В КАЗАНИ  ПО-РАЗНОМУ ОТНЕСЛИСЬ К ИДЕЕ РАМЗАНА КАДЫРОВА "ПЕРЕИМЕНОВАТЬСЯ" В ГЛАВУ РЕГИОНА

Полгода не прошло, как покинул свой президентский пост Минтимер Шаймиев, и месяца не прошло, как освободил высокое кресло Муртаза Рахимов, а уже возобновилась атака на название "президент региона". На этот раз она, что особенно интересно, началась из Чечни. Рамзан Кадыров решил отказаться от звания президента и стать просто главой региона. Парламент республики рассмотрит эту инициативу уже в сентябре, и нет сомнений, что поддержит. Вроде бы уже инициативу Кадырова одобрили и в московском Кремле, ряд глав национальных республик также поддержал идею Кадырова. А как относятся к ней в Татарстане? Журналисты «БИЗНЕС Online» опросили экспертов.

Рафаэль Хакимов – директор института истории академии наук РТ:

- По российской Конституции установление термина для обозначения главы региона является полномочием субъекта Российской Федерации. Поэтому изменять название "президент" региона – значит, касаться федеральной Конституции. На мой взгляд, это нежелательно. Пусть каждая республика сама определяет, как называется ее руководитель.

Мухаммат Сабиров – экс-премьер-министр Татарстана (в 1989 - 1995 годах):

- Я отношусь к положительно к предложению Рамзана Кадырова, хотя дело, конечно, не в названии главы субъекта федерации. Действительно, в стране должен быть один президент. Но не менее важно, чтобы успешно работающей была структура власти в регионе. Если республикой будет руководить глава исполнительной власти, это, с моей точки зрения, положительно скажется на управлении, поскольку исчезнет дополнительная ступень для согласований.

Я долго думал о том, какой должна быть структура власти в нашем Татарстане в сегодняшней ситуации. Да, должность президента была нужна в 90-х годах, когда республика отстаивала свою самостоятельность, когда еще не было договора о разграничении предметов ведения и полномочий между Казанью и Москвой, не было очень важных межправительственных соглашений... Но сегодня совсем другие условия для работы республиканской власти, она действует в рамках Конституции России, которой соответствует Конституция Татарстана.

Однако хочу оговориться, что в России все регионы, все республики и области разные, их в одну шеренгу не выстроишь, у каждой свои возможности и свои недостатки. Поэтому, с моей точки зрения, тут очень важны именно межправительственные соглашения, подобные тем тринадцати, которые заключили правительства РФ и РТ. Благодаря таким соглашениям можно выстроить такие отношения между федеральным центром и регионом, которые помогут развиваться и субъектам Федерации, и России в целом.

Хафиз Миргалимов – первый секретарь рескома КПРФ, лидер коммунистической фракции в Госсовете РТ:

- У меня отношение к инициативе Кадырова двоякое. С одной стороны, в стране должен быть один президент, если это единая страна. Но, с другой стороны, если у нас истинная федерация, то субъекты, составляющие эту федерацию, должны иметь максимальные права, которые гарантируют каждому гражданину более-менее сносные условия жизни, работы, отдыха, пенсии и так далее. С этой точки зрения, не Москва, а народ региона, в том числе нашего Татарстана, должен решать, как называть своего руководителя – первым ли там секретарем, президентом или главой региона… Народ должен решать, а не Москва.

Тем более что со стороны Москвы мы видим в последнее время странные инициативы. Вот, посмотрите, милицию там хотят переименовать в полицию. Что, нечего больше делать Москве? В такое время, когда в стране, как на войне, – жара, засуха, повышение цен на хлеб… Непонятно также, почему избирателей отстранили от прямых выборов руководителей регионов. Что это такое, это разве демократия? Думаю, федеральная власть должна заниматься не переименовыванием, а экономическими и социальными проблемами, добиваться, чтобы в стране работали законы. Они ведь не работают, в государстве правит чехарда – и никакая вертикализация власти результата не даст. Надо отдать максимальные права субъектам Российской Федерации. А сейчас Москва забирает 70 процентов налогов, и регионы потом вынуждены ходить с протянутой рукой. Так что федеральный центр занимается несвойственными ему функциями. Не надо менять понятия – надо менять суть управления нашим государством.

Александр Салагаев – профессор, директор центра аналитических исследований и разработок

- Поддерживаю идею Рамзана Кадырова – она хорошо вписывается в рамки губернизации России.

Рашид Галямов, генеральный директор ИД "Парадигма":

- Я бы пошел еще дальше и, ликвидировав иноязычное название "президент", называл бы наших верховных управленцев как-то по русски, татарски или евразийски. Первое что приходит на ум для руководителя Татарстана – это, допустим, хан (или эмир) Казанского ханства. А Путин в таком случае должен стать государем (или царем). Это не совсем шутка, ибо я посмотрел комментарии СМИ – проскочило, что Кадыров хочет стать вроде как имамом Чечни. Что интересно…

А если более серьезно говорить, то в преддверии будущих больших выборов 2011-2012 гг. Москва нуждается в максимальной консолидации сил, ресурсов, регионов и т.д. Можно по-разному относиться к инициативе Рамзана Кадырова, но он обслуживает объективный процесс укрепления России. В этой ситуации Татарстан, на мой взгляд, должен сформулировать для себя новую политическую стратегию, найти свое органичное место в будущей России. Мы же пока отмалчиваемся: старое (суверенитет) вроде как неудобно озвучивать, автоматически встраиваться в инициативы Кадырова нельзя (лицо потеряем), а нового нет.    

Павел Сигал, вице-президент ОПОРЫ РОССИИ, президент центра микрофинансирования:

- Думаю, отменять не надо. Неужели в России сегодня нет других проблем? Выбирать как будет называться первое лицо в субъекте нужно оставить на выбор самого субъекта. Если в Татарстане исторически сложилось, что глава республики называется президент, пусть так и остается. Сегодня в стране есть огромное количество экономических и социальных вопросов, которые следует решать… 

Елена Чернобровкина
Арслан Минвалеев