Миляуша Айтуганова Руководство кинематографического сообщества Татарстана в ближайшее время ждут серьезные изменения. Пост директора «Татаркино» займет бывший главный продюсер ТНВ Миляуша Айтуганова Фото: «БИЗНЕС Online»

«ОН МНЕ СКАЗАЛ, ЧТО СОБИРАЕТ БУМАГИ И ВСЕ ПРОЧЕЕ, СОБИРАЕТСЯ УХОДИТЬ СО СВОЕГО ПОСТА»

По информации «БИЗНЕС Online», руководство кинематографического сообщества Татарстана в ближайшее время ждут серьезные изменения. 61-летний Владимир Батраков, руководящий с 2006 года ГБУК «Татаркино», покинет пост директора, а его место займет бывший главный продюсер ТНВ Миляуша Айтуганова.

Официального решения пока нет, но оба главных героя, по данным газеты, в личных беседах не скрывают, что в ближайшее время эти перестановки состоятся. Все ожидают выхода из отпуска министра культуры Айрата Сибагатуллина, первым рабочим днем которого станет ближайшая пятница. «Пока никаких официальных распоряжений нет, все комментарии после официальных распоряжений. Батраков на сегодняшний день находится на рабочем месте и исполняет свои обязанности», — такой комментарий передала «БИЗНЕС Online» через пресс-службу минкультуры заместитель Сибагатуллина Гузель Шарипова, курирующая кинематограф.

Сам же Батраков уже собирает вещи, сообщил нашему корреспонденту режиссер, заслуженный деятель искусств РФ Юрий Гвоздь: «Где-то неделю назад я у Батракова был, в кабинет зашел, смотрю — на стульях папки, документы. Он мне сказал, что собирает бумаги и все прочее, собирается уходить со своего поста». Наш собеседник выразил надежду на положительные изменения в связи с появлением нового руководства, хотя и не уверен в этом: «Всегда хочется надеяться, что человек, пришедший на смену старому руководителю, будет лучше. Но вот в 1999 году на ТНВ пришел Ильшат Аминов, все подумали: слава богу, пришел человек, который на телевидении работал, будет прогресс и так далее. А что получилось?..»

Любопытно, но, как сообщают источники «БИЗНЕС Online», назначение Айтугановой в «Татаркино» могло состояться гораздо раньше — одновременно с неожиданным появлением опытного медиаменеджера у руля казанского фестиваля мусульманского кино в качестве исполнительного директора минувшим летом. За это выступал куратор многих татарстанских культурных проектов, глава аппарата президента РТ Асгат Сафаров. Но якобы сама экс-продюсер ТНВ попросила не торопиться с кадровыми решениями. Во-первых, она хотела войти в курс дела и действительно в последнее время много времени проводила в офисе «Татаркино». Во-вторых, Айтуганова посчитала свое возможное быстрое назначение некорректным по отношению к Батракову, к деятельности которого не было серьезных претензий. В итоге было принято решение о мягком вхождении в работу, и этот период должен завершиться в ближайшие дни. Впрочем, как минимум без личных обид, судя по всему, не обойдется.

ВЛАДИМИР БАТРАКОВ: «РАЗВАЛ БУДЕТ, ПОЛНЫЙ РАЗВАЛ»

«БИЗНЕС Online» дозвонился до самого Батракова, чтобы прояснить ситуацию.

— Владимир Алексеевич, правда ли, что вы в ближайшее время можете покинуть пост директора «Татаркино»?

— Наверное, пока об этом рано говорить, министр Сибагатуллин выйдет с отпуска, тогда будет понятно.

— Но если такие разговоры ходят, то, видимо, есть причины. Вы как свою работу на посту директора «Татаркино» оцениваете?

— Недавно союз кинематографистов России подводил итоги по развитию регионального кинематографа — и мы стоим на втором месте. Москву не стали рассматривать, но за Санкт-Петербургом Татарстан вторым идет. Хорошо это или плохо, но это официальный рейтинг. Понятно, что в любом деле всегда можно сказать, что и лучше можно было сделать, и хуже можно было сделать. Рейтинг — он рейтинг, тем более независимый. Это же общественная организация создала этот рейтинг. Они все учитывали: и фильмопроизводство, и сеть кинопоказов, и киномероприятия, и фестивали, и так далее... Всю работу.

— Если все-таки отставка состоится, есть у вас какие-то дальнейшие планы?

— Думаю, пока информация для меня неожиданная, посмотрим. Пока силы есть, поработаем. Потому что на 15 тысяч сложно жить, на пенсию-то. Я, может быть, и ушел бы, занялся бы отдыхом своим, но пенсия не позволяет нам такой роскоши. Но мне непонятно, почему пенсионера меняют на другого человека, тоже не очень молодого. Это для меня вообще дико.

— Вы имеете в виду Миляушу Айтуганову?

— Айтуганову. Она человек неготовый, в том числе и по возрасту. Если бы человеку было под 40, походил бы у меня хотя бы годок, потом можно было бы и передать управление. К тому же телевидение и кино — это совершенно разные вещи, как день и ночь. И Айтуганову мы уже знаем. В прошлом году ее также насильно нам поставили директором фестиваля мусульманского кино. Ну не получилась работа.

— И что вы думаете о перспективах работы Айтугановой в «Татаркино»?

— Развал будет, полный развал. Тем более у меня опыт есть такой же. Я 15 лет проработал директором ДК Урицкого, 10 лет — директором ДК Химиков, и тоже там кому-то понадобилось место мое. И потом, после меня, там все разваливалось.

«ЕДИНСТВЕННОЕ СВЕТЛОЕ ПЯТНО В «ТАТАРКИНО» — ЭТО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАФИГОВОЙ И ИШИМОВА, КОТОРЫЕ РАБОТАЮТ БУКВАЛЬНО ЗА ЕДУ»

«Целями деятельности ГБУК РТ „Татаркино“ является создание оптимальных условий для развития кинематографии Татарстана, содействие развитию всех видов и жанров отечественного кинематографа как важнейшего компонента национальной культуры и средства укрепления взаимосвязей и взаимопонимания народов Татарстана, защита конституционных прав граждан на культурную деятельность и свободу творчества», — написано на официальном сайте организации. Насколько с этим «Татаркино» справлялось все эти годы — вопрос спорный. Для многих «Татаркино» — это исключительно государственный кинотеатр «Мир», место постоянной кинематографической «движухи» и эксклюзивных показов как местных картин, так и мировых фестивальных хитов, не добирающихся до широкого российского проката. «Единственное светлое пятно в „Татаркино“ — это деятельность Альбины Нафиговой (начальника отдела по организации кинофестивалей и киномероприятий „Татаркино“ прим. ред.) и Александра Ишимова (директора кинотеатра „Мир“прим. ред.), которые работают буквально за еду, но пытаются что-то делать», — рассказал «БИЗНЕС Online» собеседник из кинемотографических кругов.

Между тем каких-то серьезных видимых успехов «Татаркино» в создании и продвижении татарстанских фильмов не добилось. Хотя это и вряд ли можно назвать виной Батракова. По мнению тех, кто связан с кино в республике, успехов здесь можно добиться лишь путем радикального изменения отношения государства к этой отрасли. То же «Татаркино» во многом несамостоятельно, плохо финансируемо и полностью зависит от воли сектора кинематографии минкультуры РТ. При этом само главное культурное ведомство довольно инертно в части кино, и это при том, что, например, на реконструкцию только одного театра им. Качалова республика потратила миллиард рублей. В результате получается системная проблема, начиная с подготовки кадров, продолжая съемочным процессом и заканчивая системой проката.

О суммах, которые выделяются на кино в республике, год назад на пресс-конференции рассказывали ответственные лица. Так, если в 2015 году в Татарстане на это было выделено 27 млн. рублей, то в 2016-м — всего 8,8 миллиона. Тогда же, в 2015-м, Батраков называл нашей газете бюджет самого «Татаркино» — 4 млн. рублей (до кризиса — 9 млн.) плюс финансовая помощь значимым проектам от правительства РТ. При этом в одной только Якутии на производство фильмов в год тратится 100 млн. рублей.

Один из самых перспективных молодых кинорежиссеров Татарстана Ильшат Рахимбай вообще не имеет опыта взаимодействия с «Татаркино»Фото: «БИЗНЕС Online»

Хотя недостатки в работе самого «Татаркино», показывающего кино в татарстанской глубинке, формирующего фонды и выделяющего скромные средства на создание фильмов, также можно обнаружить. К примеру, как оказалось, один из самых перспективных молодых кинорежиссеров Татарстана Ильшат Рахимбай вообще не имеет опыта взаимодействия с этой организацией. «До сегодняшнего дня я с „Татаркино“ не взаимодействовал. Я работал больше над собой, своим совершенствованием, — рассказал Рахимбай газете „БИЗНЕС Online“. — Сейчас до меня стали доходить проблемы татарстанского кинематографа, такие как отсутствие тем, единства мнений, мы пока не можем должным образом организовать прокат снятых фильмов. Это все плоды отсутствия единой системы. Я лично Батракова не знаю, даже не знаком с его деятельностью, но в несовершенстве кинематографа Татарстана, по моему мнению, есть и вина людей, отвечающих за это направление».

Что касается наиболее опытных татарстанских кинематографистов, то они в целом положительно отозвались о работе организации. «Я считаю, что „Татаркино“ работает успешно. И оно очень сильно зависит от качественных фильмов, что потихонечку происходит. Есть качественные фильмы, есть прокат фильмов, поэтому тут палка о двух концах. А насчет ухода Батракова и прихода Айтугановой я, честно говоря, не в курсе, поэтому ничего комментировать не могу», — сообщил нашему корреспонденту глава союза кинематографистов РТ Ильдар Ягафаров.

А известный режиссер и продюсер Алексей Барыкин напомнил, что сейчас в Татарстане на разных стадиях идет работа над добрым десятком полнометражных игровых картин — такого в республике никогда прежде не было. Не все данные проекты связаны с «Татаркино», но толчок к развитию отрасли, по его мнению, дает именно эта структура. «Я считаю, что Батраков на данном посту сделал много хорошего, я ни в коем случае не оценил бы его работу как неудовлетворительную. Я считаю, что там действительно очень большие достижения, в частности, есть прорыв по кино, который сейчас происходит, и какие-то наши успехи, успехи наших фильмов очень связаны с поддержкой Батракова», — уверен Барыкин.

«НА МИЛЯУШУ АПУ ВОЗЛАГАЮ БОЛЬШИЕ НАДЕЖДЫ»

Что же касается возможного будущего директорства Айтугановой, то здесь наши собеседники выражают осторожный оптимизм. «Если придет Миляуша Айтуганова, то она постарается каким-то образом радикально изменить „Татаркино“. Может, это будет к лучшему, Миляуша Лябибовна — это, конечно, опытный руководитель, она, наверное, найдет какие-то новые интересные решения. Пока я вряд ли могу сказать что-то большее. Решение о смене, видимо, связано с какими-то перестановками... Трудно сказать, что это. Может, это какое-то решение политического характера. Я совершенно не в курсе», — говорит Барыкин.

«Что касается Айтугановой, то с Миляуша апой я знаком, пару раз с ней общались, она была на моих премьерах. Ее приход в любом случае должен изменить все к лучшему. Мысли Айтугановой, которые я слышал, кажутся мне основательными. От других людей, связанных с кинематографом, я таких глубоких размышлений не слышал. А вот как воплотить их в жизнь — это уже другой вопрос. Посмотрим, что из этого выйдет. Но на Миляушу апу возлагаю большие надежды. Что бы ни говорили, у нее есть видение, продюсерская закалка. Я это интуитивно чувствую», — говорит Рахимбай.

«В кандидатуре Миляуши Айтугановой меня смущает такой момент: она сняла фильм, там Ягафаров — режиссер, сама в главной роли, она завкафедрой в „кульке“, еще много чего. Любым делом ведь нужно хорошо заниматься, а не распыляться. Но, с другой стороны, всегда надежда есть, потому что, когда „движуха“ происходит, в новой волне могут быть какие-то положительные моменты... Если у человека личные амбиции совпадают с ожиданиями, то флаг ему в руки. Дай бог, чтобы личные и общественные интересы совпали. Я считаю, что хуже не будет, пока какой-то застой был», — рассказал Гвоздь.

При этом очевидно, что без солидных финансовых вливаний в «Татаркино» ждать от нового руководителя чудес не приходится. Напомним, что в прошлом году, который был объявлен Годом российского кино, к примеру, бюджет казанского фестиваля мусульманского кино только сократился — со скромных 15 млн. рублей до еще более скромных 12 миллионов. Да так, что Айтугановой пришлось бросить клич среди своих агрызских состоятельных земляков, которые на личные деньги привозили на фест российских звезд. Впрочем, о Миляуше Лябибовне говорят как о члене «команды Асгата Сафарова», и этот факт вселяет надежду как минимум на достойное финансирование татарстанских кинопроектов.

Сама Айтуганова, у которой накануне был день рождения, оказалась недоступна для телефонных звонков.