ЗАГРАНИЦА ИМ БУДЕТ ТОЛЬКО СНИТЬСЯ

На брифинге в «Татмедиа» накануне были слышны отголоски прошедшего 12 июля совещания с участием президента РТ Рустама Минниханова, который устроил разнос фискальным органам за громадную недоимку по налогам, сумма которой, однако, не называлась. Да и само совещание прошло в закрытом для прессы режиме. Все, что было ясно из официального пресс-релиза: Минниханов поручил разработать действенный план по ликвидации задолженности, создать очередную межведомственную комиссию и применить к должникам все меры, предусмотренные законодательством. В общем, тряхануть с пристрастием.

Так вот, накануне в «Татмедиа» и. о. заместителя руководителя управления судебных приставов Татарстана Эльвира Лабашова, которая пришла на брифинг вместо своего шефа Радика Ильясова (тот не смог приехать из-за видеоконференции с Москвой), проговорилась, что в управлении готовятся подавать в суд на директоров компаний, которые задолжали в бюджет, с тем, чтобы ограничить их личное право на выезд за границу нашей родины. По аналогии с тем, как это происходит сейчас с должниками-физлицами.

Как пояснила Лабашова в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online», ранее приставы уже пытались ввести подобную практику, но тогда судебные органы, мягко говоря, ее не поддержали. Теперь же, когда получено грозное указание от главы республики трясти как следует всех должников в бюджет, дело может сдвинуться с мертвой точки, считают в службе судебных приставов. Лабашова подтвердила, что эта идея — о запрете на заграницу для первых лиц — как раз и была озвучена на памятном совещании с налоговыми органами. И нужно понимать, что она получила одобрение со стороны президента.

«МЫ НЕ ЗНАЕМ УЖЕ, КАК С ТАКИМИ РУКОВОДИТЕЛЯМИ БОРОТЬСЯ»

«Мы сейчас в силу того, что недоимка растет и много предприятий недобросовестных, которые якобы без имущества, но работают и не закрываются, хотим в судебном порядке начать эту практику. Мы об этом говорили и на совещании с президентом, потому что мы не знаем уже, как с такими руководителями бороться», — рассказала Лабашова.

По предварительным данным, «живых» предприятий, которые задолжали казне более 10 млн. рублей, в республике наберется не менее 50. Для их директоров в первую очередь и может опуститься железный занавес. С долгами от 1,5 млн. — порядка 700 компаний.

«Вопрос возникает: почему они не платят? Банкротство пусть объявляют, с ликвидацией вопрос решают… А так они сидят и налоги не платят, и как будто бы деятельность не ведут, но как-то же люди работают, и зарплату люди получают, но на нее мы не можем претендовать», — объясняет позицию приставов Лабашова.

«До конца июля хотим пару исков закинуть, пока в отношении двух-трех руководителей. Посмотрим, как суды на них отреагируют...», — говорит она, добавляя, что в первую очередь обратят внимание на крупнейших должников в бюджет.

Если идея по наполнения бюджета методами Радика Ильясова (на фото) не найдет сочувствия у судей, в службе намерены выходить с законодательными инициативами на эту же тему Если идея по наполнению бюджета методами Радика Ильясова (на фото) не найдет сочувствия у судей, в службе намерены выходить с законодательными инициативами на эту же тему

ИЛЬЯСОВ ОБЪЯВИЛ ОХОТУ НА РЕАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА

В то же время в УФССП понимают, что нет смысла сажать под иностранный замок номинальных руководителей, эдаких Зицпредседателей Фунтов, или начальников компаний-пустышек, фактически прекративших свою деятельность и не имеющих никакого имущества. Так что перед походом в суд все должники пройдут тщательный отсев, обещает пристав.

В случае, если идея по наполнению бюджета методами Ильясова не найдет сочувствия у судей, в службе намерены выходить с законодательными инициативами на эту же тему.

С начала 2016 года УФССП РТ взыскано более 6 млрд. рублей, из них 1,8 млрд. было передано в консолидированный бюджет РТ. Это примерно на 40% больше, чем за тот же период прошлого года. Для сравнения: за первое полугодие 2015 года всего приставами было взыскано только 4,5 млрд. рублей, из них в бюджет — 1,140 млрд. рублей. С начала года в работе приставов находилось более 1,4 млн. исполнительных производств.

На данный момент у приставов республики остаются исполнительные производства на общую сумму 93 млрд. рублей, что на 20 млрд. больше, чем год назад. Но значительная часть из них нереальна к взысканию, поскольку должники, как правило, не имеют никакого имущества.

«СОВСЕМ НЕ УДИВЛЮСЬ, ЕСЛИ СУДЫ С УДОВОЛЬСТВИЕМ ПОДДЕРЖАТ ИНИЦИАТИВУ НАШИХ ПРИСТАВОВ»

«БИЗНЕС Online» спросил мнение экспертов, законно ли требовать запрета права на заграницу для директоров фирм-должников.

Эмиль Гатауллин — юрист:

— В демократических странах общепризнанным является подход, когда полномочия органов государственной власти должны толковаться ограничительно. А права и свободы человека — расширительно. Напомню, если кто забыл: согласно статье 1 Конституции РФ Россия провозглашена демократическим государством. Полагаю, что попытка распространить ограничения (установленные законом для должников-физических лиц) на руководителей должников-юридических лиц идет вразрез с указанным подходом. В законе этот случай прямо не поименован, следовательно, такого ограничения нет. Кроме того, не ясны и полномочия самой службы судебных приставов: закон, опять-таки, прямо не оговорил, что именно эта служба полномочна обращаться в суд за такого рода ограничениями. При всем при этом я совсем не удивлюсь, если суды с удовольствием поддержат инициативу наших приставов.

Хайдар Халиуллин — председатель совета ассоциации предприятий малого и среднего бизнеса РТ:

— Предприниматели у нас находчивые и умные, и, я думаю, выход они все равно найдут. Но я бы не стал всех грести под одну гребенку. Нужно посмотреть, может быть, должника подводят генподрядчики, заказчики, он, может, и не виноват в том, что должен? Нужно разбираться. Если перед физическими лицами возникают долги, например, у тех, кто дома строит по долевому строительству, наверное, их могут не выпускать. Как Ливада (владелец «Фона» Анатолий Ливадаприм. ред.) и другие. В остальном нужно разбираться.

Камиль Тарзиманов — генеральный директор «Салават тур»:

— Часто вопрос долгов зависит от руководителя, хочет он их платить или нет. Но ситуации бывают разные: кто-то банкрот или полубанкрот, а у кого-то просто есть желание сэкономить и не платить. Не думаю, что это как-то скажется на туристическом бизнесе, так же как и в случае с запретом для физических лиц. Потому что серьезные богатые люди платят. В нашем случае опасности потери клиентов нет.