В Казани Uber начал принимать наличные В Казани Uber начал принимать наличную оплату в такси

«МЫ ТОЛЬКО И РАБОТАЕМ, ПОТОМУ ЧТО UBER НАМ ХОРОШИЕ БОНУСЫ ПЛАТИТ!»

«Внимание водителей и клиентов. В Казани заработала оплата за наличные. Надеемся, ей никто пользоваться не будет», — пишут организаторы группы сервиса Uber в соцсети «ВКонтакте». Старт сервиса по наличной оплате Uber анонсирован с 10 августа, и он работает. В этом можно убедиться, скачав приложение: программа предлагает выбор оплаты наличными или, как и прежде, привязанной банковской картой. То есть безналичный расчет, разумеется, никто не отменяет, но комбинированная оплата не поддерживается. Так что придется определиться. Разумеется, у водителей возникает масса вопросов. Теперь некому компенсировать водителю отказы клиентов от вызова, а также отказы платить за саму поездку уже на месте.

Чтобы обкатать новую систему, корреспондент «БИЗНЕС Online» проехалась по Казани с водителем Uber, которая в системе зарегистрирована как Элина. Сначала водитель испугалась вопросу о том, возможна ли наличная оплата. Нет, конечно, она в курсе, что такая возможность появилась у ее оператора такси, но пока к ней клиенты с такой просьбой не садились. Дело в том, пояснила таксистка, что водитель заранее не видит, картой или наличными будет платить ее будущий клиент. Соответственно, не может и выбирать. Наличка как форма оплаты «всплывает» на смартфоне таксиста лишь в конце пути — при прощании с клиентом. Но Элина говорит, что у других ее коллег подобные попутчики уже попадались.

Однако наличку таксисты Uber не любят. Говорят, что из-за нее возникает путаница с бонусами: при наличной форме оплаты их не всегда правильно зачисляют на имя конкретного водителя. Между тем бонусы порой могут достигать 200%. «Мы только и работаем, потому что Uber нам хорошие бонусы платит. К примеру, поездка стоит 50 рублей, а Uber за нее может перечислить 150!» — восклицает таксистка. Главное — для этого нужно выработать норму — 40 поездок в неделю. Причем неважно, платных или бесплатных по промокоду (бонус для новичков — первая поездка бесплатно). Кстати, неделю назад эта норма была повышена до 45 поездок в неделю. Так или иначе, Элина при работе с 8:00 до 17:00 пять дней зарабатывает до 12 тыс. рублей в неделю — хорошие деньги. Кстати, вспоминает водитель, еще примерно месяц назад подобная форма оплаты была введена для гостей города, которых по своим базам данных Uber каким-то образом (вероятно, по месту «прописки» сим-карты телефона?) отличал от горожан. И с одним из таких иногородних клиентов у нее возникла путаница с зачислением платежей — они были зачислены на кого-то другого. Так что налички уберцы боятся не беспричинно.

Второй момент — это, конечно же, наглые клиенты. Элина призналась, что за годы работы в такси, конечно, повидала всякое: вызывают, а потом отказываются платить. Говорит, что в «драку» в таких случаях не лезет — помнит случаи избиения и даже убийств водителей, и такое поведение может обойтись себе же боком. Напомним, что в марте такой случай вылился в потасовку с клиентом, который потом обвинил съехавшихся на защиту девушки-таксистки «разгневанных мужчин» в краже золотой цепочки. Последовали допросы в полиции и стихийный съезд трех десятков таксистов к отделу полиции на ул. Восстания. «Улей с шашечками» гудел почти два часа, и полицейским пришлось вызывать подкрепление в виде ГИБДД и эвакуатора. В Uber таких эксцессов не случается — люди садятся в большинстве своем приличные, а деньги списываются с карты, так что личный контакт сведен к минимуму. Но теперь, видимо, будет...

Так что безналичный Uber Элине пришелся по душе — с ним гораздо спокойнее работать, считает она. Вот почему и говорит, что очень пугается «наличных» клиентов, хотя в нашем случае к ней среди бела дня села молодая и абсолютно трезвая девушка-корреспондент — казалось бы, где угрозы? «В любом случае из 10 поездок 8 будет безналичными», — надеется водитель. Она объясняет это тем, что люди привыкают не возить с собой наличные, а карточки есть уже практически у всех.

«МЕНЯ КАК ДЕВУШКУ НАЛ, КОНЕЧНО, УДРУЧАЕТ»

Между тем в группе «Убер Казань — Uber Kazan» в соцсети «ВКонтакте» водители, мягко говоря, в шоке от нововведения. Масла в огонь подливает то, что о конкретном дне нововведения водителей не предупредили (оповещение приходило за две недели, но без конкретной даты), в результате некоторые из них просто были поставлены перед фактом. Пользователь Марианна Юрина не понимает, как будет осуществляться начисление оплаты и бонусов, в случае, если клиенты едет по бесплатному промокоду. «Если за наличные и по промику (промокоду прим. ред.), то есть он мне ни копейки не платит? А как компенсируют?» — недоумевает она. «Вот сейчас попрут отморозки всякие ездить», — возмущается Александр Казаков. По мнению самих водителей, безналичная форма оплаты работала и как некий социальный фильтр, как и отсутствие возможности заказать такси по телефону. С другой стороны, это ощутимо сужало аудиторию сервиса.

«А как Uber будет нам компенсировать, если клиент допустим не заплатит?» — вопрошает Roman Gaba. «Меня как девушку нал, конечно, удручает, так как работаю вечером и ночью», — пишет Ирина Кулагина. Также водители паникуют, что не знают, где будут брать деньги для сдачи. «Мешок мелочи придется с собой возить», — пишут они. Впрочем, есть и плюсы в виде возможных чаевых и отказов от мелкой сдачи.

Ну а находчивые пассажиры уже придумали новый способ того, как «развести» Uber на бесплатные поездки. «Сейчас создал новый пользовательский аккаунт Uber. Ввел несуществующие имя, фамилию, e-mail, телефон (число цифр несуществующего номера должно быть 10), способ оплаты выбрал наличные. Карту не привязывал. Аккаунт создался. Ввел промокод от дочери — он сработал. Итог: две бесплатные поездки по 400 рублей каждые. Пользуйтесь», — рекомендует свое «открытие» Михаил Иванов.

Свои вопросы о том, как будет работать безналичка в Uber, корреспондент «БИЗНЕС Online» адресовал Дмитрию, который является партнером Uber в Казани (по-другому говоря, посредником). Он заверил, что наличная система оплаты никак не повлияет на начисление платежей и бонусов. Деньги остаются в кармане водителя, а плата за пользование сервисом (20% забирает Uber и еще 3 - 4% — партнер) просто списываются со счета водителя. Бонусы при этом начисляют в обычном порядке. При этом, как утверждает Дмитрий, бесплатные поездки по промокодам «наличных» клиентов точно так же будут учитываться системой. «Никаких проблем здесь не будет», — успокоил он. От вопроса о том, что делать, если «наличный» клиент не заплатил, Дмитрий предпочел уклониться. Мол, еще когда это будет и будет ли вообще — вот тогда и разберемся. Но, судя по всему, такие неоплаты никто не станет компенсировать, и спонсором таких поездок останется водитель. Непонятно также, как будут списываться деньги в случае отмены клиентом заказа. По правилам Uber, за это с банковской карты списывается 59 рублей. «Наверное, ни с кого не будет списываться», — полагает Дмитрий. Впрочем, он считает, что пользоваться наличной формой будет не более 20% клиентов, так что случаев таких будет немного.

Напомним, что Uber в Казани стартовал менее года назад — в сентябре. На презентации российский генеральный менеджер компании Михаил Фишер объяснил причину выбора Казани в качестве следующего города в сети (после Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга) довольно оригинально: в столице Татарстана оказалось больше всего человек, скачавших и открывших приложение компании, несмотря на то, что сервис здесь на тот момент еще не присутствовал.

Заходил Uber с и без того дешевыми расценками — 50 рублей за подачу автомобиля, 4 рубля за километр и 4 рубля за минуту поездки. К тому же в мае этого года цена была снижена еще на 22%. В итоге тарифы на поездки на Uber в Казани теперь составляет 25 рублей за подачу автомобиля, 4 рубля за километр и 4 рубля за минуту пути. Для сравнения, в такси «Татарстан» сегодня такие тарифы: 60 рублей посадка и 13 рублей за километр пути, в «Яндекс.Такси» посадка — 30 рублей, 12 рублей за километр и 2 рубля в минуту (тариф «Эконом») в «Престиже» — 49 рублей посадка и 12 рублей за километр, в такси «Максим» нам сообщили, что платы за вызов как таковой нет, но минимальная стоимость поездки равна 90 рублям, а километр перевозки стоит 13 рублей (свыше 1 километра). Это порождает различные формы конкуренции, в том числе весьма и весьма изворотливые. Так, водитель одного из такси рассказал «БИЗНЕС Online», что им рекомендовали «подписать» на Uber всех родственников — пусть пользуются, но при этом после поездки ставят водителю один балл. В системе Uber такие оценки очень важны для работы водителя: система пятибалльная, и из сервиса можно вылететь, потеряв пару-тройку баллов. Ну а потом куда пойдет неудавшийся уберовец? Правильно, в другие такси.

«МНОГИЕ ВОДИТЕЛИ УЙДУТ ИЗ UBER, ЕСЛИ БУДУТ ПРОБЛЕМЫ С ОПЛАТОЙ»

«БИЗНЕС Online» попросил экспертов оценить нововведение безналичной оплаты в такси Uber.

Александр Новиков — генеральный директор службы такси «5 и пять девяток»

— Прогресс и технологии на месте не стоят. Сейчас все равно все больше и больше людей переходят на безналичные формы оплаты за приобретаемые товары и услуги. Понятно, что таксисам проще работать по-старому, с наличными, потому что в этом случае заработанные деньги сразу оказываются у него в кармане, а с карточкой ему нужно ехать в банк, снимать их — телодвижений, одним словом, приходится совершать больше, но безнал, полагаю, все равно будет отвоевывать свои позиции. Он удобен как клиенту, так и водителю. Водителю безопаснее не носить с собой наличность. Если он, к примеру, потеряет свой кошелек, в котором находились карточка и наличные, карточку он сможет восстановить, а наличные будут безвозвратно потеряны. А что касается изменений, касающихся качества клиентуры службы такси в связи с переходом на безнал, то в большей степени она будет зависеть от ценовой политики, которой та или иная служба такси придерживается. Если такси дорогое, его услугами пользуются более состоятельные граждане, а если дешевое, то среди его клиентов люди с достатком пониже. Понятно, что быдловатые клиенты могут попадаться и там, и там, от них никуда не денешься, но в большей степени здесь все же играет роль цены услуги, а не формы оплаты за нее.

Иван — водитель и пассажир такси Uber:

— Как у водителя у меня появились проблемы с тем, что сейчас приходится искать сдачу для клиентов. В целом появляются проблемы, связанные с оплатой. Смотрите, при оплате по безналу водитель 100-процентно получал деньги, даже если у клиента не хватало их на карте. Карту клиента при недостатке средств блокировали до оплаты долга. Также не нужно было возить с собой деньги. В городе же много наркоманов и всякого сброда. Это безопасность и надежность — оплата по безналу. Теперь все эти проблемы пришли в Uber.

Зато клиенту приятно, конечно, — есть возможность платить наличными. Пока подводить итоги рано, всего пара дней прошла. Но многие водители опасаются и выступают против, и они будут уходить из Uber, если начнутся проблемы с оплатой. В Uber много девушек работает, их привлекала безопасность оплаты, безналичная оплата была главным преимуществом. Теперь этого нет.