«Культура появилась на Земле 80 тысяч лет назад. Прокуратура Челнов решила, что этот процесс на Земле затянулся, и решила начать с русского драматического театра «Мастеровые», — так красочно накануне защищал свой театр его директор. Не помогло — из-за 18 нарушений пожарных норм деятельность учреждения решено прикрыть. На то, чтобы привести все в порядок, нужно 2 млн. рублей. Спасут ли челнинцы один из немногих островков культуры в индустриальных джунглях?
Армандо Диамантэ: «Можно сказать, что по формальным признакам лишили всех горожан театра. У нас ведь нет проблем с досугом. Огромное количество магазинов в разлив открывается, семечки есть, пиво есть — этого достаточно»
«ЧТО УЧИТ НАС ДОБРУ? — ПРОКУРАТУРА!»
Сталин: «Что учит нас добру?» Берия: «Прокуратура!» Сталин: «Не верно, друг мой. Литература!» Такими яркими цитатами из паратрагедии «Черный человек» начал накануне прения в суде Набережных Челнов директор русского драмтеатра «Мастеровые» Армандо Диамантэ. По иску прокурора Александра Евграфова суд вынес историческое для культурного учреждения решение о приостановке эксплуатации той части здания, где располагается театр. Прокурорской проверкой было установлено, что культурное учреждение осуществляет свою деятельность «с грубым нарушением требований законодательства по пожарной безопасности». В ходе визита ревизоров выявлены 18 нарушений. Так, в здании отсутствует система оповещения людей о пожаре 3-го типа (звуковое и речевое оповещение, световые оповещатели), эвакуационный путь из холла второго этажа ведет через гримерку, ковролин в зрительном зале не обработан огнезащитным составом, для отделки вестибюля второго и третьего этажа применены пожароопасные материалы и т. д.
Надо отметить, что пожарные не впервые предъявляют претензии театру. Однако до сих пор все заканчивалось штрафами и административным наказанием. За последний год в «Мастеровых» прошли две проверки пожарных служб. Одна была в сентябре, и тогда надзорным ведомством было выявлено 29 нарушений, последняя же — апрельская — показала, что 11 нарушений «Мастеровые» все же успели исправить, но этого оказалось недостаточно. Сторона ответчика, представленная самим директором театра Диамантэ и его юристом Русланом Шаймухаметовым, по каждому пункту нарушений представила свои доказательства. В частности, адвокат пояснил, что в здании имеется система оповещения 2-го типа, а также системы дымоудаления, вентиляции и пожаротушения, которые находятся в исправном состоянии. Это подтвердила учебная тренировка, которая была организована по инициативе самого же театра. Репетицию эвакуации персонала и зрителей провели при непосредственном участии пожарных служб, и комиссия сделала вывод о том, что жизни зрителей и сотрудников ничего не угрожает.
По многим пунктам нарушений сейчас составляется смета расходов. Но театр — это не то учреждение, которое может распоряжаться свободно своими денежными средствами, заметил юрист. Необходимо проходить определенные процедуры. Вот и в решении пожарных вопросов учреждение проведет аукцион на выполнение этих работ, в ходе которого будет выявлен победитель, с ним и заключат контракт. Причем контракт с организацией, которая проведет обработку ковролина огнезащитным составом, уже заключен, и этот недостаток будет устранен до 20 июля. Однако, по словам Шаймухаметова, в целом на ликвидацию нарушений с использованием аукциона нужно от трех до четырех месяцев. А есть и более трудоемкие виды работ, которые потребуют не меньше года: к примеру, чтобы убрать декорации и бутафорию из кармана сцены, необходимо купить и установить технический лифт и контейнер для последующего складирования декораций. Стоимость лифта составляет 1 млн. 53 тыс., и это самый затратный пункт из всех, требующий финансовых вливаний не только театра, но и исполкома. Сейчас запущен процесс получения разрешительной документации на проведение реконструкции в этой части здания в управлении архитектуры. «Стоимость значительная, и у ответчика недостаточно собственных средств, поэтому устранение этого нарушения потребует включения этих расходов в бюджет 2017 года», — проинформировал Шаймухаметов.
Данис Султанов пояснил, что пожарная охрана не целенаправленно театр закрывает, потому что нам вы не нравитесь, а потому что есть нарушения, которые угрожают людям
«ТЕАТР — ЭТО НЕ БУЛОЧНАЯ»
Надо сказать, судебный процесс тоже шел по законам театрального жанра. Были здесь и яркие монологи, и конфликт, и скорая развязка, и неожиданные повороты. «Театр „Мастеровые“ — это не булочная, и не школа, которую можно закрыть, и найти другой источник, — эмоционально заявил в суде Диамантэ. — Это единственный русскоязычный театр в регионе [Закамья]. Я как руководитель все время уделяю внимание в том числе и пожарной безопасности, потому что жизнь людей является приоритетной. Учения и все имеющиеся технические средства показывают, что мы в состоянии удовлетворить все предписания и реальной опасности для наших зрителей не существует». Возражать ему, по крайней мере в первой части спича, было трудно. «Мастеровые» действительно являются единственным русским драмтеатром на 8 городов Закамья, от Елабуги до Альметьевска, с населением в 1 млн. человек. И теперь вердикт пожарных может не только лишить потенциальных зрителей театрального зрелища, но и может вызвать нешуточный общественный резонанс в масштабе всей республики.
Старший инспектор ОНД по Набережным Челнам Данис Султанов в ответ на выпады театралов возражал, что учения не могут передать эффект паники в условиях реального пожара. Мол, тренировку проводили осенью, при естественном освещении, люди были предупреждены о тревоге, а реальная эвакуация — это нечто иное, трудно поддающееся координации. «При таких обстоятельствах мы можем получить очень плачевные результаты по эвакуации, — признал Султанов. — Я не буду рассказывать, почему эти пункты правил родились, но все должны понимать, что пожарная охрана не целенаправленно театр закрывает, потому что нам вы не нравитесь, а потому что есть нарушения, которые угрожают людям». Кстати, как признался «БИЗНЕС Online» инспектор, сам он в театр как зритель не ходил — ни в русский, ни в татарский. «Не мое», — пояснил он.
Собственно развязка судебного процесса не стала сюрпризом — суд вынес вердикт в пользу прокуратуры. По иронии судьбы вел заседание и зачитывал приговор «Мастеровым» судья Эдуард Додин, однофамилец знаменитого худрука питерского МДТ Льва Додина, с учеником которого — режиссером Георгием Цнобиладзе — весной прошлого года у директора вышел конфликт. Однако если с учеником Додина театр в итоге расстался, заполучив не менее талантливого главрежа из Северной столицы Дениса Хусниярова, то вердикт судьи вполне может ввергнуть «Мастеровых» в затяжную депрессию и хроническое безденежье.
Комментируя решение суда, Диамантэ вновь прибегнул к нестандартным эпитетам и сравнениям. «Культура появилась на Земле 80 тысяч лет назад. Прокуратура Челнов решила, что этот процесс на Земле затянулся, и решила начать с русского драматического театра «Мастеровые». Можно сказать, что по формальным признакам они лишили всех горожан театра, посчитав, что народу это не нужно. У нас ведь нет проблем с досугом. Огромное количество магазинов в разлив открывается, семечки есть, пиво есть — этого достаточно», — в сердцах произнес директор.
ПРЕВРАТЯТСЯ ЛИ «МАСТЕРОВЫЕ» В ШАБАШНИКОВ?
Напомним, что это не первый наезд пожарных на челнинских театралов. В 2012 году аналогичную процедуру изгнания из собственных стен проходил театр кукол, который располагается в здании школы. Правда, тогда дело до суда не дошло. Служители Мельпомены из-за невозможности выполнить все предписания огнеборцев вынуждены были отказаться от проведения спектаклей на собственной сцене на три года. Сначала временным пристанищем для театралов стал татарский драматический театр, но сцена его совершенно не годилась для кукольных постановок. Потом кукольники стали давать спектакли в школе театрального искусства, расположенной по соседству. Чтобы выжить и накопить на устранение претензий пожарных, театр кукол колесил по всему городу, активно выступая в детсадах и школах. Разумеется, подобные скитания не прошли даром для творческого процесса. За это время в труппе остались всего 9 актеров, уволились двое опытных кукольников, которые объяснили свое решение усталостью от бесчисленных выездных спектаклей и желанием работать на профессиональной сцене, а сам театр превратился в шабашников — таким эпитетом охарактеризовала своих коллег директор театра Зухра Митрофанова. Лишь в октябре 2014-го театр вернулся в привычный зал.
«Мастеровые» будут обжаловать решение в Верховном суде РТ и о немедленном прекращении деятельности речь не идет
Разумеется, «Мастеровые» будут обжаловать решение в Верховном суде РТ и о немедленном прекращении деятельности речь не идет. В день суда актеры сыграют свой последний в сезоне спектакль — им станет «Свидетель обвинения». А пока в театре объявили продажу билетов на сентябрь, анонсы же с гоголевским «Ревизором», который должен увидеть свет в октябре, уже висят на растяжках на всех центральных проспектах автограда. И, как сообщил Диамантэ, он обратится и к руководству города, и к руководству республики с просьбой вмешаться и спасти театр.
Поясним, что в год театру из городского бюджета выделяется в среднем около 16 млн. рублей, еще 13 млн. зарабатывает сам храм Мельпомены. Собственно, и предписания пожарных устраняются как на собственные средства, так и на казенные. В этом году из бюджета «Мастеровым» осталось получить 800 - 900 тыс. рублей. Общая же сумма по «пожарной строке» — около 3 млн. рублей, так что театру не хватает примерно 2 миллионов.
В комментарии для «БИЗНЕС Online» директор театра озвучил свое тайное желание: чтобы у театра появился попечительский совет, в который могут войти представители бизнеса автограда. Но создание попечительского фонда — это компетенция не театра, а исключительно руководства города. Сейчас в Челнах есть пара-тройка бизнесменов, которые анонимно помогают театру, но их поддержки явно не хватает. И в случае если вердикт судей останется в силе, ситуация будет представлять собой порочный круг: приостановка деятельности театра приведет к невозможности устранить предписания инспекторов.
ТЕАТРАЛЬНЫЙ «КВАРТИРНЫЙ ВОПРОС»
Тем не менее нет худа без добра. Не исключено, что устроенное прокурором изгнание «Мастеровых» подтолкнет администрацию города к решению давней проблемы поиска собственного здания для театра. Дело в том, что живет он в приспособленном помещении бывшего Интерклуба, площадей которого катастрофически не хватает. В частности, озвученные пожарными претензии относительно хранения декораций в местах для эвакуации это ярко иллюстрируют. Так, 10 дней назад город уже простился со спектаклем «Женитьба», который вычеркнули из репертуара, дабы освободить место для декораций к «Ревизору». Кроме того, зрительный зал театра включает всего 143 посадочных места и не отвечает запросам жителей Набережных Челнов, а также соседних городов. Билеты раскупаются зрителями еще за месяц до спектакля. Заметим, что с количеством посадочных мест связана и цена билетов — чем больше будет мест в зрительном зале, тем ниже окажется ценник.
Наиль Магдеев вел переговоры относительно переезда театра в ДК КАМАЗа, но на это требуется 50 млн. рублей
Как сообщил собственный информированный источник, директор театра «Мастеровые» и мэр Челнов Наиль Магдеев уже вели переговоры относительно переезда театра в ДК КАМАЗа. Зал ДК как никакой другой подходит для «Мастеровых» — сцена у него театральная, место для хранения декораций и костюмов есть, шикарная акустика. Кроме того, зал рассчитан на 600 зрителей. Однако чтобы превратить ДК в полноценный театральный центр с двумя залами, нужно минимум 50 млн. рублей. У города таких средств нет. И, похоже, сегодня этот вопрос администрацией города уже не рассматривается. Как следует из ответа, пришедшего из челнинской мэрии, в принципе, «территория театра располагает возможностью провести реконструкцию своего зала, что позволит увеличить число посадочных мест вдвое». Вот только стоимость подобных работ составила бы порядка 20 млн. рублей. Сам же конфликт между пожарными и театром исполком никак не прокомментировал.
Тема собственного здания для упомянутого тетра кукол также стоит весьма остро. В министерстве культуры РТ обещали решить вопрос после строительства театра «Экият» в Казани. Однако в столице театр уже построен и весьма, надо сказать, шикарный, а с челнинским воз и ныне там. Родители юных зрителей в прошлом году уже начали собирать подписи за строительство нового здания для кукольного театра. Эта инициатива родилась после заявления начальника управления культуры исполкома Рушании Кулаковой о том, что в 2015 году строительство данного объекта не было предусмотрено. В итоге кукольникам предложили переехать в татарский драмтеатр, под который якобы уже нашли здание. Правда, сами они от этого варианта не в восторге — слишком много денег придется вкладывать в реконструкцию зрительного зала.
В итоге вся надежда челнинских театралов на зрителей. Если челнинцы и дальше будут голосовать рублем, это значит, что им театр еще нужен. «Так что покупайте билеты!» — призывает Диамантэ. Не исключено также, что театральное сообщество пожелает создать в защиту родного театра петицию.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 53
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.