МИНИ-БЛОГИ TWITTER СОБРАЛИ 60 МЛН. ЧИТАТЕЛЕЙ ПО ВСЕМУ МИРУ. В ЧЕМ СЕКРЕТ УСПЕХА?

Суперпопулярный сегодня проект Twitter возник из неожиданной идеи, из желания любопытного программиста Джека Дорси постоянно быть в курсе того, что делают его друзья. Так в Интернете появился сервис микроблогинга. Twitter – это мини-дневник в Интернете, который позволяет делать записи объемом не более 140 символов. Пользователи отвечают на вопрос What are you doing? ("Что ты сейчас делаешь?"), сообщая, например: "Еду с работы в клуб". Можно поместить и фото. Эти записи, как в ЖЖ, могут читать другие пользователи. Сегодня у Twitter каждый месяц 60 млн. посетителей со всего света.

ПРИКОЛЬНО, НО БЕССМЫСЛЕННО

Twitter был создан не так давно – в марте 2006 года. Инициативу проявил Джек Дорси, который любил рассылать sms: "Где ты?", "Что ты делаешь?", но ленился набирать и отсылать их. Тогда он и заразил приятелей идеей сделать сервис, позволяющий узнать, что в данный момент делают твои знакомые. Дорси с двумя друзьями основали свою компанию. На создание первого варианта программы, которую назвали "Щебетание", ушло всего две недели. Новый сервис позволил обмениваться короткими сообщениями со всеми, кто подписан на их получение. Сообщения доставляются не только через сайт Twitter, программы-клиенты и электронную почту, но и через sms, поэтому размер сообщения пришлось ограничить 140 символами.

Не стоит думать, что Twitter – это всего лишь мини-отчеты о жизни автора. В микроблог пишут свои мысли, реплики и, что особенно интересно, любые новости. Так, именно пользователи Twitter одними из первых рассказали миру о террористической атаке в Мумбаи и даже помогали составить списки погибших и раненых.

Первые отзывы о сервисе сводились к мнению: "Прикольно, но бессмысленно". Никто и представить не мог, что Twitter станет серьезным средством коммуникации. Однако он быстро начал набирать популярность. Сегодня, по подсчетам Financial Times, у Twitter каждый месяц 60 млн. уникальных посетителей со всего света. За 2009 год количество работников в компании удвоилось — теперь их более ста.

ДАТЬ ИМ НОБЕЛЕВКУ!

Создатели Twitter понимают, что возможность свободно обмениваться информацией может оказывать воздействие в глобальном масштабе. В прошлом году Twitter вполне это доказал во время скандала вокруг выборов в Иране. После объявления о победе Ахмадинеджада иранские диссиденты активно и успешно использовали сервис для связи с внешним миром, чтобы заставить мировое сообщество вмешаться в происходящее в стране. Тема Ирана мгновенно попала в разряд самых популярных. Из-за этого сотрудникам Twitter даже пришлось перенести профилактические работы (во время этих работ сервис был бы недоступен) с ночи по американскому времени, когда в Иране утро, на ночь по иранскому времени. Как считает Financial Times, это было сделано не без давления со стороны госдепартамента США.

За то, что, благодаря Twitter, во время волнений в Иране новости из этой страны поступали бесперебойно (хотя работа иностранных собкоров ней была сильно затруднена), бывший советник по безопасности США Марк Пфайфел в июле прошлого года выступил с инициативой номинировать Дорси и других создателей Twitter на Нобелевскую премию мира.

Кстати, увеличению популярности Twitter помогли и президентские дебаты в США, во время которых обмен сообщениями резко увеличился.

МНОГО ШУМА, НО МАЛО ПРИБЫЛИ?

Как-то The New York Times ехидно заметила, что от Twitter много шума, но мало прибыли. Однако это не совсем так – или даже совсем не так. Не случайно, получив предложение о поглощении от Facebook, Дорси с друзьями его отвергли. Зато, по оценкам Financial Times, Twitter привлек уже $135 млн.  инвестиций, а по сведениям BusinessWeek, даже больше – $155 млн.

С момента создания компании все три года ее основатели уверяли, что их усилия направлены не на получение прибыли, а на рост базы пользователей и улучшение сервиса. Аналитики долго не могли понять, станет ли компания зарабатывать деньги, а главное – как? Однако инвесторы полны оптимизма. Среди них – Марк Андреессен, один из создателей браузера Netscape и основатель венчурного фонда Andreessen Horowitz, который специализируется на высокотехнологичных стартапах. Андреессен говорит: "Google получает миллиарды и миллиарды долларов, отправляя людей на веб-сайты. Из других сервисов, направляющих на веб-сайты, быстрее всего растут Facebook и Twitter. Что и требовалось доказать"…

Свою первую солидную прибыль Twitter смог получить в октябре прошлого года. По сведениям BusinessWeek, он заработал $25 млн., подписав контракт с корпорациями Google и Microsoft. Суть сделки – твиты, то есть сообщения Twitter, становятся доступными для поисковиков Google и Bing.

Как полагают эксперты, расходы Twitter – около $20-25 млн. в год. Одна из главных статей расходов – оплата sms-сообщений пользователям: твиты можно получать и по Интернету, и как текстовые сообщения. Эти траты будут оптимизированы: объем трафика позволяет Twitter вести переговоры с операторами о снижении тарифов.

Из Twitter вряд ли получится рекламно-поисковый сервис, такой, как, например, Google. Главная цель – распространение той информации, в том числе, скажем, о жизни звезд, которая интересует пользователей. Financial Times полагает, что, раз уж Twitter смог зайти так далеко, в Кремниевой долине не будет недостатка в деньгах на поддержку основателей компании в следующем шаге их невероятного путешествия.

Агентство Reuters 8 января нынешнего года сообщило, что, судя по открытым в Twitter вакансиям, компания всерьез задумалась о получении прибыли. Ей требуются четыре специалиста в проект по монетизации. Агентство предполагает, что компания может заняться продажей аналитических услуг или продавать аккаунты бизнесу, при этом гарантируя, что за ником известной фирмы не скрываются мошенники. А в конце 2009 года сотрудники компании намекали на возможность введения платных услуг.

Еще один способ заработать – реклама. Но в Twitter пока нет рекламных баннеров, и создатели компании много раз заявляли, что не планируют их вводить как минимум до 2010 года. Но 2010-й уже начался…

ХИТ СЛЕДУЮЩЕГО ГОДА

Сегодня Twitter – главное детище Дорси, которое принесло ему мировую известность. Но Дорси также главный инвестор компании Foursquare и генеральный директор компании Square.

Идея Foursquare не менее интересна, чем замысел Twitter: почему бы не дать возможность друзьям и знакомым возможность увидеть, кто из них где сейчас находится? Современные технологии позволяют определить координаты с точностью до нескольких метров – и сделать их видными для других пользователей. Для владельцев iPhone уже написали программу – и  новый сервис заработал.

Колумнист CNN Питер Кэшмор считает: "Проект Foursquare уже на той стадии, когда вполне может стать хитом следующего года". И у этого проекта также могут быть несколько возможных источников дохода. Скажем, пользователь может получать сведения обо всех ближайших ресторанах и барах.

Компания Square намерена выпускать и продавать небольшой сканер. Его можно будет подключить к мобильному телефону и с его помощью принимать платежи с кредитных карт. Дорси очень любит демонстрировать простоту работы устройства, снимая небольшие суммы со счета своих собеседников. Журналист The New York Times Ник Билтон уверяет, что процесс очень впечатляющ, прост и быстр – где-то за 10 секунд $3,33  легко перекочевали с его кредитки на счет Дорси. "Сколько же ты заработал этими демонстрациями?" – спросил пораженный корреспондент. Дорси только улыбнулся: "Чуть больше 600 долларов"...

Дорси уверен, что новый сервис очень пригодится малому бизнесу, который пока не приобретает устройства для чтения кредитных карт из-за их дороговизны. С его помощью можно будет расплатиться, покупая, скажем, цветы с лотка, яблоки фермера на ярмарке или картины на арт-выставках. Тестировался новый сервис именно на цветочных ларьках в Сан-Франциско.

Дорси предполагает сделать тарифы Square ниже, чем у других компаний. Чтобы воспользоваться новым сервисом, достаточно будет вставить в сканер кредитку и расписаться пальцем на сенсорном экране. После оплаты владелец карты получит уведомление о снятой сумме. В будущем, вполне возможно, на экране будет появляться фото владельца кредитки, чтобы продавец мог сверить его с лицом предъявителя карты.

По материалу в газете "Ведомости"

Справка

В апреле 2009 года пользователем Twitter стал американский актер Эштон Катчер, его аккаунт которого собрал более 1 млн. подписчиков. Вторым по популярности стал блог горячих новостей CNN. В Великобритании наиболее популярен блог актера и драматурга Стивена Фрая – у него также более 1 млн. подписчиков. В США сейчас популярны блоги певицы Бритни Спирс (более 4 млн. подписчиков) и велосипедиста Лэнса Армстронга (2 млн.).