КАК ТАТАРСТАНУ ИЗБЕЖАТЬ «НОЧИ ДЛИННЫХ КОВШЕЙ»

Первая в 2016 году встреча в рамках проекта «Бизнес и власть: откровенный разговор» прошла на новой площадке — вместо частных гостиничных конференц-залов предприниматели собрались в квазигосударственном «Штабе». По всей видимости, бессменному модератору проекта, уполномоченному при президенте РТ по защите прав предпринимателей Тимуру Нагуманову это помещение в стиле open space с неформальным флером понравилось — две недели назад именно там провели презентацию совета по предпринимательству при президенте РТ. Так что вполне возможно, что существующий уже более полутора лет проект получил новую базовую площадку.

На этот раз на встречу с предпринимателями пришел министр промышленности и торговли РТ Альберт Каримов, назначенный на эту должность в конце прошлого года. Возможно из-за нового места, предполагающего более «демократичный формат» общения, а может, по какой-то другой причине, но вчера предприниматели без раскачки включились в дискуссию. Тон задало выступление владельца юридической компании «Надеждин и партнеры» (Набережные Челны) Михаила Надеждина. «По России прокатилась «ночь длинных ковшей», и в Набережных Челнах 80 объектов готовится к сносу», — напомнил он и поинтересовался, что делается для того, чтобы внести поправки в федеральный закон о торговле, которые смогут остановить снос киосков. Также предприниматель затронул проблему регламентации мобильной торговли и предложил делать специализированные автолавки на базе грузовиков КАМАЗа, ЕлАЗа и микроавтобусов, которые были закуплены частными перевозчиками, но вытесняемы с маршрутов муниципальным транспортом.

Каримов признал, что нестационарная и мобильная торговля существует в правовом вакууме, но в Госдуму были внесены три поправки в закон о торговле, предлагающие варианты решения проблемы. «На федеральном уровне идет определенная лоббистская борьба», — проинформировал он и пообещал изучить предложения предпринимателей. А Нагуманов заверил, что Татарстан не будет ждать решения федералов и начнет действовать на основе имеющейся законодательной базы. «Мобильная торговля уже есть, — констатировал он. — Несколько предпринимателей сделали фудтраки, соответствующие всем нормам, Роспотребнадзор их проверил. Но они работают нелегально, на это просто закрывают глаза». По его словам, в ближайшее время законопроект поступит в Госсовет РТ на утверждение. Что касается нестационарной торговли, то, по словам бизнес-омбудсмена, «рубить всех под одну гребенку — это неправильно». Он подчеркнул, что в Казани есть примеры цивилизованной нестационарной торговли.

«ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЕ — ЭТО ОБОРОНА. НЕОБХОДИМО ЭКСПОРТООРИЕНТИРОВАННОЕ ПРОИЗВОДСТВО»

Директор ООО «Казанский завод «Рикос-смазочные материалы» Виктор Рейниш поднял тему импортозамещения. Он спросил, как государство планирует стимулировать предприятия, которые будут переходить на импортозамещающую продукцию. «Мы единственное в Татарстане предприятие, которое производит смазочные материалы, — рассказал он. — Сейчас нам очень сложно пробиваться на местные рынки. При всех прочих равных условиях, приоритет все равно отдается импортной продукции». По словам Рейниша, предприятие производит смазочные материалы для чешских, французских, голландских компаний, а они реализуют их в России под своими брендами. Министр рассказал о действующих программах поддержки импортозамещения, но подчеркнул, что они рассчитаны на компании и продукцию, вошедшие в отраслевой план импортозамещения. При этом Каримов дал некоторые советы, как попасть в этот план.

Тему развил директор ОО «Дорит» Илья Мазо: «Мы начали выпускать биологические камеры — это импортозамещающий товар. Пока продукция единичная, но нам хотелось бы выйти на зарубежные рынки. Чем вы можете помочь?» Вопрос очень обрадовал Каримова. Свою радость он объяснил тем, что на самом деле импортозамещение — это латание дыр, оборона. Намного перспективнее развивать экспортоориентированное производство. Тогда вопрос импортозамещения решится автоматически. По мнению министра, сегодняшний курс иностранных валют дает шанс занять различные ниши на мировом рынке, и не надо эту возможность упускать. Впрочем, действующие в Татарстане федеральные и республиканские механизмы поддержки экспорта работают недостаточно эффективно, признал министр. Как результат, несмотря на хорошую конъюнктуру, объем экспорта из Татарстана сократился на 30% в долларовом выражении и составил $2,46 миллиарда. «Надо переломить эту ситуацию», — призвал Каримов и пообещал заняться разработкой новой программы поддержки продвижения татарстанской продукции на международные рынки.

ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕРАБОТЧИКОВ ПОЛИМЕРОВ ТАК И НЕ РЕШЕНЫ

Генеральный директор ООО «Фонд прямых инвестиций» Руслан Халилов затронул горячую тему взаимоотношений малых переработчиков полимеров с производителями сырья. Он пожаловался, что торговые сети работают на условиях 90-дневной отсрочки оплаты за поставленную продукцию, в то время как поставщики сырья требуют плату день в день. «Мы понимаем, что «Нижнекамскнефтехим» и «Казаньоргсинтез» — это такие же коммерческие структуры, там работают такие же предприниматели, как и мы, поэтому нужна какая-то...» — начал Халилов. «Совсем уж ровнять себя с ними не надо, вас не так поймут», — вставил Нагуманов под смех зала. «Поэтому нужна какая-то прослойка, которая взяла бы на себя бремя компенсации этого кассового разрыва», — продолжил Халилов. По его мнению, компаний-переработчиков в Татарстане не так уж и много, чтобы обеспечить всех рассрочкой на 90 дней. «Государству это выгодно, так как эта финансовая помощь обернется большими поступлениями в бюджет», — подчеркнул предприниматель.

Министр воспринял предложение о государственном субсидировании отсрочки платежей со скепсисом и предложил в качестве альтернативы находить общий язык с местными торговыми компаниями, в рамках их концепции выживания в борьбе с крупными федеральными сетями. Видя, что это предложение не вызвало энтузиазма Халилова, Каримов добавил, что готов обсуждать предложения бизнесменов.

Тему также прокомментировал Нагуманов. Он напомнил, что предложение о создании промежуточного оператора обсуждалось на различных совещаниях. «По идее, это должен сам рынок делать, но пока рынок этого не делает, — посетовал он на нерасторопность предпринимателей. — Мы должны каким-то образом помочь рынку, может быть, за счет снижения самоокупаемости. Но дотировать кассовый разрыв, по моему мнению, это не совсем правильно».

Мысль продолжил Каримов, он отметил, что с подобными проблемами сталкиваются и татарстанские фермеры, которые не могут на равных вести переговоры с торговыми сетями, требующими кабальные условия сотрудничества. «Надо создать некоего посредника, который бы аккумулировал поставки фермеров и который бы решил проблему отсрочки платы за товар, — предложил он. — Посредник — это не всегда плохо».

«МЫ ВЕРНЕМСЯ ВО ВРЕМЕНА СССР, РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ НЕ СТАНЕТ»

Эрик Акчурин из ЗАО «А.Т.М.С.С.» сообщил, что электроэнергия в Татарстане стоит дороже, чем в других регионах, и предложил заморозить цену на энергоносители. «По каким-то параметрам дороже, а по каким-то и дешевле», — поправил его министр. Он напомнил, что Россия входит в десятку стран с наиболее дешевой электроэнергией. К тому же рост ее стоимости отстает от инфляции (9% и 12,9% соответственно). «Давайте заморозим цены на электроэнергию, но тогда надо будет замораживать цены и на оборудование, которое необходимо для перевооружения энергокомпаний, затем надо будет заморозить цену на газ, который используется в электростанциях, а потом придется регулировать все и вся. Мы вернемся во времена СССР, рыночной экономики не станет». Министр призвал аккуратно искать баланс интересов и использовать другие механизмы, например, активнее внедрять энергосберегающие технологии или переводить производство в технопарки, которые предоставляют льготы и конкурируют за каждого нового резидента.

Однако предложение из зала нарушить монополию Сетевой компании и допустить на татарстанский рынок федеральных игроков застало его врасплох. «Этот процесс, так или иначе, уже идет, другое дело — какими темпами... Все надо тщательно взвешивать», — уклончиво ответил Каримов.

«Нападение» на энергокомпании продолжил руководитель ООО «Конкор-оптика» (центр глазного протезирования в Набережных Челнах) Максим Федоров: «Почему энергоснабжающие компании увеличивают свою капитализацию за наш счет? Я заплатил 1,8 миллиона рублей за теплосети, 1,2 миллиона — за электричество и еще 1 миллион — за канализацию. Таким образом, только я один увеличил капитализацию энергоснабжающий организаций на 4 миллиона рублей! Пусть тогда на мой баланс передают построенные за мой счет сети и платят мне аренду за их использование — они доставляют электричество мне с использованием моей же инфраструктуры. А если они принимают сети себе на баланс, то пусть тогда учитывают их стоимость в платежах».

«Вопрос возник не сегодня, и мы готовы его обсуждать», — вновь туманно начал министр. Он подчеркнул, что выступает за развитие конкурентоспособности малого и среднего бизнеса. Но, с другой стороны, такой подход приведет к росту операционных издержек энергокомпаний. «Деньги на постройку инфраструктуры ведь из космоса не возьмутся! Поэтому на проблему смотреть нужно в комплексе», — сказал Каримов.

«Мне очень приятно, что предприниматели выступают для энергокомпаний космосом, потому что они деньги от нас получают», — удачно парировал Федоров. — У меня последний вопрос: готовы ли вы стать тем министром, который решит эту проблему?» — попытка припереть министра к стенке была встречена аплодисментами зала. «Я готов стать тем министром, который решит эту проблему в интересах предпринимателей и энергокомпаний», — ловко вывернулся Каримов, тоже сорвав аплодисменты.

«ИДЕЯ» РАССТРОИЛА МИНИСТРА

Риназ Севрюков из компании «Идея-технолоджи» поделился тревожной информацией о тяжелой ситуации в технопарке «Идея-Юго-Восток» (Лениногорск). Это один из четырех старейших в Татарстане технопарков — он был создан в 2004 году как совместное предприятие «Татнефти» и технопарка «Идея». Однако сейчас, по словам Севрюкова, налоговая инспекция из-за огромной задолженности по налогам готова объявить технопарк банкротом. У него уже арестованы счета. «Это в целом сказывается негативно на резидентах, причем «Татнефть» не хочет помочь исправить ситуацию в дочерней компании, — рассказал Севрюков. — Мы понесли определенные затраты на аренду помещений, на зарплату, но теперь вынуждены уйти из технопарка — де-юре мы продолжаем числиться там, а фактически работаем в другом месте. Технопарк не выполняет свои функциональные обязанности перед резидентами, складские помещения постоянно заливаются водой...» Севрюков спросил у министра, есть ли смысл в функционировании такого технопарка и стоит ли туда приводить своих китайских партнеров.

Было заметно, что информация расстроила Каримова. С 2004 года он работал в технопарке «Идея» директором по экономике и финансам, а с 2006-го — возглавил управляющую компанию ОАО «УК «Идея Капитал» и непосредственно участвовал в создании «Идеи-Юго-Восток». «Я не знал, что там такое происходит, — ответил он. — Тем более что с этой структурой работает «Татнефть», а она, как правило, если берется за проект, то обеспечивает нужный уровень реализации». Он пообещал разобраться в ситуации и в то же время дал совет предпринимателю, если ему не нравятся условия работы в «Идее-Юго-Восток», найти более подходящий технопарк, благо их сейчас в Татарстане много и они конкурируют друг с другом за резидентов. Правда, оказалось, что этим советом воспользоваться будет сложно — 26% уставного капитала компании «Идея-технолоджи» принадлежит технопарку «Идея-Юго-Восток». «Давайте более подробно изучим ситуацию», — предложил министр.

Тимур Нагуманов и Альберт Каримов
Тимур Нагуманов и Альберт Каримов

В ТАТАРСТАНЕ ХОТЯТ ПОМЕНЯТЬ УСЛОВИЯ ПАТЕНТНОЙ СИСТЕМЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Индивидуальный предприниматель из Зеленодольска Маргарита Зверева подняла тему невыгодности патентов. По ее словам, условия, которые предлагаются предпринимателям в Татарстане, хуже, чем в соседних регионах и даже в Москве. В качестве примера она привела свои расчеты квартальных начислений. Так, за помещение в 25 кв. м под магазин в Казани предприниматель, работающий на патентном налогообложении, платит 51,7 тыс. рублей, в Зеленодольске — 31,5 тыс., а в Москве — всего 30 тысяч. Меньше всего за аналогичное помещение предприниматель платит в Йошкар-Оле — 16,5 тыс. рублей.

По словам Нагуманова, тема патентов последние два года активно обсуждается, в то время как число предпринимателей, платящих патенты, постоянно сокращается. Была создана рабочая группа из депутатов Госсовета РТ и представителей бизнес-сообществ. «Сейчас рабочая группа уже практически завершила свою работу, подготовив свои предложения по внесению изменений в патентную систему налогообложения. Скажу только одно: патенты дешевле не будут, чем другие системы налогообложения», — разочаровал он участников встречи. «Когда можно будет прочитать проект поправок?» — спросила Зверева. «Когда они будут внесены в Госсовет», — ответил Нагуманов. Каримов пояснил, что предложения планируется внести в Госсовет до 1 апреля.

«КАК Я ВАМ МОГУ ОТКАЗАТЬ В ПРОСЬБЕ ИДТИ ПО СТОПАМ МИНТИМЕРА ШАРИПОВИЧА?»

Генеральный директор чистопольского завода «Вектор» Виктор Классен, сообщил, что его предприятие хочет вернуться под крыло концерна ПВО «Алмаз-Антей», но для этого надо получить лицензию от министерства обороны РФ. Цена вопроса — дополнительно 100 - 150 рабочих мест в Чистополе и примерно на 250 - 300 млн. рублей дополнительных хоздоговоров. «До 1992 года у нас на 100 процентов был гособоронзаказ, — напомнил Классен. — Потом наступили сложные времена, и только при поддержке Минтимера Шариповича (первого президента РТ Минтимера Шаймиеваприм. авт.) мы получили федеральную лицензию по спутниковой связи. И до сих пор мы небольшой оператор спутниковой связи. Весь последний период активно работаем в интересах «Алмаз-Антея». Мы хотим вернуться в лоно нашего концерна, но для этого нам надо помочь с получением этой лицензии, как в свое время нам помог Шаймиев».

«Ну как я вам могу отказать в просьбе идти по стопам Минтимера Шариповича?» — под смех зала ответил Каримов. Он пообещал помочь с получением лицензии, указав, что рынок оборонных заказов и продукции двойного назначения во многих странах — один из драйверов роста всей экономики.

«В КРИЗИС ЦЕНЫ РАСТУТ, НО КОГДА КРИЗИС ЗАКОНЧИТСЯ, ЦЕНЫ ВСЕ РАВНО НЕ УПАДУТ»

Артур Туктаров из компании «Атон-импульс» (производит вездеходы) пожаловался министру на то, что монополист на российском рынке алюминия — компания «Русал» (владеет Олег Дерипаска) — поднял цены в 2,5 раза, прировняв их к биржевым ценам на мировых рынках. «Что нужно сделать, чтобы привести Дерипаску в чувство?» — задал он риторический вопрос, пояснив свою мысль тем, что «Русал» получает незаслуженную сверхприбыль, платя все расходы в рублях, а доход получая в долларах. Таким образом, по мнению Туктарова, такие олигархи, как Дерипаска, провоцируют новые витки инфляции. «Частично это так, но надо смотреть на проблему более широко, — посоветовал Каримов. — Сейчас рыночная конъюнктура позволяет «Русалу» получать сверхдоход, но когда рубль укрепится, цена на алюминий может упасть, и предприятие будет его продавать с убытком для себя. Это рынок, ничего не поделаешь. Мы должны искать возможности, чтобы не было шокового изменения цены, чтобы предприниматели не страдали».

Впрочем, его аргументы не убедили оппонента: «В кризис цены растут, но когда кризис, надеюсь, закончится, цены все равно не упадут!» На помощь министру вновь пришел бизнес-омбудсмен. «Искусственные ограничения рынка вылезут боком», — сказал он, предложив прекратить чисто теоретическую дискуссию.

Напоследок предприниматели спросили министра, какой бизнес, по его мнению, сейчас наиболее выгоден и кто может рассчитывать на поддержку государства. «Читайте «Стратегию-2030», там указаны приоритетные направления развития экономики, которые республика планирует поддерживать, — ответил Каримов. — Но это не значит, что нельзя построить успешный бизнес в других направлениях. У меня есть на примете пара-тройка идей для бизнеса, но я вам о них не расскажу. Я сам их планирую реализовать, когда уйду из министерства. В этом деле каждый сам за себя. Это вам любой предприниматель скажет», — под смех зала закончил свои откровения министр промышленности и торговли РТ.