Алексей Барыкин Алексей Барыкин

«ЗА ПРОШЕДШИЙ ГОД В РЕСПУБЛИКЕ БЫЛ СНЯТ ТОЛЬКО ОДИН ПОЛНЫЙ МЕТР»

Судить о состоянии татарстанского кинематографа только по конкурсной программе фестиваля — некорректно. Тут есть много нюансов, которые важно понимать.

Во-первых, главное внимание на любом фестивале привлекает конкурс полнометражных игровых фильмов. Насколько я знаю, за прошедший год в республике был снят только один полный метр — моя комедия «Семейные хлопоты». Но фильмы членов жюри нельзя включать в конкурсную программу, это неэтично. Поэтому мне предложили выбор: либо «Семейные хлопоты» входят в конкурсную программу, либо я вхожу в состав жюри, а мой фильм показывают вне конкурса. Я выбрал второе. Тем более что «Семейные хлопоты» — это чисто зрительское, прокатное кино, оно изначально не делалось под фестивали. Зато в программе этого года будет показано сразу пять моих фильмов, включая новую документальную картину «Декларация» о событиях 1991 года. Для меня это очень почетно.

Во-вторых, не стоит расстраиваться, что татарстанских фильмов нет в номинации «Короткометражное игровое кино». Ведь «Россия молодая» — это полноценная конкурсная номинация, и в ней представлены сразу две игровые короткометражки из Татарстана. Не имеет большого значения, в какой номинации они представлены — «Короткий метр» или «Россия молодая», они равнозначны.

В-третьих, в этом году в программе представлены очень интересные документальные фильмы. Из тех работ, которые я видел, с удовольствием хочу отметить дипломный фильм нашего выпускника Руслана Валеева «З/К» о женщине, служившей в Афганистане. Это очень мощное, взрослое кино.

В-четвертых, в программе участвует мультфильм «Стрела наследия» Сергея Киатрова. Мы уже привыкли, что работы Сергея участвуют в конкурсе каждый год, но «Стрела наследия» — это особый проект, крупный, претендующий на звание федеральной франшизы, как «Смешарики» или «Лунтик». В любом случае это важное событие для индустрии.

В-пятых, много татарстанского кино будет показано в рамках параллельных и внеконкурсных программ.

«НАЧАЛА «НОВОЙ КАЗАНСКОЙ ВОЛНЫ» Я ОЖИДАЮ УЖЕ НЕСКОЛЬКО ЛЕТ»

Наконец, в-шестых, нельзя забывать, что у полнометражного игрового кино очень длинный цикл производства — больше года. Так уж вышло, что к фестивалю 2015 года были готовы сразу несколько крупных проектов: «Белые цветы», «Рудик», «Кара». В сентябре 2016 года фильм всего один — «Семейные хлопоты». Это, что называется, локальная демографическая яма. Но зато к следующему сентябрю, по моим расчетам, будут готово минимум четыре полнометражных фильма: моя сказка «Водяная» по мотивам произведений Габдуллы Тукая и Каюма Насыри, фильм Ильдара Ягафарова «Мотор» по сценарию Мансура Гилязова, фильм-сериал Рустема Рашитова «Неотосланные письма» по Аделю Кутую, а также полнометражная версия «Айсылу» того же Рашитова по моему сценарию. Особенно приятно, что все эти проекты претендуют на полноценный кинотеатральный прокат. Кроме того, будет готова новая серия «татарометражек» Салавата Юзеева, короткометражный фильм Ильшата Рахимбая, который он снимает с большим размахом, и еще много другого интересного. Так что нынешний Год кино все-таки дал нашей национальной индустрии толчок. Просто его результаты мы увидим чуть позже.

А вообще, из глобальных тенденций я бы отметил полное отсутствие в программе работ кинематографистов старшего поколения. В конкурсе вообще нет ни одного фильма, который был бы снят членом союза кинематографистов РТ (за исключением Сергея Киатрова, принятого менее полугода назад). В конкурсе на государственные субсидии минкульта в нынешнем году, кстати, тоже доминировали молодые ребята, выпускники КазГИК, вчерашние студенты. Смена поколений в татарстанском кино практически завершилась. Это начало «Новой казанской волны», которое лично я ожидаю уже несколько лет.

Алексей Барыкин