Ильдар Халиков открыл сезон охоты на ночные клубы
Ильдар Халиков открыл сезон охоты на ночные клубы

«СИНТЕТИКА» РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ СО СКОРОСТЬЮ ПОЖАРА

Отчитываясь в успехах борьбы с наркотрафиком, начальник управления ФСКН России по РТ Фаяз Шабаев сегодня рассказал о том, как изменилась картина рынка наркоторговли. Одна из главных тенденций этой «отрасли» преступного мира — распространение синтетических наркотиков и новых видов психоактивных веществ. Общее число больных наркоманией снижается, зато любителей «синтетики» становится все больше, отмечают наркополицейские.

Статистика это подтверждает: в 2015 году республиканским управлением Госнаркоконтроля (ГНК) была изъята почти тонна синтетических наркотиков — в 9 раз больше, чем годом ранее. Удельный вес «синтетики» в общей массе изъятых дурманящих веществ составил 90%. Причем наряду со скоростью распространения этого типа наркотиков Госнаркоконтроль беспокоит их эволюция: за 4 последних года в Татарстане выявлено свыше 90 новых видов синтетических веществ.

Отдельно Шабаев напомнил об успешной операции с декадентским названием «Эстонский Ноктюрн», результаты которой были подведены в ноябре. Республиканский наркоконтроль изъял 970 кг сырья для изготовления спайса сразу на 4 оптовых складах в Казани, Уссурийске и Новосибирске. Из этого количества концентрата стоимостью около 38 млрд. рублей можно было изготовить целых 19 т курительных смесей.

В «приоритете» у Госнаркоконтроля и интернет-торговля дурманом. В прошлом году ведомство обнаружило 497 сетевых ресурсов, где содержалась информация о сайтах, распространяющих наркотики на территории республики. Роскомнадзором уже были заблокированы 472 сайта, остальные пока проверяют. Всего же за подобные высокотехнологичные преступления были задержаны 160 человек и заведено 82 уголовных дела.

Фаяз Шабаев
Фаяз Шабаев: «Несмотря на проводимые уже несколько лет профилактические мероприятия, проблемы в ряде ночных заведений сохраняются. В 2015 году сотрудниками управления в ночных клубах привлечены за употребление наркотиков 68 человек»

«ОДНОГО СЛУЧАЯ БУДЕТ ДОСТАТОЧНО, А НЕ 27!»

Глава республиканского ГНК указал и на некоторые проблемы в работе ведомства. «Высокой остается выявляемость наркопотребителей в местах массового отдыха молодежи, — признал руководитель республиканского УФСКН. — Несмотря на проводимые уже несколько лет профилактические мероприятия, проблемы в ряде ночных заведений сохраняются. В 2015 году сотрудниками управления в ночных клубах привлечены за употребление наркотиков 68 человек».

По информации Шабаева, львиную долю из них — 27 человек под кайфом — оперативники обнаружили в ночном клубе BioPort, получившем скандальную известность. «Главная причина закрытия — славная деятельность нашего управления по контролю за оборотом наркотиков. Каждую пятницу около 12 ночи они приходили и устраивали массовую проверку. Ловили, по их мнению, подозрительных посетителей, заталкивали в туалет, заставляли проходить тест на наркотики. Один наш постоянный клиент — я его хорошо знаю, он гарантированно ничего не употребляет — пошел на принцип: не буду проходить — и все. Его догнали, скрутили, положили на пол. Какой человек после этого еще раз сюда придет?» — так объяснял «БИЗНЕС Online» причины закрытия клуба соучредитель BioPort Альберт Валиев. Теперь, по словам главы татарстанских наркополицейских, с большинством клубов «достигнуто взаимопонимание и налажено рабочее взаимодействие».

— Это так называемые ночные клубы «Литл», «Арена», «Ферзь», «Легенда», «Ленин», — перечислил Шабаев заведения, руководство и собственники которых выразили лояльность Госнаркоконтролю. — С ними беспрепятственно проводится весь комплекс оперативно-разыскных мероприятий по противодействию незаконному обороту наркотиков. — Шабаев сделал небольшую, но вескую паузу и продолжил. — Однако некоторые руководители не всегда с пониманием относятся к деятельности наркоконтроля.

— У нас Роспотребнадзор присутствует здесь? — перебил докладчика Ильдар Халиков, обратившись к залу, заполненному сотрудниками Госнаркоконтроля. — Приглашаю на отдельное закрытое совещание. Надо наладить непрерывное еженедельное информирование о таких материалах (случаях выявления среди посетителей ночных клубов людей в состоянии наркотического опьяненияприм. ред.). Уверен, что наши коллеги из Роспотребнадзора примут быстрые необходимые решения, позволяющие сначала на 30 дней, а потом насовсем закрывать такие заведения. Я считаю, что одного случая, одного факта будет достаточно, а не 27, тем более из числа персонала...

Но этого премьер-министру республики показалось мало.

— Кто нам из коллег еще может помочь? МЧС? — вновь задал вопрос в зал Халиков. — У этих двух структур полномочия есть, и я уверен, что прокуратура поддержит это предложение и мы найдем механизм, как это обеспечить. Сегодня здесь СМИ присутствуют. Говорю об этом умышленно, публично. В каждом таком случае мы находили и будем находить основания, чтобы эти заведения прекращали свою деятельность, а владельцы несли большой материальный ущерб.

«КЛУБЫ ДЛЯ НАРКОМАНОВ УМЕРЛИ В КОНЦЕ 90-Х»

В республиканской прокуратуре по-своему поняли слова премьер-министра. «Распространение наркотиков, помимо того, что это негативное социальное явление, связанное с вредом для здоровья, является еще и преступлением. И, поскольку в том или ином развлекательном заведении совершается преступление, к этому заведению у контролирующих и правоохранительных органов могут возникать вопросы. Именно об этом и сказал министр в своем выступлении, — пояснил «БИЗНЕС Online» старший помощник прокурора Татарстана по взаимодействию со СМИ Руслан Галиев. — О том, как этот механизм будет реализовываться, сейчас говорить сложно. Но Роспотребнадзор, если такие сигналы есть, вправе зайти с проверкой в такой клуб. Речь не идет о том, что прокуратура будет ходить с проверками по клубам, мы являемся органом, который согласовывает эти проверки. Естественно, мы будем строго руководствоваться нормами закона, федеральным законом о защите прав субъектов предпринимательства в отношении государственного, муниципального контроля».

Совладелец одного из ночных клубов на условиях анонимности скептически оценил инициативу премьер-министра. «Я считаю, что наркоконтроль просто перекладывает свою ответственность на клубы, — высказался собеседник «БИЗНЕС Online». — Они не хотят тщательно работать по дилерам, перекрывать крупные каналы и, видимо, полагают, что наркодилеры тусуются в клубах. Но это бред! У нас нет клубов для наркоманов, у нас есть клубы для «бухариков». Клубы для наркоманов умерли в конце 90-х. Такие сборища, как Kazantip, например, можно считать опасными для общества, но никак не клубы. Если в ночных заведениях и бывают случаи продажи наркотиков, то они носят единичный характер».

«Давайте протестируем на наркотики всех прохожих на улице Баумана, — предложил предприниматель. — Если найдем тех, кто употребляет, то что, и Баумана закроем? А если в той же мэрии найдем наркоту, то и мэрию закрывать?»

Республиканский наркоконтроль изъял 970 кг сырья
для изготовления спайса стоимостью около 38 млрд. рублей

«БОЛЬШИНСТВО ГОСТЕЙ ОТКАЖЕТСЯ МОЧИТЬСЯ В ПРОБИРКУ ИЛИ СДАВАТЬ КРОВЬ»

В большинстве своем совладельцы и управляющие ночных клубов предложение Халикова ожидаемо восприняли в штыки. Однако среди противников возможного усиления контроля встретились и исключения.

Шамиль Ибрагимов — совладелец продюсерской компании Ozone Pro:

— Я не могу с юридической точки зрения оценить, насколько правомерны эти действия. Насколько я понимаю, неправомерны. Нет такого в законодательстве. Но, зная наше государство, предположу, что все что нужно у нас можно принять задним числом или в течение одного дня.

Попробуем представить, как это будет: заходит ФСКН в любое заведение, проверяет людей на присутствие наркотических веществ в организме, если находит, то заведение на 30 дней закрывается. Теоретически это возможно, но к чему это приведет? Либо к взиманию взяток, когда люди начнут договариваться с органами, либо будут уходить в подполье, как это было в 90-е годы. Причем это на 100 процентов не решит проблему роста наркомании ни в Казани, ни в Татарстане, ни в России. Я общался с представителями структур, которые занимаются профилактикой наркомании в нашей стране, и они мне сказали, что с каждым годом потребление наркотиков только увеличивается. Соответственно, меры, которые они принимают, как я полагаю, недейственны. Ну закроют они все клубы, все кафе. Но это не значит, что наркотики перестанут идти в страну. Просто люди, которые их употребляют, будут делать это как раньше — в подъездах, в подвалах.

Если власти пытаются навязать владельцам заведений, чтобы они не пускали людей в состоянии наркотического опьянения в клуб, это одно. Можно поставить там специалистов, и мы, кстати, в свое время предлагали поставить сотрудников ФСКН в разные наши заведения, которыми мы управляли. На это нам ответили, что у них нет такого права, что они не могут, что они служивые люди и им нельзя получать зарплату в других заведениях. К тому же я думаю, что большинство гостей откажется на входе сдавать анализы, то есть мочиться в пробирку или сдавать кровь.

Я не думаю, что все эти предложенные меры дадут какой-то положительный эффект. Не дадут. И потом, они ведь проверяют в основном заведения, куда ходит молодежь, а заведения для взрослых не проверяют. Но ведь не только молодежь у нас занимается употреблением наркотиков.

Владимир Сайгин — бывший управляющий партнер УК «Rай production», совладелец клуба Art[ель] «Бессонница» (Москва):

— Инициатива абсолютно правильная. Мы всегда стремились поменять образ клуба как среды для распространения наркотиков. Конечно, сам клуб не способствует этому, клуб является зоной риска, средой, где этот бизнес расцветает. Однако я считаю, что принципиальная позиция руководства способна предотвратить такое развитие событий. Для этого владельцам клуба необходимо быть открытыми для сотрудничества со спецслужбами. Тогда распространители не смогут попасть на эту площадку, наркотики в этом заведении не появятся и на данной площадке будет некомфортно их потреблять.

Мы всегда активно сотрудничали с представителями наркоконтроля, поэтому к нашему казанскому клубу никогда не было подобных нареканий. Такой же политики мы придерживаемся и в других заведениях.

Денис Нитенко — совладелец ночных клубов Opera, Bubble Gum и «Батыр»:

— Мне не совсем понятно, на каких правовых основаниях можно закрыть клуб. С наркотиками бороться нужно обязательно. Это наши главные враги. Вы понимаете, что клуб несет большие потери от того, что, к сожалению, существуют такие случаи. Но могу сказать точно: это не клуб способствует распространению этого зла. Например, наши клубы участвуют в городских программах по борьбе с наркотиками и имеют дипломы.

Считаю, что в тяжелой экономической ситуации бороться с легальным бизнесом неразумно. Это как раз-таки угнетение того самого малого бизнеса, который государство обещает всячески поддерживать.