Председатель жюри казанского кинофестиваля Александр Прошкин Председатель жюри казанского кинофестиваля Александр Прошкин

«ТЫ ВИДЕЛ? ОНА НАДЕЛА КРАСНОЕ ПОКРЫВАЛО С БРОШЬЮ, И ВСЕ РАВНО ПОНИМАЕШЬ, ЧТО ЭТО ХАЙ-КЛАСС!»

Столь пафосное место для церемонии закрытия казанского фестиваля мусульманского кино, а им впервые стал театр оперы и балета им. Джалиля, видимо, было выбрано не случайно. За неделю до выборов в Госудуму РФ это был хороший повод для первых лиц республики еще раз продемонстрировать внимание к большим культурным событиям, которые происходят в Татарстане. До последнего это мероприятие стояло в рабочем плане Рустама Минниханова, но никаких видимых усилений мер безопасности на площади Свободы в воскресенье вечером не наблюдалось, отсюда можно было заключить, что президента не будет. В итоге республиканские власти представлял вице-премьер Василь Шайхразиев, а само мероприятие приняло более неформальный характер, что на самом деле кинофестивалю только к лицу.

Алсу Абульханова и Руслан Сабиров Алсу Абульханова и Руслан Сабиров

Преимущество казанской оперы перед той же «Пирамидой» — наличие большого пешеходного пространства перед парадным входом, отчего церемония встречи гостей на красной дорожке здесь проходит максимально торжественно, а собравшиеся могут вполне себе подробно рассмотреть известных актеров и режиссеров. Публики было достаточно, причем все люди интеллигентные, об этом можно было судить хотя бы по тому, что в целости и сохранности остались клумбы, высаженные в непосредственной близости от того места, где плотно выстроились в ряд люди. Эту часть мероприятия, как и на открытии, вела певица Алсу Абульханова, а вот партнера ей заменили. Оказав «почет старикам», а конкретно Борису Львовичу, теперь решили дать «дорогу молодым» — актеру московского театра «Сатирикон», ученику тамошнего худрука Константина Райкина и нашему земляку Руслану Сабирову. Надо сказать, что на этот раз все прошло намного более гладко, в отличие от конфузов недельной давности, хотя Абульханову по-прежнему не отпускали разговоры о погоде, которые позабавили зрителей в прошлый понедельник.

Миляуша Айтуганова Миляуша Айтуганова

Исполнительный директор фестиваля Миляуша Айтуганова вручную рулила церемонией встречи гостей, заглядывая в окна авто, подъезжавших к театру им. Джалиля. А среди тех, кто выходил из мерсов, были действительно люди узнаваемые и любимые. Но сначала были танцевальные номера. Причем аккурат в тот момент, когда стоявший рядом пожилой джентльмен с жаром начал доказывать своим спутницам, что в современном российском кино «показывают только бандитов и алкашей», но совсем нет «инженеров и рабочих», в подтверждение его слов на дорожку высыпали молодые танцоры, некоторые из которых были в синих рабочих комбинезонах и отправились в пляс под «Не кочегары мы, не плотники» и «Хорошие девчата, заветные подруги» — песни из советского кино, прославлявшего простого труженика.

Елена Лядова и Владимир Вдовиченков Елена Лядова и Владимир Вдовиченков

Сам процесс прохода по ковровой дорожке оперативно уложился в 40 минут, причем по факту самые актуальные звезды вечера — новая главная пара отечественного кинематографа Елена Лядова и Владимир Вдовиченков — появились довольно рано. Лядова была ослепительно хороша, хотя ее платье явно не соответствовало критериям «мусульманского». Одна из коллег была так восхищена тем, как выглядела звезда последних картин Андрея Звягинцева и прокатного хита «Географ глобус пропил», что сообщила корреспонденту «БИЗНЕС Online»: «Ты видел? Она надела красное покрывало с брошью, и все равно понимаешь, что это хай-класс!»

Алексей Учитель Алексей Учитель

Прошествовал мимо зрителей и режиссер Юрий Быков, возглавлявший жюри программы «Россия молодая». Кстати, на церемонии открытия он так и не появился, хотя его несколько раз объявляли ведущие, после чего активная группа поддержки постановщика «Дурака» и сериала «Метод» натурально начинала визжать. Вчера визгов не наблюдалось, но, судя по реакции публики, жесткие социальные драмы Быкова она действительно знает. А вот представлять Алексея Петренко или Людмилу Чурсину и вовсе не стоило, их зритель узнавал и так. Закрывал предварительную часть церемонии автор «Дневника его жены», «Прогулки» и «Космоса как предчувствие», режиссер Алексей Учитель.

Айрат Сибагатуллин Айрат Сибагатуллин

В результате оперный театр был полон, а в фойе наибольшую активность проявляли министр культуры РТ Айрат Сибагатуллин и директор казанской оперы Рауфаль Мухаметзянов, словно негласно спорившие за место главного распорядителя вечера, впрочем, оба собаку съели на организации подобных мероприятий.

«ГЛАВНЫЙ ФИЛЬМ ДОЛЖЕН БЫТЬ АБСОЛЮТНЫМ ШЕДЕВРОМ. И ЭТОТ ШЕДЕВР МЫ НАШЛИ»

Василь Шайхразиев Василь Шайхразиев вручает специальный приз президента РТ

Надо сказать, что и основная церемония оказалась достаточно компактной и уложилась в 1 час 40 минут, а стартовала она с напоминания о том, что в России проходит Год кино, правда, хроника достижений отечественного кинематографа, начавшаяся с «Броненосца «Потемкин» Сергея Эйзенштейна, почему-то завершилась на «Утомленных солнцем» Никиты Михалкова, словно за последние 20 лет никаких успехов и вовсе не было. Звезды «Левиафана» Лядова и Вдовиченков вряд ли бы с этим согласились, да и не только они... Все-таки буквально на днях Андрей Кончаловский отхватил очередной приз в Венеции за новую картину «Рай».

С официальной речью выступил Шайхразиев, который развеселил аудиторию, поздравив всех с наступающим... Ураза-байрамом, а также вручил специальный приз президента РТ «За гуманизм в киноискусстве», который достался фильму из Малайзии «Смирение», рассказывающему о проблемах детей-аутистов.

Нонна Гришаева и Рузиль Гатин Нонна Гришаева и Рузиль Гатин

Саму церемонию ответственно провели столичная актриса Нонна Гришаева и певец Рузиль Гатин. Кстати, относительно тенора Гатина многие удивляются, почему его до сих пор не взяли в труппу оперного театра, но вот наконец-то артист нашел случай поблистать на этой сцене. Постановщики церемонии приготовили немало ярких выступлений, но в отдельных случаях смущало довольно откровенное исполнение под минус как вокальных, так и инструментальных номеров.

Порадовали в этом плане разве что Гришаева, исполнившая вживую эстрадную песню, пусть и незатейливую, зато от души, а также китайская актриса и певица монгольского происхождения Бадема, которая не только получила приз за лучшую женскую роль в картине «Норжмаа», но и познакомила аудиторию с незнакомой музыкальной культурой. Кстати, Бадема, как оказалось, играла у Михалкова в фильме «Урга — территория любви». Еще одно открытие вечера: Гришаева призналась, что является прямым потомком похороненного на Арском кладбище востоковеда, профессора Казанской духовной академии Гордия Саблукова, автора первого опубликованного перевода Корана на русский язык с арабского. Кстати, известная комическая актриса на церемонии была в платье от Зарины Бабаджановой.

Далее на сцену поднимались гости и члены жюри, чтобы вручать фестивальные награды. Знаменитый Распутин из «Агонии» и Мокий Парменыч из «Жестокого романса» Петренко прочел пушкинского «Пророка», и было очевидно, что это делал большой артист. Настоящей героиней церемонии стала малазийка Тунку Мона Риза: режиссер «Смирения» еще дважды выходила на сцену за наградами — специальным призом гильдии киноведов и кинокритиков России и призом за лучшую мужскую роль. Последний вручали Лядова и Вдовиченков, которые, к сожалению, ограничились дежурными словами. Хотя актер «Бригады» и «Бумера» мог бы и прочесть что-то, например, из «Дяди Вани», ведь он уже давно не только исполнитель ролей брутальных и обаятельных бандитов, но и Астров в знаменитом спектакле Римаса Туминаса в театре им. Вахтангова.

Наконец, под занавес вечера на сцену вышел председатель основного жюри, кинорежиссер Александр Прошкин. «Мы здесь неделю веселились, чувствовали себя волшебно и смотрели изумительное кино», — сообщил 76-летний мэтр, поблагодарив всех организаторов, которые, кстати, все это время отмечали, что так, как работало жюри Прошкина, еще никто не пахал в истории фестиваля. Они действительно с утра до позднего вечера буквально пропадали в кинотеатре. «Мне хочется отметить казанскую публику. Ни одного места свободного не было не только в рядах зрителей, но и на ступеньках. Я такого в жизни не видел», — продолжил режиссер «Холодного лета пятьдесят третьего...» и сериала «Доктор Живаго».

«Это была очень сильная программа. Думаю, что многие фестивали позавидовали бы этой программе и отдельным фильмам. Это была трудная проблема — выделить самый главный фильм. Естественно, этот главный фильм должен быть абсолютным шедевром. И этот шедевр мы нашли», — сообщил председатель жюри и объявил победителем в главной номинации «Лучший полнометражный игровой фильм» картину иранского режиссера Хади Мохагеха «Бессмертный» — философский фильм-притчу об ответственности человека перед своим существованием. Иран — ведущая кинематография в мировом пространстве «мусульманского кино» — подтвердил свой класс.

Что же касается татарстанского кино, то казанский режиссер Руслан Валеев стал одним из лауреатов в номинации «Лучший короткометражный документальный фильм» за картину «З/К». Его мастер Алексей Барыкин, вручавший награду ученику, заверил, что ни о каком кумовстве тут речи не идет, настойчиво попросив всех присутствующих посмотреть «З/К».