Не Иркутск, но все же: с начала года в автограде насмерть упились 28 человек, всего же отравились 123. При этом в Челнах круглосуточно продают спиртное прямо напротив полиции, попенял глава исполкома. Общественники призывают поднять зарплату и увеличить штат контролирующих ведомств, а участники рынка — нещадно закрывать точки по продаже фанфуриков и довести, наконец, до ума ЕГАИС.
В преддверии новогоднего загула в автограде озаботились проблемой нелегального оборота алкоголя
«СЕЙЧАС НЕ ТОРГУЕТЕ АЛКОГОЛЕМ? ПОТОМУ ЧТО НА СОВЕЩАНИИ. А ВЫЙДЕТЕ — И БУДЕТЕ ТОРГОВАТЬ...»
Эхо Иркутска докатилось до Челнов. В преддверии новогоднего загула в автограде озаботились проблемой нелегального оборота алкоголя. Этому было посвящено совещание, прошедшее сегодня под председательством руководителя исполкома Рината Абдуллина. На него кроме ответственных лиц были приглашены и бизнесмены, торгующие алкоголем, в том числе и те, кто является нарушителем закона, намекнул чиновник.
Предваряя совещание, Абдуллин, конечно, вспомнил Иркутск, где жертвами массового отравления «Боярышником» стали 77 человек. В Челнах ситуация немногим лучше — просто статистика размазана на весь год, а не в единый миг. С января было 123 отравления, в том числе среди подростков. Насмерть упились 28 человек. На этом фоне челнинцы — не самые большие в Татарстане «питухи». Среднестатистический житель автограда прикупил за 11 месяцев 11,2 л алкоголя. Для сравнения: в Казани этот показатель — 14,5, по РТ — 12,7 литра.
По словам и. о. начальника челнинского подразделения Госалкогольинспекции Лилии Муллиной, в городе 154 организации имеют лицензии на продажу спиртного. Закинуть в авоську бутылку-другую «зеленого змия» можно в 511 магазинах. Бюджету от этого тоже неплохо: за лицензии казна РТ получила 10,9 млн. рублей пошлин, это на 87% больше прошлогоднего. Такой рост Муллина объяснила тем, что многие организации получали лицензии сразу на несколько лет вперед. В городе с начала года было проверено 110 партий завезенного алкоголя — это 88,1 тыс. декалитров (сокращенно — дал). Не допущено в продажу 4 партии (0,6 тыс. дал, или 3,6%). Всего же в Челнах купили-продали 678,6 тыс. дал спиртного (рост 2%). Почти половина проданного — водка: 300,6 тыс. дал.
Отдел Госалкогольинспекции устроил бизнесу 261 проверку и в каждом рейде нашел хоть по одному, но нарушению — без них, видать, никак. Но нарушения вроде не из разряда «забыл поставить запятую», как это нет-нет да случается.
«Количество нарушений в сфере незаконного оборота алкогольной продукцией увеличилось на 24 процента, — констатировала Муллина. — Из общего количества нарушений большая часть приходится на торговлю спиртным в неустановленное время — 113. 68 фактов — торговля без лицензии, 45 — продажа продукции двойного назначения».
По словам докладчицы, последний продукт, как заключила экспертиза, не является парфюмерным средством — это чистый спирт, разбавленный водой. Ведомством изъято за год из незаконного оборота 4,3 тыс. л различных видов алкоголя. Наложено штрафов на сумму 1,6 млн. рублей, что на 67% больше, чем в 2015 году. По результатам всех проверок 15 предпринимателей Челнов, которые неоднократно нарушали закон, включены в реестр недобросовестных. Данный документ направлен в исполком. Тут Абдуллин прервал Муллину: «Вот у вас список тех, кто торгует без лицензии. Какие меры вы принимаете?»
Та ответила в духе, что «приглашаем, работаем с каждым индивидуально», что, конечно, не устроило руководителя исполкома. Сити-менеджер дежурно пригрозил озвучить фамилии самых злостных нарушителей, а также напомнил, что с 26 декабря под запретом торговля непищевой спиртосодержащей продукцией с долей спирта более 25%, за исключением парфюмерии и «незамерзайки» для машин.
— Мы приглашаем, но заставить предпринимателя получить лицензию у нас нет полномочий, потому что это требует денег — 65 тысяч рублей в год, — дополнила докладчица.
— А штрафы? — поинтересовался Абдуллин.
— Штрафы, к сожалению, мизерные — 4 тысячи рублей. Мы бы с радостью каждый день стояли возле каждого объекта, но у нас нет такой возможности. Но предприниматель несет убыток за счет изъятия продукции, — сообщила Муллина.
— Ну заплатит он и так же дальше продает, — сделал вывод недовольный руководитель исполкома и пошел пофамильно по списку: первым оказался ИП Казымов, единственный из всех нарушителей присутствовавший в зале. — Вы все так же продаете? — поинтересовался у вставшего председательствующий.
— Сейчас нет, — последовал ожидаемый ответ.
— Ну сейчас нет, сейчас вы здесь, на совещании. А выйдете — и дальше будете продолжать, — заключил руководитель исполкома. При этом намекнул, что у исполкома есть и свои меры воздействия. Например, непродление договора аренды.
Дальше Абдуллин попытался было призвать к ответу кого-то еще из «расстрельного списка» Госалкогольинспекции. Но никого в зале не оказалось, что чиновника расстроило. Была только представительница организации бизнесмена Мингазова. Но как раз у магазина, которым руководит она, лицензия имелась, так что показательной порки не получилось.
И. о. начальника челнинского подразделения Госалкогольинспекции Лилия Муллина
ПОЛИЦИЯ ЖДЕТ ОБЕЩАННОГО КАБМИНОМ КНУТА ДЛЯ БОРЬБЫ С КОНТРАФАКТОМ, А ПОКА НЕ МОЖЕТ ДАЖЕ ЗАКРЫТЬ «ТОЧКУ» НАПРОТИВ УВД
К слову, в вышеупомянутом списке оказался магазин на остановке «УВД», что дало Абдуллину повод обратиться уже к Данилу Астраханцеву, замначальника полиции челнинского УМВД:
— Данил Романович, это для вас, что ли, продают? Круглосуточная продажа!
— Была аптека, теперь магазин, — невпопад ответил тот.
— И что — не можете навести порядок?
— Штрафуем.
— Штрафуете? Ну если целое УВД не может справиться с магазином напротив... — констатировал беспомощность Абдуллин и, завершая диалог, все же попросил Астраханцева принять меры.
Далее докладывал уже сам Астраханцев о работе по линии своего ведомства. По его словам, в 2016 году было проведено 980 «алкогольных» проверок, выявлено 804 нарушения (в 2015 году было 720), 654 человека решением суда оштрафованы на сумму более 3 млн. рублей. Ведомством из незаконного оборота изъято 38 тыс. л спиртного. За год возбуждено 9 уголовных дел — в прошлом году таковых не было вообще. Кроме того, на 17,3% — до 481 факта — выросло число преступлений, совершенных в пьяном виде. Авторство 48 из них за подростками (в 2015 году — 15). К слову, их за распитие алкоголя привлечено к ответственности 494, а на учете в УМВД как злоупотребляющие алкоголем состоят 283 недоросля. Год назад таковых было 271. За вовлечение несовершеннолетних в распитие спиртных напитков привлечено к ответу 68 взрослых челнинцев.
— Выявлено 157 нарушений, связанных с продажей алкоголя детям, — уточнил докладчик. — Отмечу, что повторные нарушения были выявлены в ряде магазинов — это торговая сеть «Пятерочка», «Лотос», «Продмаркет», «Пивоваров», «Камилла». За повторную продажу спиртной продукции несовершеннолетним в этом году возбуждено 7 уголовных дел в отношении персонала магазина.
Астраханцев также рассказал о перекрытии двух каналов поставки фальсификата в автоград. Один перекрыли в апреле, когда изъяли в общей сложности 6,2 тыс. л поддельного спиртного, задержаны двое. Выяснилось, что «паленку» они возили из Нижнего Новгорода. В данный момент оба осуждены. Второй случай имел место в августе, когда изъяли более 4 тыс. л фальсификата. Изначально задержаны были двое, а затем и их поставщик в Кировской области. Дело направлено в суд. Конец года оказался в этом плане тоже плодотворным. 20 декабря на улице Шлюзовой накрыли партию в 8,8 тыс. л поддельного алкоголя и «фанфуриков», а 21-го в ГСК «Курск-1» — еще 2,2 тыс. литров. В последнем случае, уточнил Астраханцев, были в том числе и игристые вина. То есть «продавец» готовился к Новому году.
— А марки-то подделок что не сказал? — заинтересовался руководитель исполкома.
— Продукции «Татспиртпрома» там не было, — дал ответ полицейский. — А так практически все известные марки. Очень много армянского коньяка, виски. Причем внешне даже не отличишь, только экспертиза показывает, что это фальсифицированное спиртное.
Завершая выступление, Астраханцев заметил, что полиция ждет ужесточения наказания за незаконный оборот алкоголя, которое уже было анонсировано правительством. Без большого кнута в этом деле далеко не уедешь...
— Большую работу проводит наше УВД, — порадовался Абдуллин. — По республике занимает лидирующие позиции. Сколько всего изъято! Но, наверное, сколько еще прошло мимо, то, что через ваши сети идет, — продолжил он, обращаясь уже к приглашенным предпринимателям-торговцам. — Мы также будем принимать жесткие меры, также будем демонтировать киоски, не продлевать договора. Вы свои фамилии сами заносите в реестр недобросовестных. Это ни к чему хорошему не приведет. На чужом горе денег не заработать. Это не богоугодное дело — отравление людей и продажа несовершеннолетним. Вы посмотрите — статистика растет, преступления растут. Это же ваши продавцы продают в неустановленное время или несовершеннолетним. Проведите с ними беседу...
Замначальника полиции челнинского УМВД Данил Астраханцев
КАК ПРОДАВАЛИ «ФАНФУРИКИ», ТАК И БУДУТ: «ЭТО ЖЕ ВСЕ СВЕРХУ ИДЕТ!»
С нарушениями в сфере незаконного оборота алкоголя борются не только официальные органы, но и общественники. Один из них — Сергей Изотов, президент благотворительного фонда «Люди Татарстана», известная в Челнах личность. Он давно занимается данной тематикой. Рейды общественники проводят частенько — раз в три месяца. Так, результатом осеннего рейда стала незаконная реклама алкоголя и ночная торговля в 90% случаев. «Все ларьки, работающие ночью, торгуют алкоголем, абсолютно не боясь! — восклицает Изотов. — Нарушений так много, что мы просто завязли в них. У меня даже возник вопрос о компетенции Госалкогольинспекции, и я высказался, что по окончании рейда будем добиваться отстранения руководителя по причине бездействия!»
Однако чуть позже борца с алкоголем пригласили на разговор в ведомство, после которого Изотов свое мнение скорректировал. «Диалог был достаточно конструктивным и познавательным! Стало понятно, что у данного органа сильно связаны руки, штат небольшой, зарплаты смешные! Поэтому я думаю, что нужно законодательно расширить полномочия контролирующих органов, развязать им руки, увеличить штат и зарплату, — внес предложение общественник, — но одновременно усилить за ними контроль, чтобы свести коррупцию к минимуму и увеличить меру ответственности! А продажу алкоголя несовершеннолетним и их спаивание следовало бы отнести и вовсе к тяжким преступлениям».
Изотов привел любопытный пример: в Заинске ночью нельзя купить алкоголь ни в одном магазине или ларьке. Он лично наблюдал, как люди из кожи вон лезли, но у них ничего не вышло. В чем причина такого законопослушания, Изотов доподлинно не знает. Лишь предполагает, что менталитет у заинцев такой — «барыг не любят». «Почему в Челнах не так? — вопрошает он. — Я буквально вчера разговаривал с молодежью 20 - 23 лет — они собираются закупить на Новый год водки по 150 рублей в подземке! То есть паленую. И делают это сознательно! Я как общественник много общаюсь с детьми лет 12 - 14, зачастую они признаются в алкоголизме, указывая на доступность алкоголя и „фанфуриков“. Они готовы пить с кем угодно! Очень жалко детей, которые спиваются, травятся всякой ерундой... И государство пассивно на это реагирует! Государство обязано защитить своих граждан от подобных суррогатов!»
Участники же рынка считают, что проблема того, что не удается искоренить незаконный оборот алкоголя, в несовершенстве законодательства и недостаточности сил у контролирующих органов. Кристина Хусаинова, управляющая сети магазинов «Бархатный стол» в Набережных Челнах, сообщила «БИЗНЕС Online», что точек по продаже некачественного алкоголя и продукции «двойного назначения» в городе очень много. «Я могу констатировать, что контроль со стороны надзорных органов за оборотом спиртосодержащей продукции ведется, но нелегальных точек так много, что уследить за ними Госалкогольинспекции очень сложно, — говорит она. — Вся проблема, я считаю, в „фанфуриках“. И это проблема не только контролирующих органов, это проблема для всего общества. Даже на пиво собираются вводить лицензии, а тут... Справедливым было бы вообще закрывать торговые точки, которые торгуют контрафактом, „фанфуриками“ или каким бы то ни было другим суррогатом. Практика ведь показывает, что штрафы людей не особо пугают. И оформляются они в основном на физических лиц, но не на юрлицо».
Другой игрок алкогольного рынка, пожелавший остаться неназванным, тоже видит главную проблему как в огромном количестве нелегальных точек по продаже алкоголя, так и в нежелании государства бороться с производителями суррогатов. «Киоски, в которых ведут продажу продукции „двойного назначения“ в нашем городе с помпой, с приглашением СМИ, закрывают, а через некоторое время они ведь обратно открываются, — констатирует эксперт. — И как продавали эти „фанфурики“, так и продолжают продавать. Это же все сверху идет! Сначала убирают киоск, некоторое время проходит, и его на то же самое место ставят. Продают эти „фанфурики“ даже в мастерских по ремонту обуви! Конечно, люди будут травиться! Проблема эта очень серьезно стоит! Тут в первую очередь надо разбираться с тем, кто занимается производством суррогатов. Это же кому-то выгодно, раз они работают, большие деньги на этом зарабатывают».
По мнению собеседника «БИЗНЕС Online», закон работает однобоко. Для легальных торговцев — пожалуйте, кнут. А нелегалов не переловишь! «Та же система ЕГАИС на сегодняшний день ведь не доработана до ума, — пожаловался участник рынка. — А мы страдаем. Сбои происходят в системе, и не каждый продавец может с этим разобраться».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 15
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.