Первой премьерой отметили открытие сезона в театре им. Камала Первой премьерой отметили открытие сезона в театре им. Камала Фото: Ирина Ерохина

ТАКИЕ РАЗНЫЕ ПЬЕСЫ КАРИМА ТИНЧУРИНА

Теперь, когда премьера состоялась и прошла — сужу и по своему ощущению, и по дыханию зала в минувшую субботу — с явным успехом, можно без обиняков сказать, что, затевая этот проект, камаловцы достаточно серьезно рисковали.

Да, с одной стороны, Карим Тинчурин общепризнан в качестве классика национальной драматургии, а его «Голубая шаль», которой по традиции открывают каждый новый сезон в доме №1 по улице Татарстан в Казани, является парадной визитной карточкой не только Татарского государственного академического театра имени Галиасгара Камала, но и татарского театра как такового. Но комедия «Без ветрил», написанная, кстати, почти одновременно с «Голубой шалью», — это нечто совсем иное, нежели зажигательная и искрометная музыкальная история с ее — цитирую камаловский сайт — «поэтическим шифром, кодирующим вечно молодые и вечно прекрасные образы мужского и женского национального идеала, бунтарский, свободолюбивый дух народа».

Да, «Без ветрил» называют лучшей из пьес Тинчурина — так писали литературные справочники советской эпохи, так утверждает сегодня многознающий завлит театра Камала Нияз Игламов. Однако она, написанная жестким, даже безжалостным пером, если что и «кодирует», то далеко не самые лучшие черты к коллективному портрету соотечественников, оказавшихся на переломе исторических эпох один на один с суровыми, а порой смертельными ветрами перемен. Кроме того, эта комедия, как аттестовал ее сам автор, может показаться сегодня слишком привязанной к «злобе дня», слишком укорененной в сложных общественно-политических реалиях первой четверти прошлого столетия. Попробуйте-ка сыграть на сцене и сделать интересным современному зрителю вот такой, к примеру, текст: «Внеочередное чрезвычайное заседание президиума мусульманского комитета продолжается. На обсуждение ставятся вопросы: первый — об улучшении материального положения военного шуро; второй — об объявлении внешнего и внутреннего управления мусульманского комитета автономным; третий — о признании или непризнании советской власти ...» — и т. д., и т. п. Задача видится далеко не из легких даже для самого вдумчивого и тонкого режиссера.

Возглавляющий знаменитую Омскую драму Георгий Цхвирава (справа) для Казани человек отнюдь не чужой Возглавляющий знаменитую Омскую драму Георгий Цхвирава (справа) для Казани человек отнюдь не чужой Фото: Шамиль Абдюшев

«ПРИХОТЛИВЫЙ ОПТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ»

С режиссером, приглашенным на постановку, театр также поступил рисково, чтобы не сказать дерзко. Да, возглавляющий знаменитую Омскую драму Георгий Цхвирава для Казани человек отнюдь не чужой: в начале нулевых он несколько сезонов работал «главным» в русском ТЮЗе, а на камаловской сцене в те годы выпустил «Хануму», ставшую безусловным хитом репертуара. Но опять-таки, одно дело — «интернациональные» «Ханума» или «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» Тома Стоппарда, в свое время номинированный на «Золотую маску», и совсем иное — «Без ветрил», тем более в ситуации, когда спектакль должен явиться первым в 110-летней истории национального театра опытом постановки произведения татарской классики художником «со стороны», человеком иной национальности.

.
Фото: Ирина Ерохина

Однако рискованная (хотя ни в коей мере не «вслепую» сделанная) ставка в итоге сработала. Известный своей профессиональной тщательностью и особым вниманием к тексту и художественному миру каждого из ставящихся им драматургов Цхвирава сумел, кажется, нужным образом «вгрызться» в самую сердцевину этой непростой пьесы, подобрать к ней именно сегодняшние, актуализирующие содержание и смысл ключи, а та мера некоего «отстранения», априори существующая, в данном случае, между режиссером и материалом, позволила возникнуть спектаклю — насколько я могу судить — безусловно татарскому и одновременно, если угодно, наднациональному. Мы взираем на череду благородных порывов и горестных мытарств, бытовых конфликтов и идейных споров между героями этой «человеческой комедии», словно бы разом из двух различных точек, под двумя различными углами зрения: и, условно говоря, «изнутри» ситуации, глазами самих действующих лиц, и из нашего теперешнего «далека».

.
Фото: Ирина Ерохина

Спектаклю Цхвиравы вовсе не для красного словца придано жанровое определение «воспоминание о будущем». Мы действительно чувствуем некий прихотливый оптический эффект, в очередной раз осмысляя в битком заполненном премьерном зале горькие уроки нашей общей истории, которые — как известно — никого и никогда ничему не учат, волей-неволей рисуя в своем воображении какие-то перспективы, которые, наверное, представлялись бы совсем безрадостными, если бы не две великих вещи. Если бы не великая литература, а точнее соцветие — прошу прощения за это банальное определение — великих национальных литератур России. И если бы не наше великое достояние — российский репертуарный театр, одним из наиболее ярких алмазов в короне которого, бесспорно, сверкает россыпью своих многочисленных талантов театр имени Камала.

В новой работе камаловцев живет, дышит и пульсирует единый, тонко настроенный механизм, именуемый актерским ансамблем В новой работе камаловцев живет, дышит и пульсирует единый, тонко настроенный механизм, именуемый актерским ансамблем Фото: Ирина Ерохина

«ОБ АКТЕРСКОМ СОСТАВЕ СПЕКТАКЛЯ НУЖНО ПИСАТЬ ОТДЕЛЬНЫЙ И ОБСТОЯТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ»

Как замечательно выразительна, пронзительно метафорична и вместе с тем функциональна сценография спектакля, сочиненная Булатом Ибрагимовым. Насколько точно и эмоционально действенно музыкальное оформление, подобранное Фуатом Абубакиром, — в полной мере об этом судить, к сожалению, не имею возможности, но слыша, как всякий раз реагирует на ту или иную мелодию, внедренную в ткань спектакля, публика, четко понимаю, что здесь нет ни единого случайного включения, ни одного случая просто иллюстрирующей либо «поддерживающей» действие музыки.

Об актерском составе спектакля нужно писать отдельный и обстоятельный материал. Уверен, что он не замедлит появиться, а пока скажу, что в новой работе камаловцев живет, дышит и пульсирует единый, тонко настроенный механизм, именуемый актерским ансамблем. На мой взгляд, в этом театре сегодня едва ли не самое мощное во «всероссийском масштабе» мужское поколение в диапазоне от 25 до 40. И «мужская» пьеса Тинчурина меня в этом моем предположении окончательно утвердила (при том что все женские образы в спектакле общую картину не только никоим образом не портят, но эффектно дополняют). Замечательным получился главный герой спектакля Батырхан у Эмиля Талипова. Не уступают ему и равно блестяще сделанные Нуретдин Рамиля Вазиева и Мисбах Хаджи Искандера Хайруллина.

.
Фото: Ирина Ерохина

Здесь следовало бы, конечно, по примеру много и обстоятельно писавшего о Камаловском театре недавно скончавшегося Бориса Михайловича Поюровского — мир его праху! — перечислить «через запятую» всех занятых в спектакле исполнителей... Но мы этого делать не станем, ибо каждого хочется не просто «поименно назвать», но посвятить ему какое-то количество слов. А потому ставим в нашем экспресс-взгляде не точку, но многоточие, надеясь вернуться в будущем к более обстоятельному разговору об этом «очень нужном и своевременном» (пользуясь выражением одного бывшего студента Казанского университета) спектакле.

Александр Вислов