Встречи предпринимателей с президентом РТ, которые устраивает бизнес-омбудсмен Тимур Нагуманов, имеют реальный эффект — в этом уверен известный в республике коневод Фарид Набиуллин. В своем материале для «БИЗНЕС Online» он рассказывает о том, почему бизнес на селе стареет, и приводит свои рецепты популяризации такого вида занятий.
Фарид Набиуллин
НАМ НУЖНО БЫЛО ИДТИ ПО ФИНСКОМУ ПУТИ
Самая первая проблема, с которой сталкиваются предприниматели сегодня, — это очень большое засилие чиновничьего аппарата. Больше всего в виде проверок и еще больше в виде нормотворчества — придумывают новые требования, новые стандарты, и нам все время приходится прыгать с колес на колеса. Помните, наверное, последнюю ситуацию с экологической документацией для бытовых газовых котлов. В результате вмешался Рустам Минниханов, потребовал дать возможность, чтобы все, кто работает с газовым оборудованием, успели оформить документы. Хотя мы считаем, что это только переделка документов, потому что все газовое оборудование, особенно изготовленное в Европе, уже с завода идет с разрешением, и многие фирмы в Европе сами переходят на газовое оборудование. На одной из прошлых встреч с бизнесом президент РТ выступил с заявлением по лицензированию навоза в крестьянско-фермерских хозяйствах. У нас как у фермеров, которые занимаются возрождением татарской породы лошадей, тоже могли возникнуть эти проблемы, но благодаря нашему президенту, благодаря этим встречам многие вопросы вовремя разрешились.
Также мы чувствуем нехватку рабочих кадров. В Лениногорске, например, стоит проблема нехватки токарей. Но никто идти учиться на него не хочет, и училища вынуждены закрывать это направление. Желающих обучаться очень востребованным специальностям нет! И на селе также. В свое время мы выучили всех на экономистов и юристов, а сейчас уже нет такой потребности. В этих вопросах также необходимо влияние и вмешательство государства.
По телевизору показывают красивую Казань — красивые здания, дворцы, мосты, и молодежь уезжает из села — нет стимула оставаться, хотя там красота, экологичность, здоровый образ жизни. А для того чтобы молодежь оставалась в деревне, необходимо создавать стимулы. К примеру, население сейчас не держит скотину, потому что практически все земли принадлежат агрохолдингам, и просто негде пасти этот самый скот, нет возможности заготавливать на зиму сено. Агрохолдинги сильно зашли, хотя нам нужно было идти по финскому пути. Там в основном все — фермеры, больших агрохолдингов там нет, существуют небольшие наделы земли. Мир сейчас приходит к экологичности, а экологически чистая продукция только у фермера. Иначе у нас будет увеличиваться количество разных болезней, потому что все кругом — химия, химия, химия...
К налогам мы за много лет уже, можно сказать, привыкли — есть упрощенная система налогообложения, есть сельхозналог. Другое дело, что у проверяющих органов — по экологии, МЧС и т. д. — много законодательных и подзаконодательных актов, на основе которых они вырабатывают какие-то новые документы, с которыми простой фермер просто физически не справится. Ему то ли хозяйство вести, то ли за трактор садиться, то ли вести заготовку, а тут еще такие вещи... Например, я слышал, что, если у тебя печь на дровах, то ты должен уплатить экологический налог, а для этого нужно сделать проект, для чего нужно обратиться к каким-то специализированным организациям, которые сделают проект, но возьмут за это 30 - 40 тыс. рублей. И таких вещей становится все больше и больше.
Я свой бизнес начинал 6 лет назад, за это время поголовье лошадей татарской породы у нас выросло за 200. И, если сравнивать, то тогда вести бизнес было легче. Расходы на электроэнергию, газ растут, тарифы увеличиваются, плюс молодые люди в сельский бизнес идут неохотно. А те, кто сейчас работает, выходят на пенсию. Можно сказать, что бизнес на селе стареет. К тому же еще агрохолдинги земли взять взяли, но у них же современные технологии, соответственно, рабочих мест меньше, поэтому молодежь не может остаться на селе.
ТАМ, ГДЕ НЕ МОЖЕТ ПРОБЕЖАТЬ ЧИСТОКРОВНАЯ АРАБСКАЯ, НАШИ ПРОЙДУТ
Мы свою очередь пытаемся всячески повысить привлекательность села. Вот говорим, что на селе не хватает рабочих рук, а сами восстанавливаем свою породу лошадей — татарскую. А лошадь — это всегда энергия, показатель мужественности и т. п. И, чтобы люди оставались на селе, чтобы у них был интерес, одна из моих идей — устраивать байгу (байга — один из древнейших и популярнейших видов конных скачек у многих тюркских народов, скачка по пересеченной местности на длинную дистанцию — 5 - 15 км, а в прошлом и более 50 км — прим. ред.). Потому что наши лошади — это все-таки не спринтеры, а стайеры, могут бегать на 15 - 25 км, на более дальние дистанции. И хотя бы один раз в месяц устраивать поочередно в каждом районе такие соревнования для того, чтобы был интерес, чтобы каждый брал только чисто татарскую породу лошадей, как и устраивают скачки чистокровных английских лошадей, а это татарская порода. И призы нужно делать существенные. Найти одного спонсора на целый район можно, у нас много очень богатых татар, которые ради возрождения традиций готовы вкладываться. К примеру, в году 12 месяцев, соответственно, в год будет задействовано 12 районов. Если учитывать, что всего у нас в республике 45 районов плюс крупные города, то очередь на соревнования будет подходить один раз в четыре года. Т. е. выставить в качестве призового фонда одну машину в четыре года — это реально. Должен быть стимул для населения села, особенно для молодежи. Таким образом, будет развиваться коневодство на селе, плюс фермеры будут стараться брать татарскую породу, а это уже возрождение и сохранение наших традиций, это был бы большой стимул.
В прошлом году мы провели республиканский конкурс кумысоделов «Кымызга чыгу». У нас их, оказывается, не так много. В этом году в третий раз планируем провести байгу на 10 и 15 километров. Она для наших лошадей более приемлема, тем более в холодную погоду. Там, например, где не может пробежать чистокровная арабская скаковая, наши пройдут. Летом уже другая история.
Параллельно для привлекательности села мы развиваем у себя агротуризм, пропагандируем сельский образ жизни. Мы привезли юрты тюркских и монгольских народов и создали музей кочевых цивилизаций под открытым небом. Он работает даже зимой, мы поставили там печи. Некоторые приезжают с детьми — празднуют дни рождения и другие праздники. Предприятия организуют корпоративные вечера для своих сотрудников для отдыха с детьми, у нас можно покататься на лошадях. Приезжают туристы не только из близлежащих городов, но и из Казани, Омска и даже Москвы.
Фарид Набиуллин
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 23
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.