В Топ-5 стран, откуда в Татарстан за последний год приехало больше всего туристов, как оказалось, вошла и Турция. Теперь, с введением визового режима, гости с турецкого берега вряд ли продолжат путешествия в братскую республику. Однако в Госкомитете по туризму не считают, что это большая потеря, и надеются на азиатских туристов, в частности на Китай. Какие еще перемены ждут туристическую отрасль республики, узнавала корреспондент «БИЗНЕС Online».
Рафис Бурганов (в центре) и Сергей Иванов провели прес-конференцию |
«ЛЮДИ ВСЕГДА БУДУТ РОЖДАТЬСЯ, УМИРАТЬ, ЕСТЬ И ПУТЕШЕСТВОВАТЬ»
«Неспокойное время для туристической отрасли» предрек накануне председатель комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству Рафис Бурганов, выступив на пресс-конференции в паре с председателем Госкомитета по туризму Сергеем Ивановым. Но, несмотря на тревожный прогноз, оба были в весьма игривом настроении.
— Туризм — это абсолютно эластичный товар, то есть человек отказывается от него достаточно просто, — высказался Иванов, имея в виду особую чувствительность туристического рынка к политэкономической обстановке.
— Женщины не кивали, видимо, не согласны отказываться, — вставил Бурганов под смех аудитории.
— Ну да, если раньше мы говорили, что люди всегда будут рождаться, умирать и есть, то сейчас добавилась и четвертая составляющая — они всегда будут путешествовать, — развил мысль коллеги Иванов. — Люди себя уже не мыслят без поездок. Неважно, как далеко они уезжают, — главное, что куда-то передвигаются.
Так как поездки в Турцию и Египет сегодня под большим вопросом, есть надежда, что россияне переключатся на внутренний туризм, и Казани надо быть к этому готовой.
«ЕСЛИ ЛЕГЕНДЫ НЕТ, ТО НУЖНО ЕЕ ПРИДУМАТЬ»
Несмотря на то, что в пятерку стран, откуда в Республику Татарстан приезжает больше всего путешественников, входят Турция, Германия, США, Италия и Китай, ставку в Госкомитете делают на Финляндию, Иран, Объединенные Арабские Эмираты и тот же Китай. «Это растущие рынки, которые интересны для нас и для всего туристического мира, — пояснил Иванов. — Потому что на самом деле все туристические страны сейчас борются за туриста из Азии. Это самый быстрорастущий рынок — больше миллиарда китайцев, примерно миллиард индусов, Малайзия, Таиланд и страны Персидского залива».
К туристам из этих стран в республике особый подход. Впрочем, маршруты, которые им предлагаются, ни разнообразием, ни новизной не отличаются. Китайцы и иранцы, к примеру, приезжают в Казань в рамках тура «Три столицы России», предварительно посетив Москву и Санкт-Петербург. Более зрелых жителей Поднебесной заманивают в столицу РТ «красным маршрутом», включающим также Екатеринбург, Ульяновск и Санкт-Петербург. Однако желающих прокатиться по ленинским местам с каждым годом становится все меньше и меньше...
А вот гости из Финляндии и ОАЭ благодаря наличию прямого авиасообщения (авиакомпании Finnair и FlyDubai) имеют возможность поближе познакомиться именно с татарстанскими достопримечательностями. Первым интересны еще и марийцы с чувашами как представители финно-угорских народов. А вообще туристический рынок постоянно нуждается в «новой крови», то есть в новых идеях и легендах, отметил Бурганов: «Будучи министром по делам молодежи, спорту и туризму, я как-то раз был подвергнут критике Минтимера Шариповича. Мы говорили про один объект, и в сердцах я ему сказал: «Минтимер Шарипович, там же нет легенды!» На что он мне ответил: «Рафис, если там нет легенды, ее нужно придумать...» На самом деле у нас есть что показывать и о чем рассказывать».
Игра стоит свеч, особенно если учесть, что объем платных услуг в татарстанской туриндустрии за год увеличился на 13%. И больше всего выиграл ресторанный бизнес, подчеркнул Иванов. «За 9 месяцев этого года объем платных услуг составил 8,4 миллиарда рублей, — рассказал глава Госкомитета. — Надо сказать, что сюда включены только расходы на проживание и экскурсионные услуги. Реальная цифра в два раза больше. Мы понимаем, что человек, который сюда приезжает, обедает и ужинает, покупает сувениры, тратит деньги на развлечения». Самыми щедрыми путешественниками оказались китайцы, которые обожают сувениры и другие местные товары, что особенно интересно для Республики Татарстан, констатировал Иванов. В целом же турпоток в республику по сравнению с 2014-м вырос на 14 - 18% (точная цифра будет известна до конца 2015 года). «Что касается 2016-го, мы надеемся, что рост будет не меньше», — надеется Иванов.
Порадовались главы комитетов и растущей популярности татарстанских музеев-заповедников. По их словам, Казанский кремль, а также Болгарский, Билярский, Елабужский и Иске-Казанский музеи за 9 месяцев посетили на 22 - 43% больше туристов, чем за аналогичный период прошлого года. В кремле, к примеру, с начала года побывали уже 1,6 млн. туристов (в прошлом году — 1,4 миллиона).
ВМЕСТО ТУРЦИИ — ИЗРАИЛЬ С ИОРДАНИЕЙ
А вот куда подастся армия татарстанских отпускников, пока неясно (в Турции с начала года отдохнули 235 тысяч татарстанцев, в Египте — 80 тысяч). Главный турист Республики Татарстан выразил надежду, что туроператоры успеют переключиться на Европу и Азию: «Поскольку по Турции решение было принято задолго до начала активного туристического сезона, это позволит почти всем туроператорам минимизировать собственные убытки, переориентировав маршруты на другие страны: это Средиземноморье, Израиль, Иордания, азиатские страны. Что касается Египта, то процесс идет: туроператоры общаются с отельерами, каждый решает вопросы в рамках личной договоренности».
По словам главы комитета, ведомство не планирует оказывать туроператорам финансовую поддержку, так как соответствующих механизмов у власти попросту нет. Кроме того, первоочередная задача комитета — это все-таки привлечение туристов в Татарстан. Тем не менее туроператорам не стоит опускать руки, добавил Бурганов: «Говорить, что все пропало, нельзя. Экономика регулирует эти процессы. Конечно, для кого-то они оказываются драматическими, для кого-то, наоборот, это площадка, чтобы подняться. Конечно, неизбежно сокращение рынка туристических услуг. Кого-то, возможно, ждет и закрытие. Но в то же время будут появляться новые фирмы».
В заключение спикер отчего-то растроганно заговорил о роли журналистики в развитии туристической отрасли, а затем пожелал присутствовавшим на пресс-конференции сотрудникам (хотя, скорее, сотрудницам) СМИ здоровья, удачи и... «нормальных мужиков», которые бы оплачивали все их путешествия.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 19
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.