...

«ТЕ, КТО СОЗНАТЕЛЬНО УШЕЛ С ГОЛОВОЙ В ТУ ЭСТРАДУ, КОТОРАЯ У НАС СУЩЕСТВУЕТ, НЕ ОСОБО РЕАГИРУЮТ НА КРИТИКУ»

Долгое время у нас хорошо развивали спорт, спортивную инфраструктуру, а вот инфраструктуру для эстрадной ниши не развивали. Эта ниша развивалась сама как могла. Но и в ней происходили какие-то позитивные явления — с тех пор, как начали привозить в Казань Зулю Камалову. Когда она впервые выступила на фестивале «Татар җыры», многие для себя открыли такую необычную музыку. Сразу после этого случился фестиваль живой музыки в театре им. Камала, который собрал еще большую аудиторию и открыл еще больше новых интересных артистов для казанской публики. Но это началось только в начале 2000-х годов, поэтому новые имена стали появляться не так давно.

А тем, кто сознательно уходил с головой именно в ту эстраду, которая у нас существует, видимо, так комфортнее, они, в общем-то, не реагируют особо на критику. Их аргумент — это то, что такая музыка нравится их аудитории; они не хотят ничего менять; если они начнут экспериментировать, то их слушатель может просто не понять.

Может возникнуть резонный вопрос: получается, виноват зритель? Нет, зритель никогда не виноват. Просто такая точка зрения. Мы, допустим, эту точку зрения не разделяем. Потому что есть еще процесс — не всегда правильно ориентироваться на существующий спрос, особенно в области культуры и искусства. Иногда нужно самому создавать какое-то предложение, самому создавать новую сцену, новые формы, и тогда тот же зритель увидит, что можно слушать и другую музыку. Существует много примеров, когда аудитория сама подтягивается к чему-то новому, к тому, что они еще не слышали, что ранее было не свойственно для них.

Чтобы изменить существующую ситуацию, должно появиться много смелых артистов, которые возьмут на себя роль таких «паровозов» и потянут всех остальных за собой. Может, банально прозвучит, но они будут первооткрывателями в чем-то. Хотя на самом деле ничего открывать-то не надо, все давно создано в этом мире, просто в нашей эстраде этого многого нет. Кто-то считает, что мы должны идти своим путем и игнорировать все эти достижения в мировой музыке, в мировом искусстве. Я считаю, что мы уже настолько глубоко во все это интегрированы, что игнорировать такое просто нельзя. Это не связано ни с менталитетом татарским, ни с культурой, ни с традициями, это просто новые формы самовыражения. Так же, как и у художников было — классицизм, романтизм, модернизм, постмодернизм. Во многих сферах искусства этот путь гармонично пройден, они все друг с другом гармонично сосуществуют. Просто разные школы, разные субкультуры.

...

«ИГРАТЬ ВЕСЬ КОНЦЕРТ ВЖИВУЮ УЖЕ БОЛЬШОЙ ШАГ ДЛЯ НАШЕЙ ЭСТРАДЫ»

Среди современных эстрадных исполнителей тоже есть достойные. Я полностью приветствую, когда артист и музыкант старается делать что-то на зарубежном или российском уровне. Допустим, играть весь концерт вживую — это тоже уже большой шаг для нашей эстрады. Раяз Фасихов, например, играл такие концерты. Юрий Федоров продюсировал подобные проекты, когда работал с «Барс-Медиа». Салават и Гүзәлем Миннихановы недавно собрали живую программу. Есть у нас и представители оперной сцены, которые, делая даже какие-то эстрадные вещи, все равно сохраняют свое лицо, сохраняют определенный уровень. Та же Илюса Хузина, Артур Исламов. Многие из них задействованы в проекте «Үзгәреш җиле» («Ветер перемен»). Я могу подтвердить, что большинство тех, кто участвует в этом проекте, на данный момент более-менее выделяются из общий массы, их стоит послушать. Может родиться что-то интересное в процессе совместной работы с этим известным оркестром и режиссером.

Одним только событием, конечно, мало что удастся изменить, но можно задать какую-то тенденцию. Каждый старается в силу своих возможностей, организовали такой фестиваль — молодцы! Родится еще один подобный фестиваль — будет еще лучше. Допустим, мы на альтернативной сцене тоже много что могли бы сделать, у нас тоже много задумок, но когда доходит дело до реализации, то сталкиваемся с суровыми реалиями нашего шоу-бизнеса, приходится отталкиваться от них.

...

Во-первых, в Казани все еще некоторые заведения свысока смотрят на татарскую музыку. Вообще на любую татарскую музыку: живая, неживая, эстрада или рок — неважно. Т. е. все эти медиакомпании — телевидение и радио — сформировали у них негативное представление о татарской музыке. Даже у людей, которые интересуются нашим материалом, все еще не пропало то ощущение, они пока бояться, что любая хорошая татарская музыка может скатиться до такой вот эстрады, если в какой-то момент ей надоест экспериментировать и жизнь заставит вернуться в обычное русло.

Что касается финансов, то любое явление зарождается и продолжает жить при поддержке зрителя. Не по указке сверху, не выделением каких-то бюджетных денег или разовых вливаний. Субкультура формируется сама — появляется артист, появляется слушатель, зритель, они объединяются на различных мероприятиях, находят друг друга на определенных площадках и постоянно поддерживают связь друг с другом.

...

Но у нас в Казани и с площадками не все так здорово — есть много крупных площадок, на которые можно привозить имена российского и международного масштаба, но для более андеграундной сцены мест очень не хватает. В принципе, это в Казани было всегда. Небольшими периодами появлялись заведения, ориентированные именно на нашу сцену, на нашу аудиторию, заведения вместимостью до 300 - 500 человек, но затем они тоже закрывались, уходили с этого рынка. Возможно, из-за того, что было невыгодно, или из-за плохого менеджмента.

Должна быть обоюдная инициатива, просто по указке сверху будет один результат, по инициативе снизу — другой. А когда все это будет гармонично друг друга дополнять, только тогда можно рассчитывать на какое-то стабильное развитие.

Ильяс Гафаров

Читайте также: