НОВЫЙ МИНИСТР ЭКОНОМИКИ ПООБЕЩАЛ СРЕДНЮЮ ЗАРПЛАТУ В ТАТАРСТАНЕ ДОВЕСТИ ДО 24 ТЫСЯЧ РУБЛЕЙ. ЧЕРЕЗ ТРИ ГОДА…

Вчера в Госсовете РТ стартовало обсуждение бюджета республики, который нынче принимается сразу на три года - на 2011-2013 годы. Депутаты, в большинстве, видимо, настолько уверовали в окончание кризиса, что практически не дискутировали о содержании главного финансового документа РТ. Серьезное беспокойство по поводу возможных в обозримом будущем проблем с наполнением казны высказали только коммунисты и, как это ни странно, премьер-министр Ильдар Халиков.  

СОМНЕНИЯ ОДОЛЕЛИ НЕМНОГИХ

Отметим, что бюджет РТ на 2011-2013 представлен новым составом правительства. В зале, заполненном депутатами и приглашенными, возникало ощущение, что стороны присматриваются друг к другу – все-таки обсуждение такого документа с участием нового премьера и нового министра экономики происходит впервые. Ильдар Халиков очень внимательно разглядывал присутствующих и сосредоточенно внимал всему, что они говорят. Интересно, что за все время обсуждения он не проронил ни слова, лишь в самом конце он подвел резюме разговора, призвав всех к реализму. Но об этом – ниже.

В самом начале слушаний (их вел председатель бюджетного комитета Мурад Гадыльшин) выступил министр экономики Мидхат Шагиахметов. Он представил депутатам основные итоги социально-экономического развития РТ в этом году и прогноз на 2011-2013 год (см. таблицу 1).

По прогнозам минэкономики, валового региональный продукт в 2011 году вырастет на 6%, в 2012 и 2013 годах – на 5%. Промышленное производство в следующем году относительно 2010 года вырастет на 6,3%, в 2012 и 2013 годах (относительно предыдущих) на 4,5%. Увеличение фонда заработной платы в 2011 году составит 9,2%, в 2012 году - 16%, в 2012 году – 16,2 %. То есть практически по всем показателям прогнозируется рост. Перевалить за триллион рублей в валовом региональном продукте планируется уже в следующем году. Отметим, что данный рубеж экономика республики должны была взять в 2008 году, однако кризис отодвинул реализацию заветной цели минимум на три года. Планируется также сокращение численности госслужащих на 20%.

Министр сообщил, что при МЭРТ была создана специальная аналитическая группа, которая  рассматривала, помимо этих, и другие варианты развития экономики республики. Но раскрывать, какие именно, не стал. Лишь отметил, что министерство выполняет расчеты исходя из того, что доллар в 2013 году будет стоить 31 рубль, а цены на нефть будут колебаться от 60 до 85 долларов за баррель. Средняя заработная плата в 2013 году, по расчетам МЭРТ, должна достичь в республике 24 тысяч рублей. В последней цифре усомнился лидер фракции КПРФ Хафиз Миргалимов, в присущей ему эмоциональной манере задавший министру вопрос: «Вы сами-то в это верите?!»

Сомнения одолели и единоросса Виталия Логинова, который попросил министра объяснить, почему прогноз инфляции в Татарстане ниже (6%), чем в целом по РФ (7%), ведь речь вроде идет об одном и том же экономическом пространстве. Шагиахметов ответил, что в Приволжском федеральном округе самая низкая инфляция в Татарстане, цены растут медленнее, чем у нас, только в Самаре. Ответ вроде есть, но по существу ли? Но, как показывает практика обсуждения предыдущих бюджетов, ответы на депутатские вопросы – особое министерское искусство.

ТРИ ПРОБЛЕМЫ ТРЕХЛЕТНЕГО БЮДЖЕТА: ДОЛГИ, ВЫПАДАЮЩИЕ ДОХОДЫ И ДЕФИЦИТ

Им, без сомнений, владеет в совершенстве второй докладчик – министр финансов Радик Гайзатуллин (у него за плечами принятие по меньшей мере семи бюджетов!). В своем по-военному четком и стремительном докладе он обрушил на депутатов колоссальное количество данных о бюджете 2011-2013 (наиболее значимые мы приводим в таблице 2). Из доклада Гайзатуллина стало ясно, что у бюджета трех ближайших лет три главных проблемы.

Первая – это выпадающие доходы, возникшие в связи с тем, что Татарстан через три года перестанет получать компенсацию по налогу на добычу полезных ископаемых (который, как известно, был перераспределен 2 года назад в пользу федерального бюджета) и тем, что появляется ряд новых нюансов в налогообложении предприятий. Размер потерь, по словам министра, достигнет 10 млрд. рублей.

Вторая проблема – необходимость погашения долгов, в том числе ранее взятых. В 2011 году предстоит выплатить 5,6 млрд. рублей, в 2012 – 16,3 млрд., в 2013 – 6,5 млрд. Кстати, это не считая долгов муниципалитетов, которые, как выяснилось, составляют 19 млрд.рублей (в том числе 13млрд. – Казань). 

И третья – самая главная – сохраняющийся существенный дефицит, в 2011 году он будет составлять 10 млрд. рублей. Покрывать его Минфин намерен за счет остатка средств с 2010 года, а также новых заимствований. Видимо, отсюда и заметно растущий (см. таблицу 2) размер верхнего предела госдолга.  

Депутаты  не стали особо терзать Гайзатуллина, задав лишь несколько дежурных вопросов. Атмосферу попытался накалить в обсуждении бюджета все тот же Хафиз Миргалимов, заявивший, что возглавляемая им фракция КПРФ была фактически отстранена от работы над проектом бюджета, но готова предложить свой, альтернативный вариант.

-  Мы считаем, что доходы бюджета занижены! – заявил Миргалимов. – По нашим подсчетам, на 2011 год доходы от налога на прибыль и НДФЛ занижены на 12 млрд. рублей. А это больше, чем размер дефицита бюджета. Доходную часть надо пересмотреть!

Итог в целом довольно вялого обсуждения подвел Ильдар Халиков. Было отчетливо видно, что премьер и обеспокоен гораздо больше, чем многие депутаты, и осведомлен он оказался лучше о макроэкономической ситуации в мире.

- Могу сказать искренне: прогноз социально-экономического развития достаточно оптимистичный,  - сказал премьер. – То, что сегодня происходит на мировом финансовом рынке, «война курсов», процессы на нефтяных рынках, резкие колебания и заявления о нестабильности – это серьезный риск. И можно сказать, что весь прогноз сформирован без учета этих рисков, с учетом положительных тенденций, в которые мы все верим и надеемся. Но в жизни бывают совершенно непредвиденные ситуации. Дефицит бюджета не маленький, жизнь такова, что возникают непредвиденные расходы, возникает и недополучение доходов. Кто мог год назад, когда шли такие же парламентские слушания, спрогнозировать, что будет такая засуха? Что мы соберем зерновых в пять раз меньше обычного? Что придется делать все, чтобы – не побоюсь этого слова - спасать сельское хозяйство?

Слова Халикова явно произвели на часть депутатов впечатление «холодного душа» - премьер на первых же для него бюджетных слушаниях дал понять, что готов к дискуссиям высокой степени остроты. Увы, не оказались, похоже, к этому готовы депутаты…

Ринат Билалов
Владимир Казанцев
Фото с сайта Госсовета РТ

 

Таблица 1. Прогноз социально-экономического развития Татарстана

 

2008

отчет

2009

отчет

2010

оценка

2011

прогноз

2012

прогноз

2013

прогноз

Валовой региональный продукт (ВРП), млн. рублей

923 млрд. рублей

878 млрд. рублей

965 млрд. рублей

1080 млрд. рублей

1200 млрд. рублей

1320 млрд. рублей

Численность зарегистрированных безработных, тыс. человек

25,5

56,4

55,0

50,0

45,0

38,0

Индекс потребительских цен  (в % к декабрю предыдущего года)

111,8

107,5

107

106,5

106

105,5

Экспорт товаров, млн. долларов США

18445,8

11748,6

14100

14550

15460

16211,5

Импорт товаров, млн. долларов США

2927,6

1743

1800

1990

2240

2530

 

Таблица 2. Бюджет Татарстана 2011-2013

 

2010

2011

2012

2013

Консолидированный бюджет Татарстана

Прогнозируемый общий объем доходов

 

103 млрд. рублей

106 млрд. рублей

110 млрд. рублей

Общий объем расходов

 

113 млрд. рублей

115 млрд. рублей

119 млрд. рублей

Дефицит

 

10 млрд. рублей

8 млрд. рублей

8 млрд. рублей

Бюджет Татарстана

общий объем доходов бюджета

66 млрд. рублей

 

126 млрд. рублей*

79 млрд. рублей

81 млрд. рублей

83 млрд. рублей

общий объем расходов бюджета

78 млрд. рублей

 

138 млрд. рублей*

89 млрд. рублей

90 млрд. рублей

93 млрд. рублей

дефицит

12 млрд.

10 млрд. рублей

8 млрд. рублей

9 млрд. рублей

верхний предел государственного внутреннего долга РТ

48 млрд. рублей

60 млрд. рублей

61 млрд. рублей

68 млрд. рублей

Сумма поступлений налога на прибыль

17,5 млрд. рублей - первоначально

25,0 млрд. рублей

24,8 млрд. рублей

25,3 млрд. рублей

налога на доходы физических лиц

18,7 млрд. рублей - первоначально

21 млрд. рублей

23,7 млрд. рублей

26,1 млрд. рублей

поступления акцизов

7,7 млрд. рублей - первоначально

8,4 млрд. рублей

 

 

налога на имущество организаций

8,6 млрд. рублей - первоначально

9,3 млрд. рублей

9,7 млрд.рублей

10,2 млрд.рублей

Транспортный налог

1,8 млрд. рублей - первоначально

1,95 млрд. рублей

1,97 млрд. рублей

1,99 млрд. рублей

* бюджет после получения дополнительных средств из федерального центра