7-часовое стояние сотен машин на трассе М-7 во время первого снежного бурана привело журналиста и общественного деятеля Римзиля Валеева в режим перманентного шока
7-часовое стояние сотен машин на трассе М7 во время первого снежного бурана привело журналиста и общественного деятеля Римзиля Валеева в режим перманентного шока

ЧП ПОСЛЕ ПЕРВЫХ СНЕЖИНОК

Даже спустя неделю после дорожного приключения не могу успокоиться и прийти в себя. Попытки рассказать о случившемся выглядели бы глупо: кому неведомо, что дороги у нас банально неблагополучны, а пробки могут случиться где угодно, даже рядом с Казанским или Московским кремлем. Но то, что я увидел своими глазами, ошарашивает, заставляет искать ответы на вопросы регионального и федерального уровня. И отвечать на них следовало бы на уровне законодателей, министров, глав правительств, не исключая президентов и губернаторов.

Но что-то не слышно о таких обсуждениях и мозговых атаках. После четвергового снегопада и бурана мелькнули репортаж о застрявших на челнинской трассе автомобилях и видеоролик о падении фуры с моста через Вятку под Мамадышем. Даже нашлись и взрывают интернет кадры видеозаписи огромной фуры, которая срикошетировала от мостовых перил на противоположную ограду моста и упала вниз. Другая камера успела подснять внизу (под мостом) падение той же фуры в неглубокую, но все равно страшную речную гладь. И правда, это не прикол и не забавная сцена, когда груженная гофром фура грохается в 4-метровую воду, где погибает водитель — единственный участник происшествия. Эта история вызвала интерес только после того, как перевернулась на своей легковушке вдова погибшего шофера по пути в морг, куда ехала за справкой о смерти. А так заурядное падение с моста и банальный несчастный случай с летальным исходом мало кого потрясают. Шофер сам не справился с управлением фуры на мосту во время внезапного гололеда. И судить некогда, и нет причин разбираться в деталях.

Первые снежинки на зеленой траве и на непожелтевших листях, темные облака, за несколько минут закрывающие ясное синее небо — это не лирическая картина для сентиментальных лайков в интернете
«Первые снежинки на зеленой траве и на непожелтевших листях, темные облака, за несколько минут закрывающие ясное синее небо, — это не лирическая картина для сентиментальных лайков в интернете»

Первые снежинки на зеленой траве и на непожелтевших листях, темные облака, за несколько минут закрывающие ясное синее небо, — это не лирическая картина для сентиментальных лайков в интернете. Теперь я понимаю, что милые снежинки на фоне зелени — знак беды. В тот день уже в 10 часов в районе Мамадыша замелькали снежинки и летний пейзаж внезапно сменился зимним. Я умилялся таким контрастам и выставлял в Facebook картины зимы, зная, что в Казани ничего подобного нет и там продолжается бабье лето. А в Челнах уже было как в декабре или в конце марта. Я, как и другие путники этого дня, был в плаще и летней обуви, даже кепочку не прихватил.

Уже к выезду из Челнов в сторону Мензелинска выстроилась колонна, которая почему-то не двигалась или останавливалась минут на 15 после редкого продвижения вперед. Что происходит впереди, может быть, авария какая или крупная беда, не было известно. Перед нами маячила большая бочка оранжевого бенозвоза со словом «огнеопасно», которая полностью закрывала небо и дорожные просторы.

я еще не знал, что наблюдать эту бочку предстоит не менее 7 часов, в течение которых мы продвинемся от силы километров на 20-30
«Я еще не знал, что наблюдать эту бочку предстоит не менее 7 часов, в течение которых мы продвинемся от силы километров на 20 - 30»

Тогда я еще не знал, что наблюдать эту бочку предстоит не менее 7 часов, в течение которых мы продвинемся от силы километров на 20 - 30 до Куземетьево и чуть дальше него, что будем стоять в степной тишине, когда нет встречного и попутного обгоняющего транспорта, как на казахстанской грунтовой целине, когда в автобусах от долгого стояния печи не грели и в результате продрогшие пассажиры, особенно дети и больные, одетые в летние одежды, стали всхлипывать и умолять водителей сделать хоть что-нибудь. Требовали сообщить, почему стоим, когда пустынна встречная трасса и когда никто никого обгоняет. Но что сделает шофер автобуса или фуры и что он увидит из своей кабины?! Некоторые созванивались со знакомыми попутчиками, которые сообщали: «Тоже стоим...» Где-то на много километров впереди (колонна вытянулась на 30 километров, не меньше) забилась транспортная артерия, может быть, буксует или легла на бок фура, перекрыв оба полотна дороги и остановив движение в обе стороны. Так случается, когда кровеносные сосуды забиваются бляшками и человек погибает от сердечно-сосудистой стихии, которой почти нет противоядия. Инфаркты, инсульты, тромбы ежегодно забирают на тот свет миллионы людей, выглядевших здоровыми. А что будет, если забьются дороги страны после погодных и технологических бедствий? Про войну и не хочется говорить...

Где-то, на много километров впереди (колонна вытянулась на 30 километров, не меньше), забилась транспортная артерия
«Где-то на много километров впереди (колонна вытянулась на 30 километров, не меньше) забилась транспортная артерия»

ЧТО ЭТО БЫЛО?

Опытные люди скажут, что я наивен, оторвался от реалий. Бывает, люди стоят на границе или перед паромом по пять дней. Помню, раньше в ожидании парома на Сорочьих Горах под Чистополем или перед Челнами стояли целыми днями, бывало, ночевали на улице или в машине. Но тогда не было мостов и люди знали, на что шли и куда ехали. Одевались, запасались едой, теплыми вещами. Знали, почему и сколько придется стоять. А в нашем случае не было ожидания и подготовки. Сейчас пассажиры не берут в дорогу теплой одежды и еды, ведь в машинах тепло, а вдоль дороги полно забегаловок и кафе. В тот четверг я добрался до Уфы через 17 часов в плаще, летней обуви и с тремя яблоками в запасе.

Когда стояли по 1,5 часа, изучал карту, как добраться до ближайшего села, представлял, как разместим людей в домах, если придется ночевать в холодных машинах. Было немыслимо, как можно разместить людей из колонны в 30 километров. Самое ужасное, что у некоторых водителей был скромный запас горючего, можно было остаться с заглохшим мотором.

Полная тишина, хотя до города было недалеко. Ощущение неизвестности и беспомощности угнетало более всег
«Полная тишина, хотя до города было недалеко. Ощущение неизвестности и беспомощности угнетало более всего»

Осознав, в какой ситуации можем оказаться, написал в Facebook несколько тревожных сообщений, надеясь, что кто-то сообщит в МЧС, в дорожную службу или куда еще. Ждал, когда появятся вездеходы, тягачи, чтобы найти застрявшие или буксующие фуры. Полная тишина, хотя до города было недалеко. Ощущение неизвестности и беспомощности угнетало более всего. В двух очаговых местах заторов было видно, что ремонтники дороги на трассе Челны — Мензелинск пропускают встречные колонны по очереди, включая красный и зеленый светофор. Люди терпели, ждали по полчаса, зная, что после ремонта будет отличная дорога. Мои знакомые хвалили Татарстан за масштабы дорожного строительства и ремонта. Тогда было лето. Колонны в десятки километров — это уже сейчас серьезная проблема.

КАК ЖЕ БЫТЬ?

Не знаю, в какой степени причиной заторов стали мокрый снег и гололед, а в какой — рельеф местности и организация ремонтных работ. Уже через день мои знакомые без проблем проехали из Уфы в Казань через Мензелинск и не увидели больших заторов. Допустим, там что-то сделали, чтобы не устроить «дорожный тромбофлебит».

я добрался до Уфы через 17 часов в плаще, летней обуви и с тремя яблоками в запасе
«В тот день я добрался до Уфы через 17 часов в плаще, летней обуви и с тремя яблоками в запасе»

Но есть вещи, которые не изменишь в один день. Например, отсутствие информации о происходящем на дорогах. Я специально обращался к водителям, на каких FM-волнах они ловят сообщения о ситуации на данном участке дорог. И русскоязычные, и татарские радиостанции крутили шлягеры и рекламные ролики. Водители их просто не включали и настраивали свои приемники. Отсутствие контента, толковой информации, оперативного реагирования на происшествия делает радиоканалы и интернет-сайты бесполезными и праздными. В результате народ остается без коммуникации, а медийщики сидят без аудитории и доходов.

Я не специалист по части дорожной индустрии. Но то, что происходит на дорогах, видно издалека. Например, впечатляют масштабы дорожного строительства и ремонта, особенно из Казани в сторону Челнов. И четко видно, что нагрузка транспортных потоков в десятки раз превышает возможности узких дорог. Пусть даже называющихся «федеральными». Каждые 3 - 5 секунд по трассе мчится авто. Что будет, если дорога закроется на 6 часов? Посчитайте сами. Тысячи машин застревают в «тромбе». Раньше по узкому асфальту мчалась легковая машина или 3-тонный грузовик, а теперь большинство участников перевозок — это 10 - 20-тонные фуры. Они давят асфальт, оставляя летом глубокую колею. Их трудно обогнать, вышедшие на обгон часто сталкиваются со встречными машинами. В случае дорожного происшествия — остановка, разбор и огромный затор.

Теперь большинство участников перевозок — это 10-20 тонные фуры. Они давят асфальт, оставляя летом глубокую колею. Их трудно обогнать, вышедшие на обгон часто сталкиваются со встречными машинами
«Теперь большинство участников перевозок — это 10 - 20-тонные фуры. Они давят асфальт, оставляя летом глубокую колею. Их трудно обогнать, вышедшие на обгон часто сталкиваются со встречными машинами»

Поэтому ремонт однополосных дорог без разделительных сооружений — мертвому припарка. На трассе Казань — Челны осталось прокладывать еще 50 километров нормальных современных дорог. Надеюсь, там будет классная трасса, способная выдержать напор колонны машин. После Челнов по М7 почти до Уфы — старая тропа, а ведь называется федеральной, стратегической дорогой.

Скажите, почему все перевозки перешли на фуры и какая участникам движения и эксплуатантам дорог выгода от того, что производители и коммерсанты зарабатывают деньги, не прибегая к железнодорожным и водным перевозкам? Посмотрите на федеральные дороги, это же не автострада, а «железная» дорога. Вместо товарных вагонов те же «вагоны», только на резиновом ходу. Дороги не были рассчитаны на такую интенсивность и весовую нагрузку. А рельсов-то не проложили — денег на широкие полноценные дороги вечно не хватает. Но коммерческие и рыночные законы признают только дешевый и быстрый способ перевозок по дорогам, которые все чаще будут забиваться и по разным причинам будут выстраиваться в многокилометровые очереди после первых снежинок. При этом региональный бюджет сужается, как шагреневая кожа, налоги и выплаты в центр растут. А на дорогах гибнут люди, ломаются машины, случаются заторы, которые ставят ситуацию в глубинке «на дыбы». Теперь, возможно, придется дежурить у трассы на случай аварий и заторов с участием тысяч машин и людей. У кого есть такие ресурсы и техника, чтобы не оставлять людей в беде?

После Челнов по М-7 почти до Уфы — старая тропа. А называется федеральная, стратегическая дорога
«После Челнов по М7 почти до Уфы — старая тропа, а ведь называется федеральной, стратегической дорогой»

Пусть меня опровергнут, если не прав. Пусть задумаются законодатели, региональные и федеральные чиновники, которым ВВ тоже, как заявил с трибуны ООН западным оппонентам, мог бы сказать: «Вы хоть понимаете, что натворили?» Встаньте у трассы М7, посмотрите на мчащиеся мимо «вагоны» и представьте, что будет, если этот поток остановить на 15 минут. А если на 6 - 7 часов? Приступ «транспортного тромбофлебита»! Поток большегрузов на узких российских дорогах может привести к инфаркту транспортных артерий страны. По тем же дорогам возят не только промышленные грузы, но и людей в первую очередь. То, что называется в современных проектах человеческим капиталом. А ведь все мы, как и мои внуки, еще или уже не капитал. Просто люди, которых нельзя возить как дрова. Да всем: и капиталу, и людям — нужны нормальные, соответствующие нынешним стандартам дороги.