Развитие пешеходной инфраструктуры ведет к большим выгодам для города

Состояние общественного транспорта — это не единственный фактор, влияющий на желание людей пользоваться или не пользоваться личным автомобилем, уверен известный казанский блогер и активист общественного движения «Казанцы за общественный транспорт» Тимур Ямашев. В своей статье, специально подготовленной для «БИЗНЕС Online», он отмечает, что не менее важным является качество пешеходной инфраструктуры. К сожалению, об этом аспекте городской жизни сейчас не ведется никакой дискуссии.

Ул. Св. Николаса в Нью-Йорке до реконструкции
Улица Святого Николаса в Нью-Йорке до реконструкции

УДОБНЫЕ ДЛЯ ПРОГУЛОК УЛИЦЫ СБЛИЖАЮТ ЛЮДЕЙ И СПОСОБСТВУЮТ ОБЩЕНИЮ

Если в городе неприятные и неудобные тротуары, если пешеходов заставляют делать крюки через надземные переходы, то это все сказывается на желании человека сесть в автомобиль и ездить от порога до порога. Это банальное соображение было подробно рассмотрено исследователями в 1990 - 2000-е годы, и в итоге оказалось, что развитие пешеходной инфраструктуры ведет к большим выгодам для города. Автомобили делают людей индивидуалистами, а удобные для прогулок улицы, напротив, сближают людей и способствуют общению. В итоге оказалось, что чем выше «пешеходность» (walkability) местности, тем лучше ее показатели: здоровье жителей, социальное равенство, темпы экономического развития.

Подобные исследования в корне поменяли политику американских городов, начавших сужать дороги и расширять тротуары. В традиционно более пешеходной Европе идут еще дальше. В Мадриде муниципалитет распродал 20 тыс. парковочных мест с частичной их ликвидацией, а также планирует сделать полностью безавтомобильным весь центр города. Предвыборная программа нового мэра Брюсселя предполагает также сделать центр города свободным от автомобилей.

Ул. Св. Николаса в Нью-Йорке после реконструкции
Улица Святого Николаса в Нью-Йорке после реконструкции

ПАРКОВКА ВАЖНЕЕ СПОРТА

К сожалению, в Казани происходят прямо противоположные процессы. Даже улица Баумана становится все менее пешеходной, в последние годы ее разрезали автомобильным полотном улицы Университетской, а на пересечении с улицей Астрономической установили светофор с приоритетом для автомобилей. Вопиющий случай произошел на стадионе «Тасма». Директор стадиона своеобразно решил заработать и устроил на месте баскетбольной площадки платную парковку. Вот такая мы «спортивная столица».

На стадионе «Тасма» вместо баскетбольной площадки устроили платную парковку
На стадионе «Тасма» вместо баскетбольной площадки устроили платную парковку

ПЕШЕХОДЫ НЕ НУЖНЫ МЭРИИ?

Состояние тротуаров у нас сейчас сопоставимо с качеством дорог. Например, в самом центре Казани, на улице Дзержинского, нет твердого покрытия тротуара. Людям приходится или топтать грязь, или идти по проезжей части, уворачиваясь от машин.

На портале госуслуг по этому поводу значится такая отписка: «В первую очередь капремонт проводятся на улицах с большим потоком автотранспорта и где проходят маршруты общественного транспорта. В предварительный перечень программы капремонта УДС города Казани на 2014 - 2015 годы данный участок улицы Дзержинского не вошел».

То есть, как мы видим, качество среды для пешеходов зависит от числа автомобилей. Сами по себе пешеходы нашу мэрию не интересуют.

Пропускную способность Елисейских полей не пытаются повысить за счёт пешеходов
Пропускную способность Елисейских полей не пытаются повысить за счет пешеходов

Грязь вместо тротуара — не единственная проблема, иногда этих тротуаров нет вообще. На одной из основных улиц Казани — проспекте Ямашева — тротуары совмещены с локальными проездами. Целыми десятилетиями удобство и безопасность пешеходов никого не интересуют. Даже если отдельный тротуар имеется, то по нему все равно ездят автомобили. При полном попустительстве ГИБДД. Если гуляющая мать с коляской не успевают вовремя отскакивать в сторону, то им еще и сигналят! Аналогичная ситуация складывается и с планированием в городском комитете по транспорту. Его специалисты подсчитывают автотрафик на дорогах и пассажиропотоки в общественном транспорте, но пешеходов никто не считает. Не потому ли по Казани стало неуютно просто гулять?

В ГОРОДЕ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ НАДЗЕМНЫХ И ПОДЗЕМНЫХ ПЕРЕХОДОВ

Еще один фактор, который делает пешеходную среду некомфортной, — это надземные и подземные переходы. Во-первых, ради перехода приходится делать крюк. Во-вторых, преодолевать лестничные пролеты не нравится никому. Зимой эти ступеньки бывают скользкими и становятся источником клиентов для травмпунктов. Особенно не любят надземные переходы пожилые люди и родители с детскими колясками. Такие люди особенно не понимают, зачем им нужно залезать на высоту третьего этажа ради простого перехода дороги. На помощь им теоретически должны приходить лифты. Но как оказалось, эти лифты имеют законное основание, по техпаспорту, не работать по полгода, из-за низкой температуры или высокой влажности. Остальные полгода лифт находится на ремонте.

Подземные переходы в Токио продублированы «зеброй»
Подземные переходы в Токио продублированы «зеброй»

Если мы посмотрим на Европу или Японию, то там практически нигде не заставляют людей переходить дорогу по лестничному переходу. Эти переходы могут являться входом в метро, но сверху всегда будет зебра. Казанская же мэрия не только не дублирует переходы наземной зеброй. Она еще и сгоняет в эти переходы людей с соседних перекрестков. Например, был ликвидирован переход на пересечении Островского/Пушкина. Тротуар на людной улице в центре Казани теперь упирается в забор, а тысячам пешеходов приходится делать лишний 5-минутный крюк. Аргументация очень простая: «Пешеходный переход демонтирован в целях обеспечения оптимальной пропускной способности ул. Пушкина». Опять-таки в приоритете у мэрии автолюбители, а не пешеходы. Поэтому не стоит удивляться, почему все больше пешеходов хотят купить себе авто и больше не мучиться.

В 2009 году департамент транспорта Лондона объявил о ликвидации остатков надземных и подземных переходов, где это возможно. Будем надеяться, что у властей Казани хватит политической воли начать строить город для людей, исправляя свои же ошибки.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции