В центре современной культуры «Смена» вчера вечером состоялось открытие выставки плакатов ведущих дизайнеров Казани в рамках арт-проекта «БИЗНЕС Online» «100 лет революции» В центре современной культуры «Смена» вчера вечером состоялось открытие выставки плакатов ведущих дизайнеров Казани в рамках арт-проекта «БИЗНЕС Online» «100 лет революции»

«ЭТО ПЕРВАЯ ПОПЫТКА В КАЗАНИ ПОГОВОРИТЬ О 100-ЛЕТИИ СО ДНЯ РЕВОЛЮЦИИ»

В центре современной культуры «Смена» вчера вечером состоялось открытие выставки плакатов ведущих дизайнеров Казани в рамках арт-проекта «БИЗНЕС Online» «100 лет революции», посвященного одному из центральных политических событий XX века — Октябрьской революции 1917 года. В церемонии открытия выставки приняли участие представители республиканских ведомств, медиасферы, творческая интеллигенция. Мы объявили о запуске проекта в сентябре, когда предложили как дизайнерским агентствам, так и самостоятельно работающим дизайнерам республики визуально переосмыслить весомую дату. Поддержку выпуску календаря оказали компании СК «Сити Строй» и ООО «СМУ-88».

Цели арт-проекта — отразить отношение к революции людей разных поколений посредством изобразительного искусства, а также продемонстрировать возможности казанской креативной индустрии. В результате по итогам отбора, завершившегося 30 сентября, участниками стали 8 самостоятельных дизайнеров в возрасте от 20 до 70 лет и четыре творческих коллектива — их работы можно посмотреть в «Смене» до 22 декабря (вход свободный).

Как говорит куратор выставки, известный казанский дизайнер Сергей Насекин, этот проект не отчет о последствиях революции или оценка ее событий, а попытка посредством искусства показать, в каких образах она живет в памяти людей, какие детали и имена прежде всего приходят в их головы в связи с этой темой. «Я рад, что среди участников есть и совсем молодые авторы, и авторы с большим опытом, тем интереснее будет увидеть взгляд на революцию людей разных поколений. К тому же для молодых дизайнеров участие в проекте может стать импульсом к профессиональному развитию», — говорит он.

Открывая выставку, издатель «БИЗНЕС Online» Рашид Галямов рассказал, как возникла идея такого необычного для Казани проекта. «Мы с Сергеем Насекиным уже несколько лет издаем календари на разные темы, и несколько лет назад у него появилась идея соединить ведущих дизайнеров города в одном масштабном проекте.— рассказал Галямов. — Мы считаем, что 2017 год будет ключевым для страны. Россия — страна циклическая, и есть ощущение, что в следующем году все будут вспоминать революцию. А может, и не только вспоминать... Все мы живем с ощущением, что что-то должно измениться. С моей точки зрения, 1917 год — это не плюс и не минус, это просто вихрь, который перевернул человечество, создал нового человека, новую систему, новый космос... Показать это в рамках серии плакатов, на наш взгляд, очень интересно. Сергей собрал тусовку, творческие силы, откликнулись ведущие компании, Это первая попытка в Казани поговорить о 100-летии со дня революции, осмыслить ее значение».

Вице-президент Союза дизайнеров России Сергей Михайлов На выставке присутствовал профессор, вице-президент союза дизайнеров России Сергей Михайлов

Насекин, в свою очередь, поблагодарил «БИЗНЕС Online» за предложенную тему, дающую простор творческому воображению. «Символично, что выставка проходит здесь, в „Смене“. В этом помещении примерно год назад мы с несколькими дизайнерами были и сказали: „А давайте сделаем календарь“. Результаты всех стремлений здесь. Мне хотелось, чтобы люди, которые занимаются графикой, дизайном, зафиксировали срез творческих сил Казани. И это получилось», — сказал дизайнер.

Одним из известных гостей выставки был спортивный телекомментатор и журналист Василий Уткин

На выставке присутствовал профессор, вице-президент союза дизайнеров России Сергей Михайлов. В беседе с корреспондентом газеты он отметил, что это «замечательный проект». «Я рад, что обратились к дизайнерам. Безусловно, куратор выставки Сергей Насекин — очень талантливая личность, неслучайно на днях он получил очень высокую федеральную награду. В этом проекте важен сам прецедент, сама заявка на определенную тему. И она состоялась. Пришли интересные люди, состоялось интересное общение — это очень важно», — считает гость.

В числе гостей была замечена, в частности, замминистра культуры РТ Светлана Персова, которая пришла на выставку, по ее словам, в качестве «частного лица». А самым, пожалуй, неожиданным посетителем стал известный футбольный комментатор Василий Уткин.

Депутат Казгордумы, замдиректора ГК «Сити Строй» Илья Вольфсон стал партнером выставки

«Мне кажется, это очень милое городское мероприятие, которое организовано в точном соответствии с масштабами, на которые претендует. Без лишнего пафоса, очень уютно, очень славно. Из таких событий, мне кажется, и должна состоять городская жизнь, — заметил Уткин. — Что касается тематики: я очень боюсь, что со всей этой годовщиной мы будем год ходить, я извиняюсь за выражение, «на сложных щах». Да, каким-то глобальным образом это нужно осмыслить, разложить по полкам… И мне понравилось, что здесь я увидел такое спокойное и непринужденное к этому отношение».

Дмитрий Кошкин - март Дмитрий Кошкин в своей работе хотел отразить роль женщины в революции, причем не только положительную

«РЕВОЛЮЦИЯ — ЛОМКА, А ЛОМКА ЧРЕВАТА ТРАГЕДИЯМИ»

Газета «БИЗНЕС Online» пообщалась с авторами плакатов и приводит их разъяснения, чтобы читателям было легче и интереснее ориентироваться в работах при посещении выставки.

Работа Дмитрия КошкинаНажмите, чтобы увеличить

Председатель союза дизайнеров Татарстана, кандидат архитектуры, доцент факультета дизайна КГАСУ Дмитрий Кошкин рассказал, что в своей работе хотел отразить роль женщины в революции, причем не только положительную. «23 февраля состоялась демонстрация женщин в Петрограде, которая привела к революции. В честь этой демонстрации и существует наш праздник 8 Марта. Также я хотел проявить немного ироничное отношение к 8 Марта, поэтому на плакате изображена восьмерка», — говорит он. При этом, по словам участника проекта, к революции 1917 года он относится отрицательно. «Без нее страна достигла бы всего того же, только быстрее. Страна за это время менялась как в положительную, так и отрицательную сторону», — считает Кошкин.

Айрат Шафигуллин (оригами, май) Айрат Шафигуллин: «К революции в целом относимся нормально. Смена формаций неизбежна»

Айрат Шафигуллин из рекламного агентства «Оригами» рассказал: своим плакатом компания хотела отобразить, что прошло целое столетие без революций. «К революции в целом относимся нормально. Смена формаций неизбежна», — отмечает он.

Работа рекламного агентства «Оригами»Нажмите, чтобы увеличить

А вот художник, граффити-художник и иллюстратор Дамир Бозик считает, что революция была нужна, и страна за это время изменилась в лучшую сторону.

Работа Дамира БозикаНажмите, чтобы увеличить

«При создании своего плаката я думал о том, что люди совершают революцию, чтобы им жилось радостнее, веселее, удобнее, чтобы жить в мире. Людям необходимо какое-то позитивное изменение в сторону, и я выразил его с помощью солнца, света, к которому тянутся люди. Это солнце надежды», — описал он свой плакат.

Илья Овсянников (справа) июль Илья Овсянников (справа): «Конечно, у меня плохое отношение к революции. Что в этом хорошего?»

В студии Free Design изначально хотели просто раскрыть тему революции — неважно в чем. «Поэтому я взял Лобачевского и его неевклидову геометрию, потому что она была революционной вещью и затем вошла всюду — и в релятивистскую физику, и много куда. Эта геометрия работает и в гравитации, теории относительности. Позже решили, что будет привязка к революции 1917 года. К плакату приписана фраза Велимира Хлебникова, который был ярым поклонником геометрии Лобачевского», — рассказал дизайнер, арт-директор Free Design Илья Овсянников. «Конечно, у меня плохое отношение к революции. Что в этом хорошего?» — спрашивает он в ответ на вопрос корреспондента газеты.

Работа Ильи ОвсянниковаНажмите, чтобы увеличить

График, живописец, дизайнер, заслуженный художник России, заслуженный деятель искусств РТ Григорий Эйдинов сообщил, что его работа делалась не специально для календаря — Насекин взял иллюстрацию к учебнику для детей, который дизайнер оформлял еще в начале 80-х годов.

Григорий Эйдинов (ноябрь) Григорий Эйдинов рассказал, что работа делалась не специально для календаря, а была взята из учебника для детей, который дизайнер оформлял еще в начале 80-х годов

«Советский идеологический учебник для начальных классов, по заказу «Татарского книжного издательства». Я делал серию таких учебников — „Звездочка“, „Флажок“ и „Костер“. В одном из них была иллюстрация на тему Октябрьской революции. Ее не стали никак изменять, добавилась только подпись — „Сто лет Октябрьской революции“, — говорит собеседник газеты. — Я думаю, что ни одна революция не достигает своих целей, потому что все-таки человечество развивается за счет эволюции, то есть нормального перехода одной стадии общества в другую. А революция — это ломка, а ломка всегда чревата трагедиями. И замысел у революционеров был хороший, но сами знаете, какие это принесло результаты. Было, конечно, и хорошее. При советской власти была забота о детях, о молодежи, была решена проблема беспризорничества. Такая социальная политика, которой в принципе не было в царской России. Неизвестно, что было бы с нашей страной, если бы не было революции... Ну а в целом, по моему убеждению, революция не приносит ожидаемых результатов, ради которых она затевалась». Эйдинов в беседе также отметил, что через неделю празднует круглую дату, а в феврале 2017-го у него планируется юбилейная выставка в галерее «Хазинэ» — живопись, графика, книжная графика.

Работа Григория ЭйдиноваНажмите, чтобы увеличить

Некоторые участники проекта активно использовали подписи в своих работах. По словам иллюстратора агентства Evolution Анны Мамаевой, на ее плакате есть цитата из песни группы «Кино»: «Перемен требуют наши сердца».

Evolution Анна Мамаева (октябрь) По словам иллюстратора агентства Evolution Анны Мамаевой, на ее плакате есть цитата из песни группы «Кино»: «Перемен требуют наши сердца»

«Эта песня для меня — некий символ революции. Мы же в данном случае рассматриваем понимание революции вообще, а не только Октябрьской, поэтому у меня сложилось такое видение. Иногда сложно объяснить словами какие-то вещи, которые просто идут изнутри и выходят в виде каких-то символов, знаков, — сказала она. — Революция просто происходит. Мы либо участвуем в ней, либо она проходит рядом с нами и нас касается».

Работа креативного агентства EvolutionНажмите, чтобы увеличить

Дизайнер и иллюстратор Софья Лигостаева своей работой хотела показать, что круг замкнулся «и мы снова пришли к похожей ситуации». «Ровно через сто лет мы пришли к такому же правителю, которого фактически не выбираем. И сам он пришел к власти как наследник, после Ельцина. И сейчас, через сто лет, если бы меня спросили, нужно ли делать революцию, я бы сказала: „Нет“.

Софья Лигостаева (справа) январь Софья Лигостаева (справа) хотела показать, что круг замкнулся «и мы снова пришли к похожей ситуации»

Я читала какие-то материалы, сверяла мнения и поняла, что Романов был слабым правителем, но сама революция для меня — это отрицательный момент. Очень много жертв, новый режим, когда с кожей, с кровью отдирали все, как люди привыкли жить веками. И сейчас мы практически в ту же самую точку пришли. Крестьянство в упадке, рабочие не получают столько, сколько хотят — тот же самый капитализм, против которого боролись», — считает собеседница «БИЗНЕС Online».

Работа Софьи ЛигостаевойНажмите, чтобы увеличить

«ЛЕТ ЧЕРЕЗ 50 ЭТОТ КАЛЕНДАРЬ САМ СТАНЕТ ЯВЛЕНИЕМ, КОТОРОЕ БУДУТ ИЗУЧАТЬ»

Художник и фотограф Евгения Глебашева рассказала, что ей было интересно поработать с идеей, предложенной организаторами. «На моем плакате надпись „Пролетарии всей вселенной, объединяйтесь“. В оригинале фраза звучала как „пролетарии всех стран“. Это была вариация на тему будущего, я пофантазировала, как могло бы развиться это направление, если бы коммунизм у нас все еще существовал. В таком случае этот лозунг был бы вполне приемлем: человек выходит в космос и надеется встретить другую жизнь, надеется на то, что все инопланетяне тоже братья. Что-то в таком духе. Поэтому он протягивает руку, приветствуя, возможно, инопланетную жизнь», — говорит Глебашева.

Работа Евгении ГлебашевойНажмите, чтобы увеличить

Дизайнер, автор фирменного стиля центра современной культуры «Смена», казанского ТЮЗа, творческой лаборатории «Угол», театральных фестивалей «Арт-подготовка» и «Свияжск АРТель» Ксения Шачнева решила принять участие в проекте, потому что ей была интересна сама тема, а плакаты — один из любимых жанров графического дизайна.

Ксения Шачнева сентябрь Ксения Шачнева решила принять участие в проекте, потому что ей была интересна сама тема, а плакаты — один из любимых жанров графического дизайна

«Это плакат, посвященный не какому-то конкретному событию, а самой идее революции и отношению маленького человека к какому-то большому делу, — рассказала она. — Если присмотреться, в углу плаката есть маленькая обожженная спичка, и сама графическая надпись изображает какое-то хаотическое действие, которое запущено маленьким человеком. Мне кажется, что революция — это необходимый процесс изменения, что рано или поздно всегда должна происходить революция, иначе не будет нового».

Работа Ксении ШачневойНажмите, чтобы увеличить

Ильдар Ахтямов, арт-директор ООО «Лориен-Имидж» (единственного агентства, которое внесло в проект местную специфику), лаконично прокомментировал свою работу: «Милли Меджлис — законодательный орган, образовавшейся на волне революционных движений национально-культурной автономии Уфимской и Казанской губерний („Идель-Урал“)».

«Лориен-Имидж» Ильдар Ахтямов (в центре) декабрь Ильдар Ахтямов (в центре), арт-директор ООО «Лориен-Имидж» — единственного агентства, которое внесло в проект местную специфику

Работа рекламного агентства Lorien ImageНажмите, чтобы увеличить

Совладелец дизайн-бюро iCC group Айрат Сафин считает, что мы живем в эпоху технологической, цифровой революции, а какие-то революции нас ждут и окружают, поэтому посвятил работу симбиозу разных революций. «Сама Октябрьская революция — вещь спорная, насколько она революционна в исключительном смысле. В последние 100 лет состоялось несколько революций в разных областях жизни — цифровая, в печатном деле, научная и так далее. А толчок всем этим революциям был дан Великой французской революцией, и работа художника Делакруа „Свобода, ведущая народ“, легла в основу мозаики моего плаката. Революцию делает не партия, а стремление к свободе, — объяснил участник проекта. — В этом наборе мозаики закодированы и другие изображения. Это 3D-стереограмма — дань и научной, и цифровой революции. 3D-стереограмма — это когда в двумерном изображении закодировано трехмерное. Если встать на расстоянии вытянутой руки от плаката и смотреть за него, то будет видна объемная картинка. И тогда вместо этой „свободы“ там появляется земной шарик со спутниками и космонавты, которые летят в открытом космическом пространстве. Это все объемное. Почему космонавты там появились? Потому что в июле месяце как раз будет годовщина стыковки „Союз-Аполлон“. То есть это как бы еще и международное сотрудничество. Ну и в июле состоялась выставка первого человека на Луне, и в июле состоялся запуск первого невоенного спутника в мире. По этому поводу на плакате не написано никаких слов. Каждой значимой дате июля месяца соответствует QR-код, ведь сейчас, чтобы узнать что-то новое, нам необязательно читать, достаточно поднести смартфон к этому QR-коду и попасть на страницу в интернете, где описываются события, которые состоялись в этот день».

Айрат Сафин (июль) и Евгения Глебашева (апрель) Айрат Сафин и Евгения Глебашева

Если навести смартфон на размещенный в календаре код, который соответствует, например, 14 июля, то попадаем на страницу «Википедии», посвященную Великой французской революции. Если 4 июля, посвященную Дню независимости США, и т. д.

«Смысл еще в том, что через, казалось бы, просто плоское изображение — 2D-печать, известную еще со времен Гутенберга — получить и объемное закодированное изображение, — рассказал Сафин. — Мое отношение таково: Октябрьская революция 1917 года — это переворот. Она не состоялась бы без Февральской, а Февральская не состоялась бы без революции 1905 года. В целом я считаю, что революция — это необходимый элемент эволюции». Надо заметить, что плакат Сафина вызвал особый интерес: все хотели увидеть за двухмерным изображением трехмерное, и не один гость усаживался на стул перед стенкой с плакатом.

Работа Айрата СафинаНажмите, чтобы увеличить

«Лет через 50 этот календарь сам станет явлением, которое будут изучать, чтобы получить представление о развитии дизайнерской мысли в Казани и состоянии умов», — заметил Насекин. А по оценке начальника управления культуры Азата Абзалова, презентация арт-проекта «БИЗНЕС Online» к 100-летию Октябрьской революции 1917 года стала первым за многие годы событием, собравшим вместе представителей отрасли.

«Обычно творческие люди находятся в состоянии конкуренции, а тут они объединились в рамках проекта. Каждый дизайнер дал свою точку зрения, представив плакат, посвященный конкретному месяцу, и сплетение этих разноплановых оценок и техник нарисовало, по сути, не столько видение революции, сколько портрет нашего времени с присущим ему огромным разбросом мнений. Мне лично понравились плакаты с Милли Меджлисом и цитатой из Велимира Хлебникова», — заметил Абзалов.

А Уткину больше всего понравился январский плакат — с Николаем II и Владимиром Путиным. «Показалось забавным очень. Тем более Николай II довольно-таки похож на Дмитрия Анатольевича Медведева, это сходство неоднократно муссировалось. Не знаю, имел ли это в виду художник, но, в принципе, получился довольно забавный подтекст без легкочитаемого смысла. Возможно, вообще без смысла. Очень смешно. Ну и еще такая деталь, что Николай II не отбрасывает тени... Наверное, потому что умер».