В СВОИХ ДОЛГОСРОЧНЫХ БИЗНЕС-СТРАТЕГИЯХ КРУПНЫЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ РФ УЧИТЫВАЮТ НЕДРУЖЕЛЮБНЫЙ БИЗНЕС-КЛИМАТ
Интересные результаты показ опрос российских олигархов, который провели UBS и Campden Research. Как выяснилось, отечественная бизнес-элита не строит долгосрочных планов, а дети нынешних крупных собственников, которые учились за границей и приобщились к западным ценностям, скорее всего, переведут унаследованный капитал за рубеж.
ПОДАЛЬШЕ ОТ РОССИЙСКОЙ БЮРОКРАТИИ
Компании UBS и Campden Research опросили 25 крупных российских предпринимателей, чтобы узнать, как они управляют бизнесом и что планируют делать с ним в ближайшие пять лет.
Опрос показал то, что и так всем в России, включая власти, хорошо известно. А именно: что российский крупный бизнес не любит привлекать к себе внимание (ни властей, ни общественности), не стремится сделать свою фирму публичной, не задумывается о передаче бизнеса по наследству и вообще готов продать его, как только предложат хорошую цену. Крупные бизнесмены, точно так же, как малый и средний бизнес, страдают от коррупции и опасаются "набегов" со стороны властей. Так что деньги отечественные олигархи предпочитают хранить за границей. Туда же отправляют учиться и своих детей, впрочем, заботясь о том, чтобы они все-таки не утратили национальной идентичности.
Примерно треть опрошенных надеются, что отпрыски продолжат их дело, однако не очень на этом настаивают. Как выяснилось, подрастающее поколение бизнес-наследников приобщилось к западным ценностям, и лучше куда лучше родителей разбирается в финансах. Поэтому дети, скорее всего, направят семейные капиталы в Европу – подальше от российской бюрократии.
ДЕНЬГИ ДЕЛАЮТ БЮРОКРАТЫ
Один из участников опроса честно заявил: "Не хочу передавать своим детям тяжесть и неуверенность, которые сопровождают управление большим бизнесом в России". Другой сказал примерно то же самое: "В этой стране не надо быть предпринимателем, чтобы стать богатым, надо просто вращаться в правильных кругах: деньги делают бюрократы".
Соавтор исследования, управляющий директор мультисемейного офиса Марко Науманн говорит: "Россияне часто действуют как серийные бизнесмены, строя одну компанию за другой: очень похоже на США. В Европе преобладает семейный бизнес, из поколения в поколение". Он также считает, что состоятельные россияне часто не хотят передавать бизнес детям, потому что не уверены, что те смогут управлять им так же успешно в нестабильные времена.
В ходе опроса основатели крупных состояний пожаловались на коррупцию и бюрократию – а в России бюрократия особенно сильна в регионах. В силу исторической непредсказуемости экономики опрошенные олигархи стараются не планировать далее чем на два года вперед. Но при этом в своих долгосрочных бизнес-стратегиях учитывают недружелюбный бизнес-климат. Так, крупный девелопер заявил: "Я хочу вывести свой бизнес из-под радаров, я чувствую себя в безопасности, когда не очень заметен. Я не боюсь рейдерских атак — просто не хочу иметь известный брэнд, привлекающий к себе много внимания".
ЧЛЕНЫ СЕМЕЙ В БИЗНЕСЕ НЕ УЧАСТВУЮТ
И все-таки каждый второй из опрошенных продолжает активно развивать свой бизнес и делает это внутри страны: а 72% вообще не рассматривают возможности зарубежной экспансии в ближайшем будущем. Интересный факт: все(!), кроме двух, сказали, что готовы продать свой бизнес, лишь бы предложили хорошую цену. Чуть менее 50% готовы это сделать в ближайшие два – четыре года.
У 84% опрошенных олигархов деньги хранятся за границей. Самые популярные страны для сбережения накопленного капитала – Кипр, Швейцария и Виргинские острова. При этом оффшоры используются не для налоговой оптимизации, а для защиты капитала.
Каждый из собственников, как показал опрос, жестко контролирует свой бизнес, заслужить у них доверие очень непросто. У большинства члены семей в бизнесе не участвуют. У 72% члены семьи не просто не имеют доли, но не имеют и перспектив ее получить. Треть опрошенных предпочитают не разделять бизнес-активы и личный капитал. Две трети предоставили своим детям свободу самоопределения. И всего лишь треть надеется, что их бизнес будет унаследован отпрысками.
НЕ ВЫПЯЧИВАТЬ СВОИ ДОХОДЫ
Как выяснил опрос, крупные предприниматели скромны в личной жизни – опять же, чтобы не привлекать повышенного внимания к себе и своим деньгам. Только двое имеют по яхте, двое же коллекционируют часы, вина и предметы искусства. Половина опрошенных заявили, что вообще не имеют предметов роскоши.
Один из участников опроса сказал: "Мои дети сейчас в школе в Великобритании, там они смогут впитать истинные ценности. Здесь, на Рублевке, у всех полно денег, можно услышать, как дети рассуждают о "Бентли" и "Феррари". Вот почему я осознал, что должен что-то предпринять"…
Председатель экспертного совета "Деловой России" Антон Данилов-Данильян считает, что создание бизнес-династий в России (как и за рубежом) маловероятно. Этому препятствуют широкие возможности для образования и реализации способностей. Эксперт говорит так же, что стремление не выпячивать свои доходы естественно во враждебной среде: "Некоторые даже специально ограничивают планку — 100 миллионов долларов и дальше не наращивать, чтобы не оказаться под лупой. 25 опрошенных крупных бизнесменов — это, конечно, не социологически значимая величина, но примерно так же ответило бы большинство людей из несырьевого бизнеса".
По материалу газеты "Ведомости"
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 3
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.