Одной из сенсаций нынешнего лета стало известие о возможной сделке по приобретению 42-процентного пакета акций ОАО "КАМАЗ" концерном Daimler AG, организатором которой выступает инвесткомпания "Тройка Диалог". Сегодня в ряде СМИ было опубликовано интервью генерального директора предприятия Сергея Когогина, в котором он дал развернутый комментарий о том, что ожидает КАМАЗ в случае прихода инвестора из Германии. Однако, для большинства остается за кадром положение дел в самом концерне Daimler.

 

Судя по отчетам немецкого концерна, оно далеко не блестящее. Как известно, многие западные автопроизводители сейчас переживают сильнейший спад. В США GM и Ford вынуждены закрывать заводы, увольнять персонал. Телеканал РБК недавно показал телерепортаж из американской автомобильной столицы Детройта. Город в буквальном смысле обезлюдел, стоимость недвижимости в нем просто смехотворна: двухэтажный коттедж можно приобрести за 7 000 долларов. Работы в Детройте нет.

 

В Европе проблемы автопроизводителей, конечно, не достигли таких масштабов, но и там обстановка становится все более угрожающей. Volkswagen в мае снизил продажи машин на 8.1%, Peugeot – на 7,9%. А Daimler, которому принадлежат марки Mercedes-Benz и Smart, снизил реализацию автомобилей на 13,2%!

 

Мало того, Daimler намерен сократить количество производимых машин уже до конца 2008 года. Представитель концерна Daimler AG Марк Биндер сообщил журналистам, что руководство концерна договорилось с профсоюзом о сокращении выпуска седанов E и S классов, а также автомобилей класса SUV на 45 тыс. штук, пишет avto.ru.

 

Пресс-служба Daimler сообщила об уже согласованном с профсоюзами сокращении объемов производства на период с августа по декабрь. Планируется регулярно отменять одну из двух ежедневных смен, а в конце октября вообще остановить конвейеры на целую неделю. В результате будет выпущено на 45 тысяч "Мерседесов" меньше, чем первоначально намечалось.
О том, что дела компании идут не лучшим образом, говорит и такой факт. Судя по финансовому отчету концерна, чистая прибыль Daimler в пепрвом полугодии 2008 году снизилась на 29,8% – до 2,64 млрд. евро по сравнению с 3,77 млрд. евро, полученными за аналогичный период годом ранее.

 

Но и это еще не все. Над Daimler AG  нависла угроза недружественного поглощения. Об этом сообщает Gazeta.ru. В концерне множатся опасения о том, что в ближайшие месяцы он может стать объектом недружественного поглощения, пишет gazeta.ru. Руководство компании считает, что резкое падение курса акций может сделать ее легкой добычей.

 

По данным издания, руководство Daimler решило разработать специальную стратегию отражения возможных атак. Стратегия, в частности, предусматривает поиск "якорного" инвестора. Главным консультантом выступит Deutsche Bank, клиентами которого являются практически все крупные автостроители Германии. С начала года биржевая стоимость концерна Daimler упала на 45% (!) и сейчас составляет около 36 млрд. евро. Аналитики же оценивают стоимость предприятия в 80 млрд. евро.

 

Таким образом, очевидно, что Daimler сегодня испытывает серьезные проблемы. Глава "Тройки Диалог" Рубен Варданян оценивает 42% акций КАМАЗа в $1,6-1,8 млрд. Насколько все же вероятна такая серьезная покупка на негативном фоне, которым сейчас окружен немецкий концерн?

 

С этим вопросом "Бизнес Jнлайн" обратился к экспертам. Однако, как выяснилось, мало кто из них владеет информацией о состоянии Daimler, либо пока не увидели проблемы. Так, например, Александр Таркаев - депутат Госсовета РТ, в прошлом член совета директоров КАМАЗа считает, что пока причин, которые могли бы помешать сделке, нет.

 

- На мой взгляд, это не такая большая сумма для Daimler, - высказал он свое мнение интернет-изданию "Бизнес Онлайн". Нам нужны не деньги Daimler, а его технологии. Не стоит переоценивать значимость сделки. Она не является жизненно важной ни для Daimler, ни для КАМАЗа. Я думаю, у Daimler очень серьезное отношение к  разного рода альянсам, особенно после сложного "развода" с Chrysler. Для КАМАЗа же это, на мой взгляд, правильный ход с точки зрения стратегии, поскольку перед ним стоит вызов со стороны зарубежных автопроизводителей. 

 

Однако, "Бизнес Онлайн" продолжает следить за развитием событий. Как известно, сейчас на КАМАЗе работают специалисты, изучают положение дел, чтобы осенью Daimler смог принять окончательное решение. Вне сомнений, в последнее время показатели КАМАЗа являются исключительно позитивными. Но беспокоит не это. Экономический кризис на Западе набирает обороты, экономика Европы находится на грани рецессии. До покупок ли будет осенью европейским автогигантам?

 

Ринат Билалов

 

P.S. PR-менеджер казанского представительства ИК"Тройка Диалог" Жанна Кашина прокомментировала ситуацию  "Бизнес Онлайн" следующим образом:

 

- В настоящее время сделка находится в стадии комплексной юридической оценки всех факторов для участия Daimler в акционерном капитале ОАО "КАМАЗ". Инвестиционная компания "Тройка Диалог" является только организатором переговоров о возможной продаже пакета акций КАМАЗа, а не участником. Обладая инсайдерской информацией, компания не комментирует события вокруг сделки во избежание негативного развития ситуации.