Рафис Бурганов (в центре) и Сергей Иванов провели прес-конференцию
Рафис Бурганов (в центре) и Сергей Иванов провели прес-конференцию

«ЛЮДИ ВСЕГДА БУДУТ РОЖДАТЬСЯ, УМИРАТЬ, ЕСТЬ И ПУТЕШЕСТВОВАТЬ»

«Неспокойное время для туристической отрасли» предрек накануне председатель комитета Госсовета РТ по экономике, инвестициям и предпринимательству Рафис Бурганов, выступив на пресс-конференции в паре с председателем Госкомитета по туризму Сергеем Ивановым. Но, несмотря на тревожный прогноз, оба были в весьма игривом настроении.

— Туризм — это абсолютно эластичный товар, то есть человек отказывается от него достаточно просто, — высказался Иванов, имея в виду особую чувствительность туристического рынка к политэкономической обстановке.

— Женщины не кивали, видимо, не согласны отказываться, — вставил Бурганов под смех аудитории.

— Ну да, если раньше мы говорили, что люди всегда будут рождаться, умирать и есть, то сейчас добавилась и четвертая составляющая — они всегда будут путешествовать, — развил мысль коллеги Иванов. — Люди себя уже не мыслят без поездок. Неважно, как далеко они уезжают, — главное, что куда-то передвигаются.

Так как поездки в Турцию и Египет сегодня под большим вопросом, есть надежда, что россияне переключатся на внутренний туризм, и Казани надо быть к этому готовой.

«ЕСЛИ ЛЕГЕНДЫ НЕТ, ТО НУЖНО ЕЕ ПРИДУМАТЬ»

Несмотря на то, что в пятерку стран, откуда в Республику Татарстан приезжает больше всего путешественников, входят Турция, Германия, США, Италия и Китай, ставку в Госкомитете делают на Финляндию, Иран, Объединенные Арабские Эмираты и тот же Китай. «Это растущие рынки, которые интересны для нас и для всего туристического мира, — пояснил Иванов. — Потому что на самом деле все туристические страны сейчас борются за туриста из Азии. Это самый быстрорастущий рынок — больше миллиарда китайцев, примерно миллиард индусов, Малайзия, Таиланд и страны Персидского залива».

К туристам из этих стран в республике особый подход. Впрочем, маршруты, которые им предлагаются, ни разнообразием, ни новизной не отличаются. Китайцы и иранцы, к примеру, приезжают в Казань в рамках тура «Три столицы России», предварительно посетив Москву и Санкт-Петербург. Более зрелых жителей Поднебесной заманивают в столицу РТ «красным маршрутом», включающим также Екатеринбург, Ульяновск и Санкт-Петербург. Однако желающих прокатиться по ленинским местам с каждым годом становится все меньше и меньше...

А вот гости из Финляндии и ОАЭ благодаря наличию прямого авиасообщения (авиакомпании Finnair и FlyDubai) имеют возможность поближе познакомиться именно с татарстанскими достопримечательностями. Первым интересны еще и марийцы с чувашами как представители финно-угорских народов. А вообще туристический рынок постоянно нуждается в «новой крови», то есть в новых идеях и легендах, отметил Бурганов: «Будучи министром по делам молодежи, спорту и туризму, я как-то раз был подвергнут критике Минтимера Шариповича. Мы говорили про один объект, и в сердцах я ему сказал: «Минтимер Шарипович, там же нет легенды!» На что он мне ответил: «Рафис, если там нет легенды, ее нужно придумать...» На самом деле у нас есть что показывать и о чем рассказывать».

Игра стоит свеч, особенно если учесть, что объем платных услуг в татарстанской туриндустрии за год увеличился на 13%. И больше всего выиграл ресторанный бизнес, подчеркнул Иванов. «За 9 месяцев этого года объем платных услуг составил 8,4 миллиарда рублей, — рассказал глава Госкомитета. — Надо сказать, что сюда включены только расходы на проживание и экскурсионные услуги. Реальная цифра в два раза больше. Мы понимаем, что человек, который сюда приезжает, обедает и ужинает, покупает сувениры, тратит деньги на развлечения». Самыми щедрыми путешественниками оказались китайцы, которые обожают сувениры и другие местные товары, что особенно интересно для Республики Татарстан, констатировал Иванов. В целом же турпоток в республику по сравнению с 2014-м вырос на 14 - 18% (точная цифра будет известна до конца 2015 года). «Что касается 2016-го, мы надеемся, что рост будет не меньше», — надеется Иванов.

Порадовались главы комитетов и растущей популярности татарстанских музеев-заповедников. По их словам, Казанский кремль, а также Болгарский, Билярский, Елабужский и Иске-Казанский музеи за 9 месяцев посетили на 22 - 43% больше туристов, чем за аналогичный период прошлого года. В кремле, к примеру, с начала года побывали уже 1,6 млн. туристов (в прошлом году — 1,4 миллиона).

ВМЕСТО ТУРЦИИ — ИЗРАИЛЬ С ИОРДАНИЕЙ

А вот куда подастся армия татарстанских отпускников, пока неясно (в Турции с начала года отдохнули 235 тысяч татарстанцев, в Египте — 80 тысяч). Главный турист Республики Татарстан выразил надежду, что туроператоры успеют переключиться на Европу и Азию: «Поскольку по Турции решение было принято задолго до начала активного туристического сезона, это позволит почти всем туроператорам минимизировать собственные убытки, переориентировав маршруты на другие страны: это Средиземноморье, Израиль, Иордания, азиатские страны. Что касается Египта, то процесс идет: туроператоры общаются с отельерами, каждый решает вопросы в рамках личной договоренности».

По словам главы комитета, ведомство не планирует оказывать туроператорам финансовую поддержку, так как соответствующих механизмов у власти попросту нет. Кроме того, первоочередная задача комитета — это все-таки привлечение туристов в Татарстан. Тем не менее туроператорам не стоит опускать руки, добавил Бурганов: «Говорить, что все пропало, нельзя. Экономика регулирует эти процессы. Конечно, для кого-то они оказываются драматическими, для кого-то, наоборот, это площадка, чтобы подняться. Конечно, неизбежно сокращение рынка туристических услуг. Кого-то, возможно, ждет и закрытие. Но в то же время будут появляться новые фирмы».

В заключение спикер отчего-то растроганно заговорил о роли журналистики в развитии туристической отрасли, а затем пожелал присутствовавшим на пресс-конференции сотрудникам (хотя, скорее, сотрудницам) СМИ здоровья, удачи и... «нормальных мужиков», которые бы оплачивали все их путешествия.