«Давай-давай, у вас же продукт есть, конкурентный!» — пытался вдохнуть в промышленников экспортный азарт на вчерашнем заседании экономсовета Рустам Минниханов. Корреспондент «БИЗНЕС Online» услышал, как он раскритиковал постпредства республики за отсутствие «глубины», «Татмедиа» — за корысть, а в «Татспиртпроме» разглядел нераскрытый экспортный потенциал.
На вчерашнем заседании экономического совета при кабмине РТ Рустам Минниханов очертил круг ответственных за продвижение республиканской продукции за рубеж
«НАДО НЕМНОЖКО ПОШИРЕ СМОТРЕТЬ НА РЫНКИ»
Заседание экономического совета при кабмине Татарстана 6 июня оказалось, вопреки традиции, вполне публичным. Обычно большая часть таких мероприятий проходит в закрытом от посторонних глаз режиме, но вчерашнее обсуждение с министрами и бизнесом должно было стать достоянием широкой общественности, ведь на нем президент Татарстана Рустам Минниханов очертил круг ответственных за продвижение республиканской продукции за рубеж и указал на ряд товарных номенклатур и рынков, на которые стоит обратить внимание. По сути, он подытожил те направления сотрудничества с заграницей, над которыми ежедневно трудятся министерства и ведомства. Как выяснилось, программа действий уже прописана отдельной главкой в татарстанской «Стратегии-2030».
Республика занимает пятое место по объемам внешнеторгового оборота среди субъектов нашей страны, а в ПФО мы находимся на первой позиции, сказал Минниханов. Но итоги-2015 не радуют: экспорт товара в денежном выражении снизился на 37,4% до $11,5 миллиардов. Это вполне объяснимо: в структуре республиканского экспорта 72% занимают нефть и нефтепродукты — их 38% и 34% соответственно. «Вместе с тем при низких ценах на нефть внешняя торговля только сырьем уже не будет обеспечивать экономический рост. В сегодняшних условиях нам необходимо переходить на экспорт товаров с высокой добавленной стоимостью», — произнес дежурные фразы президент. Впрочем, он надеется на ввод новых нефтеперерабатывающих установок на ТАНЕКО и ТАИФ-НК: «Я считаю, что у нас здесь подвижка будет». В несырьевом секторе экспорта преобладают каучуки и пластмассы, а доля продуктов конечного потребления незначительна, например, шины и грузовые автомобили (привет «Нижнекамскшине» и КАМАЗу) занимают жалкие 0,8%.
Минниханов выразил недовольство скудной номенклатурой экспортных товаров. Большой провал он увидел в том, что за рубеж практически не выходят малые предприятия. «Вы посмотрите, весь мир представлен предприятиями малого и среднего бизнеса, а мы только видим наши крупные предприятия — Вертолетный завод, КАМАЗ, «Татнефть», ТАИФ. Хотя у нас потенциал огромный, — заявил он. — Надо немножко пошире смотреть на рынки».
Далее, президент опять же не в первый раз поразил огнем критики сеть представительств РТ за границей: «Пока мы слабо используем этот потенциал. Кто больше виноват? Наша вина или представители на местах? Наверное, и та и эта сторона. Они есть, с ними считаются, но системной работы я пока не вижу». «Плохо пока работаем. Вот приезжаешь — представителей узнают, но глубины нет. Шамиль Агеев, вот вы должны наших представителей как-то загружать», — обратился президент к главе татарстанской ТПП.
В сравнении с другими российскими регионами работу Татарстана можно оценить как серединка на половинку. «Никто, видать, не работает толком с Россией. Поэтому мы там не самые худшие, но я не удовлетворен», — подытожил президент. По его словам, есть неплохие контакты с Турцией, Китаем, Чехией, «с США неплохо пока работаем».
По традиции обратился Минниханов и к главе республиканского агентства «Татмедиа» Айрату Зарипову. «Я тоже прошу вас более внимательно относиться к программам по продвижению и рекламированию наших предприятий, — заметил президент и, нахмурившись, припомнил давний спор о платном продвижении коммерческой информации в газетах «Татмедиа». — В какой форме — надо договориться. Не только «деньги заплатите, а мы о вас что-то расскажем!».
«Неправильно это. Мы вас содержим. Все органы, которые работают через «Татмедиа», получают государственную поддержку. Я понимаю, у нас есть коммерческие, с ними надо договариваться, но по нашим [СМИ] мы должны по-другому организовать работу», — решительно заявил Минниханов, жестом усадив коллегу обратно.
Рустам Минниханов подытожил те направления сотрудничества с заграницей, над которыми ежедневно трудятся министерства и ведомства, и выразил недовольство скудной номенклатурой экспортных товаров
«И ДУМАТЬ НИЧЕГО НЕ НАДО, У НАС ВСЕ ПРОПИСАНО»
Более детально о структуре татарстанского экспорта рассказали собравшимся министр промышленности и торговли Альберт Каримов и министр экономики Артем Здунов. Каримов конкретизировал, что всего на экспорт работают более 450 организаций в Татарстане. В натуральном выражении выросли объемы экспорта нефти, нефтепродуктов, шин и каучуков, зато по каждому продукту шло удешевление и падение выручки. Например, в 2015 году Татарстан вывез 12,7 млн. т нефти против 10,8 млн. т годом ранее, то есть рост составил 17,3%. Зато выручка из-за низкой стоимости черного золота упала на 39,3% — с $7,2 млрд. до $4,4 миллиарда.
Из 450 компаний лишь 50 малых, то есть с годовым оборотом менее $1 млн., констатировал Каримов. По его словам, этого явно недостаточно. Судя по результатам опроса МСП Банка, среди 800 точечно выбранных малых и средних предпринимателей 81% не занимался экспортом и не планирует этого делать. Из «татарстанцев» похвалы удостоились Ford-Sollers, который начал увозить «Форды» в Казахстан и Беларусь, и насосный завод «Алнас», увеличивший экспорт более чем в 20 раз. Между тем, по словам министра, именно среди МСП есть огромный потенциал для развития экспортных рынков. «Работает отчасти и наша психология, потому что мы привыкли, что живем в большой стране, что Россия занимает одну шестую часть суши и что наши рынки огромные и поглотят всю нашу продукцию. Но цифры — упрямая вещь: на сегодняшний день 98 процентов потенциальных потребителей нашей продукции находится за пределами страны. И Россия сейчас производит менее 2 процентов всей добавленной стоимости в мире, то есть все остальные деньги зарабатываются за рубежом», — подчеркнул министр.
Каримов предложил сделать отдельную программу развития экспорта, на что Минниханов живо откликнулся: «Надо было сделать вчера». Впрочем, коллег успокоил Здунов, рассказав о том, что она уже заложена в «Стратегии-2030»: «И думать ничего не надо, у нас все прописано». Министр экономики подробно остановился на том, что же мешает малому предпринимателю решиться выйти на зарубежный рынок. Он поставил мысленный эксперимент, рассуждая от имени потенциального экспортера. Так, сперва нужно провести маркетинговое исследование интересующего рынка (нужен им наш товар или не нужен?). На этом же этапе многие уже сходят с дорожки. Затем надо найти партнера и обязательно проверить его добросовестность, для этого нужен доступ к базам данных. Таковые, как выяснилось, ведут Торгово-промышленные палаты. Затем надо получить идентификационный код товара, с которым тоже немало хлопот. Наконец, доставка товара занимает чуть ли не 30% от всех затрат на экспорт.
Однако государство, заверил Здунов, может помочь на каждом из этих этапов: например, те, которые требуют денежных затрат, можно поддержать с помощью льготных кредитов, залоговым обеспечением гарантийного фонда и страхованием ЭКСАР. «Средств явно недостаточно», — признал министр, зато есть большой потенциал работы. А с логистикой, по его мнению, может помочь проект КАМАЗа «Каматейнер» (проект эстафетной перевозки грузов с использованием универсального съемного кузова-контейнера — прим. ред.). Можно поработать и над механизмом возмещения НДС, ряд вопросов потребует внесения законодательных инициатив в Совфед. Здунов уже подготовил список замечаний для первого зампреда правительства РФ Игоря Шувалова, который прибудет с визитом в Казань в эту пятницу. «Очень хорошо», — похвалил это намерение Минниханов.
«ДАВАЙ-ДАВАЙ, У ВАС ЖЕ ПРОДУКТ ЕСТЬ, КОНКУРЕНТНЫЙ!»
Немного информации для кругозора бизнесменов добавил и приглашенный московский эксперт, в последнее время постоянный гость Торгово-промышленной палаты РТ, управляющий директор по региональному развитию и поддержке МСП агентства по страхованию экспортных кредитов и инвестиций (ЭКСАР) Андрей Поляков. Он напомнил, что помимо республиканской помощи можно получить и федеральную. (Как писал «БИЗНЕС Online», в апреле 2015 года для поддержки экспорта создана специальная структура — российский экспортный центр (РЭЦ), «дочка» Внешэкономбанка, которая поглотила ЭКСАР и Росэксимбанк. Возглавляет ее первый зампредправления ВЭБа Петр Фрадков — сын экс-премьер-министра РФ Михаила Фрадкова, ныне директора СВР.) Сейчас общий портфель сделок РЭЦ с татарстанским бизнесом составляет 388 млн. рублей. Правда, большинство контрактов все-таки с крупняками — малого бизнеса в этом портфеле всего 1%.
По словам Полякова, объем экспорта в страны Европы падает, зато более перспективными становятся рынки Азии, Африки, Латинской Америки. Из опрошенных ЭКСАР татарстанских предпринимателей 60% испытывают трудности в поиске бизнес-партнеров, сказал он, остальные упомянутые Здуновым проблемы также актуальны.
«Дело новое», — констатировал Минниханов, заметив, что мы «вместе учимся».
Под конец настал черед и героев заседания — производителей экспортных товаров. К трибуне, впрочем, вышел лишь представитель набережночелнинского завода искусственных сапфиров «Кама Кристалл Технолоджи», который экспортирует продукцию в Южную Корею, Тайвань, Китай, Германию, Гонконг и США. Остальным президент устроил перекличку прямо в зале. «Данафлекс, у вас сколько экспорт?» — вгляделся Минниханов в ряды, где глава ЗАО «Данафлекс» Айрат Баширов перекидывался дружескими фразами с сидящим рядом главой «Татспиртпрома» Иреком Миннахметовым. «Мы начали только экспортировать в этом году», — ответил Баширов. «У вас, я думаю, тоже большой потенциал в связи с курсом [валют]», — заметил президент. «Потенциал большой! Мы наняли иностранных специалистов — в Англии, во Франции, начали продвигать продукцию. Успехи уже есть — первые поставки пошли», — отрапортовал промышленник.
«Давай-давай, у вас же продукт есть, конкурентный! Он отвечает мировым стандартам и производству современному. Поэтому давайте активно работайте. Где какая поддержка нужна — нас тоже подключайте», — обнадежил президент.
«Вот «Татспиртпром», — продолжил Минниханов, обратившись к соседу Баширова. — «Ирек, сколько у тебя сейчас экспорт?» «Рустам Нургалиевич, работаем — идем везде, где можно», — почтительно ответил Миннахметов. «Динамика есть, но вам надо более эффективно работать не только за счет наших мер поддержки, но и самим тоже. Нужны маржинальные продукты, чтобы экспорт доход приносил. Мы же тоже ждем от вас прибыли. Не за счет акцизов только, а за счет прибыльности компании», — наставлял президент.
«Крупные наши компании... Наиль Ульфатович, есть какие предложения?» — поднял он с места и главу «Татнефти» Наиля Маганова. Бизнесмен с ходу предложил «малым» коллегам консультации по возврату НДС и другим экспортным проблемам. «Я бы попросил вас, КАМАЗ, Вертолетный завод, чтобы ваши внешнеторговые специалисты проводили семинары», — попросил Минниханов. Агеев добавил, что нужно разобрать и культуру составления экспортного контракта. «Можно. Потому что можно такой контракт подписать, что потом обанкротишься», — принял идею президент.
На этом идеи о том, как поддержать тататарстанский экспорт, иссякли.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 104
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.