«ВАС НЕ СНОСЯТ. ЭТО ХОРОШО...»

Накануне в Набережных Челнах состоялось заседание совета по предпринимательству при президенте РТ с участием бизнес-омбудсмена Тимура Нагуманова и мэра автограда Наиля Магдеева, которые и посвятили предпринимателей во все нюансы предстоящих изменений. Первой группой в зал гостиницы «Татарстан», где проходило мероприятие, запустили торговцев.

Как сообщил Нагуманов настороженным бизнесменам, корректировки в торговую деятельность должны быть внесены в связи с изменениями в Земельном кодексе РФ, которые произошли еще 1 марта 2015-го. Дело в том, что нормативного документа, регулирующего нестационарную торговлю, фактически не было, признал бизнес-омбудсмен. То есть у предпринимателей до сих пор не было законных оснований занимать участки под киоски. Теперь же это основание появилось в виде соответствующего проекта постановления кабмина РТ, который находится на межведомственном согласовании. В его разработке принимали участие порядка 20 предпринимателей, входящих в совет, а также представители исполкомов Казани и Челнов, минпромторга и других ведомств.

«Вас не сносят. Это хорошо, — заявил Нагуманов огорошенным торговцам. — Но на это добрая воля контролирующих органов. Долго так продолжаться не может. У всего бизнеса появилась возможность заниматься своей деятельностью на легальных основаниях. Только тогда ты можешь быть уверен в завтрашнем дне. Мы должны прийти коллегиально к единому решению. Если мы к нему не придем, его будут принимать без нашего участия».

Начальник управления экономического развития автограда Радмир Беляев пояснил, что разработан проект постановления «Об утверждении схемы размещения нестационарных объектов». Схема включает в себя 660 объектов, из которых 350 реализуют продовольственные товары, 37 — непродовольственные товары, 68 объектов оказывают услуги общественного питания, а 117 — услуги проката спортивного инвентаря и иных объектов (пункты приема вторсырья, автолавки).

«Это в основном выверенные места. Схему мы кардинально пересматривать не будем. Перспективные места будем включать, но схема существующих объектов останется той же. Начаты работы по оценке земельных участков и определению стоимости платы за пользование. Затем начнут разрабатывать техническую документацию...» — речитативом заговорил Беляев.

«В общем, что хочу сказать, — перебил Беляева Магдеев. — Существующий порядок с 1 января уйдет в историю. Это если переводить на русский язык. До сегодняшнего дня федеральное законодательство мы нарушали. Поэтому правом на размещение НТО мы должны торговать на аукционе. Не скороговоркой такие вещи надо говорить, а чтобы люди понимали, — обращаясь уже к Беляеву, высказался мэр. — Вот сегодня у вас находится ларек по продаже шаурмы или по прокату велосипедов, а с 1 января 2017 года правом размещения контейнера уже мы будем торговать. Речь идет не об ограничении, а об улучшении в рамках законодательства. Порядок, который определял работу нестационарной торговли с 2006 года, удовлетворял и нас, и вас. Но сегодня он неприемлем. Надзорные органы, УФАС подают нам сигналы, что в течение длительного времени мы работаем не в рамках правового поля».

По сути, все сводилось к вопросу: что делать с теми объектами, которые уже стоят? И здесь, по словам Нагуманова, есть два выхода. Первый — это конкуренция в чистом виде, которая предписывает все киоски снести, а потом провести торги по каждому такому объекту, выводя его в отдельный лот. «В такой ситуации выигрывает тот, кто хочет прийти на пустой участок. Этот вариант минимально рисковый с юридической точки зрения, но финансово затратный», — предупредил он.

Второй вариант — выставлять на торги объект с обременением. Этот метод, как выяснилось, предлагается самим советом по предпринимательству и еще до конца не согласован с контролирующими органами. Кроме того, по нему судебная практика весьма спорная. Если аукцион выигрывает тот же самый предприниматель, он просто продолжает свою деятельность. Если же владелец меняется, объект необходимо снести либо бывшему, либо будущему собственнику права выкупа объекта. Он менее затратный, но более рисковый, потому что теоретически торги можно признать незаконными.

По аналогичному сценарию прошло совещание и со второй партией бизнесменов, даже почти в тех же формулировках. Исполком вновь уверял представителей рекламного рынка, что не собирается переформатировать или уничтожать бизнес, а Нагуманов снова назвал все те же два варианта решения проблемы. Разница была лишь в сроках: у торговцев есть время до Нового года, а у рекламщиков — лишь до 20 июня, т. к. на этот день намечен первый аукцион.

ЭКСПЕРИМЕНТ НАД ТОРГОВЦАМИ ИЗ «ПОДЗЕМЕЛЬЯ» ПОКА ПРИОСТАНОВИЛИ

Напомним, что подобные эксперименты над торговцами автограда исполком уже собирался проводить. В феврале он заявил о том, что с 1 апреля разорвет договоры аренды и проведет аукцион для коммерсантов из подземных переходов. Почти 360 бизнесменов должны были выкупить право аренды своих торговых точек во исполнение предписания УФАС. Однако аукцион до сих пор не состоялся.

Тогда предпринимателей точно так же заверяли, что количество торговых мест должно остаться неизменным. Если на лот заявится лишь один участник, то аукцион признают несостоявшимся и заключат договор с единственным арендатором. Ларечники же этим словам не поверили и обжаловали предписание татарстанского УФАС. Истцами выступили 77 индивидуальных предпринимателей.

По словам члена совета челнинского филиала гильдии малого и среднего предпринимательства Казани Эдуарда Ямченко, пока движение в плане проведения аукционов не ведется. «Никакой информации об этом не поступает, — рассказал он корреспонденту «БИЗНЕС Online». — Даже с сайта города убрали все, что касается аукционов в подземках. Документов предприниматели пока не собирают. Я думаю, это связано с заявлением в Арбитражный суд. Там дата рассмотрения пока не определена, но, скорее всего, они известили об иске и исполком, и УФАС. Соответственно, до принятия решения в арбитраже никаких телодвижений быть и не должно».

Кроме того, не понаслышке знакомы челнинские ларечники и с процессом сноса своих конструкций. Так, в феврале исполком начал широкомасштабную кампанию по ликвидации самовольных ларьков — тогда вне закона объявили 33 киоска, уличенных в торговле «фанфуриками».

Вопрос же с рекламными щитами в Челнах и вовсе с длинной бородой. Для проведения торгов в автограде еще в 2014 году были приняты схема размещения рекламных конструкций и все остальные нормативные документы. Схемой предусмотрено 720 рекламных щитов, в том числе 524 конструкции форматом 3 на 6 м, 196 стел и многомодульных конструкций. Однако в том же 2014 году проверка УФАС показала, что 639 конструкций из 720 размещено без заключения разрешений о проведении торгов. Поэтому было вынесено предписание об аннулировании этих разрешений и демонтаже щитов за счет владельцев. Рекламщики не торопились расставаться со своим имуществом, и в октябре 2015-го УФАС повторно вынесло предписание о демонтаже, после чего игроки рекламного рынка буквально засыпали арбитраж исками к УФАС с требованием признать предписание антимонопольщиков недействительным. В итоге истцам удалось приостановить исполнение предписания УФАС и снос части конструкций (часть все же успела попасть под раздачу), наложив обеспечительные меры.

Помимо УФАС палки в колеса рекламщикам вставил и новый ГОСТ, в соответствии с которым наружная реклама должна размещаться с учетом расположения дорожных знаков. Стандарты сильно сократили число «правильных» щитов на городской карте. Так, согласно документу, в Челнах должно быть лишь 190 рекламных конструкций, 130 из которых должно оставаться в жилой части города, а 60 — в промзоне. Но тут на помощь рекламному бизнесу пришел мэр Москвы Сергей Собянин, который «подогнал» злополучный ГОСТ под подавляющее большинство рекламных щитов в стране. И теперь в Челнах лишь 10 конструкций не подпадают под нормы.

«ЭТО ВЕЛИЧАЙШАЯ ГЛУПОСТЬ — СНОСИТЬ ГОТОВЫЙ ТОРГОВЫЙ ОБЪЕКТ»

Но вернемся вновь в зал, где заседали киоскеры и ларечники. Понятно, что такие новости предприниматели, многие из которых ведут свою деятельность десятилетиями, встретили без особого энтузиазма. Однако в некотором смысле сладкой пилюлей для них должно было стать то обстоятельство, что право на размещение торгового объекта теперь им предоставляется не менее чем на пять лет. Также в проекте жестко прописаны и условия, по которым договор с предпринимателем может быть расторгнут, что тоже должно в какой-то степени облегчить жизнь и значительно уменьшить имеющиеся коррупционные риски. И если бизнесмен на протяжении этих пяти лет (муниципалитет может изменить этот срок в сторону увеличенияприм. ред.) добросовестно исполнял все взятые на себя обязательства, то по истечении срока он будет иметь право преимущественного продления договора с муниципалитетом.

Рустам Валеев

Когда дело дошло до вопросов со стороны предпринимательского сообщества, первым высказаться вызвался Рустам Валеев — руководитель ассоциации велопроката города. Он сразу попытался убедить собравшихся, что новых игроков на рынок вообще пускать не стоит, так как работающие сегодня предприниматели уже отработали, так сказать, все бизнес-процессы, знают его нюансы, а если на их место придет какой-то новый игрок, то ему, грубо говоря, придется наступать на те же грабли, на которые уже наступали все действующие в городе велопрокатчики. Поэтому он считает, что было бы целесообразно создать его ассоциации определенные преференции при проведении торгов. Нагуманов, выслушав предпринимателя, сразу отмел это предложение, заявив, что пришел сюда не обсуждать изменения в существующий федеральный закон, а услышать конструктивные предложения от предпринимателей по существу проблемы.

«Аргументы о том, что я велопрокатом занимаюсь уже 8 лет, а новичок придет и будет набивать себе шишки, несостоятельны», — сказал как отрезал бизнес-омбудсмен.

На вопрос предпринимателя Дмитрия Терехина, поинтересовавшегося, обязательно ли при выставлении на торги указывать, что объект с обременением, свои ответы дали и Нагуманов, и Магдеев. Первый сказал, что если такое допустить, то это автоматически станет основанием для отмены результатов торгов. А Магдеев добавил, что при этом накажут еще и должностных лиц муниципалитета.

«Все должно быть юридически чисто, ни у кого не должно возникнуть никаких мыслей даже о том, что мы что-то и где-то нарушили. Конечно, мы очень хотели бы, чтобы те нестационарные объекты, которые есть, не сносились бы. Это величайшая глупость — сносить готовый торговый объект, работающий в шаговой доступности, торгующий необходимыми продуктами питания или предоставляющий услуги. Туда же труд вложен, там же люди работают! — развивал свою мысль мэр. — Давайте сразу договоримся — ни о каком сносе речи идти не должно! Муниципалитету вообще было бы лучше не заниматься организацией этих торгов. Уверяю вас, у нас есть более насущные проблемы, требующие своего решения».

«Я как руководитель города (пресса здесь присутствует, она опять, наверное, напишет так, как напишет) не чесал бы там, где не чешется», — произнес Магдеев одну из любимых крылатых фраз Минтимера Шаймиева, уже повернувшись в сторону присутствующих на мероприятии журналистов.

«Теперь уж точно напишет», — под смех в зале оценил шутку главы города Нагуманов.

«Напишите, напишите», — снова повторил свои слова Магдеев и посетовал на то, что федеральный законодатель мог бы при желании найти и другие механизмы, обойдясь, таким образом, без торгов.

С ОБРЕМЕНЕНИЕМ И БЕЗ СУБАРЕНДЫ

Нагуманов на правах модератора, уводя дискуссию снова в конструктивно-деловое русло, отметил, что над схемой размещения объектов нестационарных объектов исполкому следует еще поработать с особой скрупулезностью. «Нельзя допускать, чтобы на одном пятачке стояли пять ларьков с мороженым, пять велопрокатов или десять павильонов по продаже цветов. На торги на этом пятачке должен быть выставлен один ларек с мороженым, один ларек с цветами и один велопрокат. И поменять назначение указанных объектов можно будет только после согласования с исполкомом», — сказал он, добавив, что в Казани при смене назначения предлагают вообще выносить право на торговлю на новые торги. Он объяснил это разной маржинальностью бизнесов. Дескать, торговля прессой значительно уступает в доходности тому же общепиту.

Постепенно дискуссия подошла, собственно, к главному вопросу, на который хотел получить ответ у челнинских предпринимателей Нагуманов, — выставлять лот с обременением в виде имеющегося киоска или все-таки сначала объект снести и уже потом на участок в первозданном виде проводить аукцион. То есть нужно было выбрать между двумя описанными вариантами.

Айзат Давлетбаев высказал опасения о том, что некие крупные игроки, у которых есть большие объемы наличных денег, смогут, участвуя в торгах, скупить наиболее лакомые лоты и затем заниматься сдачей их в субаренду. Нагуманов и здесь предложил решить вопрос кардинальным образом — запретить сдавать выигранный на аукционе объект в субаренду.

«На этот счет у экспертов есть два мнения: если выиграл торги по своему направлению — работай, если ты меняешь бизнес — снова проходи через торги. Никакой субаренды, либо она должна быть согласована с исполкомом. Потому что теоретически один участник может выиграть все лоты, хотя антимонопольное законодательство его каким-то образом и ограничивает, тем не менее это можно сделать. Вы не боитесь этой спекуляции, что кто-то начнет все выигрывать и затем вам же предлагать?» — спросил у предпринимателей Нагуманов, добавив, что такая практика в столице Татарстана имеет место. Там, по его словам, многие предприниматели выигрывают на торгах те или иные участки, сами не ведут бизнес, а сдают его в субаренду, а сами тем временем находятся в Таиланде.

«Или на Бали», — вставил Магдеев.

«На Бали им уже, после того как курс доллара вырос, не хватает», — то ли в шутку, то ли всерьез ответил Нагуманов.

«А что они там делают? Бамбук курят?» — снова пошутил Магдеев.

«Пиво пьют, Наиль Гамбарович, не челнинское причем», — шуткой на шутку ответил бизнес-омбудсмен.

Магдеев при этом высказался за то, чтобы предприниматель не имел права сдавать эти права кому бы то ни было в субаренду. «Вы же честно хотите работать? Мы тоже хотим честно работать. Участвуешь в торгах, выигрываешь, берешь участок, работаешь. Если что-то не получается, не склеивается у вас бизнес, сдаешь его назад. Давайте договоримся, что никакой субаренды не будет, — высказался мэр, добавив, что субаренда потребует и согласования ее с чиновниками. — Зачем вам лишний раз с ними встречаться? Участок освободился, найдется другой, кто будет готов развивать там свой бизнес».

В итоге большинство пришедших на встречу предпринимателей высказались за выставление на торги объектов с обременением и против передачи права на размещение в субаренду третьим лицам. Как ни странно, вопросом цены предприниматели заинтересовались лишь под конец заседания. Один из них спросил, как будет определяться на торгах стоимость лота — исходя из рыночной стоимости земли или из кадастровой. Нагуманов ответил, что правильным считает рыночную оценку, так как она позволит продавать права на объекты, подразумевающие разную маржинальность бизнеса, по разным ценам, чем будет соблюден принцип справедливости цены. Но при этом единственным критерием для определения победителя, отметил он, будет являться цена: кто больше дал, того и право.

КАК РЕКЛАМЩИКИ ОБОШЛИ ЛАРЕЧНИКОВ

Рекламщики более конструктивно провели встречу, видимо, потому, что перспектива сноса имущества для них маячит не впервые. Причем они оказались смекалистее ларечников и придумали, как обойтись малой кровью, если место под щит уйдет к конкуренту. Фанис Харисов, гендиректор РА «Реклама Центр» — крупнейшего игрока на рынке наружной рекламы в регионе, поинтересовался сроками аукциона. «Если перед тендером нам, игрокам рынка, придется, как требует того УФАС, снести все свои рекламные конструкции на всех проспектах города, на что, по моим прикидкам, потребуется где-то год, мы ведь все пострадаем очень сильно из-за этого», — констатировал Харисов.

По словам Нагуманова, все будет зависеть от того, сколько конструкций окажется в лоте, который будет выставляться на торги. «На сегодняшний день окончательного решения по этому вопросу еще нет. Это может быть и одна конструкция — один лот, может быть и пять конструкций — один лот, а может быть и 600», — отметил бизнес-омбудсмен. По его словам, в Казани удается провести не более 20 торгов в день. Сам же торг, по его словам, занимает в среднем 45 дней. По его мнению, в принципе, можно синхронизировать два процесса — проводить демонтаж, на следующий же день — торги. Это позволит не зачищать весь город от рекламных конструкций одномоментно, как того требует закон.

Однако категорически против сноса конструкций высказался директор РА «Золотой город» Ильдар Юнусов. Он подсчитал, что для демонтажа принадлежащих только его компании билбордов, расположенных в городе, потребуется как минимум 19 - 20 млн. рублей.

«Убирать конструкции неправильно, нужно проводить торги с обременением. Если собственник конструкции проиграл торги, он может просто продать конструкцию тому, кто тендер на ее размещение выиграл. Это все равно будет ему выгодно! Слишком затратно демонтировать щит и затем заново проводить торги. Проще выиграть торги и попробовать договориться со старым владельцем», — выдвинул предложение Юнусов, приведя практику, сложившуюся в других городах. По его словам, в том же Альметьевске в 80% случаев прежний владелец конструкции продает ее новому владельцу, пусть и не за полную стоимость, но при этом он получает и «бонусы», избегает затрат на ее демонтаж. Таким образом, монтаж конструкции новому владельцу тоже выходит дешевле.

Директор РА «Артсервис» Сергей Трунов высказался за проведение торгов без обременения. По его мнению, это обеспечит равные условия для входа на рынок новых игроков, к которым он, по всей видимости, себя и причисляет. «Мы должны учитывать свои затраты на новую конструкцию, затраты на лот. Мы считали, что окупаемость новой конструкции составляет порядка трех лет. У тех, у кого она уже есть, на это уйдет года полтора», — подсчитал Трунов.

Аргументы его коллег, что на торгах с обременением можно существенно сэкономить, его не убедили. «Есть риск, что торги признают недействительными», — стоял на своем Трунов.

«А что вы в этом случае теряете? Только время!» — настаивало на своем большинство рекламистов.

«Да, мы теряем время, а вы в это время будете зарабатывать на конструкции, которая не имеет официального разрешения на эксплуатацию», — парировал Трунов.

«ПРОШУ НЕ ВЫЯСНЯТЬ, КТО, ОТКУДА И ИЗ КАКОГО КОМПЛЕКСА»

По словам Виталия Сушко — представителя РА «Реклама Центр», пока окончательно не будет утверждена схема размещения в городе знаков дорожного движения, заниматься билбордами вообще не имеет смысла, так как после этого некоторые из них, вполне вероятно, все равно подпадут под снос, так как не будут соответствовать указанному дорожному ГОСТу.

«Схему размещения рекламных конструкций нельзя утверждать до того, как будет утвержден порядок организации дорожного движения», — отметил Сушко.

«То есть вы предлагаете нам ничего не делать до 1 декабря (к этому времени должна быть утверждена новая схемаприм. ред.)? Вы сами-то готовы к этому?» — задал вопрос Нагуманов.

Тут слово взял мэр. «20 июня уже определится компания, которая будет разрабатывать этот документ. Возможно, уже тогда можно будет у нее и узнать, какие конструкции под снос все-таки пойдут, а какие останутся», — заявил Магдеев, полюбопытствовав, сколько конструкций в лоте можно было бы считать оптимальным вариантом.

Представители мелких рекламных фирм заявили, что оптимально для них — одна конструкция в лоте. Но тут встал Трунов и заявил, что правильным было бы выставить на торги одним лотом сразу 600 конструкций.

«А вы из какого города? — стали засыпать коллегу вопросами представители мелкого бизнеса, подозревая в Трунове федерального игрока. — Из Москвы?»

Он отмалчивался, заявив, что уже однажды представился. Но тут в дискуссию вмешался Нагуманов. «У нас конкуренция не ограничивается, принимать участие в торгах может любой гражданин — из Челнов, Казани, Москвы... По завершении заседания вы сможете познакомиться с коллегой, чай вместе попить, а сейчас попрошу не выяснять, кто, откуда и из какого комплекса». На специфическую шутку Нагуманова, понятную только челнинцам, зал разразился громким смехом.

«Если лоты будут крупными, то я в торгах даже участия принять не смогу. У меня сейчас в городе 15 конструкций, и я понимаю, что если лоты будут крупными, то шансов что-то выиграть у меня просто нет, потому что у меня нет таких денег, которые сможет заплатить за лот крупная компания. И таких, как я, немало», — вклинился в диалог предприниматель Стрыгин.

«Ваши предложения?» — спросил Магдеев.

«Чем меньше, тем лучше. Если будет один лот — одна конструкция, то у нас появятся хоть какие-то эфемерные шансы принять участие в торгах. Я на свои конструкции буду заявляться», — последовал ответ.

Нагуманов при этом заметил, что казанская практика показала, что разукрупнение лотов не дает выигрыша малому бизнесу, но, по крайней мере, дает ему шанс: «Если лот крупный, то мелкий бизнес просто не может принять участия, если лот мелкий, то малый бизнес хотя бы участвует в торгах, но не факт, что выигрывает, потому что крупному бизнесу никто не мешает на все аукционы заявиться».

«Это все затягивает время проведения аукциона», — попытался кто-то возразить Нагуманову.

«Но шанс малому бизнесу надо дать, — поставил точку в дискуссии Магдеев, — это будет правильно и с чисто человеческой, и с моральной точки зрения».

«А срок разрешения 10 лет будет? Это закон позволяет?» — спросил кто-то из предпринимателей. В этом вопросе практически все предприниматели были единодушны.

«Мы услышали вас», — дал надежду на то, что этот срок в итоге будет утвержден, Магдеев. Однако Нагуманов заявил, что по вопросам, по которым сегодня не удалось прийти к консенсусу, он берет паузу до конца июня, чтобы окончательно утрясти все спорные вопросы с соответствующими ведомствами.