ОПРОС НЕДЕЛИ: СКОЛЬКО ЛЕТ ПОСЛЕДСТВИЯ КРИЗИСА БУДУТ ОЩУЩАТЬ ВАША КОМПАНИЯ, НАШ ГОРОД И РЕСПУБЛИКА?

На этой неделе на сессии горсовета Набережных Челнов гендиректор КАМАЗа Сергей Когогин заявил, что автоград будут ощущать последствия мирового кризиса еще три года. Газета «БИЗНЕС Online» обратилась к представителям делового сообщества Татарстана с предложением дать свой прогноз относительно периода, в течение которого бизнес и общество будут ощущать последствия кризиса.

Евгений Крылов – генеральный директор компании "ТАТИНКОМ Компьютерс":

- Думаю, что я соглашусь с прогнозом Когогина. Три года - срок очень обтекаемый. Нашей компании, чтобы вернуться к прежним показателям бизнеса - восстановить инфраструктуру, набрать прежнее число сотрудников - понадобится точно не меньше трех лет.

Резеда Ахунова - заместитель председателя правления ОАО "АКБ "Автоградбанк":

- По нашим показателям в 2008 и 2009 годах у нас был приток вкладов в полтора раза. Так что не могу говорить о каких-то негативных последствиях кризиса для нас. Что касается города Набережные Челны, то тенденции роста просрочек тоже нет, несмотря на то, что у нас брали кредиты и камазовцы.

Думаю, пик кризиса миновал, у кредитных организаций - избыток денежных средств и банки ищут заемщиков, чтобы выдать кредит. Если в прошлом году банки относились к выдаче кредитов с большой осторожностью, то в этом году ситуация изменилась.

Ильгизар Якушев – заместитель генерального директора ОАО "Татнефтехиминвест-холдинг":

- Сейчас даже самые грамотные экономисты не могут дать определенный прогноз относительно времени выхода из кризиса. В нашей нефтегазохимической отрасли недавно принята программа развития до 2014 года. Согласно этой программе к этому году отрасль ожидает рост по всем показателям: в объемах производства, в кадрах, в зарплатах. Главная стройка ТАНЕКО продолжает строиться, каких-либо серьезных сигналов о том, что она может остановиться нет. В целом прогноз оптимистичный.

Игорь Волчков - директор казанского филиала Военно-страховой компании:

- Начать нужно с того, что последствия у кризиса могут быть как положительные, так и отрицательные. Для нас последствия будут в большей степени положительные, как и для всего страхового сообщества. Произошло очищение на рынке, в результате которого повысилась ответственность перед страховщиками.

Кризис позволил ВСК не только нарастить свое присутствие (у нас в 2010 году открывается 230 дополнительных офисов), но и пойти в новые сферы бизнеса.

Да, по некоторым направлениям страхования (автострахование и страхование, связанное с ипотекой) сегменты сжались в несколько раз, здесь мы почувствовали недополучение страховых премий.

Я считаю, что одним из локомотивов, который удастся реанимировать, станет ипотека. Она и потянет экономику из кризиса.

Скорее всего, некое оживление мы почувствуем к концу 2010 года, а к 2012-2013 годам сможем вздохнуть свободнее.

Иван Платонов - директор ООО "АвтоСнабЦентр":

- Насколько мы быстро вошли в этот кризис, настолько же быстро выйти нам из него не удастся. Если вспомнить кризис 1998 года, то восстановление экономики длилось до 2007 года.

Кризис – это уменьшение кредитного портфеля на предприятиях. Он привел к различным последствиям, но больше всех пострадал строительный, а вместе с ним и автомобильный сектора. Сейчас уже есть небольшое движение, рост спроса, но по всей стране создается "дебиторка". Небольшие улучшения есть, но в целом ощущения, что кризис закончился, нет. Так что говорить о том, когда будут преодолены последствия, мне кажется неправильно.

Фарид Сафин - директор ООО "Торговый дом "Ваш быт":

- Понятие "последствия кризиса" растяжимое. Например, из кризиса 1998 года мы вышли гораздо более крепкими, чем были до него. Мы сумели приспособиться и поэтому выиграли. Нынешний кризис очень своеобразный, он коснулся всех слоев населения, поэтому произошло сокращение потребительского спроса, товары залеживаются, производство сокращается.

Думаю, что шок от кризиса уже прошел, люди начинают от него оправляться, приспосабливаться. Произошло сжатие экономики, но падение закончилось. На мой взгляд, к 2010-2011 годам мы начнем возвращаться к нормальной жизни. Банки уже начали давать кредиты, рассрочки, и это отражается на бизнесе, тянет экономику за собой вверх. Ждать быстрого подъема не стоит, возвращаться в нормальное русло будет трудно.

В данной ситуации нас выручает строительство объектов Универсиады, это немаловажно, поскольку дает работу гражданам и финансовые вливания республике. Остальное зависит от руководства страны и республики.

Ильяс Нуриев – директор медицинского диагностического центра "Клиника Нуриевых":

- Для нас последствий кризиса не было, он не привел к какому-то ущербу, поскольку мы успели перестроиться раньше, снизив зависимость от внешних поставщиков. Мы старались, чтобы кризис не отразился на нашем финансово-хозяйственном состоянии.

За 22 года практики я привык рассчитывать только на себя. Мы проводили исследования, выясняли предпочтения клиентов. Произошло изменение структуры рынка. Могу сказать, что к нам стали все чаще обращаться из других регионов, где аналогичные услуги гораздо дороже.

Думаю, для преодоления последствий этого кризиса стране понадобится лет пять-десять, не меньше. Ведь в его основе – отношение к труду, к партнерам. Кризис не закончится, когда у людей появятся деньги - нужно менять головы, модернизировать всю систему, а мы боимся новых, радикальных изменений.

Думаю, если у руководства компании есть голова, коллектив, и он умеет пользоваться экономическими инструментами, то преодолеть последствия любого кризиса можно за короткий срок.

Рамиль Хайрутдинов - директор заповедника "Казанский кремль":

- Кризис, конечно, привел к определенным последствиям, но в силу специфики нашей деятельности я могу сказать, что к нашему заповеднику сохранился устойчивый интерес со стороны определенной группы людей. Кроме того, в том году изменился потребительский рынок: люди отказались от заграничных поездок, но стремление к путешествиям сохранилось, в  результате у нас увеличился туризм выходного дня. Могу сказать, что в 2008 и 2009 годах  у нас общий турпоток не изменился – он составил около полумиллиона человек. Этот кризис научил нас жить в экстремальных условиях.

В целом же по республике сложились жесткие экономические условия. Как историк считаю, что выход из кризиса не ограничится годом или двумя, это длительная перспектива, определенный исторический этап. К тому же последствия кризиса это не только цифры и объемы, но и социальные изменения.

Булат Камалетдинов -  директор девелоперской компании "Казань":

- Для нас последствия кризиса длительными уж точно не будут. Люди как продавали недвижимость, так и будут ее продавать. Хотя в начале кризиса были ухудшения и для нас. Были сильные колебания курса валют, и люди не знали куда лучше вкладывать деньги. Нам пришлось уменьшить аппетиты. На сегодняшний день на рынке недвижимости последствия кризиса преодолены, начал реализовываться отложенный спрос. Думаю, общее улучшение произойдет через год-два.

 

Елена Шапиро