«Цены, цены чтобы низкие были! Это самое главное!» — напирала сегодня толпа на открытии первого казанского «гипера» «Эссен». Инвестиции составили 300 млн. рублей, а отбить их владельцы 138 магазинов надеются за 7 - 8 лет. В комментарии «БИЗНЕС Online» совладелец бизнеса Вадим Махеев рассказал, почему в столице Татарстана стал лишь 23-м по счету в сети, и отмахнулся от вопросов о проблемах своего компаньона Леонида Барышева.
Сегодня утром жаждущие первыми попасть внутрь нового гипермаркета «Эссен» начали собираться у входа в магазин за полчаса до его открытия
«СКОРЕЙ БЫ УЖЕ ПУСТИЛИ!»: КАК ПУБЛИКА СЛУШАЛА ВАСИЛЯ ШАЙХРАЗИЕВА ПЕРЕД КРАСНОЙ ЛЕНТОЧКОЙ
Несмотря на ощутимый мороз, сегодня утром жаждущие первыми попасть внутрь нового гипермаркета «Эссен» начали собираться у входа в магазин за полчаса до его открытия. Постепенно толпа разрослась — пожалуй, человек до 300 в основном пожилых людей, которых развлекали аниматоры. Несмотря на их усилия, к началу выступления вице-премьера РТ Василя Шайхразиева народ уже пританцовывал, пытаясь согреться. На улице-то не месяц май, а декабрь — и ладно, что сегодня не минус 20, как вчера...
Тем не менее, игнорируя ясные сигналы собравшихся, вице-премьер закатил речь на 10 долгих-долгих на морозе минут. Начал с президентских программ, рассказал о том, как он провел последние дни. «Все спортивные и социальные объекты уже открыли», — порадовал он. И внезапно, как будто вспомнив, что за спиной все же не детсад или бассейн, привел «Эссен» в пример другим предпринимателям за чистую и добросовестную работу. «То, что мы сейчас увидим, — это во многих случаях образец приятного обслуживания, ценовой гибкой политики, умение делать приятные бонусы, — рекламировал гипермаркет Шайхразиев, вспомнив, по всей видимости, времена своего мэрства в Челнах, совпавшего с появлением первых магазинов сети. — По ходу даже не замечаешь, как подходишь к кассовому терминалу с полной коляской». Шайхразиев говорил о росте налогооблагаемой базы, создании 204 новых рабочих мест, о том, что 30% товаров в магазине произведено в Татарстане. «Скорее бы уже пустили!» — выкрикнула из толпы недовольная пожилая женщина. «Разговорился, сынок!» — вторила ей пожилая соседка. Третья решительно пошла на штурм красной ленточки, перекрывающей вход в гипермаркет, сердито заявив: «Сами разберемся!» Впрочем, ее порыв быстро погасила охрана, дав вице-премьеру возможность выговориться всласть.
Это было, впрочем, еще не все... Но председатель комитета потребительского рынка исполкома Руслан Зайнетдинов пожалел людей и постарался быть предельно краток. «Прихода такого игрока мы ждали давно, мы хотим, чтобы как можно больше игроков было представлено на потребительском рынке», — сказал Зайнетдинов.
Генеральный директор ООО «Оптовик» Вадим Махеев (розничное направление холдинга «Эссен Продакшн», принадлежащего ему совместно с Леонидом Барышевым) тоже был краток и лишь пообещал собравшимся, что будет радовать жителей хорошими ценами. «Цены, цены чтобы низкие были! Это самое главное!» — кричали из толпы, которая уже стала подбираться к входу в гипермаркет. Тут-то охрана и не устояла. Народ, жаждущий не зрелищ, а «хлеба» со скидками, буквально внес разрезавших второпях красную ленточку VIP'ов внутрь.
Вадим Махеев задержку в запуске гипермаркета объяснил началом кризиса
КАК КРИЗИС ТОРМОЗНУЛ ГИПЕРМАРКЕТ «ЭССЕНА» В КАЗАНИ
Общая площадь нового гипермаркета — 6,5 тыс. кв. м, из них торговая площадь — 3,5 тыс. кв. м, в том числе 500 кв. м выделено под собственное производство продукции (выпечка, салаты, полуфабрикаты, гриль и т. д. — около 220 наименований). Всего в гипермаркете 22 тыс. позиций, из них 18 тыс. — продукты питания.
«Я уверен, что это будет пользоваться спросом. У нас хорошая локация, хороший пеший трафик», — рассказал «БИЗНЕС Online» директор гипермаркета «Эссен» Артем Жихарев. По его словам, планируемая пропускная способность магазина составит 4 - 5 тыс. человек в день. Тем более что гипермаркет будет работать круглосуточно. «Город большой, есть люди, который в 10 часов вечера только выезжают с работы. Кроме того, многие не хотят стоять в пробках и ездить за продуктами в час пик. Так что, я думаю, будет много желающих. Как минимум до полуночи магазин будет работать в нормальном режиме. Плюс к тому у нас будет организована ночная приемка продукции, так что в 8 утра мы будем встречать покупателей полностью готовыми, он не будет спотыкаться о выкладку товара», — отметил Жихарев.
Напомним, что упорные слухи о том, что ООО «Оптовик» подыскивает место под свои магазины в столице Татарстана, ходили аж с 2010 года. Их подогревали периодические жалобы владельцев компании на необоснованно завышенные цены на земельные участки в Казани. Однако конкретно о планах открыть гипермаркет в городе Махеев заявил лишь в сентябре 2013 года.
Тогда в ходе пресс-конференции он сообщил, что инвестиции в открытие гипермаркета составят порядка 300 млн. рублей, а сама стройка займет около 6 месяцев с момента получения разрешения на строительство. В конце 2013 года «Оптовик» начал тестирование казанского рынка, открыв на проспекте Амирхана дискаунтер торговой площадью 500 кв. м формата «Эссен Экспресс». В мае следующего года ООО «Оптовик» завершило оформление покупки земельного участка под строительство гипермаркета на улице Кул Гали. Однако к строительству гипермаркета компания не приступила ни в 2014, ни в 2015 году. Сразу же поползли слухи о том, что администрация Казани по неким причинам не хочет пускать сеть «Эссен» в город.
В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Махеев эти домысли категорически опроверг, а задержку в запуске гипермаркета объяснил началом кризиса. «В 2013 году мы начали готовить проект, но потом было принято решение сначала завершить другие наши проекты. А в 2014 году начался кризис, мы вообще ничего не строили. Так что притормозить с казанским гипермаркетом — наше собственное решение. Со стороны администрации Казани никаких барьеров нет, здесь все в порядке: „Лента“ открылась, мы открылись», — рассказал гендиректор ООО «Оптовик» .
Он отметил, что открытие гипермаркета состоялось через 6 месяцев после получения разрешения на строительство. Причем магазин открыт с подписанным актом ввода в эксплуатацию. Немаловажная ныне деталь — достаточно вспомнить, как судебные приставы штурмовали «Эдельвейс», где эту бумагу получить вовремя не успели.
МАХЕЕВ О ЧЕЛЯБИНСКОЙ ДАМЕ И ПРЕТЕНЗИЯХ НА ТРЕТЬ МИЛЛИАРДА: «МЫ ЖЕ ОТКРЫЛИСЬ?.. ЭТО НИКАК НЕ ОТРАЗИТСЯ НА НАШИХ ПЛАНАХ!»
Впрочем, Махеев признал, что кризис на розничном рынке еще не закончился и покупательная способность населения продолжает падать. «Хотя посещаемость магазинов даже немного растет, но средний чек сжимается. Из-за этого мы колеблемся в районе нуля. Наверное, не самое лучшее время для открытия новых торговых точек, но мы вынуждены реагировать на динамику рынка — все конкуренты понемногу открываются, — пояснил он. — Или мы будем идти в ногу с общим трендом ретейла, или будем терять свою рыночную долю». К слову, ранее замглавы исполкома Казани Иван Кузнецов озвучил данные о падении в городе оборота розничной торговли за январь — сентябрь 2016 года, который составил 333,9 млрд. рублей, или 98% к соответствующему периоду прошлого года.
По словам гендиректора ООО «Оптовик», сумма инвестиций в открытие гипермаркета составила 300 млн. рублей (как и было объявлено в 2013 году), причем были задействованы исключительно собственные средства компании. Срок окупаемости — 7 - 8 лет. «Хотим всегда за 7 лет, но на практике получается 8», — улыбаясь, пояснил Махеев.
Он не стал делиться прогнозами по поводу среднего чека в казанском гипермаркете. «Давайте я сначала посмотрю, попал я в рынок или нет, — сказал он. — У нас в Казани есть один магазин формата „у дома“, но мы пока там не очень попадаем с ассортиментом в покупательские предпочтения Казани. Средний чек в Казани повыше, чем в Набережных Челнах и Елабуге. То, что у нас продается плохо или хорошо, в Казани продается совершенно по-другому». По его словам, понадобится как минимум полгода, чтобы дополнительно изучить казанский рынок и принять решение, что и как делать дальше. «Мы, в принципе, готовы к расширению сети, но сначала хотим посмотреть», — отметил Махеев.
На вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» о том, как отразится на розничном направлении холдинга «Эссен Продакшн» проигрыш в судах тяжбы с челябинской предпринимательницей Ольгой Чуприной, в результате которой холдинг должен выплатить ей 335 млн. рублей, гендиректор ООО «Оптовик» лишь небрежно махнул рукой: «Мы же открылись? Открылись! Так что это никак не отразится на наших планах».
Также Махеев поделился с «БИЗНЕС Online» информацией о перспективах развития другой продуктовой сети — «Табыш», связь с которой группа «Эссен» ранее не афишировала. Первые 50 магазинов сети недавно открылись в Челнах, Елабуге, Нижнекамске и Лениногорске. «Такой крупный проект требует существенных инвестиций. Поскольку это формат „супердискаунтер“ (очень низкие цены и минимальный ассортимент), то ожидать большой и быстрой прибыли не приходится. Однако мы в проект верим, считаем его актуальным и планируем расширять», — рассказал он.
«КАЗАНЬ — СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ГОРОД, ОН ВСЕГДА БЫЛ НЕМНОГО ЗАКРЫТ ДЛЯ ДРУГИХ ИГРОКОВ, ДАЖЕ СВОИХ, ИЗ ЧЕЛНОВ»
На расширение присутствия своей продукции на рынке столицы РТ благодаря открытию казанского «Эссена» рассчитывает генеральный директор ОАО «Булочно-кондитерский комбинат» Булат Кутдусов. «Для конечного потребителя это хороший канал продаж, — отметил он в беседе с „БИЗНЕС Online“. — В Закамской зоне у нас хорошая история с „Эссеном“, хорошие объемы. Основной положительный момент — здесь нам позволяют завезти на полки 50 единиц, а в федеральных сетях удается только 10, 15, 20, что ограничивает количество продукции».
Одним из первых посетителей, с которыми пообщался корреспондент «БИЗНЕС Online», стала повар Люция Ахмадеева, которой 25 лет и которая вместе с мужем только что отвезла ребенка в детский сад. «Услышали, что играет музыка, подошли, а тут магазин открывается, — сказала она в беседе с корреспондентом „БИЗНЕС Online“. — В этом районе нет крупных магазинов, только в формате „у дома“, поэтому здесь он к месту. Для тех, кто живет в Салмачах и ездит на машине, это хороший вариант для покупок».
Проходил мимо и узнал об открытии 34-летний кадастровый оценщик Олег Макрушин. «В этом районе подобных магазинов действительно нет, тем более он круглосуточный, — согласился с предыдущим спикером Макрушин. — Но если тут будет дороже, то ходить в него никто не будет. В округе есть рынок, есть маленькие торговые точки, поэтому конкуренцию предстоит выдерживать непростую. Выигрыш будет за счет ночной торговли либо за счет ценовой борьбы, демпинга».
«Время открытия выбрано удачно. Декабрь — это всегда пик продаж, — считает гендиректор компании „Брайт Консалтинг“ Мария Яшенкова. — „Эссен“ постарается эту кассу взять, предложить клиентам качественные товары, в том числе сезонные, новогодние». По ее мнению, потенциально основным конкурентом сети может стать открывшийся недавно в ТЦ «Горки Парк» гипермаркет «Лента», «учитывая экспансию, которую сеть осуществляет в России, открывая по три-четыре магазина в городах-миллионниках».
По словам Яшенковой, ценовая категория открывшегося гипермаркета — «средний минус», средний чек — 700 - 800 рублей. «Сейчас это основная категория в России, потому что магазины высоких ценовых категорий сокращаются, — считает глава консалтинговой компании. — Если обратите внимание, то компания „Бахетле“ в 2014 - 2015 годах ушла в категорию „средний плюс“ из высокого сегмента. У людей появилось желание больше экономить деньги, сравнивать».
Эксперт отмечает, что обеспеченность гипермаркетами Казани невысокая, особенно это ощущается в спальных районах с плотной застройкой. «Казань вполне переживет три-четыре „Эссена“, но все зависит от того, как казанцы примут магазин, — считает гендиректор „Брайт Консалтинг“ . — Если будет положительная результативность, то сеть будет, безусловно, развиваться. Казань — специфический город, он всегда был немного закрыт для других игроков, даже татарстанских, допустим, из Челнов. Только сейчас произошло раскрытие рынка, мы можем это видеть по той же „Ленте“, которая давно пыталась это сделать. Проблемы есть только у площадок, которые довольно дороги. Если по модели окупаемости не проходишь, то магазин и не строишь».
Торговая сеть ООО «Оптовик» — крупнейшая региональная торговая сеть, насчитывает 138 магазинов различных форматов: 22 гипермаркета и 63 магазина «Эссен Экспресс» и «Камилла», 2 супермаркета «Эссен Green» и 51 дискаунтер в 7 регионах Российской Федерации — республики Татарстан, Башкортостан, Чувашия, Удмуртия, Марий Эл, Кировская и Ульяновская области.
Общая площадь всех магазинов составляет более 140 тыс. кв. метров. Это крупнейшая сеть гипермаркетов в Поволжье.
Ассортимент продукции торговой сети «Эссен» насчитывает более 30 тыс. наименований.
Ежедневно магазины «Эссен» посещают более 1,5 млн. человек.
Сеть сотрудничает с 600 европейскими и российскими поставщиками. Приоритет отдается сотрудничеству с местными производителями.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 57
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.