Сервис такси Uber начал прием презренного металла, предав, так сказать, свои безналичные идеалы, ведь исключительно карточная форма оплаты, пожалуй, и была главной отличительной фишкой сервиса в Казани. Как выяснил «БИЗНЕС Online», водители восприняли этот ход без энтузиазма: мол, мешок мелочи с собой возить отвыкли, да и c неплательщиками будут проблемы.
В Казани Uber начал принимать наличную оплату в такси
«МЫ ТОЛЬКО И РАБОТАЕМ, ПОТОМУ ЧТО UBER НАМ ХОРОШИЕ БОНУСЫ ПЛАТИТ!»
«Внимание водителей и клиентов. В Казани заработала оплата за наличные. Надеемся, ей никто пользоваться не будет», — пишут организаторы группы сервиса Uber в соцсети «ВКонтакте». Старт сервиса по наличной оплате Uber анонсирован с 10 августа, и он работает. В этом можно убедиться, скачав приложение: программа предлагает выбор оплаты наличными или, как и прежде, привязанной банковской картой. То есть безналичный расчет, разумеется, никто не отменяет, но комбинированная оплата не поддерживается. Так что придется определиться. Разумеется, у водителей возникает масса вопросов. Теперь некому компенсировать водителю отказы клиентов от вызова, а также отказы платить за саму поездку уже на месте.
Чтобы обкатать новую систему, корреспондент «БИЗНЕС Online» проехалась по Казани с водителем Uber, которая в системе зарегистрирована как Элина. Сначала водитель испугалась вопросу о том, возможна ли наличная оплата. Нет, конечно, она в курсе, что такая возможность появилась у ее оператора такси, но пока к ней клиенты с такой просьбой не садились. Дело в том, пояснила таксистка, что водитель заранее не видит, картой или наличными будет платить ее будущий клиент. Соответственно, не может и выбирать. Наличка как форма оплаты «всплывает» на смартфоне таксиста лишь в конце пути — при прощании с клиентом. Но Элина говорит, что у других ее коллег подобные попутчики уже попадались.
Однако наличку таксисты Uber не любят. Говорят, что из-за нее возникает путаница с бонусами: при наличной форме оплаты их не всегда правильно зачисляют на имя конкретного водителя. Между тем бонусы порой могут достигать 200%. «Мы только и работаем, потому что Uber нам хорошие бонусы платит. К примеру, поездка стоит 50 рублей, а Uber за нее может перечислить 150!» — восклицает таксистка. Главное — для этого нужно выработать норму — 40 поездок в неделю. Причем неважно, платных или бесплатных по промокоду (бонус для новичков — первая поездка бесплатно). Кстати, неделю назад эта норма была повышена до 45 поездок в неделю. Так или иначе, Элина при работе с 8:00 до 17:00 пять дней зарабатывает до 12 тыс. рублей в неделю — хорошие деньги. Кстати, вспоминает водитель, еще примерно месяц назад подобная форма оплаты была введена для гостей города, которых по своим базам данных Uber каким-то образом (вероятно, по месту «прописки» сим-карты телефона?) отличал от горожан. И с одним из таких иногородних клиентов у нее возникла путаница с зачислением платежей — они были зачислены на кого-то другого. Так что налички уберцы боятся не беспричинно.
Второй момент — это, конечно же, наглые клиенты. Элина призналась, что за годы работы в такси, конечно, повидала всякое: вызывают, а потом отказываются платить. Говорит, что в «драку» в таких случаях не лезет — помнит случаи избиения и даже убийств водителей, и такое поведение может обойтись себе же боком. Напомним, что в марте такой случай вылился в потасовку с клиентом, который потом обвинил съехавшихся на защиту девушки-таксистки «разгневанных мужчин» в краже золотой цепочки. Последовали допросы в полиции и стихийный съезд трех десятков таксистов к отделу полиции на ул. Восстания. «Улей с шашечками» гудел почти два часа, и полицейским пришлось вызывать подкрепление в виде ГИБДД и эвакуатора. В Uber таких эксцессов не случается — люди садятся в большинстве своем приличные, а деньги списываются с карты, так что личный контакт сведен к минимуму. Но теперь, видимо, будет...
Так что безналичный Uber Элине пришелся по душе — с ним гораздо спокойнее работать, считает она. Вот почему и говорит, что очень пугается «наличных» клиентов, хотя в нашем случае к ней среди бела дня села молодая и абсолютно трезвая девушка-корреспондент — казалось бы, где угрозы? «В любом случае из 10 поездок 8 будет безналичными», — надеется водитель. Она объясняет это тем, что люди привыкают не возить с собой наличные, а карточки есть уже практически у всех.
«МЕНЯ КАК ДЕВУШКУ НАЛ, КОНЕЧНО, УДРУЧАЕТ»
Между тем в группе «Убер Казань — Uber Kazan» в соцсети «ВКонтакте» водители, мягко говоря, в шоке от нововведения. Масла в огонь подливает то, что о конкретном дне нововведения водителей не предупредили (оповещение приходило за две недели, но без конкретной даты), в результате некоторые из них просто были поставлены перед фактом. Пользователь Марианна Юрина не понимает, как будет осуществляться начисление оплаты и бонусов, в случае, если клиенты едет по бесплатному промокоду. «Если за наличные и по промику (промокоду — прим. ред.), то есть он мне ни копейки не платит? А как компенсируют?» — недоумевает она. «Вот сейчас попрут отморозки всякие ездить», — возмущается Александр Казаков. По мнению самих водителей, безналичная форма оплаты работала и как некий социальный фильтр, как и отсутствие возможности заказать такси по телефону. С другой стороны, это ощутимо сужало аудиторию сервиса.
«А как Uber будет нам компенсировать, если клиент допустим не заплатит?» — вопрошает Roman Gaba. «Меня как девушку нал, конечно, удручает, так как работаю вечером и ночью», — пишет Ирина Кулагина. Также водители паникуют, что не знают, где будут брать деньги для сдачи. «Мешок мелочи придется с собой возить», — пишут они. Впрочем, есть и плюсы в виде возможных чаевых и отказов от мелкой сдачи.
Ну а находчивые пассажиры уже придумали новый способ того, как «развести» Uber на бесплатные поездки. «Сейчас создал новый пользовательский аккаунт Uber. Ввел несуществующие имя, фамилию, e-mail, телефон (число цифр несуществующего номера должно быть 10), способ оплаты выбрал наличные. Карту не привязывал. Аккаунт создался. Ввел промокод от дочери — он сработал. Итог: две бесплатные поездки по 400 рублей каждые. Пользуйтесь», — рекомендует свое «открытие» Михаил Иванов.
Свои вопросы о том, как будет работать безналичка в Uber, корреспондент «БИЗНЕС Online» адресовал Дмитрию, который является партнером Uber в Казани (по-другому говоря, посредником). Он заверил, что наличная система оплаты никак не повлияет на начисление платежей и бонусов. Деньги остаются в кармане водителя, а плата за пользование сервисом (20% забирает Uber и еще 3 - 4% — партнер) просто списываются со счета водителя. Бонусы при этом начисляют в обычном порядке. При этом, как утверждает Дмитрий, бесплатные поездки по промокодам «наличных» клиентов точно так же будут учитываться системой. «Никаких проблем здесь не будет», — успокоил он. От вопроса о том, что делать, если «наличный» клиент не заплатил, Дмитрий предпочел уклониться. Мол, еще когда это будет и будет ли вообще — вот тогда и разберемся. Но, судя по всему, такие неоплаты никто не станет компенсировать, и спонсором таких поездок останется водитель. Непонятно также, как будут списываться деньги в случае отмены клиентом заказа. По правилам Uber, за это с банковской карты списывается 59 рублей. «Наверное, ни с кого не будет списываться», — полагает Дмитрий. Впрочем, он считает, что пользоваться наличной формой будет не более 20% клиентов, так что случаев таких будет немного.
Напомним, что Uber в Казани стартовал менее года назад — в сентябре. На презентации российский генеральный менеджер компании Михаил Фишер объяснил причину выбора Казани в качестве следующего города в сети (после Москвы, Санкт-Петербурга и Екатеринбурга) довольно оригинально: в столице Татарстана оказалось больше всего человек, скачавших и открывших приложение компании, несмотря на то, что сервис здесь на тот момент еще не присутствовал.
Заходил Uber с и без того дешевыми расценками — 50 рублей за подачу автомобиля, 4 рубля за километр и 4 рубля за минуту поездки. К тому же в мае этого года цена была снижена еще на 22%. В итоге тарифы на поездки на Uber в Казани теперь составляет 25 рублей за подачу автомобиля, 4 рубля за километр и 4 рубля за минуту пути. Для сравнения, в такси «Татарстан» сегодня такие тарифы: 60 рублей посадка и 13 рублей за километр пути, в «Яндекс.Такси» посадка — 30 рублей, 12 рублей за километр и 2 рубля в минуту (тариф «Эконом») в «Престиже» — 49 рублей посадка и 12 рублей за километр, в такси «Максим» нам сообщили, что платы за вызов как таковой нет, но минимальная стоимость поездки равна 90 рублям, а километр перевозки стоит 13 рублей (свыше 1 километра). Это порождает различные формы конкуренции, в том числе весьма и весьма изворотливые. Так, водитель одного из такси рассказал «БИЗНЕС Online», что им рекомендовали «подписать» на Uber всех родственников — пусть пользуются, но при этом после поездки ставят водителю один балл. В системе Uber такие оценки очень важны для работы водителя: система пятибалльная, и из сервиса можно вылететь, потеряв пару-тройку баллов. Ну а потом куда пойдет неудавшийся уберовец? Правильно, в другие такси.
«МНОГИЕ ВОДИТЕЛИ УЙДУТ ИЗ UBER, ЕСЛИ БУДУТ ПРОБЛЕМЫ С ОПЛАТОЙ»
«БИЗНЕС Online» попросил экспертов оценить нововведение безналичной оплаты в такси Uber.
Александр Новиков — генеральный директор службы такси «5 и пять девяток»
— Прогресс и технологии на месте не стоят. Сейчас все равно все больше и больше людей переходят на безналичные формы оплаты за приобретаемые товары и услуги. Понятно, что таксисам проще работать по-старому, с наличными, потому что в этом случае заработанные деньги сразу оказываются у него в кармане, а с карточкой ему нужно ехать в банк, снимать их — телодвижений, одним словом, приходится совершать больше, но безнал, полагаю, все равно будет отвоевывать свои позиции. Он удобен как клиенту, так и водителю. Водителю безопаснее не носить с собой наличность. Если он, к примеру, потеряет свой кошелек, в котором находились карточка и наличные, карточку он сможет восстановить, а наличные будут безвозвратно потеряны. А что касается изменений, касающихся качества клиентуры службы такси в связи с переходом на безнал, то в большей степени она будет зависеть от ценовой политики, которой та или иная служба такси придерживается. Если такси дорогое, его услугами пользуются более состоятельные граждане, а если дешевое, то среди его клиентов люди с достатком пониже. Понятно, что быдловатые клиенты могут попадаться и там, и там, от них никуда не денешься, но в большей степени здесь все же играет роль цены услуги, а не формы оплаты за нее.
Иван — водитель и пассажир такси Uber:
— Как у водителя у меня появились проблемы с тем, что сейчас приходится искать сдачу для клиентов. В целом появляются проблемы, связанные с оплатой. Смотрите, при оплате по безналу водитель 100-процентно получал деньги, даже если у клиента не хватало их на карте. Карту клиента при недостатке средств блокировали до оплаты долга. Также не нужно было возить с собой деньги. В городе же много наркоманов и всякого сброда. Это безопасность и надежность — оплата по безналу. Теперь все эти проблемы пришли в Uber.
Зато клиенту приятно, конечно, — есть возможность платить наличными. Пока подводить итоги рано, всего пара дней прошла. Но многие водители опасаются и выступают против, и они будут уходить из Uber, если начнутся проблемы с оплатой. В Uber много девушек работает, их привлекала безопасность оплаты, безналичная оплата была главным преимуществом. Теперь этого нет.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 74
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.