Работу татарстанский парламент начал с минуты молчания в память о погибших Работу татарстанский парламент начал с минуты молчания в память о погибших в авиакатастрофе Ту-154 под Сочи

«СКАЗАТЬ, ЧТО МЫ РЕШИМ ВСЕ ТАМ ПРОБЛЕМЫ, НАВЕРНОЕ, НЕПРАВИЛЬНО. НО...»

Приспущенными флагами и траурными ленточками символизировали сегодня официальные учреждения РТ объявленный в стране траур в связи с авиакатастрофой Ту-154 под Сочи. Но сессия — мероприятие не развлекательной направленности. Память о погибших почтили минутой молчания. В фойе второго этажа, как и водится, стояла большая празднично наряженная елка. Разумеется, в ходе сессии депутаты воздержались от веселых поздравлений с наступающим Новым годом, однако во время перерыва чиновники то и дело выходили откуда-то с одинаковыми серебристыми пакетами: видимо, подарки — это святое. Депутаты проявили не только завидную явку (голосовали в среднем от 89 до 92 депутатов), но и солидарность — по всем вопросам они голосовали абсолютно единодушно за. И даже коммунистическая тройка депутатов, обычно высказывающаяся против всего и вся, как-то подозрительно присоединилась к единоросскому большинству.

В начале сессии депутат и заместитель генерального директора по безопасности ПАО «КАМАЗ» Ильдар Шамилов попросил представителей правительства доложить о ситуации с банками. Можно было предположить, что доклад поспеет к концу сессии, так называемому правительственному часу. Но нет — министр экономики РТ Артем Здунов, что называется, с цифрами наголо практически сразу же вышел на трибуну.

Секрет такой скорости реагирования на депутатские запросы был раскрыт самим министром — оказалось, он с утра уже докладывал президенту о деятельности специальной рабочей группы, созданной для урегулирования проблем предпринимателей с банками. Видимо, с тем же докладом он поспешил и к депутатам Госсовета. Здунов рассказал, что для экстренной помощи предпринимателям, попавшим в такую ситуацию, по решению рабочей группы выделят из гарантийного фонда 1 млрд. рублей. Подробнее об этом читайте в материале «БИЗНЕС Online», посвященном последним новостям вокруг Татфондбанка (ТФБ).

Ильдар Шамилов (слева) Ильдар Шамилов (слева) попросил представителей правительства доложить о ситуации с банками

«В ОДНОСТОРОННЕМ ПОРЯДКЕ ПРИНИМАЮТСЯ РЕШЕНИЯ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ. НИКАКИХ СОГЛАСОВАНИЙ!»

Поправки в бюджет РТ на 2016 год, который вырос в итоге на 14,5 млрд. рублей, депутаты приняли практически мимоходом. Оно и понятно — деньги давно потрачены, сейчас идет формальное «узаканивание». Ведь никому и в голову не может прийти, что за пять дней до конца года кто-то начнет строить дороги, например. Хотя по бумагам это одна из главных статей расходования полученных допсредств. Министр финансов РТ Радик Гайзатуллин сообщил депутатам, что после внесенных изменений бюджет РТ на 2016 год составил 214,4 млрд. рублей по доходам, расходы будут равны 221,7 млрд. рублей, а дефицит составит 7,3 млрд. рублей.

За цифру дефицита «зацепился» гендиректор ТНВ Ильшат Аминов, который поинтересовался, как в правительстве планируют закрывать эту брешь. Оказалось, что в качестве основных источников закрытия дефицита выступят остаток средств за прошлый год и привлеченные кредиты из федерального бюджета. Артем Прокофьев поинтересовался у чиновника по поводу дыры в поступлениях налога на прибыль. Гайзатуллин пояснил, что это обусловлено объективными причинами снижения прибыли КВЗ, а также у нефтяников в целом и у «Лукойла» в частности. Вопрос на злобу дня задал депутат Марат Галеев. Он отметил, что налоговое законодательство сегодня крайне нестабильно — оно постоянно меняется, причем, как назло, всегда не в пользу регионов. Народный избранник решил поинтересоваться, сколько потерял бюджет республики от всех последних изменений.

Ильшат Аминов Ильшат Аминов поинтересовался, как в правительстве планируют закрывать брешь в бюджете / Фото: gossov.tatarstan.ru

«Проблемы в этой части действительно есть. В целом потери по нефтянке по налогам на прибыль прогнозируются в размере порядка 2,5 миллиардов рублей. А в целом это более 15 миллиардов рублей», — прокомментировал Гайзатуллин. Мухаметшин все же с надеждой в голосе полюбопытствовал: «Может быть, оно как-то нивелируется, компенсируется?» В этот самый момент в дискуссию неожиданно вмешался президент РТ Рустам Минниханов, причем очень решительно, называя вещи своими именами.

«Не увеличивается! На следующий год опять идет увеличение НДПИ — плюс 1 процент прибыли мы отдаем. В одностороннем порядке принимаются решения на федеральном уровне. Никаких согласований! Плюс есть еще попытка изменить соотношение по софинансированию. Те, кто хорошо работает, вообще не должны получать федеральных субсидий. Это вообще глупости! Куда страна идет? Чем... Мы же федеративное государство. Как мы не можем участвовать в федеральных программах? Это вообще непродуманное решение, — отрезал президент РТ. — Так же нельзя! Мы понимаем, что надо поддерживать регионы-реципиенты, но не за счет того, чтобы изымать, ухудшать ситуацию, которая сегодня есть».

Лидер Татарстана пояснил собравшимся, что в следующем году по отношению к нынешнему дефицит бюджета составит 8 млрд. рублей. «То есть весь заработок, который будет на следующий год, если мы хорошо будем работать, уйдет на покрытие того, что у нас изъяли», — с негодованием добавил Минниханов. Он также предъявил претензию федеральным руководителям, заподозрив их в том, что они замалчивают перед президентом РФ Владимиром Путиным болезненные последствия их финансовой политики для регионов.

Тут вмешался Мухаметшин, который, видимо, попытался остановить монолог Минниханова, вставив свою одобрительную, но не менее эмоциональную реплику: «У тех, кто зарабатывает, отбирают, отдают тем, кто не зарабатывает. И нам плохо, и им, думаю, нехорошо. Надо удочку давать, а мы рыбу отдаем». Но это не смогло остановить возмущение президента РТ.

«Раскулачивание было. Один раз выравнивали уже. Мы видели последствия. Это некоторое подобие. Ну что это такое? Если есть какие-то решения, то они должны быть согласованы, просчитаны, не в одностороннем порядке приняты», — заключил Минниханов.

Позже уже к концу сессии Мухаметшин вновь высказался на эту тему, предложив неожиданную идею: почему бы республике не взять на буксир отстающие регионы? «Мной было предложено, если нужно, выравнивать (доходы бюджетов регионовприм. ред.), давайте, если у нас есть профицит, мы готовы построить налогооблагаемую базу там (в дотационном регионеприм. ред.) — филиал завода открыть, но на интересных условиях для РТ. Будем создавать налогооблагаемую базу, а не проедать деньги на „майские указы“», — предложил спикер. Но он добавил: несмотря на то что все соглашаются, дальше кивков дело не идет.

Леонид Якунин Леонид Якунин пояснил, что для реконструкции всех имеющихся ГТС потребуются колоссальные суммы, исчисляемые триллионами рублей. Разумеется, в бюджете таких денег нет

ЛЬГОТА ДЛЯ РАВИЛЯ ЗИГАНШИНА И КО?

Председатель комитета по бюджету Леонид Якунин предложил внести поправки в закон РТ «О налоге на имущество организаций» для компаний, осуществляющих создание, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, модернизацию гидротехнических сооружений (ГТС).

«В республике более 900 гидротехнических сооружений, которые длительное время не обслуживались, их возраст — от 30 до 50 лет, многие вышли из строя, финансирования нет», — заявил Якунин.

Согласно пояснительной записке к законопроекту, в РТ 968 гидротехнических сооружений, в том числе 697 мелиоративных и противоэрозионных прудов (43 не функционируют), 22 грузовых и пассажирских причала, 26 мостов с дамбами, 20 биологических очистных сооружений, которые спускают стоки прямо в реки и озера, 11 насосных станций, 22 поверхностных водозабора, 5 станций подготовки воды и др. Кроме того, к ГТС относят комплекс инженерной защиты Казани, дамбы инженерной защиты Набережных Челнов, Нижнекамский гидроузел и пр.

«В большинстве случаев они не используются по назначению, не приносят прибыли собственникам, у которых нет средств ни на страхование на случай аварии, ни на составление деклараций безопасности, ни на проведение постоянного мониторинга технического состояния ГТС», — говорится в документе.

Чтобы создать стимулы для привлечения инвестиций в создание, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, модернизацию гидротехнических сооружений, Якунин предложил ввести льготу по налогу на имущество организаций в отношении «отдельных видов гидротехнических сооружений». Проектом закона предлагается утвердить ставку в размере 0,1% сроком на 5 лет на период 2017 - 2022 годов. Начиная с 1 января 2022 года ставка налога будет увеличена до 0,5%.

«Льгота будет распространяться только на имущество организаций, осуществляющих создание, строительство, эксплуатацию, реконструкцию, модернизацию гидротехнических сооружений», — пояснил Якунин. Он заметил, что льгота будет предоставляться не всем подряд, а на основании договоров аренды (в соответствии с Земельным кодексом РФ (подпункт 25 пункта 2 статьи 39.6) или по концессионным договорам, соглашениям.

«На данный момент подобные правоотношения в Республике Татарстан отсутствуют», — заявил Якунин. Он пояснил «БИЗНЕС Online», что для реконструкции всех имеющихся ГТС потребуются колоссальные суммы, исчисляемые триллионами рублей. Разумеется, в бюджете таких денег нет.

Тема заинтересовала одного лишь Прокофьева. Он спросил: принимаемая льгота «позволит» или «обяжет» инвесторов вкладывать высвобождаемые средства в реконструкцию ГТС? Якунин признался, что только «позволит», но подметил, что в случае злоупотреблений правительство всегда может отозвать подписанное с инвестором соглашение.

Набережные Казанки уже не первый год укрепляет и облагораживает ПСО «Казань»

Вопрос клонился к принятию, но тут вмешался госсоветник РТ Минтимер Шаймиев. «У нас почти тысяча гидротехнических сооружений, на чьем они балансе?» — поинтересовался он. Председатель комитета по бюджету ответил немного неуверенно: «Часть — на балансе муниципальных образований, за исключением крупных». Шаймиев напомнил, что в свое время ГТС строились за счет государства, но сейчас система власти изменилась — колхозов, совхозов нет, так что они оказались фактически без хозяина. Также он поинтересовался, достаточно ли в комитете изучили вопрос. «В принципе, изучили», — еще более неуверенно ответил глава комитета. «Что значит в принципе?» — удивился Минтимер Шарипович. В ответ Якунин начал нервно перечислять виды бедствующих сегодня ГТС.

«Само по себе решение правильное, но важно, чтобы дальнейшего разрушения не происходило» — сменил гнев на милость Шаймиев. Мухаметшин заметил, что инициатива была внесена правительством РТ. «Гидротехнические сооружения приходит в ветхость, наверное, только преференциями эту задачу не решить», — заметил он, но предложил поддержать законопроект, что в итоге и было сделано депутатами.

По информации источников «БИЗНЕС Online», закон принят не просто так, а под конкретные инвестпроекты. Первой ласточкой в данном случае должны стать набережные Казанки, которые планируется передать в концессию частным инвесторам. Сделано это будет без торгов, по линии АИРа, на основании соответствующего указа президента РТ. Можно предположить, что под действие закона попадают, в частности, набережные Казанки, которые уже не первый год укрепляет и облагораживает ПСО «Казань» Равиля Зиганшина. Как сообщалось ранее, в берегоукрепительные и прочие работы компания вложила не менее 1 млрд. рублей. Напомним, что к зоне его попечения относятся участки набережных от Кировской дамбы до Ленинской, а также от Кремля до моста «Миллениум». Также в начале декабря стал известен еще один инвестор — о готовности вложить в набережную Казанки в районе стадиона «Казань Арена» еще один 1 млрд. рублей заявил генеральный директор АО «Казань Арена» Радик Миннахметов. В числе основных фишек набережной — первый в России искусственный вейк-парк, смотровая площадка высотой 80 м и стоянка для речного транспорта. В ПСО «Казань» и АО «Казань Арена» на запрос «БИЗНЕС Online» не ответили.

Кроме того, депутаты Госсовета РТ стали инициаторами ужесточения наказания за опасное вождение (термин появился в КОАП РФ в июне этого года по поручению премьер-министра России Дмитрия Медведева). Статья предполагает административный штраф в 5 тыс. рублей. Но, как посчитали в Госсовете РТ, наказание это не столь весомое. Было предложение дополнить статью еще одним пунктом: в случае повторного нарушения — лишать водительских прав на срок 6 месяцев. «Золотая молодежь 5 тысяч за 5 копеек считает, они откупятся и будут дальше куролесить!» — объяснил свою позицию Мухаметшин и вновь был поддержан большинством депутатов парламента. Теперь данная инициатива будет направлена в Госдуму РФ.

«У НАС СПЕЦИФИКА — ХОРОШИЕ ДОРОГИ, РАЗВИТ ТРАНСПОРТ...»

В «Правительственном часе» заслушали и. о. министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Андрея Егорова. Он напомнил, что в рамках соглашений между Татарстаном и ОАО «РЖД» была создана ветка интермодального пассажирского сообщения от международного аэропорта «Казань» до центра древней столицы. Также была произведена реконструкция вокзального комплекса Казань-1, открыт транспортно-пересадочный узел Казань-2, реконструированы пассажирские платформы в Казани и пригороде, построены здания вокзалов в Юдино и Васильево. Начиная с 2014 года сеть ж/д маршрутов на территории республики увеличилась с 62 до 112. Каждый год перевозится более 6 млн. пассажиров. Активно ведутся работы по реконструкции станции Свияжск.

Егоров напомнил, что на прошлой неделе президентом РТ с руководством РЖД подписано новое соглашение на 2017 - 2019 годы. В нем намечены такие проекты, как строительство транспортно-пересадочного узла «Компрессорный» и организация ж/д сообщения с жилым комплексом «Салават Купере».

«Рассматривается вариант использования имеющейся железнодорожной инфраструктуры необщего пользования от станции Левченко в сторону завода „Казаньоргсинтез“ со строительством нового пути до жилого корпуса „Салават Купере“», — рассказал Егоров. Он считает, что маршрут будет пользоваться популярностью (более 6 тыс. пассажиров в сутки) — до вокзала Казань-2 поезд обещает домчать за 10 минут. В 2017 году начнут делать проектно-сметную документацию и приступят к строительству.

Не забывают в РЖД и о планах по созданию в Казани кольцевого ж/д маршрута. В рамках первого этапа планируется строительство в районе Нового Аракчино с тем, чтобы соединить в одну линию три точки маршрута: аэропорт — Казань-1 и Казань-2. Кроме того, на 2017 год запланировано строительство пешеходного перехода к республиканскому онкоцентру.

«Андрей Вячеславович, судьба ВСМ?» — был краток в своем вопросе Хафиз Миргалимов. На что получил еще более лаконичный ответ: «Проектируем». «По какой линии она пойдет?» — уточнил депутат. «Трассировка утверждена, жилые массивы не цепляет», — заверил Егоров, не став вдаваться в болезненный вопрос с вырубкой части лесопарка «Лебяжье». Также депутаты интересовались, будет ли ж/д путь до Челнов. Заминистра напомнил, что в рамках ВСМ планируется станция Тихоново. Обычную ж/д ветку, видимо, тянуть не планируют — Егоров заявил, что автобусного сообщения хватает и дублировать лишний раз не стоит.

Александр Славутский спросил, приносит ли прибыль дорога в аэропорт. «Увеличение загрузки присутствует... Но у нас специфика — хорошие дороги, развит транспорт, гости им пользуются», — начал было оправдываться Егоров. «Нерентабельно! Чего уж ты скромничаешь, два пассажира в день ездят! Но это перспектива», — пришел на помощь ему спикер Мухаметшин.

Далее выступил депутат и замначальника Горьковской железной дороги Александр Черемнов. Депутаты хотели уже закончить обсуждение вопроса и с места просили не мучить коллегу, но все же Мухаметшин дал ему слово. «Он вообще редко выступает, чего вы зажимаете его? У него день рождения тем более сегодня!» — пригласил Черемнова глава парламента. Несмотря на праздничный для него день, депутат-железнодорожник сразу перешел к проблемам. В частности, к «крайне неудовлетворительной обстановке с дорожно-транспортными происшествиями». За 2016 год на территории РТ произошло 7 ДТП, от наездов погибли 23 человека.

Чтобы снизить аварийность, РЖД планомерно закрывают автомобильные переезды через ж/д пути: где-то — путем строительства путепроводов, где-то — введением запретительных мер, в этом году планируется закрыть еще 4 таких пересечения. К примеру, переезд на 812-й километр (станция Высокая Гора) планируется закрыть с оборудованием на данном месте пешеходного перехода, сообщил Черемнов. Также путепровод планируется построить на 800-м километре (Восстание-Дербышки), где повышенная концентрация ДТП.

Депутат Марат Галеев обратил внимание на слайд, где указывалось, что безопасность пешеходных переходов через железнодорожные пути — это якобы дело муниципалитетов. Он заметил, что у местных властей на эти цели денег не заложено. Но Черемнов пояснил, что речь идет лишь о содействии РЖД, перекладывать с себя ответственность железнодорожники не собираются.

Мухаметшин вспомнил, что в советское время железнодорожное хозяйство называли «государством в государстве», поскольку у него были свои больницы, жилье, торговля и т. д, но у современного Татарстана также есть перспективы для развития ж/д сообщения, считает спикер.

Хафиз Миргалимов и Артем Прокофьев Артем Прокофьев (справа) вернулся к теме ЧП в аэропорту Казани, когда лихач протаранил здание воздушных ворот столицы

«НЕ ХОТЕЛОСЬ БЫ, ЧТОБЫ ЭТА СИТУАЦИЯ ЗАВЕРШИЛАСЬ НАСМЕШКАМИ В ИНТЕРНЕТЕ»

В «Разном» выступил Прокофьев. Коммунист неожиданно предложил депутатам вернуться к теме ЧП в аэропорту Казани, когда лихач протаранил здание воздушных ворот столицы. Напомним, в ночь на 22 декабря мужчина за рулем «ВАЗ-2115» на скорости заехал на территорию казанского аэропорта. Водитель въехал в терминал 1А, проехав его почти полностью, выехал с другой стороны и врезался в остановку.

«Не хотелось бы, чтобы эта ситуация завершилась насмешками в интернете. Действия сотрудников МВД выглядят героически, они пытались остановить автомобиль буквально голыми руками», — то ли в шутку, то ли всерьез высказывался по поводу произошедшего Прокофьев. Он предположил, что применить оружие сотрудникам безопасности помешали некие должностные инструкции.

В то же время он напомнил, какие строгие нормы существуют для обычных пассажиров — вплоть до того, что заставляют снимать обувь и включать гаджеты. Но оказалось, что можно просто так заехать в МАК на машине...

«У нас принят самый суровый закон о митингах», — отметил Прокофьев. Он напомнил, что к целому ряду зданий нельзя приближаться на расстояние ближе 50 метров. «Но вряд ли, если кто-то решит делать революцию, будет об этом уведомлять», — рассуждал депутат. Он напомнил трагедию в Ницце, когда грузовик въехал в толпу, но его остановили всего за 2 минуты.

«Это был предмет особого совещания с президентом, — отреагировал Мухаметшин. — Полиция проявила свою нерешительность. За ним гнались с Ершова, а он доехал до аэропорта и еще на территории куролесил. Хорошо, что оказался не даишевец (ДАИШ — арабское название запрещенной в РФ группировки „ИГИЛ“прим. ред.)... Будут приняты меры».

Завершая последнюю в этом году сессию, Фарид Хайруллович выступил с небольшой прощальной речью. Он отметил, что за год Госсосветом было проведено 10 заседаний, рассмотрено 330 вопросов. Вместе с тем он сказал, что не все субъекты законодательной инициативы пользуются своим правом писать проекты законом. Мол, недовольных законодательством много, а как до дела доходит — никого нет. К примеру, он кинул камушек в огород федерации профсоюзов РТ. Мухаметшин призвал проанализировать состояние законодательства РТ. «Есть факты, когда мы живем еще по советским законам, СССР уже нет, а действуют нормы тех лет», — возмутился он и дал отдельное поручение по этому поводу активной фракции КПРФ.

Вот с такими смешанными чувствами депутаты Госсовета РТ ушли на новогодние каникулы.