1. «КРЕСТОВЫЙ ПОХОД» РУСТАМА МИННИХАНОВА ЗА ПЕРЕЗАГРУЗКУ ТАТАРСКОЙ ЭСТРАДЫ

В Казани и Москве прошел фестиваль «Yзгәреш җиле» («Ветер перемен»), где молодые исполняли классику татарской эстрады в совершенно новых аранжировках В Казани и Москве прошел фестиваль «Yзгәреш җиле» («Ветер перемен»), где молодые исполняли классику татарской эстрады в совершенно новых аранжировках

Очевидно, главное культурное событие родилось в августе этого года на встрече президента РТ Рустама Минниханова с ведущими СМИ республики. Глава Татарстана разразился критическим спичем в адрес шоу-индустрии: «Я не крупный специалист в области эстрады, музыки. Но с тем, какая сегодня наша татарская эстрада, с этим уровнем согласиться не могу... Вы согласны, что надо что-то делать? Фонограммы, одеты они непонятно как, поют они не знаю что, двигаются как... Никто ими толком не занимается. Как факультативное задание. Это же наш уровень». Президент РТ анонсировал «попытку что-то изменить» — проект, которым он поручил руководить директору Татарского академического государственного театра оперы и балета Рауфалю Мухаметзянову.

Далее в Казани и Москве прошел фестиваль «Yзгәреш җиле» («Ветер перемен»), где молодые исполняли классику татарской эстрады в совершенно новых аранжировках, созданных командой музыкального руководителя шоу, известного московского джазмена Вадима Эйленкрига. Многочисленные дискуссии по поводу качества увиденного и услышанного пересказывать нет смысла, их легко найти на страницах нашей газеты. В любом случае первый шаг на пути, сформулированном президентом РТ, сделан.

«Будем это дело поддерживать. Мы все направления будем поддерживать. Я считаю, что в области татарской эстрады важно дать некий такой сигнал и продвигать все это. На самом деле у нас много талантов, много возможностей. Менять „Үзгәреш җиле“. Кто бы ни критиковал, мы будем дальше делать свое дело», — резюмировал Минниханов в самом конце года.

2. ЧУЛПАН ХАМАТОВА ПРИЕХАЛА В КАЗАНЬ С РОДНЫМ «СОВРЕМЕННИКОМ»

Большие гастроли легендарного московского театра «Современник», отметившего в этом году 60-летие, стали важным событием для казанской публики, которую в последние годы не так часто радуют такими подарками. Питомцы Галины Волчек привезли в столицу Татарстана сразу четыре названия — в основном спектакли своего художественного руководителя. А на закуску — «Горе от ума» выдающегося литовского режиссера Римаса Туминаса с Фамусовым — Сергем Гармашом, уверенным, что театр, которому он отдал 30 лет, по-прежнему остается актуальным. «Для вас понятие „консервативный“ монтируется с „Современником“. Для меня — категорически нет, — говорил Гармаш в интервью „БИЗНЕС Online“. — Считаю, что любое сообщество людей, особенно творческое, сильно именно наличием традиций, они и при рождении „Современника“ были важны. 60 лет назад они собрались именно за тем, чтобы переосмыслить традицию, а не уничтожить ее. Создать, а не разрушить. Ведь это не новость, что для того, чтобы что-то разрушить, надо начать именно с традиций».

Также эти гастроли оказались очень важным событием для другой ведущей актрисы театра, нашей землячки Чулпан Хаматовой, которая сыграла на сцене театра им. Камала в спектакле «Двое на качелях». Наконец-то, впервые почти за 20 лет, сколько я уже работаю в этом театре, я приехала в Казань с «Современником». Я очень счастлива и очень этому рада. И к тому же к этому времени «созрел» мой младший брат, который во время казанских гастролей играл главную роль (Шамиль Хаматов играл Чацкого в «Горе от ума»прим. ред.). Мы вдвоем приехали на родину, это страшно приятно», — рассказала Хаматова. Нужно ли говорить, что все билеты на «Современник» в Казани были раскуплены заранее.

3. КАК ШНУР СРАВНИЛ КАЗАНЬ С НИЦЦЕЙ, А ЗЕМФИРА РАДОВАЛАСЬ «ЛЮБИМЫМ ТАТАРАМ»

Земфира дважды за год дала концерты в Татарстане Земфира два раза за прошедший год дала концерты в Татарстане

Главные стадионные концерты года в Казани дали Земфира и «Группировка Ленинград». В феврале главная певица страны собрала аншлаг в стареньком Дворце спорта в рамках своего грандиозного тура «Маленький человек», закончившегося двумя феерическими концертами в Москве, когда Земфира два дня подряд собирала в «Олимпийском» по 30 тыс. человек (это для отечественного артиста нечто абсолютно невообразимое). В столице Татарстана певица, к удовольствию публики, вспоминала о своих национальных корнях, с которыми знакомила и музыкантов-британцев: «Мои любимые татары, я с начала тура ждала этого концерта. Мои музыканты спросили меня: „Ну понятно, Москва, Питер. Какой город ты ждешь еще?“ Я сказала, что Казань. Теперь они понимают почему, — а затем, продолжив на английском, обратилась к своим музыкантам. — Они — татары, как и я!» В начале сентября Земфира еще раз появилась в Татарстане, отыграв часовой сет на концерте в честь Дня нефтяника в Альметьевске.

Сергей Шнуров Шоу Сергея Шнурова прошло на ура, с веселыми матюками и отличным настроением публики

Сергей Шнуров же рискнул и выбрал самую большую площадку города — «Татнефть Арену». Шоу «Ленинграда» прошло на ура, с веселыми матюками и отличным настроением публики. Кроме того, в интервью «БИЗНЕС Online» артист в числе прочего расточал комплименты в адрес Казани: «Такая прям заграница. Что-то местами мне напоминало Ригу, что-то — почему-то Ниццу. Не понял почему. Вдруг какой-то архитектурный фрагмент такой. Фрагментарно, но не так, чтобы вообще».

4. ГСО РТ ПОКОРЯЕТ ВЕНСКИЙ «МУЗИКФЕРАЙН»

Александр Сладковский Оркестр Александра Сладковского, пожалуй, был бы достоин занять в нашей десятке сразу несколько позиций

Александру Сладковскому не составит большого труда отчитаться перед высокими начальниками о деятельности вверенного ему коллектива. Государственный симфонический оркестр РТ, пожалуй, был бы достоин занять в нашей десятке сразу несколько позиций. В начале года он провел первый фестиваль татарской музыки им. Жиганова «Мирас», а летом для «Мелодии» были записаны все симфонии и концерты великого Дмитрия Шостаковича. Наконец, европейский тур ГСО РТ, который включил в себя и рукоплещущий знаменитый зал «Музикферайн» в столице Австрии, стал прекрасным завершающим аккордом плодотворно проведенного года.

5. ЛУТФУЛЛА ШАФИГУЛЛИН СОЗДАЛ ЛИТЕРАТУРНО-СКУЛЬПТУРНЫЙ ПАРК НА РОДИНЕ ТУКАЯ

... 130-летие главного поэта татарского народа Габдуллы Тукая широко отмечалось в республике на протяжении всего 2016 года / Фото: shaimiev.tatarstan.ru

130-летие главного поэта татарского народа Габдуллы Тукая широко отмечалось в республике на протяжении всего года. Однако особняком стоит открытие в Кырлае литературно-скульптурного парка, созданного по инициативе генерального директора «Таттелекома» Лутфуллы Шафигуллина. На деньги меценатов и трудами сотрудников компании восстановлен дом Сагди абзыя, усыновившего маленького Габдуллу, на месте его захоронения создан мемориал, у речки вновь есть колодец. Рядом с домом — фигуры Сагди абзыя и героев сказок Тукая — Водяной, Шурале, Былтыра. На подворье — огромные книжные страницы с цитатами из тукаевских произведений и высказываниями известных людей республики о творчестве поэта. «Молодцы! Молодцы! Татары за что бы ни взялись, у нас все получается», — только и произносил на открытии комплекса в апреле государственный советник РТ Минтимер Шаймиев.

6. ТАТАРСТАНСКИЕ РЕКОРДЫ «ЗОЛОТОЙ МАСКИ»

Туфан Имамутдинов Казанский ТЮЗ получил сразу четыре номинации за пластический спектакль главрежа Туфана Имамутдинова «Из глубины»

В этом году республика как никогда оказалась богато представлена в различных номинациях главной национальной театральной премии страны «Золотая маска». Что интересно, наибольшего успеха добились театры республики, находящиеся в не самом простом положении. Так, казанский ТЮЗ, уже давно съедаемый противоречиями в коллективе и безденежьем, получил сразу четыре номинации за пластический спектакль главрежа Туфана Имамутдинова «Из глубины» (современный танец / спектакль, балет — современный танец / работа балетмейстера-хореографа (Анна Гарафеева), работа композитора в музыкальном театре (Эльмир Низамов), работа художника по костюмам в музыкальном театре (Лилия Имамутдинова). А Набережночелнинский государственный театр кукол, не имеющий даже собственного помещения, получил три номинации за спектакль Ильгиза Зайниева «Сак-Сок» (за лучший кукольный спектакль, за работу режиссера в кукольном спектакле, за работу художника в кукольном спектакле (Алексей Митрофанов).

Кроме того, татарстанские театры обильно представлены и в лонг-листе самых заметных спектаклей года в России, пусть и не номинированных на премию: «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (театр им. Качалова), «Дон Жуан» (театр им. Камала), «Кроличья нора» (театр «Мастеровые», Набережные Челны), «Карина и Дрон» (творческая лаборатория «Угол»).

7. КАЗАНЬ ОТМЕТИЛА ЮБИЛЕЙ СОФИИ ГУБАЙДУЛИНОЙ

София Губайдуллина София Губайдулина в 2016 году отметила свой юбилей

Самая известная в мире женщина-композитор София Губайдулина в этом году отметила юбилей и по такому случаю прибыла на свою малую родину. Здесь ее ждали торжественные встречи с Миннихановым и Ильсуром Метшиным, концерт в Казанской ратуше и большая встреча с журналистами.

Хотя Губайдулиной и не удалось устроить мировую премьеру своего нового произведения — оратории «О любви и ненависти» — в Казани, тем не менее дома ее встретили очень радушно. «Все татарское на свете я впитала, можно сказать, с молоком матери. То есть такая высокая культура, народная культура, профессиональная культура в Казани была очень высокой уже тогда, когда я была совсем юной, — вспоминала на пресс-конференции композитор. — И все национальное было дано природой. И конечно, этнос сказывается в моих сочинениях, безусловно. Каким-то опосредованным образом или даже мелодией».

8. ОТКРЫТИЕ МУЗЕЯ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В СВИЯЖСКЕ

... В музее нашел свое место и кабинет одного из лидеров революции Льва Троцкого / Фото: prav.tatarstan.ru

«Это будет один из самых посещаемых музеев, — говорил на открытии музея Гражданской войны в Свияжске Шаймиев. — Это история наша. У нее много более плачевных и трагических страниц. Какая история наша есть, такая она и есть. Мы с вами тоже ее создаем. Каждым днем, даже каждой минутой, каждой секундой — что дышим этим воздухом, ходим и что-то делаем». Сам музей расположился в историческом особняке начала XIX века — двухэтажном деревянном «доме с колоннами» (доме Медведевых-Бровкина). По сведениям, не подтвержденным документально, в 1918 году там располагался штаб 5-й армии РККА. По рассказам старожилов, в этом же доме останавливался народный комиссар по военным и морским делам, председатель революционного военного совета Советской Республики Лев Троцкий. Именно его персона стала одной из главных в экспозиции музея.

«Почему необходимо было создать этот музей? — задает себе вопрос директор музея „Остров-град Свияжск“ Артем Силкин. — На мой взгляд, потому что наше общество до сих пор, очевидно, пребывает в состоянии поляризации мнений, иногда доходящих до крайней степени горячности. Мне кажется, этот взгляд назад на события, которые наша страна переживала 100 лет назад, потому что неумолимо приближается юбилей Гражданской войны, на события начала XX века, — это полезно, это опыт истории, позволяющий нам что-то понять про настоящее и будущее».

9. ЛЕТНИЙ КНИЖНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «СМЕНЫ»

Ирина Прохорова Ирина Прохорова

Важнейшее городское культурное событие лета — в центре Казани восемь десятков российских издательств представили свою литературу на летнем книжном фестивале в центре современной культуры «Смена». Кроме того, за два дня форума на его лекционных площадках выступили Ирина Прохорова, Антон Долин, Юрий Сапрыкин, а композитор Александр Маноцков дал концерт в лютеранской кирхе.

«Казань — это очень интересный город, особенно своей историей, которая не очень известна в российском масштабе, — рассказывала „БИЗНЕС Online“ главред „Нового литературного обозрения“ Прохорова. — Мне печально, что все новости, связанные с культурой и экономикой, концентрируются на Москве, иногда на Питере. А вся страна, которая имеет разнообразную и богатую культуру, остается в тени. И для меня Казань всегда была образцом мирного сосуществования разных конфессиональных и культурных групп в течение столетий. Может быть, я поверхностно представляю историю Казани, но мне кажется, она без чудовищных конфликтов, которые обычно раздирали другие регионы и страны».

10. «СЕМЕЙНЫЕ ХЛОПОТЫ» В ШИРОКОМ ПРОКАТЕ

Известный казанский кинорежиссер и продюсер Алексей Барыкин в этом году пробил брешь в стене непонимания, которой окружили местных художников отечественные прокатчики. Он стал первым татарстанским режиссером, чей фильм, сделанный здесь же, в республике, попал в широкий прокат и, соответственно, демонстрировался не только на бесплатных сеансах в государственном кинотеатре «Мир», но и в казанских и не только мультиплексах. «А оказалось, что никакой стены непонимания нет, — рассказывал Барыкин „БИЗНЕС Online“. — Да, нам много раз говорили, что прокат уже давно поделен, что американцы там все диктуют. Оказалось, что это все не так. Я лично встречался с директором каждого казанского кинотеатра. Каждому показывали, каждого убеждали. На сегодня мы договорились о прокате со всеми кинотеатрами... Дело в продукте — вот и все. На нас работает сам фильм. Прокатчики посмотрели „Семейные хлопоты“ и сказали: да, мы берем!»

Комедия «Семейные хлопоты», в которой сыграли лучшие театральные актеры столицы Татарстана, о баталиях в русско-татарской семье по поводу выбора имени для новорожденного не собрала в прокате больших денег, но, главное, создала важнейший прецедент.