустая фраза», — объяснял отсутствие разумного смысла в идее создания набережной в промзоне мэр Зеленодольска Александр Тыгин. Почему Зеленодольск — «край непуганых пешеходов», как картинки школьников про шашлык и палатки заставили задуматься о психологической экспертизе и чем градоначальник пристыдил архитекторов — в репортаже «БИЗНЕС Online».
Глобальную концепцию и перспективную схему комплексного озеленения города, которую в случае одобрения уложат кирпичиком генплана, обсудили накануне в Зеленодольске
«СТЕСНЯТЬСЯ НЕ БУДЕМ — ВОЗЬМЕМ НА ПРОЕКТ 20 - 30 ЛЕТ»
Глобальную концепцию и перспективную схему комплексного озеленения города, которую в случае одобрения уложат кирпичиком генплана, обсудили накануне в Зеленодольске. Концепцию подготовили студенты КГАСУ под руководством доцента кафедры градостроительства Юлии Закировой. Всего градостроительный совет, участие в котором принял и глава города и района Александр Тыгин, рассмотрел четыре проекта, но наиболее острая дискуссия развернулась именно вокруг «Зеленого каркаса».
Город разработчики проекта «Зеленый каркас» условно поделили на три жилые части — центральную, восточную со спальным районом Мирным и районы с малоэтажной частной застройкой. Отдельно была указана промышленная площадка с выходом к Волге и обустройством набережной. «Все эти зоны разные, сложились в разные промежутки времени, у них разная планировочная структура», — презентовала проект Закирова. Если в центральной части еще можно увидеть четкий принцип квартальной жилой застройки, то в Мирном преобладает типичная застройка жилых микрорайонов. «Эта разность может стать преимуществом, если ее подчеркнуть, — полагает она. — Пока же возникает дисбаланс по инфраструктурной составляющей».
Согласно генеральному плану, с обеспеченностью квадратными метрами жилья у Зеленодольска все в порядке. «Нет системности и качества благоустройства», — констатировала Закирова. Пока проект ее подопечных — это лишь графическая концепция с основными точками роста без детальной проработки и финансовых расчетов. Средств на данный момент нет, это косвенно подтвердил градоначальник: «Стесняться не будем, возьмем на проект 20 - 30 лет».
Напомним, центральное зеленое ядро с городским озером, парком и стадионом «Авангард» уже реконструируется в рамках республиканской программы, которую курирует помощник президента РТ Наталия Фишман. Реконструкция парка в этом году обойдется бюджету РТ в 83 млн. рублей (часть средств, впрочем, потратят на благоустройство городского пляжа в районе популярного полуострова Ремешка). Первый этап реконструкции парка стоил 66,3 млн. рублей.
Центральное зеленое ядро с городским озером, парком и стадионом «Авангард» уже реконструируется в рамках республиканской программы, которую курирует помощник президента РТ Наталия Фишман
Проект студентов КГАСУ предлагает пойти дальше и связать парк «Авангард» с прилегающими к нему небольшими скверами, зонами отдыха и благоустроенными выходами к лесу в западной и северной частях города. Получается два своего рода бульварных кольца в старой части города — большое и малое. То, что поменьше, проходит по улице Ленина, а большое — по параллельной улице Гоголя. Там предложили проложить модную нынче в градостроительном планировании велодорожку. Но идея не нашла поддержки у главы: «Не верю в востребованность велосипедов у населения Зеленодольска. Есть правила дорожного движения, дороги у нас нормальные. Стоит ли игнорировать пешеходов, тысячи людей, чтобы сотня велосипедистов катались треть года? Не вижу в этом смысла. Просто сейчас всех понесло в велики. Вбухать миллионы рублей — ради чего?»
Закирова не отступала: велосипедиста могут сбить на общей дороге. Но глава был непреклонен: «Есть правила дорожного движения, у нас случаи наезда на велосипедистов — редкость». Один из участников обсуждения справедливо добавил, что Зеленодольск — это не Казань, дорожный трафик несопоставим. «О чем и речь, — согласился мэр. — Мы же не по „Миллениуму“ едем. Вы посмотрите, как у нас пешеходы ходят, это же край непуганых людей».
МЫСЛИТЬ МАСШТАБНО
После этой дискуссии обсуждение вернулось к проекту. «Люди уже сейчас используют зеленый массив, я предлагаю здесь, как и в наиболее активных направлениях, создать буферные зоны, которым можно придать коммерческий статус, со стоянками, туалетами, мангалами, — указала Закирова на лес, окаймляющий старую часть города с севера. — Получится буферная зона между городом и лесом, чтобы люди не шли вглубь». Пока пограничные зоны используются зеленодольцами стихийно. «Включение леса в эту концепцию очень даже правильное решение. Законодательство сложное, но позволяет», — одобрил мэр. К слову, в стратегии развития города до 2030 года прописано развитие направления рекреации выходного дня для жителей Казани. Эта часть города, прозванная в народе «московскими горками», популярна зимой у лыжников, а летом — у расслабляющихся горожан.
Разработчики провели небольшое исследование, попросив школьников пятых и десятых классов нарисовать то, как они проводят свое свободное время, отдыхают. У многих на рисунках фигурировали шашлыки, палатки, стихийный отдых, рыбалка. Тыгина это не совсем устроило, и он предложил проанализировать эти работы с участием психологов, чтобы четче оценить исследование. «У нас город шашлыков какой-то получается!» — рассуждал мэр, глядя на рисунки, но все же отметил, что мангалы и цивилизованный отдых — идея хорошая.
В восточной части города — той, что ближе к Казани, — зеленого ядра сейчас нет вообще. Да и в целом в Мирном отсутствует какой-либо крупный парк или даже сквер. Небольшая площадка у школы №9 — это и есть небольшой благоустроенный участок, поток горожан на себя также принимает спортивная площадка школы. «Можно откровенно признать, что с точки зрения озеленения и экологии Мирный получается бестолковым», — согласился с разработчиками Тыгин. Так что местом массового отдыха горожан представляется скорее овраг на окраине — площадка Сабантуя. Если ее благоустроить и продлить до озер, в сторону поселка Гари, получится приличных размеров рекреационная зеленая территория. Пока она тоже довольно бестолковая. «Идея связей не нова, но как мы эти связи будем делать на практике?» — спросил Тыгин. Иными словами, присутствующие хотели услышать, каким образом связать все названные точки, между которыми овраги, леса, дороги. Но Закирова в ответе вновь акцентировала внимание на развитии общей концепции: «Речь прежде всего идет о пешеходном движении, освещении, декоративном озеленении». В общем, о некоей зеленой логистике.
В проект первой очереди разработчики предложили включить парк «Авангард», старинный парк у ДК «Родина» и прилегающие к ним зоны отдыха с бульварными кольцами. Остальные зоны (у учебно-спортивной базы «Маяк», в Мирном, у Лесничества, на московских горках) предлагается включить во вторую очередь. Глава, впрочем, предложил мыслить масштабно: «Это стратегия на многие годы, сжимать не надо. Крайняя точка — „Маяк“, а вторая крайняя точка — стела на въезде в город».
«РЕБЯТА, ВЫ ЖЕ АРХИТЕКТОРЫ!»
Острым оказалось обсуждение набережной: нужна она или нет? В первую очередь разработчики предложили зафиксировать существующие выходы к воде, проанализировать наличие муниципальных участков. «Внимание стоит уделить паромной переправе — это место, куда приезжают не купаться, а посмотреть на Волгу, — сказала Закирова. — Это место может быть причалом для прогулок по воде, для внутренних прогулок до острова Свияжск. Место находится вне пешей доступности, поэтому туда нужно пускать маршрут общественного транспорта. Летом чаще, зимой реже».
«Что такое „выход к Волге“? Это пустая фраза. Что такое набережная?» — спросил Тыгин. Главный архитектор Юрий Герасимов предположил — место для рыбалки. «Ребята, вы же архитекторы! — возмутился мэр. — Серьезные люди. Как можно говорить о таких вещах? Набережная — это доступность, а до ближайшего жилого дома 3 километра. На чем туда человек добираться будет? На автобусе? Пешком?» Главный архитектор предложил первое, но у главы города тут же возник вопрос: а сколько человек туда поедет, сколько нужно автобусов? «Дайте мне функционал, который будет понятен. Яхт-клуб „Дельфин“ — это понятно. Там каждый день занимаются 120 детей», — объяснял свою позицию мэр.
Главный архитектор Юрий Герасимов (в центре)
В пример архитекторы привели казанскую набережную, которая тоже отдалена от крупных спальных районов. «Не сравнивайте, она насыщена живыми людьми, которых не нужно туда везти, она вписана в городской рельеф, а у нас берег — это промзона!» — объяснял Тыгин. Не подвинуть никуда каскад предприятий — от ПОЗиСа и завода им. Горького до фанерных производств, не связать воедино локальные пятачки общедоступных мест у Волги...
Разработчики концепции также предложили зафиксировать ее итоговый, доработаный вариант в правилах, местных нормативных актах правил благоустройства, куда может вписаться и наружное оформление улиц, фасадов зданий. «Сейчас у нас пространство просто замусорено», — констатировала Закирова, показав слайды с вывесками магазинов на любой вкус и цвет.
В итоге по схеме решили провести общественные обсуждения и принять ее на сессии местного совета в качестве нормативного акта. На деле концепция еще будет проработана вплоть до определения места отдельных деревьев.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 18
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.