ДОЛГИ АВТОГИГАНТА ПРЕВЫШАЮТ 20 Млрд. РУБЛЕЙ. ЗАЧЕМ ЕМУ НОВЫЕ?

«БИЗНЕС Online» стало известно, что КАМАЗ намерен разместить облигации на 15 млрд. рублей. Это первый столь масштабный посткризисный выход предприятия на денежный рынок. По мнению аналитиков, это может быть связано с необходимостью расплатиться по краткосрочным займам. Организаторами первого транша выбраны Тройка-Диалог и Сбербанк. Эксперты рынка прокомментировали нашей газете, куда пойдут заемные деньги автогиганта.

ШЕСТЬ ВЫПУСКОВ ОБЛИГАЦИЙ

Совет директоров ОАО "КАМАЗ" принял решение разместить на ММВБ трехлетние биржевые облигации на сумму 15 млрд. рублей. Всего автогигант готовит шесть выпусков. Объем размещения облигаций серий БО-01, БО-03, БО-05 составит по 2 млрд. рублей каждая, серий БО-02, БО-04 и БО-06 - по 3 млрд. рублей. Номинальная стоимость каждой бумаги равна 1 тыс. рублей. Ценные бумаги будут иметь шесть полугодовых купонов.

Биржевая облигация – это финансовый инструмент, который не требует регистрации эмиссии регулятором, бумаги регистрируются самой биржей. При эмиссии облигаций не надо платить госпошлину за регистрацию выпуска, а срок обращения биржевых облигаций не может превышать трех лет.

Решение о выпуске, говорится в официальных материалах ОАО «КАМАЗ», не означает их мгновенного размещения, дату начала размещения каждого выпуска автогигант определит в дальнейшем отдельно. Процентную ставку по облигациям определит либо сам КАМАЗ, либо она будет определена в результате конкурса среди потенциальных покупателей бумаг.

ДОЛГИ КАМАЗА СНИЗИЛИСЬ НА 2 МЛРД. РУБЛЕЙ

Интересно, что, в соответствии с опубликованной вчера финансовой отчетностью по МФСО, долговая нагрузка компании снизилась на 2,3 млрд. рублей, а уровень финансового долга составил 20,7 млрд. рублей (для сравнения, на конец 2009 года он составлял 23 млрд.). Уровень же чистого долга КАМАЗа составил на конец первого полугодия 13,5 млрд. рублей (в конце 2009 года чистый долг компании был равен 15,8 млрд.).

КАМАЗ за полгода снизил на 12,7% объем долгосрочных кредитов и займов – с 10,124 млрд. рублей до 8,8 млрд. – и на 7,7% объем краткосрочных кредитов – с 12,8 млрд. рублей до 11,8 млрд.

Как комментируют результаты отчетности в самой компании, снижение уровня долга вызвано погашением по сроку кредитов (части кредитов) в следующих банках: синдицированный кредит – 1,1 млрд. рублей, ВТБ – 0,7 млрд. рублей, АвтоВАЗбанк – 0,65 млрд. рублей. Уменьшение размера кредитного портфеля стало возможным и благодаря получению положительного денежного потока от операционной деятельности в размере 4 млрд. рублей «за счет улучшения рентабельности бизнеса и жесткого контроля за размером оборотного капитала».

В компании особенно отмечают, что ни во время кризиса, ни на текущий момент группа "КАМАЗ" не допускала платежных дефолтов ни по одному своему обязательству перед банками «и не намерена изменять этому правилу и в будущем», что, по мнению руководства группы, является залогом долгосрочных и стабильных отношений с его кредиторами.

15 МЛРД. – ЧТОБЫ РАСПЛАТИТЬСЯ ПО КРАТКОСРОЧНЫМ ЗАЙМАМ?

Крупные заимствования на рынке облигаций автогиганту необходимы для оптимизации структуры долга, в частности, выплат по краткосрочным займам – такое мнение высказали в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» аналитики ведущих инвестиционных компаний. Впрочем, все они единодушны и в том, что компания вряд ли будет размещать все облигации на сумму в 15 млрд. рублей до конца этого года.

«Думаю, желание расплатиться по краткосрочным займам – один из поводов для размещения этих облигаций, - считает Николай Подгузов, руководитель отдела стратегии на рынке инструментов с фиксированной доходностью ИК «Ренессанс Капитал». - Таким образом компания попытается оптимизировать структуру долга. В принципе, это является наиболее логичным объяснением для инвесторов при осуществлении подобного рода заимствований. Впрочем, я не думаю, что эти шесть выпусков биржевых облигаций будут размещены на ММВБ до конца года».

«Размещение облигаций позволит компании иметь другие займы, но не думаю, что КАМАЗ планирует размещать их в полном объеме и до конца года, - соглашается с ним Дарья Сонюшкина, директор управления по рынкам долгового капитала корпоративного сектора «УРАЛСИБ Кэпитал». По ее мнению, зарегистрировав облигации, компании в будущем будет удобнее проводить заимствования на рынке тогда и в тех объемах, в каких и когда это будет нужно самой компании: «Сам инструмент, хотя и ограничен сроком обращения в три года, удобен тем, что КАМАЗ может выйти на рынок в любой момент. Сегодня, насколько мне известно, других их облигаций на рынке нет. Но будет ли компания использовать их для погашения краткосрочных займов, еще неизвестно».

РАСПЛАТА ЗА «ДОРОГИЕ» ДОЛГИ КРИЗИСНЫХ ЛЕТ

Ничего экстраординарного в том, что КАМАЗ решит оптимизировать таким образом структуру своих долгов, не видит и аналитик отдела анализа рынка акций ТКБ «Капитал» Артем Лаврищев. По его словам, это позволяет и текущая финансовая ситуация компании. «У компании сегодня небольшие долги. 381 миллион долларов – краткосрочных долгов, 287 миллионов долларов – долгосрочных. КАМАЗ сейчас снизил уровень долга, и повысил свою рентабельность, - отметил в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online» аналитик. - Поэтому неудивительно, что компания решила рефинансировать займы и кредиты, которые брались еще в кризисные годы по очень высоким процентным ставкам. Думаю, теоретически они должны успеть разместить облигации и до конца года, но ничего страшного не случится, если не успеют». Это самая вероятная причина размещения облигаций, считает эксперт ТКБ «Капитал» потому что, на его взгляд, «каких-то крупных инвестиционных проектов, куда потребовались бы подобный объем вложений, сейчас у КАМАЗа нет».

«Теоретически такие займы разместить можно и до конца года и использовать для погашения краткосрочных займов. Ежедневно не одна компания так поступает, так почему бы и КАМАЗу этого не сделать?» - заявили газете «БИЗНЕС Online» в отделе анализа кредитных рынков «ВТБ Капитал».

КАМАЗ СТРЕМИТСЯ РЕСТРУКТУРИРОВАТЬ СВОИ ПАССИВЫ

Ситуацию для «БИЗНЕС Online» прокомментировали и другие эксперты.

Дмитрий Баранов – ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент:

"Помимо решения проблемы краткосрочных долгов, часть средств компания может направить на различные проекты. Ведь инвестиционная программа ОАО "КАМАЗ" до 2013 года должна составить 19,7 миллиарда рублей. Основные инвестиции будут направлены на развитие нового модельного ряда двигателей (после 2013 года) уровня Евро-4 и Евро-5, кабин, моста, коробки переключения передач, раздаточной коробки. Помимо этого привлечённые средства могут пойти на развитие сборочных производств КАМАЗа в других регионах России (например, на базе хабаровского восточно-регионального автоцентра) и за рубежом (в частности, в Индии). Но основной объём привлеченных средств может быть использован при реализации инвестиционного проекта "Организация совместного предприятия по производству и продвижению грузовых автомобилей Mercedes-Benz на рынок Российской Федерации". Ещё часть средств может быть направлена на модернизацию и техническое перевооружение подразделений предприятия".

Александр Осин – главный экономист УК "Финам Менеджмент":

"Собственно, ожидать какого либо дальнейшего существенного снижения ставок по корпоративным бондам в ближайшие месяцы сейчас вряд ли следует, поскольку тренд инфляции вновь направлен вверх и по итогам текущего года она, возможно, вернется на уровень 8 – 9 процентов годовых. В этих условиях вполне логично, что КАМАЗ стремится реструктурировать свои пассивы, снизив в них долю краткосрочных заимствований. На мой взгляд, это основная цель размещения бумаг компании. До его проведения рефинансировать свою краткосрочную задолженность КАМАЗ будет за счет новых краткосрочных займов".

ВСЕГО ЛИШЬ «ОДОБРИЛ И РАЗРЕШИЛ»

Как заявил корреспонденту «БИЗНЕС Online» директор департамента по связям с общественностью КАМАЗа Олег Афанасьев,  совет директоров компании всего лишь «одобрил и разрешил» автогиганту размещать в дальнейшем свои бонды (облигации): «Но совсем  необязательно мы действительно это сделаем в скором времени. Мы сделаем это только тогда, когда это нам будет выгодно».

В подготовленном сегодня пресс-релизе ОАО «КАМАЗ» отмечается, что «регистрация проспекта биржевых облигаций позволит расширить доступные источники финансирования и выступит альтернативой долгосрочному и среднесрочному банковскому кредитованию».

Программа размещения облигаций рассчитана на три года: транши будут размещены в 2010-2012 годах. Конкретные сроки размещения каждого транша, отмечают в компании, будут зависеть от конъюнктуры рынка ценных бумаг. А средства, полученные в результате размещения, пойдут на «рефинансирование кредитной задолженности банкам, пополнение оборотного капитала и финансирование инвестиционной деятельности, в том числе финансирование проектов по технологическому перевооружению». Организаторами первого транша выбраны Тройка-Диалог и Сбербанк.

Сергей Афанасьев