///Фото: Сергей Елагин
Фото: Сергей Елагин

ПРИНЦИП «НУЛЕВОЙ ТЕРПИМОСТИ»

Аварийность на дорогах действительно острая проблема для России. Есть мнение, что камеры зачастую не помогают ее снизить, а лишь наполняют местные бюджеты за счет водителей. Статистика говорит обратное: в Татарстане наблюдается постепенное снижение числа ДТП в течение нескольких лет. Согласно предварительным данным, за первую половину 2016 года на дорогах региона в ДТП погиб 181 человек, что на 16,6% меньше в сравнении с первым полугодием 2015 года. При этом общее число ДТП осталось примерно на том же уровне. Конечно, данные еще будут уточняться, но в целом ситуация меняется в лучшую сторону.

На мой взгляд, физическое присутствие инспекторов на дорогах — самый эффективный способ принуждения к соблюдению ПДД. Однако на каждом перегоне по сотруднику не поставишь, ну или придется значительно увеличивать штат ГИБДД. Поэтому действенной альтернативой является применение камер фотофиксации, которые позволяют автоматизировать выявление многих видов нарушений.

Институт экономики транспорта Норвегии вывел прямую зависимость между скоростью транспортного средства и рисками совершения ДТП. Контроль скорости можно автоматизировать, а значит, и снизить риски совершения дорожно-транспортного происшествия. Поэтому во всем мире применяются системы фотофиксации превышения скоростного режима, а контроль средней скорости стал следующим этапом в развитии этого направления, поскольку побуждает водителя соблюдать его на всем пути следования, а не только в месте установки датчика.

Системы фотофиксации, в том числе системы контроля средней скорости, используются за рубежом с 90-х годов. И, конечно, там, как и в России, ведется учет влияния подобных решений на ДТП и аварийность. Например, в Великобритании в зонах действия подобных систем количество дорожных происшествий со смертельным исходом сократилось на 71%. Но здесь важно понимать, что фотофиксация в Европе идет рука об руку с другими профилактическими мерами: строительство переходов, шлагбаумов, барьерных ограждений, высокие штрафы за нарушение ПДД, в том числе скоростного режима и т. д. Скажем, в Стокгольме допустимая скорость по городу — 50 км/ч, а минимальный штраф за несоблюдение этого правила — 2000 шведских крон, это примерно $237. В России, кстати, допустимая скорость по городу самая высокая, а штрафы самые низкие.

Опыт Швеции интересен еще и тем, что в 1997 году разработали концепцию БДД (безопасность дорожного движения) под названием Vision Zero. Главным принципом программы является недопустимость ДТП со смертельным исходом. Этот подход также называют принципом «нулевой терпимости», согласно которому нельзя относиться к смертям на дороге как к неизбежному злу, водители иногда ошибаются. Но задача государства, автопроизводителей и компаний, обслуживающих дороги, организовать дорожное движение таким образом, чтобы ошибки водителей не приводили к печальным последствиям. В 1997 году на дорогах этой страны погиб 541 человек. В 2012 — 286, несмотря на рост автомобилизации. И на пути к решению этой проблемы использовались различные меры: системы фотофиксации, снижение максимальной скорости в городе до 30 км/ч на определенных участках, технология алкозамков, круговое движение, особенное расследование аварий со смертельным исходом и ряд других.

Некоторые ссылаются на опыт Германии, мол, там можно на трассах гонять без ограничения скорости. Но мало кто знает, что там также есть специальные системы фотофиксации, которые контролируют дистанцию между автомобилями и штрафуют в случае ее несоблюдения.

«НЕ НУЖНО СОЗДАВАТЬ ТОТАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ, НУЖНО ПОБУЖДАТЬ СОБЛЮДАТЬ ПРАВИЛА»

Камеры действительно помогают снизить количество ДТП не только в Европе, но и в России, в Татарстане. Наша компания периодически проводит исследования о том, как применение системы «Автодория» влияет на дорожное движение. Приведу некоторые данные. На части федеральной трассы Р239 в поселке Сокуры до внедрения системы ежегодно погибало несколько человек в ДТП, а после внедрения с 2013 года здесь не происходит ни одного дорожного происшествия со смертельным исходом. В целом по республике мы фиксировали снижение смертности в авариях в зонах действия «Автодории» на 51%.

Также мы фиксируем снижение происшествий с пострадавшими в Самарской области на 45% и в Ульяновской области на 52,5% по итогам 2015 года. Снижается и общее число дорожно-транспортных происшествий в зонах действия системы: в Татарстане на 13%, в Ульяновской области на 29,4%. Также мы видим, что применение нашей системы снижает количество нарушителей в транспортном потоке. Например, в Татарстане их стало на 20% меньше, в Московской области вполовину меньше. Кроме того, в зонах действия системы средняя скорость всего транспортного потока снижается на 7,8%, а разброс скоростей сокращается. То есть большинство водителей едут с примерно одинаковой скоростью, в рамках скоростных ограничений. Все это значительно снижает риск возникновения и тяжесть последствий ДТП.

Сейчас в Татарстане работает 350 камер системы «Автодория», это 247 зон контроля. Одной из тенденций сейчас является формирование непрерывных зон контроля за счет включения в обработку участков между двумя зонами контроля. Примерами могут служить участки в районе моста «Миллениум» и на Горьковском шоссе. Это актуально в связи с тем, что часто зона аварийности, где ставят приборы, не исчезает совсем после внедрения приборов фиксации нарушений, а смещается, и увеличение контролируемого участка решает эту проблему. Многие сейчас начнут думать: «Ну республике это влетит в копеечку». На самом деле бюджет Татарстана такой подход не обременяет, ведь дополнительные приборы не требуются. Это вопрос выбора мест для установки приборов системы. Конечно, нынешнее количество установленных камер в нашей республике не охватывает все дороги. Но и не нужно создавать тотальный контроль, нужно побуждать соблюдать правила независимо от того, знает ли водитель, что на этом участке его контролируют, или нет.

В завершение хочу сказать, что положительный эффект систем контроля средней скорости есть, и мы можем сказать, что такой контроль побуждает водителей соблюдать скоростной режим на больших дистанциях. Хотя мы понимаем, что культуру вождения необходимо повышать комплексными мерами: важно применять и камеры, и разделение встречных полос, привлекать инспекторов ГИБДД и множество других мер. Для обеспечения безопасности дорожного движения в нашей стране многое сделано, но не все еще достигнуто.

Антон Куховаренко