Иван Егоров Винодельческий проект в Крыму, реализуемый структурами, близкими к холдингу «Ак Барс», курирует лично Егоров-старший Фото: «БИЗНЕС Online»

БАХЧИСАРАЙ ЗОВЕТ

«БИЗНЕС Online» стали известны подробности винодельческого проекта в Крыму, реализуемого структурами, близкими к холдингу «Ак Барс». Напомним, что ООО «Жемчужина» и ООО «Наш Крым» в сентябре 2015 года и феврале 2016 года получили на полуострове в долгосрочную аренду виноградники на двух участках в Бахчисарайском районе площадью 8,4 тыс. гектаров. Один из участков площадью 3,4 тыс. га, как указано в инвестиционной карте Крыма, расположен на территории ГУП РК «Аграрная компания «Магарач», а второй — по соседству, на территории агрокомбината «Виноградный». Имущество передано в аренду на 49 лет в обмен на обязательство вложить в восстановление виноделия 1,076 млрд. рублей и создать не менее 350 рабочих мест. Совладельцем ООО «Жемчужина» через цепочку фирм является Артур Егоров — сын гендиректора холдинга «Ак Барс» Ивана Егорова. Он же изначально был соучредителем и в ООО «Наш Крым» (позже доли отошли двум другим физлицам).

Сделка легко объяснялась прежде всего политическими соображениями: Бахчисарай официально закреплен за Татарстаном как подшефный район, ранее федерация профсоюзов РТ при неофициальной поддержке нефтяников РТ выкупила другую местную «жемчужину» — санаторий «Форос». Благодаря сделке «Ак Барс Холдинг» встал в один ряд с крупнейшими российскими инвесторами в «винную» экономику полуострова. Напомним, сразу после присоединения Крыма знаменитый винодельческий концерн «Массандра» был преобразован во ФГУП и передан управлению делами президента России. А в марте этого года РБК сообщил о покупке участка виноградников «Массандры» российскими бизнесменами, которые, по данным СМИ, связаны с президентом «Лукойла» Вагитом Алекперовым.

«Магарач» — крупный винный бренд Крыма, стоящий в одном ряду с «Массандрой». Вполне вероятно, что решение о передаче его татарстанцам было согласовано на федеральном уровне, говорит гендиректор центра исследований федеральных и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. Крымские сделки несут в себе особые риски из-за санкций: их не признает мировое сообщество, и тот факт, что земля отдана «Жемчужине» в аренду на 49 лет, говорит о серьезности намерений и владельцев, и инвесторов, полагает он.

«ЕСЛИ ИВАН МИХАЙЛОВИЧ СКАЗАЛ, ЗНАЧИТ, ОН СДЕЛАЕТ»

При всем при том было неясно, что именно собираются делать татарстанские бизнесмены со своими виноградниками. В числе прочего, например, звучали версии об обеспечении сырьем казанского винзавода «Татспиртпрома» (последний, кстати, такой возможности не исключал, а гендиректор «Татспиртпрома» Ирек Миннахметов даже был совладельцем ООО «Наш Крым», но затем из числа учредителей вышел).

Завод виноградных вин «Магарач» Завод виноградных вин «Магарач» — крупный винный бренд Крыма, стоящий в одном ряду с «Массандрой». Вполне вероятно, что решение о передаче его татарстанцам было согласовано на федеральном уровне Фото: ©Вячеслав Бобков, РИА «Новости»

Однако, как удалось выяснить нашему изданию, в планах — создание полноценного производственного цикла на месте. С этой целью параллельно с аграрным направлением инвесторам предстоит возродить местный винзавод. Эту информацию «БИЗНЕС Online» подтвердил глава Бахчисарайского района Рефат Дердаров. В телефонной беседе он сообщил, что на приобретенном татарстанцами участке «есть частично завод еще существующий и его будут разгонять». Проект на полуострове, по его словам, курирует лично Егоров-старший, а на виноградных плантациях будут трудиться крымчане. «Если Иван Михайлович (Егоровприм. авт.) сказал, значит, он сделает», — выразил уверенность Дердаров.

Параллельно источники «БИЗНЕС Online» в Татарстане сообщили, что Зеленодольский молочный комбинат (ЗМК; одно из предприятий «Ак Барс Холдинга»), возглавляемый Артуром Егоровым, начал заказывать на полуостров оборудование — винные хранилища, а ряд татарстанских сотрудников «Ак Барса» уже уехали в Крым на стройку.

Рефат Дердаров Рефат Дердаров сообщил, что на приобретенном татарстанцами участке «есть частично завод еще существующий и его будут разгонять» Фото: rk.gov.ru

«ЗОНТИЧНЫЙ БРЕНД „МАГАРАЧ“ НАМ НЕ ПРИНАДЛЕЖИТ»

По обыкновению, сам холдинг хранил по поводу крымских проектов молчание. Корреспонденту «БИЗНЕС Online» удалось связаться с директором ГУП РК «Аграрная компания «Магарач» Айратом Фатыховым — казанцем, выходцем из «Ак Барса» (руководил агрохозяйством «Заволжье»), который возглавил крымскую агрофирму весной 2015 года. Но и он не стал давать комментарии. Однако затем на вопросы «БИЗНЕС Online» согласился письменно ответить источник, представившийся как представитель ООО «Жемчужина», пожелавший остаться неназванным.

Как следует из его ответов, одна только «Жемчужина» намерена вложить в виноградарство Крыма около 800 млн. рублей. Причем первоначальные инвестиции компания направила из собственных средств, а в дальнейшем рассчитывает на партнерство с АО «Генбанк» (контролируется правительством Крыма) и ООО «Ген Лизинг» (принадлежит местному бизнесмену Виталию Косенко).

«ГУП РК «Аграрная компания „Магарач“ находилось в плачевном состоянии, когда в августе 2015 года ООО „Жемчужина“ приступило к реализации проекта. Последние 5 лет объем переработки составлял менее 700 тонн винограда», — объясняют в «Жемчужине» необходимость вложений.

Напомним, эксперты хором предупреждали о плохом состоянии самих виноградников на полуострове и о необходимости обновить посадки. И действительно, этим инвестору и пришлось заняться в первую очередь: всего компания на данном этапе восстанавливает 500 га виноградников, еще весной татарстанцы высадили первые 100 га новых посадок знаменитых сортов — «каберне-совиньон», «мерло», «пино-нуар», «совиньон-блан».

«Закладка не менее 100 гектаров молодых перспективных технических сортов винограда планируется ежегодно», — обещают в компании. Для этого закуплена сельхозтехника на 48 млн. рублей. Остальная земля также постепенно вводится в севооборот — пока что под зерновые.

... «Жемчужина» намерена вложить в виноградарство Крыма около 800 млн. рублей. Причем первоначальные инвестиции компания направила из собственных средств, а в дальнейшем рассчитывает на партнерство
Фото: rk.gov.ru

Что касается здания бывшего винзавода, то фактически доступ к нему татарстанцы получили лишь в июне. Первые вложения в него составят 300 млн. рублей: на заводе начался ремонт, для него закупается европейское оборудование. К розливу собственных вин компания планирует приступить уже к концу года — в перспективе планируется ежегодно выпускать 1 млн. бутылок шампанских вин и 2 млн. бутылок тихих. Окупаемость всего проекта оценивается в 6,5 лет.

«Завод будет восстановлен уже в этом году, а для того, чтобы это предприятие полноценно вошло в системную отдачу... Яблони посади сегодня — когда получите отдачу? Через три года, — рассуждает заместитель генерального директора ОАО „Татспиртпром“ по стратегии Александр Астахов. — Хотя это не говорит о том, что три года завод не будет давать вина, потому что не все поля перепаханы, есть поля, где еще растет виноград, существующие виноградники реанимируются, с них будет собран урожай уже в этом году».

Между тем проект осложняется тем, что у татарстанских инвесторов, как оказалось, нет прав на использование всемирно известных брендов «Магарача» (в их числе, например, «Пино-гри», «Мадера Альминская», «Сердолик Тавриды», «Нектар Каратау»).

«К сожалению, торговая марка (или, как принято называть, зонтичный бренд) „Магарач“ нам не принадлежит, — сообщил наш собеседник в ООО „Жемчужина“. — Но, несмотря на это, мы осознаем свою ответственность за возрождение виноградников хозяйства — части исторического наследия „Магарач“, и наше предприятие станет достойным преемником традиций виноградарства и виноделия Крыма».

О том, будет ли татарстанцам позволено использовать знаменитые марки на каких-либо условиях, представитель фирмы умалчивает.

Всесоюзный научно-исследовательский институт виноделия и виноградарства «Магарач», 1985 год Всесоюзный научно-исследовательский институт виноделия и виноградарства «Магарач», 1985 год Фото: ©Вячеслав Бобков, РИА «Новости»

«ОШЕЛОМЛЯЮЩИЙ ПРИМЕР БЕСХОЗЯЙСТВЕННОСТИ»

Бренды «Магарача» стали объектом ожесточенных войн, когда Крым входил в состав Украины. Сама история винного производства под этой маркой насчитывает почти 200 лет. Научный институт, разрабатывавший разные сорта напитков, был основан в 1828 году по указу Николая I и назывался «Магарачское казенное учреждение». На крымских землях был выбран участок, названный по имени расположенной там ранее греческой деревни Магарач, который предназначался для сбора, посадки и распространения местным владельцам земельных участков виноградных лоз. С того времени учреждение вывело более 3,5 тыс. сортов и форм винограда и собрало уникальную энотеку — свыше 21 тыс. бутылок. Сейчас в институте, как сообщает его сайт, работают 196 человек, в том числе 13 докторов и 53 кандидата наук. Винзавод при институте на бахчисарайском участке в советские времена процветал, выпуская более 2 млн. бутылок вина ежегодно.

В 2000 году из состава института было выделено производственное подразделение — государственное предприятие «Агрофирма «Магарач», которое в 2004 году передало права на свои торговые знаки эстонской компании Magarach OU. После этого за использование знака агрофирма вынуждена была платить роялти из расчета 0,20 евро за 1 л вина. В 2010 году отчуждением «национального достояния» заинтересовалась прокуратура Украины.

Институт виноделия и виноградарства «Магарач», лаборатория Институт вывел более 3,5 тыс. сортов и форм винограда и собрал уникальную энотеку — свыше 21 тыс. бутылок Фото: ©Вячеслав Бобков, РИА «Новости»

Позицию эстонских инвесторов защищал глава института «Магарач», крупнейший ученый в области виноделия, возглавлявший заведение с 1998 года, Анатолий Авидзба: в интервью украинскому изданию он утверждал, что ему пришлось буквально спасать завод от разорения в условиях скудного госфинансирования, а эстонцы помогли заводу выжить. При этом украинские СМИ сообщали, что в состав правления эстонской фирмы — по странному совпадению — входил его сын Игорь Авидзба.

Так или иначе, в 2011 году Анатолий Авидзба был уволен с должности, а в 2012 году сообщалось, что после серии судов и уголовных дел торговые знаки вернулись в госсобственность.

По всей видимости, во взаимоотношениях с татарстанскими инвесторами власти Крыма решили не наступать на те же грабли, придержав интеллектуальную собственность в своих руках. В августе 2014-го распоряжением Сергея Аксенова «придаток» института был от него отделен и преобразован в самостоятельный ГУП РК «Аграрная компания «Магарач», имущество которого и арендует теперь «Жемчужина».

... Всего компания на данном этапе восстанавливает 500 га виноградников, еще весной татарстанцы высадили первые 100 га новых посадок знаменитых сортов — «каберне-совиньон», «мерло», «пино-нуар», «совиньон-блан»
Фото: rk.gov.ru

Надо сказать, что дела в хозяйстве находились в плачевном состоянии. Об этом можно судить по эмоциональному пресс-релизу крымского правительства от сентября 2014 года, в котором расписан «ошеломляющий пример бесхозяйственности», выявленный в ходе государственной ревизии: «Необоснованные выплаты, списание и недостача основных средств, взятие на себя чужих долговых обязательств — таков неполный перечень „властных“ инициатив руководства предприятия. На агрофирме с чьей-то „легкой руки“ в ходе хозяйственной деятельности исчезали складские помещения, парники, трубопровод, теплотрасса и многое другое, что в дальнейшем вылилось в недостачу основных средств и запасов на общую сумму 6687,94 тысячи рублей. Без сожаления предприятие расставалось и с выведенным (вольно или невольно) из строя имуществом. Так, им необоснованно списаны с баланса снесенный винзавод, выкорчеванный виноградник и прочее поврежденное имущество, находящееся некогда в поселке городского типа Отрадное, первоначальной стоимостью 5627,40 тысячи рублей».

В том же 2014 году, как рассказал «БИЗНЕС Online» председатель севастопольской ассоциации виноградарей и виноделов Павел Швец, «Магарач» окончательно остановил работу. «По факту это здание с коммуникациями: как такового оборудования, на котором возможно создавать вина мирового уровня, там нет, — резюмирует он. — Иногда в подобных моментах проще построить завод в чистом поле с нуля — современный, правильный, красивый. Модернизация старого, советского предприятия значительно дороже».