Премьера спектакля «Ревизор» произвела фурор в челнинском драмтеатре «Мастеровые». Режиссер Денис Хуснияров показал не новое прочтение классики, а новое видение. Корреспонденты «БИЗНЕС Online», побывавшие на премьерных показах в, вероятно, лучшем русском театре Татарстана, встретили Наиля Магдеева, удивились решению образа городничего и услышали песню в исполнении Хлестакова.
ШОК В ВИДЕ КАРТОННОЙ КОРОБКИ
Премьера «Ревизора» по Николаю Гоголю состоялась на прошлой неделе в челнинском русском драмтеатре «Мастеровые». Это не первая гоголевская пьеса, которую ставят «Мастеровые». Долгие годы зрителей радовали спектаклем «Женитьба», однако его пришлось вычеркнуть из репертуара, дабы освободить место для декораций к «Ревизору».
Истосковавшиеся по классике челнинцы скупили билеты на две недели вперед еще до премьеры. Публика, вероятно, ожидавшая «нафталина», была в шоке. Главный режиссер театра Денис Хуснияров показал, нет-нет, не новое прочтение классики, но новое видение. В тексте комедии не произошло изменений, а вот сценография выглядела очень необычно.
Как только открылся занавес, зритель увидел декорацию в виде картонной коробки. За объяснениями пришлось обратиться к самому режиссеру. «Это коробка, выброшенная на помойку, а живут в ней... тараканы», — рассказал Хуснияров. Кстати, и костюмы актеров соответствуют — в желто-рыжих тонах, с длинными фалдами. Не хватает только длинных усов. Главный художник театра Елена Сорочайкина, создавая одеяния, корпела над энциклопедиями с насекомыми и прочими земными тварями, чтобы максимально точно передать все разнообразие оттенков прусаков, а ткани к костюмам искали по всей стране.
Коробка по ходу действия трансформировалась то в комнату в постоялом дворе, то в залу в доме городничего, то в любое другое помещение. Заметим, что подбор актеров тоже попал в точку. Например, на месте Городничего традиционно ожидался некий массивный актер. Хуснияров же отдал эту роль Дмитрию Томилову, несколько субтильному, но не менее убедительному. Видимо, в этом есть какой-то скрытый подтекст — мол, и городничие нынче шибко измельчали. Потрясли также своей игрой Анна Андреевна (Ольга Астафьева) и Марья Антоновна (Евгения Яковлева), которые постоянно занимались аэробикой по ходу спектакля. А их схватка за Хлестакова вообще была обыграна как боксерский поединок. Чиновники-взяточники и взяткодатели — Земляника, Ляпкин-Тяпкин, Хлопов, Шпекин — каждый на своем месте.
Кстати, судью Ляпкина-Тяпкина сыграл новичок. Совсем недавно в труппу «Мастеровых» по приглашению режиссера был принят актер из Санкт-Петербурга Александр Кочеток, который снимался в популярных российских телесериалах «Тайны следствия», «Улицы разбитых фонарей», «Литейный», «Ментовские войны», «Агент особого назначения» и др. Так что «криминальное амплуа» наверняка пригодилось для перевоплощения во взяточника, который, впрочем, берет взятки лишь борзыми щенками.
Осип, слуга Хлестакова (Евгений Федотов), прост, но именно таким он и должен быть. Особое слово стоит сказать об Алексее Ухове, сыгравшем Хлестакова. Трансформация бедного проезжавшего во враля и «генерала» удалась ему на славу. И конечно, нельзя пройти мимо парочки Добчинского и Бобчинского. Мало того что их играли дамы (Александра Петрова и Анна Дунаева), так они еще и загримированы были под Пушкина и все того же Гоголя. В концовке спектакля их вовсе заменили портреты, которым и досталось от актеров: «Шелкоперы», «Бумагомараки», «Писаки». Впрочем, вряд ли это относилось именно к российским классикам.
А финал и вовсе трешевый: Хлестаков, которому подпевают остальные действующие лица, исполняет песню рок-группы «Черный обелиск» «Я остаюсь, чтобы жить».
Роль городничего досталась Дмитрию Томилову, несколько субтильному, но не менее убедительному
«ЭТО КОМЕДИЯ, В ЭТОМ ЖАНРЕ СЛОЖНО СУЩЕСТВОВАТЬ»
Как уже говорилось, классический текст не претерпел изменений. Гоголь — он ведь на все времена. Лизоблюдство, коленопреклонение, воровство и взяточничество — вечные пороки. Об этом можно спорить, но спор нельзя выиграть.
На вопрос о том, почему выбор пал именно на «Ревизора», Хуснияров ответил философски: время сейчас такое, что ничего не остается, кроме как иронизировать и смеяться. «Воевать, как мы видим, бессмысленно, вставать в какую-то позу бессмысленно. Остается только, как авторы начала ХХ века, выражать свою позицию. Мы, творческие люди, берем некий материал и тоже выражаем свою позицию», — объяснил режиссер.
И тем не менее вечную классику всегда тяжело ставить, потому что сложно найти в ней то, что еще не было показано и рассказано другими режиссерами. Для Хусниярова в первую очередь это, по его признанию, большая ответственность. Ответственность в том, что текст Гоголя сегодня в устах артиста звучит вычурно и претензионно. Поэтому самая важная задача была, не меняя текст, не осовременивая, не убивая старых слов, сделать его современным. «Чтобы он сегодня зазвучал. Но и жанр, конечно — это же не драма, не трагедия, это комедия, фарсовая. Очень сложно в этом жанре существовать», — признался режиссер.
Разумеется, осовремененная постановка в большинстве случаев призвана привлечь молодежь в театр, но режиссер с этим не согласен. «Просто брать сегодня текст Гоголя, Достоевского, Толстого и делать его в интерьерных, нафталиновых декорациях — это немножко странно. Даже в шекспировские времена играли в ботфортах, они тогда были современной обувью. Мы живем в 2016 году и пытаемся приближаться к тому времени, но карикатурировать к тому времени сегодняшними глазами», — высказал мнение Хуснияров.
«РЕВИЗОРА» ПОСМОТРЕЛ ЧЕЛНИНСКИЙ ГОРОДНИЧИЙ
Публика встретила премьеру с большим восторгом. Аплодисменты раздавались несколько раз по ходу спектакля, а уж после премьеры зрители искупали актеров в овациях по-настоящему. В ноябре «Ревизора» дадут 7 раз. Кстати, казанская публика тоже сможет оценить новую постановку «Мастеровых». В конце ноября в столице Татарстана пройдет VIII всероссийский театральный фестиваль молодой режиссуры «Ремесло», где челнинцы намерены представить свое творение.
Любопытно, но воскресного «Ревизора» посетил и челнинский городничий Наиль Магдеев. Пришел он не инкогнито, чем вызвал неподдельный интерес у публики. В антракте зрители просили Магдеева сделать с ними селфи. В театре говорят, что мэру постановка понравилась — он часто улыбался и много хлопал. Причем это далеко не единственный спектакль, который видел мэр в театре «Мастеровые». К примеру, побывал он на спектакле бугульминского театра, который гастролировал в Челнах. По всей видимости, к драмтеатру Бугульмы у градоначальника особые чувства, ведь он был реконструирован по его инициативе.
Напомним также, что в период подготовки к премьере по злой иронии театр испытал на себе пристальное внимание пожарных ревизоров: из-за 18 нарушений пожарных норм деятельность учреждения решено было приостановить, однако большинство предписаний удалось устранить.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 6
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.