Алмас Идрисов: «Я всегда стараюсь ходить по земле, размышлять вместе с коллегами. Но в стоимостные дела я никогда не влезал. Я эти цены не знаю»

«НЕ БЫЛО ТАКОЙ КОМАНДЫ — ЗАРУБИТЬ»

Главный архитектор Набережных Челнов Алмас Идрисов в своей манере общаться с прессой может переплюнуть единственного президента СССР Михаила Горбачева: ответ на конкретный вопрос будет не просто обтекаемым — он введет вас в ступор. При этом Идрисов всегда замечает, что ему не до мирской суеты — он весь в архитектуре.

Свой рассказ на вчерашней пресс-конференции начальник управления архитектуры начал с показа эскизных проектов здания... магазина одной из сетевых компаний. Выбор вводной темы Идрисов объяснил тем, что на одном из последних градостроительных советов архитектурная служба приняла упрек по исполнению проекта — мол, простовато. Поэтому журналистам Идрисов представил несколько новых вариантов. «Мы изучили среду, рядом стоящие здания, мечеть, дом с орнаментом, — рассказал он. — Казалось бы, сюда нужно взять традиционные народные элементы. Но на градсовете мы получили критику. Мы положительно отнеслись к ней. Надо учитывать современный дух Челнов. И мы много эскизов сделали. Орнаментальные элементы использовали намеком, витражи, легкие формы. Шаг за шагом шлифовали эскиз. Сейчас мы идем к последнему этапу, где каждую линию прочерчиваем».

Главный зодчий Челнов видит свою основную задачу в консультативной помощи архитекторам, чтобы они были в команде. Но всех грести под одну гребенку не будут, успокоил Идрисов, и дадут проявиться талантам. Причем архитектор заверил, что ни при каких обстоятельствах не будет участвовать в совместном проектировании: его задача — «давать концепцию». Но, несмотря на наличие талантов, на трех заседаниях градсовета одобрение получил лишь один проект, да и тот нуждается в доработках. Поясняя причины такой избирательности, Идрисов заявил: самое главное, что градостроительный совет вообще работает — раньше, мол, и того не было. «Мы услышали коллективное мнение, а не одного человека «нравится или не нравится», — воодушевленно говорил архитектор. — Это подсказывает архитекторам, проектировщикам, инвесторам, что надо работать еще плотнее. Если обсудили 7 проектов — это уже хорошо. Не было такой команды — зарубить. Была рекомендация доработать, учесть местные традиции, создать градансамбль».

С экстравагантным вкусом Идрисова челнинцы уже ознакомились, любуясь на фасады домов с расцветкой из разряда «вырвиглаз»

«КАК ТУТ МЯГКО ОТВЕТИТЬ? МНЕ В МАЕ БУДЕТ 66»

После этого на Идрисова посыпались вопросы, требующие, казалось бы, однозначного ответа. К примеру, журналистов интересовало, сколько стоит проект.

— Как тут мягко ответить? — начал Идрисов, приложив руку к сердцу. — Мне в мае будет 66. Я всегда стараюсь ходить по земле, размышлять вместе с коллегами. Но в стоимостные дела я никогда не влезал. Я эти цены не знаю.

— Сколько времени в среднем занимает работа над проектом? — предприняли журналисты вторую попытку.

— Когда я окончательно выйду на пенсию и стану директором проектного института, я вам буду стараться на эти вопросы отвечать. Вот над этими проектами я могу сидеть до утра, — Идрисов стал перебирать ворох бумаг на столе и быстро показывать исчерченные куски ватмана и кальки. — Это не имеет цены. Это моя жизнь.

После таких признаний первый архитектор города кинулся показывать слайды с проектами альметьевских домов, по которым до сих пор возводят объекты. К слову, краскопультом поработали и там, хотя цветовое решение и орнаменты на домах более спокойные, чем в автограде. Напомним, с экстравагантным вкусом Идрисова челнинцы уже ознакомились, любуясь на фасады домов с расцветкой из разряда «вырвиглаз». Но оказалось, что архитектор имеет особый взгляд не только на цветовые решения. Среди шедевров зодчества автограда он назвал здания делового центра «Единство» и клубного дома Plazma. Последнее строение Идрисов назвал примером настоящей архитектурной традиции: «Великолепное здание! Оно, казалось бы, сероватое. Но там есть такие бордовые моменты! У него подчеркнут первый этаж. Это настоящий челнинский объект!»

Тут репортеры поймали кураж и стали наперебой спрашивать о разных объектах. Так, жилой комплекс Sunrise City удостоился эпитета «бесподобно». «Я каждое утро бегу в парк Победы и думаю: надо же, как они темно-коричневым и белым эти элементы фасада оформили, — с придыханием говорил Идрисов. — И такое нежное полупрозрачное стекло. Они встраиваются грамотно в город». По поводу встраивания он попутно заметил, что менять что-либо в уже существующих объектах муниципалитет не станет, а будет лишь добавлять — глядишь, и то, что не вписывалось, впишется.

Plazma: «Великолепное здание! Оно, казалось бы, сероватое. Но там есть такие бордовые моменты! У него подчеркнут первый этаж. Это настоящий челнинский объект!»

ИДРИСОВ ЖДЕТ ИЗВИНЕНИЙ

Дальнейшая беседа с архитектором уже стала напоминать театр абсурда. Для примера — диалог с корреспондентом «БИЗНЕС Online».

— Вы раньше активно вели в интернете дневник. Но последний очерк под названием «20 кадров серого» датируется июлем. Почему вы его забросили?

— Я не понимаю, как можно дома облицевать серым профнастилом. Вот если кто-нибудь извинится за эти «20 кадров серого», что да, мол, мы виноваты, тут же пойдут следующие очерки.

— А кто должен извиниться?

— Кто-нибудь.

— Это Рубаненко (архитектор, автор генплана и проекта застройки Набережных Челнов — прим. ред.), наверное, должен извиниться?

— Нет. Рубаненко — это наш гений. Мы дело Рубаненко должны продолжать.

— Вы ездите по разным городам и странам. Недавно были в Питере. Какие идеи из последних поездок вы взяли себе на заметку и могли бы реализовать в Челнах?

— Вот в Питере я как раз вдохновлялся этим центром, — в этот момент Идрисов махнул рукой на очередной слайд, где был изображен непонятный эскиз, выполненный карандашом. — Там я изучал градостроительные ансамбли, парки, скверы. Несколько тысяч фотографий сделал. И оттуда вдохновленный приехал и центр «Междуречье» нарисовал.

Напомним, что проект застройки комплекса «Междуречье» также обсуждался на градсовете, но не прошел согласование. Инвестор по предложению архитекторов организовал конкурс на проект.

Также журналисты поинтересовались судьбой площади Высоцкого, которую сейчас благоустраивают по весьма упрощенному проекту. «Да, мы долго общались с Владимиром Нестеренко (автор первоначального проектаприм. ред.). Я готов только с вами пообщаться, — Идрисов обвел рукой присутствующих представителей СМИ. — Берете проект, который на руках у вас есть, и там на площади пообщаемся. Чтобы не было споров. Всегда готов с вами разговаривать».

Идрисов сообщил, что старается учитывать жизненные реалии и нехватку финансирования при подготовке проектов

НА ОДНОЙ ОСИ С МЭРИЕЙ

Немного рассказал Идрисов и о своей жизни. В частности, сообщил, что старается учитывать жизненные реалии и нехватку финансирования при подготовке проектов: «Просто картинки рисовать — это одно, надо вкладывать свою творческую энергию в реальные задачи. Я стараюсь думать реально. О реальном подходе архитектор всегда должен думать, иначе проект становится бумажным и смешным». Потом он вспомнил, что как-то в молодости придумал оригинальное здание — расширяющейся кверху сруб. Но в 2012 году эту идею воплотили в Китае. «Я его [эскиз] печатал везде, Ильдар Ханов его очень ценил. Я у него месяц жил, когда он здесь скульптуру «Регбисты» строил. Специально отпуск взял», — ностальгировал Идрисов.

К критике в свой адрес архитектор относится спокойно: «Один товарищ в интернете здание мэрии аляписто раскрасил и мою фамилию поставил. Но я не обижаюсь. Мне говорят: учись, ты колхозник, приехал, аляпистым город делаешь. Я всегда готов учиться». Видимо, какой-то урок из критики Идрисов действительно вынес, потому что сообщил, что следующие дома будут «в меру яркие», а в ремонте жилых домов 70 - 80-х годов будут применять цвет камня.

Нашлось в беседе с журналистами место и конструктиву. На предложение рассматривать проекты на стадии эскизов, чтобы предприниматели не теряли время и деньги на их доработку, Идрисов согласился: «Наиль Гамбарович (Магдеев — мэр Набережных Челновприм. ред.) проводит совещания в ТПП. Можно там. А можно вынести этот вопрос на градсовет, где выступит один предприниматель от лица всех».

Эскиз челнинской елки уже утвержден: «Елка композиционно будет на одной оси с мэрией. Также там будут деревянные торговые ряды, каток, горки. Сцена останется на старом месте»

Беседу Идрисов закруглил новогодней тематикой. Эскиз новой елки, которая будет установлена по обыкновению на площади Азатлык, уже утвержден, но главный символ Нового года решили переставить ближе к проспекту Мира. «Руководство поставило задачу новое решение разработать, — рассказал архитектор. — Площадь должна иметь сильную композицию, ее задает здание мэрии. Поэтому елка композиционно будет на одной оси с мэрией. Также там будут деревянные торговые ряды. Не разнобойные киоски, а однотипные. Это один из элементов ансамблевого решения. Они и после Нового года останутся на площади. Каток, горки там будут. А сцена останется на старом месте».

Напоследок он нарисовал акварелью осенний пейзаж, который ему навеяли вопросы журналистов, и подарил картину съемочной группе, пообещав каждому присутствующему на пресс-конференции СМИ вручить по такой же.