В Москве состоялся совет директоров КАМАЗа. Один из ключевых его вопросов – намеченная на осень сделка по покупке 42% акций компании немецким концерном Daimler AG .

Сделка вызывает множество вопросов как   в деловых кругах, так на самом предприятии. Пресс-служба ОАО "КАМАЗ" распространила интервью с генеральным директором Сергеем Когогиным, в котором он впервые в деталях прокомментировал намечаемый альянс с Daimler .

- Сергей Анатольевич, многие СМИ уже давно обсуждают перспективы предприятия. А руководство компании почему-то не спешило объявить своим работникам, общественности о предстоящих преобразованиях...

- Поверьте, это совсем не потому, что мы собирались что-то предпринимать втайне от коллектива. Просто таковы условия ведения деловых переговоров. И наши акционеры, и владельцы компании Daimler установили определенные сроки и порядок раскрытия информации об этой сделке. Мы выполнили эти условия. Теперь можно детальнее обсуждать происходящее.
Итак. Переговорный процесс по покупке концерном Daimler пакета акций ОАО "КАМАЗ" продолжается. На предприятии находится группа немецких специалистов, которые проводят аудит-компании - для того, чтобы соотнести заявленную цену пакета акций с их реальной стоимостью.

- Почему Daimler, ныне крупнейший в мире производитель автомобилей, проявил интерес к покупке солидного пакета акций ОАО “КАМАЗ”?

- Я считаю, это произошло потому, что за последние пять лет КАМАЗ имеет едва ли не лучшие финансово-экономические показатели среди автопроизводителей Европы и США. Ежегодно мы вырастаем на 25-30 процентов. Капитализация выросла с 300 млн. долларов до 4 млрд. долларов. То есть, более чем в 10 раз. Потенциальные покупатели считают, что КАМАЗ и дальше будет развиваться так же динамично. Поэтому выгодно в него вкладывать деньги. Когда инвестиционная компания “Тройка-Диалог” (один из главных акционеров ОАО "КАМАЗ") распространила информацию о том, что собирается реализовать часть пакета камазовских акций, практически все крупнейшие производители грузовых автомобилей заявили о своем интересе. Думаю, это говорит о высокой репутации компании в мире автомобильного бизнеса.

- Почему акционеры КАМАЗа в качестве стратегического партнера выбрали именно концерн Daimler?

- Во-первых, потому что Daimler выиграл тендер на приобретение камазовского пакета акций, который объявили наши акционеры. А этому, в свою очередь, способствовало то, что Daimler - технологический лидер среди всех возможных партнеров и потенциальных инвесторов. Финансовые условия, которые предложила немецкая компания, также оказались более интересными, чем у других претендентов.

- Сергей Анатольевич, чем, на ваш взгляд, это партнерство выгодно и той, и другой стороне?

- Daimler интересен российский рынок. Партнерство с КАМАЗом значительно облегчит концерну выход на него. Немецких производителей привлекают свободные производственные мощности, которыми располагает наше предприятие, и которые можно задействовать под новое производство.А мы - получим новые продукты, передовые технологии. Причем передовые технологии и в разработках, и в производстве, и в управлении.

Не секрет, что входящая в состав концерна компания Mercedes выпускает одну из самых популярных и надежных марок автомобилей - как легковых, так и грузовых. Мы рассчитываем, что с помощью привлеченных инвестиций сможем провести коренное обновление своей производственной и технологической базы. А также - значительно расширить модельный ряд выпускаемых автомобилей.

- Появление крупного иностранного собственника закономерно вызывает у многих работников компании ожидания не столько радужных перспектив, сколько тревогу по поводу возможных негативных последствий. Например, будут ли сокращения численности персонала, переориентация на выпуск иностранных моделей (КАМАЗ потеряет свое лицо), снижение объемов выпуска и заработной платы и т.д.

- Думаю, эти опасения беспочвенны. Daimler не становится единоличным владельцем КАМАЗа. Все принципиальные решения по-прежнему будут принимать собрание акционеров, совет директоров и правление компании. Естественно, что немецкая сторона претендует на определенное количество мест в совете директоров и в правлении ОАО "КАМАЗ". Возможно, несколько топ-менеджеров также будут представлять Daimler. Но это нормальная общемировая практика, не вызывающая катаклизмов и ломок. Более того, мы рассчитываем, что в связи с повышением конкурентоспособности нашей продукции и внедрением новых технологий сумеем значительно укрепить свои позиции на рынках. Наш бизнес станет более рентабельным. На нашем конвейере появятся новые модели легких грузовиков и автобусов. Об этом есть договоренность с нашими партнерами. Соответственно, увеличатся объемы выпуска и заработная плата персонала. Скорее всего, придется привлекать новую рабочую силу. И вообще практика взаимоотношений немецких компаний со своими работниками опровергает все эти "страшилки".

Я считаю, нам будет чему поучиться у партнеров и в плане совершенствования процессов управления производством, и в решении некоторых социальных проблем.

- Отразится ли появление новых собственников на вашей личной карьере в качестве генерального директора?

Срок моего контракта с советом директоров КАМАЗа еще не истек. В 2002 году, получив назначение на должность генерального директора, я заявил, что пришел на завод всерьез и надолго. Я не намерен бросать предприятие, в которое вложил столько сил, опыта и знаний. Очевидно, и акционеры компании придерживаются той же позиции, поскольку одним из условий продажи пакета акций было сохранение за мной должности генерального директора. Однако жить нам придется без иллюзий. Всем без исключения. Немцы - это дисциплина, порядок и ответственность везде и во всем, точность и пунктуальность. Нам, привыкшим к более "свободному" образу жизни, придется подтянуться.