Отдельный круглый стол посвятили вчера Иннополису на Московском урбанистическом форуме Отдельный круглый стол посвятили вчера Иннополису на московском урбанистическом форуме Фото: Елена Колебакина

«ВПЕРВЫЕ В НОВОЙ ИСТОРИИ РОССИИ БЫЛ СОЗДАН НОВЫЙ ГОРОД»

«Ой, да ничего интересного и нового я не расскажу, все скучно», — скромничал гендиректор ОЭЗ «Иннополис» Игорь Носов. В первый день московского урбанистического форума он выглядел немного уставшим и неприкаянно слонялся по залам Манежа. Разительная перемена произошла с администратором накануне: корреспондент «БИЗНЕС Online» застала его в одном из залов воодушевленным и веселым. Там вот-вот должен был начаться круглый стол, посвященный Иннополису. И именно Носов взялся представить собравшейся публике проект. И, надо отметить, делал он это с какой-то особой любовью и огнем в глазах. Оратор даже слегка раскраснелся, но впечатление, надо полагать (на нашего репортера точно!), произвел.

«Татарстан — это регион номер один по инвестиционной привлекательности, Татарстан — это регион номер один согласно рейтингу инновационного развития. The Calvert Journal признал Казань самым креативным городом России, отдельного упоминания удостоился Иннополис, хотя юридически мы не входим в город. Сегодня Татарстан достаточно активный регион с большим потенциалом», — рассказывал Носов.

Сама история города, по его мнению, начиналась лет так 15 назад, когда в Татарстане «возникло логичное понимание, что регион должен задумываться о диверсификации». Так появилась ОЭЗ «Алабуга», казанский ІТ-парк, которые тоже, естественно, стали №1. «А Иннополис — это вишенка на торте всего, что было сделано», — подытожил Носов. Так что и Иннополис, по сути, стал №1, по крайней мере, по скорости реализации проекта: там, где еще четыре года назад было поле, вырос город. «Впервые в новой истории России был создан юридически новый город. Все жители заняты созданием традиций города, чего давно никто не делал. У нас у всех должно получиться», — радостно заключил оратор.

Марат Багаутдинов защищал проект нового города, который, вроде бы, уже прожил первый год жизни, но еще окончательно не встал на ноги Марат Багаутдинов защищал проект нового города, который вроде бы уже прожил первый год жизни, но еще окончательно не встал на ноги Фото: Елена Колебакина

«КЛЮЧЕВОЙ ПОКАЗАТЕЛЬ ЭФФЕКТИВНОСТИ — СЧАСТЬЕ ЖИТЕЛЕЙ»

От имени самого города должен был выступать мэр Егор Иванов, однако сколько наш корреспондент ни искала его глазами в зале, так и не нашла. Носов тоже в ответ пожал плечами. Пришлось отдуваться советнику мэра Марату Багаутдинову. Он с не меньшей пылкостью защищал, как ребенка, проект нового города, который вроде бы уже прожил первый год жизни, но еще окончательно не встал на ноги. «Если вы жителю Иннополиса сейчас зададите вопрос, что для него сейчас город, то он однозначно ответит, что это университет, это ОЭЗ и среда для жизни — это три кита, на которых стоит наш город», — объявил Багаутдинов. По его словам, в планах мэрии — 155 тыс. жителей. Пока же инфраструктура, как известно, готова на 5 тыс. человек, тогда как в городе поселились всего 2 тысячи.

«Университет — это в некоем смысле градообразующее предприятие наряду с ОЭЗ. Это наш кадровый щит, то учреждение, которое будет восполнять кадры будущих компаний-резидентов», — заявил советник мэра. В свою очередь, корреспондента «БИЗНЕС Online» насторожило само определение «градообразующее предприятие», которое невольно отсылало к проблеме моногородов — советскому наследию, с которым в нынешней России не знают что толком делать. Неужели Иннополис хочет стать 320-м в этом ряду?

«Мы как мэрия города Иннополис ключевым показателем эффективности ставим очень простую вещь — счастье жителей, — Багаутдинов взял философский тон. — Весь наш комплекс мер направлен на достижение этого фундаментального показателя и создание точки в России, где была бы очень качественная среда, которая создала бы альтернативу остаться в России, а не уезжать».

Игорь Носов: «Впервые в новой истории России был создан юридически новый город. Все жители заняты созданием традиций города, чего давно никто не делал. У нас у всех должно получиться» Игорь Носов: «Впервые в новой истории России был создан юридически новый город. Все жители заняты созданием традиций города, чего давно никто не делал. У нас у всех должно получиться» Фото: Елена Колебакина

«ПОКА МОСКВИЧ ЕДЕТ, ЖИТЕЛЬ ИННОПОЛИСА УЖЕ ЖИВЕТ»

Гендиректор компании-резидента «Открытая мобильная платформа» Павел Эйгес нашел ту прослойку специалистов, которым действительно может быть интересен переезд в Иннополис. «Мы нашли нишу — это люди, которые вот-вот обзаведутся своей семьей, но у них нет своего жилья, своей машины. Оказалось, что для этих людей предложение Иннополиса уникально. Такой человек предложение переезда воспринимает: „Это здорово. Я прямо сейчас решу не только нынешние задачи, но и на много лет вперед“. Это люди, которые уже перестали быть молодыми специалистами, но сохранили интерес и жаждут делать интересные масштабные проекты. У них уже есть семья, маленькие дети. По большому счету в Москве они не могут купить квартиру, не могут получить всего того, что дает им город», — рассказал он.

Стоит отметить, что компания «Открытая мобильная платформа» занимается разработкой мобильной операционной системы, даже министр связи Николай Никифоров в мае в своем «Твиттере» сообщал, что открылись вакансии. К слову, на одном из сайтов по поиску работы до сих пор активными значатся 9 вакансий с зарплатами от 110 - 150 тыс. рублей.

— Человек, который в Иннополисе выйдет из дома, через пять минут сдает ребенка в детский сад, еще пять минут идет в фитнес-клуб, потом он идет на работу, а москвич все еще едет на работу. Пока москвич едет, житель Иннополиса уже живет, — расписывал в стиле рекламы о Вилларибо и Виллабаджо Эйгес. — Интересно было бы сделать ролик, как москвич проводит полтора часа, а как — житель Иннополиса.

— Можно сделать ролик, как уходят деньги, которые люди зарабатывают, — отреагировал Носов. — Я сам много лет прожил в Москве. Молодой специалист-москвич получает зарплату, отдал ее лендлорду, который сдает квартиру, — и все, ролик можно заканчивать.

— Да, деньги закончились, — вставил кто-то из спикеров.

В Иннополисе, судя по словам Носова, такое просто невозможно. Квартиру в городе можно снять за 7 - 10 тыс. рублей.

— Три года назад помню, как мы разрабатывали концепцию Иннополиса, как его развивать, как его строить. Очень интересно наблюдать, как мысли, о которых мы думали, сейчас живут и есть в физическом выражении. Удивительно, как быстро это было сделано, — хвалил директор по развитию бизнеса GVA LaunchGurus Даниил Козлов.

Теперь, по его словам, когда основа заложена, следует развиваться дальше, причем в международном направлении, и быть более открытым, чем обе столицы страны. Даже с Москвой, Питером и той же Казанью, уверен Козлов, Иннополис может конкурировать. «Например, Иннополис может предоставить лаборатории. Сейчас в Москве и Питере нехватка фаблабов и лабораторных условий для таких направлений, как биотех, микроэлектротранспорт, индустрия 4.0 в целом. Надо искать такие стартапы и предлагать лабораторные условия, где они смогут что-то разработать», — предложил он.

ИННОПОЛИС ДЛЯ ЖЕНЩИН И ДЕТЕЙ

— Говорят, что в Кремниевой долине не хватает женщин. Не получится ли так, что Иннополис будет мужским городом? — попытался спровоцировать модератор Сергей Митрофанов дискуссию на уже, надо сказать, довольно заезженную тему.

И это у него, надо сказать, получилось. Пару секунд никто не мог сформулировать ответ, где же взять женщин.

— Мы все работаем над этим, — улыбаясь заметил Носов.

Среди спикеров прошел смешок. Тем временем серьезный Эйгес откопал в своей памяти показательный случай.

— Город начнет жить, когда начнет воспроизводить сам себя. Когда я был в детском саду, воспитательница рассказала мне историю. Тогда я понял, что город воспроизводит сам себя. Она говорит: «Подходит ко мне мальчик и говорит: «Марья Ивановна, мне надо срочно поговорить с мэром. У меня есть идея стартапа».

— В городе пока не рождались дети? — поинтересовался Митрофанов.

— Пока еще не рождались, но уже была первая свадьба, — ответил советник мэра.

— Значит, надо осенью приехать, — сделал вывод модератор. Очевидно, он намеревался тогда застать первые роды в городе.

Впрочем, Багаутдинов заверил, что над гендерным дисбалансом пытаются работать. «Общаясь с компаниями-резидентами, если мы слышим о том, что люди хотят высадить в городе свой проект и подразделение, связанное с тем же кол-центром, где преимущественно работают женщины, то мы на ура воспринимаем идеи. В том же направлении работает университет, проектирует создание факультетов с преимущественно женским наполнением», — отчитался он.

Так что, надо полагать, скоро в городе появится много новых «иннополисят», и вот тогда-то город полноценно начнет самовоспроизводство.

«ФИШКИ БУДУТ, НО МЫ НАЧАЛИ С БАЗОВЫХ ВЕЩЕЙ»

Впрочем, проектировщику и архитектору-исследователю из зала и этого показалось мало. Ее интересовали фишки города.

— Креативный класс, который там живет, нуждается в очень высоких стандартах жизни. Детсад, о котором вы с восторгом говорите, и кафе, которое еще не создано, — это не просто минимум миниморум, но это ничто. Там нужны фишки! — заявила женщина.

С ней никак не мог согласиться Носов.

— Это прекрасно, что мы начали с детсада, это прекрасно, что мы начали с жилья. У нас будут фишки. Это как в семье, когда жена не умеет готовить, она начинает мужа баловать какими-то экзотическими блюдами, потому что она не может сделать суп, не может сделать пирог. Экзотика будет. Креативный класс требователен, он требует фишки. Но если у нас не будет детсада, лицея, школы, жилья, пожарной части... Фишки будут, но мы начали с базовых вещей. Я верю, что на этом фишки не закончатся.

Отчасти, заверял Багаутдинов, они уже есть: датчики на мусорных баках, заправки электромобилей, сами электромобили, электробус. «Мы работаем над фишками и останавливаться не собираемся», — серьезно пообещал он. Так что вполне возможно, что первые беспилотники тоже начнут ездить именно в Иннополисе. Даже просто обязаны.

«НАША ЗАДАЧА — НЕ СТАТЬ МОНОГОРОДОМ»

Уже после круглого стола, продвигаясь к выходу, наш корреспондент обнаружила скромно сидевшего мэра Иннополиса Егора Иванова. Свое отсутствие среди спикеров он объяснил простым опозданием, мол, не хотел мешать и прерывать своего советника.

— Ваш коллега обронил фразу, что университет — это своего рода градообразующее предприятие. Не боитесь превратиться в моногород? — задала наш корреспондент напрашивавшийся вопрос.

— Я считаю, наша основная задача — не стать моногородом, как было в Советском Союзе. Поэтому наша задача — сделать город во всем многообразии. Если посмотрим на мастер-план, то из 155 тысяч прогнозного населения только 60 тысяч — это люди из высоких технологий и IT. Остальные люди других специальностей и профессий, — ответил Иванов.

Естественно, следом возникал вопрос, а когда же можно воочию увидеть эти 155 тыс. жителей.

— Изначально горизонт планирования был 2030 год, — прокомментировал мэр. И ведь действительно, если раньше ставилась планка в 10 тыс. жителей ежегодно, то к 2030 году как раз получилось бы 155 тыс. Но первый год жизни Иннополиса показал реальность — 2 тыс. жителей. Поэтому теперь в городе, кажется, уже и не загадывают на будущее.

— Мы живем в эпоху «черных лебедей», — воспользовался расхожей метафорой Нассима Талеба Иванов. — Наш мир стал настолько сложным и комплексным, в том числе из-за того, что информация перемещается настолько быстро. Поэтому сейчас предсказывать не то что на 30 лет, но и на 5 - 10 лет невозможно. Одно какое-то маленькое событие — и мир меняется полностью. У нас есть некое видение, стратегическая цель — 155 тысяч человек. Мы делаем какие-то шаги навстречу к ней, но это не значит, что мы кровью расписались, что это будет тогда. Просто невозможно ничего планировать, отталкиваясь от неопределенности.

От таких рассуждений веяло пессимизмом. А разве может неопределенность рождать иные чувства? Но Иванов, видимо, почувствовав это, тут же сменил риторику.

— Что можно делать? Находить понятные островочки и делать понятные четкие шаги, отталкиваясь от этого. Такой шаг — 5 тысяч человек, потому что у нас готова инфраструктура под 5 тысяч человек. Мы должны сейчас жать по полной, чтобы эти 5 тысяч человек заполнить быстрее. Когда у нас вся инфраструктура будет трещать по швам от жителей, от компаний, когда их некуда будет девать, тогда будет другой разговор и с государством, и с частными инвесторами, — ответственно пообещал мэр Иннополиса.

Теперь оставалось пожелать городу и самому Иванову только удачи.

— А мы еще писали, что вас увольняют...

— Системная ошибка, — улыбаясь повторил Иванов свой комментарий, сделанный сразу после выхода из отпуска.

Теперь главное, чтобы и сам Иннополис не стал подобной «системной ошибкой».