Выставка плакатов, составивших календарь «БИЗНЕС Online» к 100-летию Октябрьской революции 1917 года, открылась вчера в ЦСК «Смена». Посмотреть, какой ответ ведущие казанские дизайнеры дали на творческий вызов могучей даты, пришли вице-президент союза дизайнеров России Сергей Михайлов, замминистра культуры Татарстана Светлана Персова, начальник управления культуры Казани Азат Абзалов, директор Свияжского музея-заповедника Артем Силкин, знаменитый футбольный комментатор Василий Уткин и другие известные персоны.
В центре современной культуры «Смена» вчера вечером состоялось открытие выставки плакатов ведущих дизайнеров Казани в рамках арт-проекта «БИЗНЕС Online» «100 лет революции»
«ЭТО ПЕРВАЯ ПОПЫТКА В КАЗАНИ ПОГОВОРИТЬ О 100-ЛЕТИИ СО ДНЯ РЕВОЛЮЦИИ»
В центре современной культуры «Смена» вчера вечером состоялось открытие выставки плакатов ведущих дизайнеров Казани в рамках арт-проекта «БИЗНЕС Online» «100 лет революции», посвященного одному из центральных политических событий XX века — Октябрьской революции 1917 года. В церемонии открытия выставки приняли участие представители республиканских ведомств, медиасферы, творческая интеллигенция. Мы объявили о запуске проекта в сентябре, когда предложили как дизайнерским агентствам, так и самостоятельно работающим дизайнерам республики визуально переосмыслить весомую дату. Поддержку выпуску календаря оказали компании СК «Сити Строй» и ООО «СМУ-88».
Цели арт-проекта — отразить отношение к революции людей разных поколений посредством изобразительного искусства, а также продемонстрировать возможности казанской креативной индустрии. В результате по итогам отбора, завершившегося 30 сентября, участниками стали 8 самостоятельных дизайнеров в возрасте от 20 до 70 лет и четыре творческих коллектива — их работы можно посмотреть в «Смене» до 22 декабря (вход свободный).
Как говорит куратор выставки, известный казанский дизайнер Сергей Насекин, этот проект не отчет о последствиях революции или оценка ее событий, а попытка посредством искусства показать, в каких образах она живет в памяти людей, какие детали и имена прежде всего приходят в их головы в связи с этой темой. «Я рад, что среди участников есть и совсем молодые авторы, и авторы с большим опытом, тем интереснее будет увидеть взгляд на революцию людей разных поколений. К тому же для молодых дизайнеров участие в проекте может стать импульсом к профессиональному развитию», — говорит он.
Открывая выставку, издатель «БИЗНЕС Online» Рашид Галямов рассказал, как возникла идея такого необычного для Казани проекта. «Мы с Сергеем Насекиным уже несколько лет издаем календари на разные темы, и несколько лет назад у него появилась идея соединить ведущих дизайнеров города в одном масштабном проекте.— рассказал Галямов. — Мы считаем, что 2017 год будет ключевым для страны. Россия — страна циклическая, и есть ощущение, что в следующем году все будут вспоминать революцию. А может, и не только вспоминать... Все мы живем с ощущением, что что-то должно измениться. С моей точки зрения, 1917 год — это не плюс и не минус, это просто вихрь, который перевернул человечество, создал нового человека, новую систему, новый космос... Показать это в рамках серии плакатов, на наш взгляд, очень интересно. Сергей собрал тусовку, творческие силы, откликнулись ведущие компании, Это первая попытка в Казани поговорить о 100-летии со дня революции, осмыслить ее значение».
На выставке присутствовал профессор, вице-президент союза дизайнеров России Сергей Михайлов
Насекин, в свою очередь, поблагодарил «БИЗНЕС Online» за предложенную тему, дающую простор творческому воображению. «Символично, что выставка проходит здесь, в „Смене“. В этом помещении примерно год назад мы с несколькими дизайнерами были и сказали: „А давайте сделаем календарь“. Результаты всех стремлений здесь. Мне хотелось, чтобы люди, которые занимаются графикой, дизайном, зафиксировали срез творческих сил Казани. И это получилось», — сказал дизайнер.
Одним из известных гостей выставки был спортивный телекомментатор и журналист Василий Уткин
На выставке присутствовал профессор, вице-президент союза дизайнеров России Сергей Михайлов. В беседе с корреспондентом газеты он отметил, что это «замечательный проект». «Я рад, что обратились к дизайнерам. Безусловно, куратор выставки Сергей Насекин — очень талантливая личность, неслучайно на днях он получил очень высокую федеральную награду. В этом проекте важен сам прецедент, сама заявка на определенную тему. И она состоялась. Пришли интересные люди, состоялось интересное общение — это очень важно», — считает гость.
В числе гостей была замечена, в частности, замминистра культуры РТ Светлана Персова, которая пришла на выставку, по ее словам, в качестве «частного лица». А самым, пожалуй, неожиданным посетителем стал известный футбольный комментатор Василий Уткин.
Депутат Казгордумы, замдиректора ГК «Сити Строй» Илья Вольфсон стал партнером выставки
«Мне кажется, это очень милое городское мероприятие, которое организовано в точном соответствии с масштабами, на которые претендует. Без лишнего пафоса, очень уютно, очень славно. Из таких событий, мне кажется, и должна состоять городская жизнь, — заметил Уткин. — Что касается тематики: я очень боюсь, что со всей этой годовщиной мы будем год ходить, я извиняюсь за выражение, «на сложных щах». Да, каким-то глобальным образом это нужно осмыслить, разложить по полкам… И мне понравилось, что здесь я увидел такое спокойное и непринужденное к этому отношение».
Дмитрий Кошкин в своей работе хотел отразить роль женщины в революции, причем не только положительную
«РЕВОЛЮЦИЯ — ЛОМКА, А ЛОМКА ЧРЕВАТА ТРАГЕДИЯМИ»
Газета «БИЗНЕС Online» пообщалась с авторами плакатов и приводит их разъяснения, чтобы читателям было легче и интереснее ориентироваться в работах при посещении выставки.
Председатель союза дизайнеров Татарстана, кандидат архитектуры, доцент факультета дизайна КГАСУ Дмитрий Кошкин рассказал, что в своей работе хотел отразить роль женщины в революции, причем не только положительную. «23 февраля состоялась демонстрация женщин в Петрограде, которая привела к революции. В честь этой демонстрации и существует наш праздник 8 Марта. Также я хотел проявить немного ироничное отношение к 8 Марта, поэтому на плакате изображена восьмерка», — говорит он. При этом, по словам участника проекта, к революции 1917 года он относится отрицательно. «Без нее страна достигла бы всего того же, только быстрее. Страна за это время менялась как в положительную, так и отрицательную сторону», — считает Кошкин.
Айрат Шафигуллин: «К революции в целом относимся нормально. Смена формаций неизбежна»
Айрат Шафигуллин из рекламного агентства «Оригами» рассказал: своим плакатом компания хотела отобразить, что прошло целое столетие без революций. «К революции в целом относимся нормально. Смена формаций неизбежна», — отмечает он.
Работа рекламного агентства «Оригами»
А вот художник, граффити-художник и иллюстратор Дамир Бозик считает, что революция была нужна, и страна за это время изменилась в лучшую сторону.
«При создании своего плаката я думал о том, что люди совершают революцию, чтобы им жилось радостнее, веселее, удобнее, чтобы жить в мире. Людям необходимо какое-то позитивное изменение в сторону, и я выразил его с помощью солнца, света, к которому тянутся люди. Это солнце надежды», — описал он свой плакат.
Илья Овсянников (справа): «Конечно, у меня плохое отношение к революции. Что в этом хорошего?»
В студии Free Design изначально хотели просто раскрыть тему революции — неважно в чем. «Поэтому я взял Лобачевского и его неевклидову геометрию, потому что она была революционной вещью и затем вошла всюду — и в релятивистскую физику, и много куда. Эта геометрия работает и в гравитации, теории относительности. Позже решили, что будет привязка к революции 1917 года. К плакату приписана фраза Велимира Хлебникова, который был ярым поклонником геометрии Лобачевского», — рассказал дизайнер, арт-директор Free Design Илья Овсянников. «Конечно, у меня плохое отношение к революции. Что в этом хорошего?» — спрашивает он в ответ на вопрос корреспондента газеты.
График, живописец, дизайнер, заслуженный художник России, заслуженный деятель искусств РТ Григорий Эйдинов сообщил, что его работа делалась не специально для календаря — Насекин взял иллюстрацию к учебнику для детей, который дизайнер оформлял еще в начале 80-х годов.
Григорий Эйдинов рассказал, что работа делалась не специально для календаря, а была взята из учебника для детей, который дизайнер оформлял еще в начале 80-х годов
«Советский идеологический учебник для начальных классов, по заказу «Татарского книжного издательства». Я делал серию таких учебников — „Звездочка“, „Флажок“ и „Костер“. В одном из них была иллюстрация на тему Октябрьской революции. Ее не стали никак изменять, добавилась только подпись — „Сто лет Октябрьской революции“, — говорит собеседник газеты. — Я думаю, что ни одна революция не достигает своих целей, потому что все-таки человечество развивается за счет эволюции, то есть нормального перехода одной стадии общества в другую. А революция — это ломка, а ломка всегда чревата трагедиями. И замысел у революционеров был хороший, но сами знаете, какие это принесло результаты. Было, конечно, и хорошее. При советской власти была забота о детях, о молодежи, была решена проблема беспризорничества. Такая социальная политика, которой в принципе не было в царской России. Неизвестно, что было бы с нашей страной, если бы не было революции... Ну а в целом, по моему убеждению, революция не приносит ожидаемых результатов, ради которых она затевалась». Эйдинов в беседе также отметил, что через неделю празднует круглую дату, а в феврале 2017-го у него планируется юбилейная выставка в галерее «Хазинэ» — живопись, графика, книжная графика.
Некоторые участники проекта активно использовали подписи в своих работах. По словам иллюстратора агентства Evolution Анны Мамаевой, на ее плакате есть цитата из песни группы «Кино»: «Перемен требуют наши сердца».
По словам иллюстратора агентства Evolution Анны Мамаевой, на ее плакате есть цитата из песни группы «Кино»: «Перемен требуют наши сердца»
«Эта песня для меня — некий символ революции. Мы же в данном случае рассматриваем понимание революции вообще, а не только Октябрьской, поэтому у меня сложилось такое видение. Иногда сложно объяснить словами какие-то вещи, которые просто идут изнутри и выходят в виде каких-то символов, знаков, — сказала она. — Революция просто происходит. Мы либо участвуем в ней, либо она проходит рядом с нами и нас касается».
Работа креативного агентства Evolution
Дизайнер и иллюстратор Софья Лигостаева своей работой хотела показать, что круг замкнулся «и мы снова пришли к похожей ситуации». «Ровно через сто лет мы пришли к такому же правителю, которого фактически не выбираем. И сам он пришел к власти как наследник, после Ельцина. И сейчас, через сто лет, если бы меня спросили, нужно ли делать революцию, я бы сказала: „Нет“.
Софья Лигостаева (справа) хотела показать, что круг замкнулся «и мы снова пришли к похожей ситуации»
Я читала какие-то материалы, сверяла мнения и поняла, что Романов был слабым правителем, но сама революция для меня — это отрицательный момент. Очень много жертв, новый режим, когда с кожей, с кровью отдирали все, как люди привыкли жить веками. И сейчас мы практически в ту же самую точку пришли. Крестьянство в упадке, рабочие не получают столько, сколько хотят — тот же самый капитализм, против которого боролись», — считает собеседница «БИЗНЕС Online».
«ЛЕТ ЧЕРЕЗ 50 ЭТОТ КАЛЕНДАРЬ САМ СТАНЕТ ЯВЛЕНИЕМ, КОТОРОЕ БУДУТ ИЗУЧАТЬ»
Художник и фотограф Евгения Глебашева рассказала, что ей было интересно поработать с идеей, предложенной организаторами. «На моем плакате надпись „Пролетарии всей вселенной, объединяйтесь“. В оригинале фраза звучала как „пролетарии всех стран“. Это была вариация на тему будущего, я пофантазировала, как могло бы развиться это направление, если бы коммунизм у нас все еще существовал. В таком случае этот лозунг был бы вполне приемлем: человек выходит в космос и надеется встретить другую жизнь, надеется на то, что все инопланетяне тоже братья. Что-то в таком духе. Поэтому он протягивает руку, приветствуя, возможно, инопланетную жизнь», — говорит Глебашева.
Дизайнер, автор фирменного стиля центра современной культуры «Смена», казанского ТЮЗа, творческой лаборатории «Угол», театральных фестивалей «Арт-подготовка» и «Свияжск АРТель» Ксения Шачнева решила принять участие в проекте, потому что ей была интересна сама тема, а плакаты — один из любимых жанров графического дизайна.
Ксения Шачнева решила принять участие в проекте, потому что ей была интересна сама тема, а плакаты — один из любимых жанров графического дизайна
«Это плакат, посвященный не какому-то конкретному событию, а самой идее революции и отношению маленького человека к какому-то большому делу, — рассказала она. — Если присмотреться, в углу плаката есть маленькая обожженная спичка, и сама графическая надпись изображает какое-то хаотическое действие, которое запущено маленьким человеком. Мне кажется, что революция — это необходимый процесс изменения, что рано или поздно всегда должна происходить революция, иначе не будет нового».
Ильдар Ахтямов, арт-директор ООО «Лориен-Имидж» (единственного агентства, которое внесло в проект местную специфику), лаконично прокомментировал свою работу: «Милли Меджлис — законодательный орган, образовавшейся на волне революционных движений национально-культурной автономии Уфимской и Казанской губерний („Идель-Урал“)».
Ильдар Ахтямов (в центре), арт-директор ООО «Лориен-Имидж» — единственного агентства, которое внесло в проект местную специфику
Работа рекламного агентства Lorien Image
Совладелец дизайн-бюро iCC group Айрат Сафин считает, что мы живем в эпоху технологической, цифровой революции, а какие-то революции нас ждут и окружают, поэтому посвятил работу симбиозу разных революций. «Сама Октябрьская революция — вещь спорная, насколько она революционна в исключительном смысле. В последние 100 лет состоялось несколько революций в разных областях жизни — цифровая, в печатном деле, научная и так далее. А толчок всем этим революциям был дан Великой французской революцией, и работа художника Делакруа „Свобода, ведущая народ“, легла в основу мозаики моего плаката. Революцию делает не партия, а стремление к свободе, — объяснил участник проекта. — В этом наборе мозаики закодированы и другие изображения. Это 3D-стереограмма — дань и научной, и цифровой революции. 3D-стереограмма — это когда в двумерном изображении закодировано трехмерное. Если встать на расстоянии вытянутой руки от плаката и смотреть за него, то будет видна объемная картинка. И тогда вместо этой „свободы“ там появляется земной шарик со спутниками и космонавты, которые летят в открытом космическом пространстве. Это все объемное. Почему космонавты там появились? Потому что в июле месяце как раз будет годовщина стыковки „Союз-Аполлон“. То есть это как бы еще и международное сотрудничество. Ну и в июле состоялась выставка первого человека на Луне, и в июле состоялся запуск первого невоенного спутника в мире. По этому поводу на плакате не написано никаких слов. Каждой значимой дате июля месяца соответствует QR-код, ведь сейчас, чтобы узнать что-то новое, нам необязательно читать, достаточно поднести смартфон к этому QR-коду и попасть на страницу в интернете, где описываются события, которые состоялись в этот день».
Айрат Сафин и Евгения Глебашева
Если навести смартфон на размещенный в календаре код, который соответствует, например, 14 июля, то попадаем на страницу «Википедии», посвященную Великой французской революции. Если 4 июля, посвященную Дню независимости США, и т. д.
«Смысл еще в том, что через, казалось бы, просто плоское изображение — 2D-печать, известную еще со времен Гутенберга — получить и объемное закодированное изображение, — рассказал Сафин. — Мое отношение таково: Октябрьская революция 1917 года — это переворот. Она не состоялась бы без Февральской, а Февральская не состоялась бы без революции 1905 года. В целом я считаю, что революция — это необходимый элемент эволюции». Надо заметить, что плакат Сафина вызвал особый интерес: все хотели увидеть за двухмерным изображением трехмерное, и не один гость усаживался на стул перед стенкой с плакатом.
«Лет через 50 этот календарь сам станет явлением, которое будут изучать, чтобы получить представление о развитии дизайнерской мысли в Казани и состоянии умов», — заметил Насекин. А по оценке начальника управления культуры Азата Абзалова, презентация арт-проекта «БИЗНЕС Online» к 100-летию Октябрьской революции 1917 года стала первым за многие годы событием, собравшим вместе представителей отрасли.
«Обычно творческие люди находятся в состоянии конкуренции, а тут они объединились в рамках проекта. Каждый дизайнер дал свою точку зрения, представив плакат, посвященный конкретному месяцу, и сплетение этих разноплановых оценок и техник нарисовало, по сути, не столько видение революции, сколько портрет нашего времени с присущим ему огромным разбросом мнений. Мне лично понравились плакаты с Милли Меджлисом и цитатой из Велимира Хлебникова», — заметил Абзалов.
А Уткину больше всего понравился январский плакат — с Николаем II и Владимиром Путиным. «Показалось забавным очень. Тем более Николай II довольно-таки похож на Дмитрия Анатольевича Медведева, это сходство неоднократно муссировалось. Не знаю, имел ли это в виду художник, но, в принципе, получился довольно забавный подтекст без легкочитаемого смысла. Возможно, вообще без смысла. Очень смешно. Ну и еще такая деталь, что Николай II не отбрасывает тени... Наверное, потому что умер».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 18
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.