Ильсур Гильмутдинов: «У меня накануне было три подобных процесса в Лаишевском районе. Там все быстро решалось. Раз извещен ответчик должным образом, то не важно, пришел он или нет, решение выносили в нашу пользу: объекты под снос»

«ИЗУЧИЛ СУДЕБНУЮ ПРАКТИКУ ПО РОССИИ — ОЧЕНЬ МНОГО ПОЛОЖИТЕЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ»

В судебную «Санта-Барбару» чем дальше, тем больше превращается дело о «вилле Миронова» — вопреки ожиданиям, в конце минувшей недели в Тукаевском райсуде так и не было принято никакого решения.

Перед началом заседания татарский природоохранный прокурор Ильсур Гильмутдинов, выступающий в роли истца, не исключал, что представителей ответчицы Наили Гусмановой вновь не будет. Однако он не скрывал надежды, что процесс все же сдвинется с мертвой точки. «У меня накануне было три подобных процесса в Лаишевском районе, — рассказал он корреспонденту «БИЗНЕС Online». — Там все быстро решалось. Раз извещен ответчик должным образом, то не важно, пришел он или нет, решение выносили в нашу пользу: объекты под снос».

Правда, при этом представитель надзорного органа оговорился, что там речь шла о небольших объектах: ограждениях, некапитальной базе отдыха, вертолетной площадке. Напомним, что в Лаишевском районе под раздачу попадают и владения мамы хоккеиста Даниса Зарипова (по крайней мере, ее баня совсем рядом с рекой Мешей). Вилла же Миронова представляет собой трехэтажное здание, расположенное в поселке Белоус Тукаевского района, и к «небольшим объектам» ее, конечно, не отнесешь. Тем не менее Гильмутдинов уверен в успешном завершении процесса. «Недавно изучил судебную практику по России, — поделился он, — очень много положительных решений». Поддержать природоохранного прокурора на процессе прибыли замруководителя отдела водных ресурсов РТ Нижне-Волжского бассейнового водного управления (БВУ) агентства водных ресурсов РФ Артем Филиппов и представитель Росприроднадзора Сергей Трушков.

А вот сторона ответчиков отсутствовала. А среди них, напомним, кроме самой Гусмановой числится еще и исполком Тукаевского района. Дело в том, что ответчица не только не признает иск прокуратуры, но и выдвинула встречный. Поскольку, по ее мнению, здание было построено совершенно законно, то она требует от исполкома выдать ей разрешение на ввод сооружения в эксплуатацию. Правда, требует она этого с оговоркой — в течение 10 дней после вступления в силу решения суда. А до него, похоже, еще очень далеко.

Артем Филиппов заявил, что не видит оснований для отсрочки рассмотрения дела

ДВУЛИКАЯ ЭКСПЕРТИЗА

Напомним, что громкий процесс по иску татарской межрайонной природоохранной прокуратуры, требующей снести трехэтажное здание в поселке Белоус совладельца компании «ЕвроГрупп» Алексея Миронова, стартовал в июне прошлого года. Это было первое и единственное заседание, на котором присутствовали представители ответчика. Отметим, что формально строение оформлено на Гусманову, партнера Миронова по бизнесу. Жители же Белоуса однозначно называют и этот дом, и коттедж напротив вотчиной «короля недвижимости». Вопрос о сносе респектабельной постройки с лета прошлого года решается тяжело и с постоянными перерывами.

Ревизоры стороны истца установили, что причал, как и кусок самого здания, размещен на муниципальной земле, для которой не был выполнен в должном порядке землеотвод, и, соответственно, вся постройка считается самовольной. Дом фактически построен на территории трех участков: один находится в собственности Гусмановой, второй предоставлен ей же в аренду, но отведен он был под благоустройство, а не под жилищное строительство. Большая же часть здания площадью примерно 325 кв. м находится на муниципальных землях.

Дом фактически построен на территории трех участков: один находится в собственности Гусмановой, второй предоставлен ей же в аренду, но отведен он был под благоустройство, а не под жилищное строительство. Большая же часть здания площадью примерно 325 кв. м находится на муниципальных землях

Процесс неоднократно отодвигался в ожидании результатов независимой экспертизы самого здания и его месторасположения, которую потребовал провести ответчик, предложив для этого компанию «Ликад». Однако, несмотря на то, что экспертиза состоялась, окончательной ясности в этом деле по-прежнему нет, а сами выводы специалистов можно было бы назвать двоякими. Самый главный момент, который удалось доказать, — грунт был обсыпан, то есть береговая линия изменена. И тем не менее после этого эксперты дали заключение, что от береговой линии до торца здания есть положенные 20 метров. В этом смысле их выводы можно расценивать как явную поддержку стороны Миронова и Гусмановой. Именно этот факт стал поводом для Гусмановой через суд потребовать от исполкома Тукаевского района разрешения на ввод здания в эксплуатацию.

Гильмутдинов же со своей стороны указывает, что эксперты в своих замерах отталкивались от реального, а не проектного уровня воды Нижнекамского водохранилища. «При плановом уровне водохранилища в 68 метров здание в любом случае окажется в зоне подтопления», — поясняет прокурор. С выводами природоохранного прокурора согласны и в отделе водных ресурсов РТ Нижне-Волжского бассейнового водного управления (БВУ) агентства водных ресурсов РФ. Ведомство обращает внимание, что оценка проводилась без участия их представителя, хотя отдел проходит по делу в качестве третьего лица и должен был быть извещен об экспертизе. Кроме того, земли, занятые Мироновым, управление также относит к водному фонду, ссылаясь на энергетическую стратегию России до 2030 года, которая предусматривает поднятие уровня водохранилища до отметки в 68 метров. В отзыве управления сведения и выводы экспертов называются «противоречащими существующему положению».

Алексей Миронов (фото: <a href=
Жители Белоуса однозначно называют и дом, и коттедж напротив вотчиной «короля недвижимости» Алексея Миронова (фото: chelny-biz.ru)

Аргумент стороны Гусмановой о том, что проведенные работы суть берегоукрепляющие мероприятия, отдел водных ресурсов тоже не устраивает, так как своего разрешения на это отдел не давал. Значит, они были проведены незаконно. Суммируя свои доводы, ведомство просит суд «признать трехэтажное строение, расположенное в береговой полосе Нижнекамского водохранилища, самовольной постройкой».

«ТАК ЛЮБОЙ МОЖЕТ ПОЗВОНИТЬ: «Я ГУСМАНОВА, Я ЛЕЖУ В БОЛЬНИЦЕ!»

Нынешнее заседание началось с того, что судья Жанна Низамова сообщила, что в ее адрес поступили ходатайства. В частности, представитель исполкома Тукаевского района известил ее, что не может присутствовать на процессе, так как именно в этот день находится в Казани — на некоем заседании республиканского минстроя. В связи с этим он просит отложить рассмотрение дела на две недели. Адвокаты Гусмановой, а их двое, тоже не явились. Они устно по телефону сообщили, что якобы находятся в командировке. И тоже попросили двухнедельной отсрочки. Отзвонилась в суд и сама Гусманова. Бизнесвумен и вовсе попросила приостановить процесс. Причиной она назвала то, что в данный период времени нездорова и лежит в больнице. Как сказала Низамова, подтверждающие документы ответчица готова предоставить после выписки.

Нажмите, чтобы увеличить

Гильмутдинов был категорически против удовлетворения данных ходатайств. «Это уже третье заседание, на которое не являются представители ответчика, — высказал прокурор свое мнение. — Это способ затягивания процесса и злоупотребление своими правами. У ответчицы два представителя, и оба одновременно якобы отсутствуют в городе. При этом не представлены никакие документы, подтверждающие, что они участвуют в каких-то других процессах, хотя законодательство того требует». Представитель надзорного органа попросил судью продолжить процесс в отсутствие стороны ответчицы: «Позиция их известна, она отражена в деле, в том числе и во встречном иске», — уточнил прокурор. Филиппов и Трушков полностью поддержали Гильмутдинова, заявив, что они тоже не видят оснований для отсрочки рассмотрения дела.

После этого Низамова удалилась в совещательную комнату, чтобы принять решение по ходатайствам стороны Гусмановой и исполкома, там она находилась не менее получаса. Во время ее отсутствия Гильмутдинов в сердцах отреагировал на происходящее: «Совсем обнаглели адвокаты, — высказался он, — по телефону сообщают, что их не будет!». «Так любой может позвонить и сказать: «Я Гусманова, я лежу в больнице», — поддержал прокурора Филиппов. «И документов никаких нет, — продолжил Гильмутдинов. — А чтобы приостановить процесс, мало самого факта нахождения в больнице. Нужна еще специальная справка, что по причине имеющегося заболевания она не может присутствовать в суде, например, не может ходить».

Сергей Трушков – представитель Росприроднадзора

Так или иначе, но судья все-таки приняла решение приостановить процесс, причем на неопределенный срок. Основанием послужила как раз болезнь Гусмановой, а не командировки ее адвокатов и представителя исполкома. По мнению Низамовой, невозможность присутствия ответчицы в зале суда лишает ее возможности на защиту собственных доводов. Когда состоится следующее заседание, станет известно только после того, как Гусманова покинет больничную койку...

Интересно, что, вопреки обыкновению, от представителей ответчика уже после заседания суда последовал сухой, но все же ответ. Сам Миронов комментировать что-либо отказался, сославшись на то, что это будет некорректно (все же в иске фигурирует Гусманова, а не он), и переадресовал вопросы юристу Альберту Халиуллину. Адвокат в ответ на просьбу «БИЗНЕС Online» прокомментировать, предоставила ли их сторона документы о невозможности присутствия на последнем заседании, заявил, что копия больничного листа Гусмановой была передана суду уже после завершения судебного заседания. Результаты же проведенной экспертизы юрист вообще опроверг, заявив, что никакой отсыпки грунта на самом деле не было, а береговая линия никаким изменениям не подвергалась.

Что ж, остается пожелать деловому партнеру Миронова скорейшего выздоровления.